ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3026/20 от 27.08.2020 Норильского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0040-01-2020-003384-95 Дело № 2а-3026/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года город Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Горяевой М.В., с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, его представителя – адвоката Дробушевского П.А., представителя административных ответчиков – Отдела МВД России по г.Норильску и ГУ МВД России по Красноярскому краю ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к ГУ МВД России по Красноярскому краю, Отделу МВД России по г.Норильску, государственному инспектору безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2 о признании незаконными действий при оказании государственной услуги и возложении обязанности,

установил:

ФИО4 в лице своего представителя ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Красноярскому краю, Отделу МВД России по г.Норильску, государственному инспектору безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2 о признании незаконными действий при оказании государственной услуги и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, мотивируя свои требования тем, что 17.07.2020 в 12 часов 00 минут ФИО4 прибыл на регистрационные действия в РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску по адресу: <...> по предварительной записи через информационный сайт «ГОСУСЛУГИ», заявление об изменении регистрационных данных в связи с переходом права собственности (купли-продажи) автотранспортного средства <данные изъяты>, идентификационный номер , регистрационный знак

Документы от заявителя ФИО4 по постановке транспортного средства на государственный учет были приняты около 15:15 государственным инспектором ОГИБДД Отдела МВД России по г. Норильску ФИО2

После осуществления проверки подлинности, полноты и правильности оформления представленных документов, сотрудником полиции ФИО2 была сделана отметка в разделе «Решение по заявлению» об отказе в государственной услуге по основаниям «п. 92.6 Приказа № 950 от 21.12.2019 Административный регламент МВД РФ. Неуплата, в случае предусмотренным законодательством РФ. 17.07.2020 16:26 п. 5.2 ст. 20 Ф3№283 от 03.08.2018 О гос. регистрации т/с ФИО2».

С указанными действиями ФИО4 и его представитель не согласны, поскольку они нарушают п. 2 ст. 35 Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона N 196-ФЗ транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с под. 3 п. 3 ст. 8 Федерального закона № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

Действия государственного инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по г. Норильску ФИО2 противоречат п. 4 ст. 333.35 НК Российской Федерации, п. 36 раздела II Приказа МВД России № 950, согласно которым размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, принимаются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действии и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

В нарушении приведенных положений сотрудником полиции отказано в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства ФИО4, при этом государственная пошлина оплачена через портал «ГОСУСЛУГИ» на основании выставленного счета указанным ведомством с 30% скидкой.

На действия государственного инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по г. Норильску ФИО2, подана жалоба в УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю 17.07.2020 № 220/196. Ответ на жалобу в адрес инициатора не поступил.

Административный истец просил признать незаконными действия государственного инспектора ОГИБДД Отдела МВД России по г. Норильску ФИО2, обязать Отдел МВД России по г. Норильску, ГУ МВД России по Красноярскому краю, оказать государственную услугу в постановке транспортного средства на государственный учет.

Административный истец ФИО4, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив своего представителя.

Представитель административного истца на основании нотариально удостоверенной доверенности от 20.07.2020 ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что в заявлении ФИО4 имеется отметка РЭО о прохождении осмотра транспортного средства в 12:16 часов 17.07.2020, после чего ФИО4 по рекомендации государственного инспектора П.А.В. прибыл в РЭО на регистрационные действия в 14:00, осмотр транспортного средства прошел на основании предварительной записи, сформированной посредством Единого портала госуслуг по заявлению от 24.06.2020 .

Административный ответчик - государственный инспектор РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагая свои действия законными и обоснованными, поскольку ФИО4 через портал ГОСУСЛУГ в РЭО не обращался, а обращался с заявлением его представитель, который не явился в назначенное время, документа, подтверждающего уплату государственной пошлины самим ФИО4 не представлено, имелись сведения об оплате государственной пошлины представителем М.В.И., поэтому ФИО4 был принят в порядке «живой очереди» и в связи с неуплатой государственной пошлины ему было отказано в регистрационных действиях.

Представитель административного ответчика ФИО2 – адвокат Дробушевский П.А., представивший ордер от 27.08.2020 и удостоверение , позицию своего доверителя поддержал, указав, что у М.В.И. отсутствовали полномочия по уплате государственной пошлины за ФИО4

Представитель административных ответчиков – Отдела МВД России по г.Норильску и ГУ МВД России по Красноярскому краю ФИО3, действующая на основании доверенностей от 19.03.2020 и от 14.12.2018 соответственно, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.25-31), согласно которым 17.07.2020 около 12 часов 35 минут в РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску к старшему государственному инспектору П.А.В., осуществлявшему прием граждан, в соответствии с расписанием по предварительной записи, сформированной с применением Единого портала государственных и муниципальных услуг, обратился ФИО4 с заявлением о регистрации автомобиля в связи с изменением собственника. Инспектором П.А.В. было разъяснено ФИО4, что по техническим причинам на Едином портале государственных и муниципальных услуг сформировалась запись на 12.00 часов 17.07.2020 нескольких граждан для получения государственных услуг в РЭО, данное обстоятельство привело к задержке по приему граждан в назначенное время, и было предложено подойти к 14.00 часам 17.07.2020 для получения госуслуги.

