ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3024/2022 от 06.06.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-3024/2022

УИД 75RS0001-02-2022-003990-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2022 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Цымпилове С.А.,

с участием представителя Министерства природных ресурсов Забайкальского края Пешковой А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному иску Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, заинтересованное лицо – государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края»,

У С Т А Н О В И Л:

Забайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой во исполнение задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) законодательства об особо охраняемых природных территориях, в ходе которой установлено, что в отношении памятника природы «Гора Шантой», расположенного на территории муниципального района «Хилокский район», границы которого утверждены постановлением Правительства Забайкальского края №78 от 10.03.2022, не проведена работа по установлению границ охранной зоны, не подготовлено и не направлено предложение для подготовки соответствующего проекта решения Губернатора Забайкальского края. В связи с изложенным, ссылаясь на то, что отсутствие охранной зоны у памятника природы может повлечь за собой утрату уникального и типичного природного комплекса и объекта, достопримечательного природного образования, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, вследствие повышения на них антропогенного воздействия, просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территориии регионального значения - памятника природы «Гора Шантой» и установлении ее (охранной зоны) границ; возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить предложение о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения - памятника природы «Гора Шантой» и установлении ее (охранной зоны) границы и направить их в Правительство Забайкальского края для согласования и подготовки проекта решения о создании охранной зоны и установлении границ для подписания Губернатором Забайкальского края.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий Забайкальского края».

Протокольным определением суда от 17.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.

В судебное заседание административный истец и заинтересованное лицо представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителя неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Забайкальского края Пешкова А.И. в судебных заседаниях поддержала позицию, изложенную в отзыве на иск, не оспаривая обязанности Министерства по подготовке предложения о создании охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, полагала неразумным и необоснованным указанный в иске срок исполнения возложенных обязанностей, ссылаясь на необходимость последовательного согласования проекта с рядом органов исполнительной власти, указывая на заключение государственного контракта на выполнение работ по подготовке документов, срок выполнения работ согласно которому установлен до ДД.ММ.ГГГГ, просит установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. в судебном заседании полагала финансовый орган субъекта, не нарушивший никакие нормы действующего законодательства, ненадлежащим ответчиком по делу. Указала на то, что формирование бюджета происходит исходя из потребностей, определяемых главными распорядителями бюджетных средств, которым в отношении в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов Забайкальского края; а также на то, что недофинансирование со стороны Министерства финансов предметом судебного разбирательства не является.

Выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, объявляются особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон установлен запрет на всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно подпункту «б» пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года №138 (далее - Правила).

Согласно пункту 19 Правил решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В силу пунктов 21, 22 Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ. Пояснительная записка к проекту решения должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения и ее карту-схему.

При согласовании проекта решения органами государственной власти и органами местного самоуправления высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения (п. 25 Правил).

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Закона Забайкальского края от 09.03.2010 №338-ЗЗК «Об особо охраняемых природных территориях в Забайкальском крае» (далее - Закон Забайкальского края №338-ЗЗК) к полномочиям Губернатора Забайкальского края относятся принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков, памятников природы регионального значения.

Согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 21 Устава Забайкальского края высшим должностным лицом Забайкальского края является Губернатор Забайкальского края, а высший исполнительный органом государственной власти Забайкальского края — Правительство Забайкальского края и иные исполнительные органы государственной власти Забайкальского края.

Исходя из пункта 29 Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий регионального значения в Забайкальском крае на период до 2030 года, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 01.03.2016 №89, исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере особо охраняемых природных территорий, является Минприроды Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 №503 (далее - Положение), Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области особо охраняемых природных территорий.

Министерство осуществляет управление и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 12.4.13 Положения).

Также в силу пунктов 12.6.1, 12.6.2 Положения Министерство в сфере особо охраняемых природных территорий осуществляет региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Таким образом, из вышеприведенных требований законодательства следует, что в Забайкальском крае создание охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения и определение их границ осуществляется на основании решения Губернатора Забайкальского края, проект которого подготавливается Правительством Забайкальского края, обязанность по подготовке предложений о создании охранных зон и установлению границ возложена на Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Согласно региональному кадастру ООПТ и информации Министерства на территории Забайкальского края расположен памятник природы «Гора Шантой», положения о котором утверждено постановлением Правительства Забайкальского края №78 от 10.03.2022.

Вместе с тем, предложение о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении перечисленной особо охраняемой природной территории административным ответчиком в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства не направлены.

Доказательства обратному административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании бездействия незаконным и возложении на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанности по подготовке и направлению в Правительство Забайкальского края предложения о создании охранной зоны и установлении ее границ в отношении памятника природы «Гора Шантой» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При разрешении вопроса о сроке исполнения решения суд учитывает необходимость последовательного согласования проекта с рядом органов исполнительной власти, принимает во внимание заключение государственного контракта на выполнение работ по подготовке документов, срок выполнения работ согласно которому установлен до ДД.ММ.ГГГГ, и приходит к выводу, что установление срока исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Гора Шантой» и установлении ее (охранной зоны) границ.

Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить предложение о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Гора Шантой» и установлении ее (охранной зоны) границ и направить их в Правительство Забайкальского края для согласования и подготовки проекта решения о создании охранной зоны и установлении границ для подписания Губернатором Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированное решение изготовлено 10.06.2022

Судья Ю.В. Еремеева