ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3022/20 от 07.06.2021 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-321/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием представителя административного истца- ФИО1 (по доверенности), представителя административного ответчика - адвоката Пышкиной Т.В. (по ордеру), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, пени по налогу на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности – налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ - в сумме (номер обезличен) руб., пени по налогу на доходы физических лиц - в сумме (номер обезличен) руб., всего: (номер обезличен) руб.

Свой административный иск мотивируют следующим.

26.05.2020 г. мировым судьей судебного участка № 1 Кстовского судебного района Нижегородской области был выдан судебный приказ №2а-1410/2020 о взыскании с ФИО2 налоговой задолженности по видам, указанным выше. 05.06.2020 г. мировой судья судебного участка № 1 Кстовского судебного района Нижегородской области выдал определение об отмене судебного приказа на основании заявления должника, также было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства. В соответствии со ст. 228 НК РФ ФИО2 является плательщиком НДФЛ. От налогового агента ООО «СК «Ренессанс –Жизнь» поступила справка о доходах и суммах налога физического лица за (дата обезличена) г., с указанием дохода за (дата обезличена) г., полученного ФИО2, в общей сумме (номер обезличен) руб. Согласно указанной справке, сумма налога к уплате (номер обезличен) руб. На основании поступивших сведений, ФИО2 направлено налоговое уведомление (номер обезличен) от (дата обезличена) с расчетом налога на доходы физических лиц, согласно которому к уплате (номер обезличен) руб., со сроком уплаты до (дата обезличена) В установленный срок уплата в бюджет не поступила, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме (номер обезличен) руб. Неуплата налогоплательщиком указанных налогов, послужила основанием к направлению налоговым органом, в соответствии ст.ст. 69,70 НК РФ требования об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен). Однако, до настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены.

В судебном заседании представитель административного истца на административном иске настаивал.

В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 286 КАС РФ - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 3 ст. 72 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога и сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В пункте 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующим способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Исходя из анализа указанных выше правовых норм, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что (дата обезличена) мировым судьей судебного участка № 1 Кстовского судебного района Нижегородской области был выдан судебный приказ №2а-1410/2020 о взыскании с ФИО2 налоговой задолженности по видам, указанным выше.

05.06.2020 г. мировой судья судебного участка № 1 Кстовского судебного района Нижегородской области выдал определение об отмене судебного приказа на основании заявления должника, также было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

Как следует из иска, в соответствии со ст. 228 НК РФ ФИО2 является плательщиком НДФЛ.

От налогового агента ООО «СК «Ренессанс -Жизнь» в налоговый орган поступила справка о доходах и суммах налога физического лица за (дата обезличена) г., с указанием дохода за (дата обезличена) г., полученного ФИО2, в общей сумме (номер обезличен) руб. Согласно указанной справке, сумма налога к уплате составила (номер обезличен) руб.

На основании поступивших сведений, ФИО2 направлено налоговое уведомление (номер обезличен) от (дата обезличена) с расчетом налога на доходы физических лиц, согласно которому сумма к уплате составила (номер обезличен) руб., со сроком уплаты до (дата обезличена) В установленный срок уплата в бюджет не поступила, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме (номер обезличен) руб.

Неуплата налогоплательщиком указанных налогов, послужила основанием к направлению налоговым органом, в соответствии ст.ст. 69,70 НК РФ требования об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен).

Однако, до настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены.

Суд по результатам анализа доводов сторон, материалов дела, оценив доказательства по делу в своей совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 41 НК РФ – доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.

Согласно ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Как усматривается из материалов дела, (дата обезличена) между ООО «СК «Ренессанс-Жизнь» и ФИО2 был заключен договор страхования (номер обезличен) на срок 10 лет.

(дата обезличена) настоящий договор страхования расторгнут по причине неоплаты очередного взноса.

ООО «Страховая компания «Ренессанс Жизнь» сообщило, что сведения о доходах ФИО2 за (дата обезличена) г. по форме 2-НДФЛ представлены в отношении доходов, исчисленных согласно ст. 213 НК РФ.

Так, в соответствии с абз. 4 пп.2 п. 1 ст. 213 НК РФ в случае расторжение договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольно страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

В соответствии с абз. 6 пп.2 п.1 ст. 213 НК РФ, в случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Договор добровольного страхования жизни ФИО2 расторгнут по причине неоплаты страхователем очередного страхового взноса.

Справки, выданные налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающие неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренные абз. 6 пп.2 п. 1 ст. 213 НК РФ не предоставлены.

В связи с вышеизложенным, в налогооблагаемую базу была включена сумма дохода равная сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, а именно: сумма внесенных в (дата обезличена) году страховых взносов в части страхования жизни по договору (номер обезличен) от (дата обезличена) составила (номер обезличен) руб., сумма исчисленного НДФЛ по ставке 13% составила (номер обезличен) руб.

Поскольку договор страхования был расторгнут по причине неоплаты Страхователем очередного страхового взноса, выкупная сумма при расторжении договора страхования в период второго года действия договора составила 0 руб. 00 коп. в соответствии с условиями договора.

В связи с тем, что денежная сумма, подлежащая возврату страхователю при расторжении Договора страхования, составила (номер обезличен)., у Страховщика (как у налогового агента) отсутствовала возможность удержать НДФЛ, о чем согласно п. 5 ст. 226 НК РФ сообщено налогоплательщику и налоговому органу по месту учета.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных им в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ.

Указанный вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по добровольному страхованию жизни.

В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить и удержать сумму налога налогоплательщика.

При этом ст. 213 НК РФ не предусматривает обязанности страховой организации по уведомлению налогоплательщиков об их обязанностях, установленных НК РФ, задержку выплаты страховой организацией налогоплательщику денежных сумм, полагающихся ему при расторжении Договора страхования, или отказ от её выплаты в случае не предоставления налогоплательщиком указанной справки.

Согласно ст.ст. 14,62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение, которое у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.

Согласно положениями п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

Из материалов дела следует, что (дата обезличена) налогоплательщиком ФИО2 в налоговый орган было представлено заявление о выдаче Справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждения факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

Как следует из ответа административного истца на судебный запрос, справка о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ за (дата обезличена) год (номер обезличен) от (дата обезличена) была направлена, по просьбе плательщика, простым письмом почтой России (дата обезличена).

Согласно материалам дела, страховые выплаты от страховщика ООО «СК «Ренессанс -Жизнь» ФИО2 не получала.

Из ответа ООО «СК «Ренессанс -Жизнь» следует, что указанный выше договор страхования был расторгнут в связи с неоплатой ФИО2 очередного страхового взноса.

По данному договору ФИО2 уплачена сумма страховой премии (номер обезличен) руб. за страхование жизни.

Поскольку страхователь на дату расторжения договора страхования не предоставил справку из налогового органа, подтверждающую получение налогоплательщиком социального налогового вычета, из рассчитанной к возврату суммы части страховой премии был удержан НДФЛ в соответствии со ст. 213 НК РФ.

Налоговый вычет по спорному договору страхования административному ответчику не предоставлялся, из представленных налоговым органом сведений следует, что указанная выше справка по заявлению ФИО2 подготовлена и была направлена в её адрес простым письмом.

Между тем, в судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что такая справка ФИО2 получена не была и в её адрес не поступала. Доказательств в обратного не представлено.

Доказательств получения административным ответчиком такой справки из налогового органа, а также доказательств получения административным ответчиком налогового вычета по договору страхования с ООО «СК «Ренессанс -Жизнь», доказательств предоставления страхователю ФИО2 страховой выплаты, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, пени по налогу на доходы физических лиц, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья - /подпись/ Е.Ю. Кравченко