По заявлению, поданному в электронной форме посредством Единого Портала Государственных Услуг (ЕПГУ) 24.06.2020 и зарегистрированному за номером , заявителем являлся М.В.И. Данное заявление было рассмотрено сотрудниками РЭО ГИБДД Отдела МВД, заявка была подтверждена, электронная очередь для предоставления госуслуги выделена на 17.07.2020 в 12:15. Однако гражданин М.В.И. в назначенное время за получением госуслуги не обратился.

На основании п.23 Приказа МВД России от 21.12.2019г № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» при неявке заявителя в установленное время срок его ожидания составляет не более 15 минут, по истечении которого прием заявителя и оформление документов осуществляются в общем порядке.

В заявлении была проставлена отметка о непредставлении госуслуги в связи с неявкой заявителя - гражданина М.В.И.

В 14.00 часов 17.07.2020 ФИО4 прибыл в РЭО ГИБДД Отдела МВД и предоставил старшему государственному инспектору П.А.В. пакет документов, а также заявил, что у него предварительная запись на прием на 12 часов 15 минут 17.07.2020, при этом пояснил, что заявление посредством ЕПГУ он не подавал, но продолжал настаивать, что имеет предварительную запись на 12 часов 15 минут, которую ему «сделал» его знакомый гражданин М.В.И., также ФИО4 пояснял, что обратился к гражданину М.В.И., который обещал помочь с регистрацией автомобиля, но сам в назначенное время в РЭО ГИБДД за получением госуслуги не явился, заверил, что ФИО4 примут в 12:15 часов 17.07.2020 по предварительной записи, чем ввел последнего в заблуждение.

Гражданину ФИО4 подробно был разъяснен порядок и способы подачи заявления на получение госуслуги.

Так как 17.07.2020 предварительная запись на портале ЕПГУ была полностью заполнена, гражданину ФИО4 было предложено подождать, когда освободится один из госинспекторов, осуществляющих прием граждан.

Примерно в период времени с 16.10 часов до 16.30 часов 17.07.2020 государственный инспектор РЭО ГИБДД Отдела МВД ФИО2 пригласил гражданина ФИО4 для получения госуслуги, ФИО4 были предоставлены следующие документы: заявление установленного образца для постановки на регистрационный учет транспортного средства с квитанцией об оплате государственной пошлины, произведенной на портале ЕПГУ со скидкой 30% на сумму 595 рублей, страховой полис ОСАГО, паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт гражданина РФ. После изучения всех документов ФИО2 было принято решение об отказе в совершении регистрационных действий, о чем сделана соответствующая запись в заявлении ФИО4, также последнему было разъяснено о причинах отказа.

В соответствии с п. 30.2 Административного регламента заявителем по собственной инициативе предоставляется платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении, в случае уплаты государственной пошлины в безналичной форме. Квитанция, выдаваемая банком, либо квитанция, выдаваемая должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, в случае уплаты государственной пошлины в наличной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Система ГИС ГМП (Государственная Информационная Система о Государственных и Муниципальных Платежах), используемая в Органах внутренних дел РФ, позволяет проверить начисление и оплату государственной пошлины по номеру и дате заявки, поданной посредством ЕПГУ, номеру паспорта плательщика, номеру «СНИЛС», либо по номеру «УИН» (Уникальный Идентификационный Номер платежа).

Государственным инспектором ФИО2 был осуществлен запрос в ГИС ГМП, по результатам запроса было установлено, что оплата на сумму 595 рублей была совершена 16.07.2020.

В соответствии с п. 4 ст. 333.35 Налогового Кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ)размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

Так как ФИО4 обратился в порядке «живой очереди», скидка при оплате государственной пошлины не могла быть ему предоставлена, государственная пошлина должна быть оплачена в полном объеме.

Учитывая не подтверждение факта уплаты государственной пошлины ФИО4 было принято решение об отказе в совершении регистрационных действий, о чем сделана соответствующая запись в заявлении гражданина ФИО4

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявителем является физическое или юридическое лицо либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, с запросом (заявлением) о предоставлении государственной, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

В соответствии с заявлением о постановке транспортного средства на государственный учет, поданному в электронной форме посредством портала ЕПГУ 24.06.2020 в РЭО ГИБДД Отдела МВД и зарегистрированному за номером , заявителем являлся гражданин М.В.И., поэтому он являлся лицом, которому предоставляется вышеуказанная госуслуга.

Пунктом 2 ст. 333.17 НК РФ установлено, что организации и физические лица признаются плательщиками в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Таким образом, правом «воспользоваться» оплаченной государственной пошлиной обладают либо сам собственник, обратившийся в заявительном порядке за получением госуслуги, либо доверенное лицо, являющееся законным представителем собственника, в том числе уполномоченное им соответствующей доверенностью.

Не подтверждение факта уплаты государственной пошлины ФИО4, а также наличие заявления, поданного посредством ЕПГУ заявителем М.В.И., неявка последнего для получения государственной услуги в указанное время в 12 часов 15 минут 17.07.2020 явились основаниями для отказа предоставления государственной услуги по постановке транспортного средства на регистрационный учет ФИО4

Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав участников судебного заседания, оценив их доводы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Системное толкование приведенных положений процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники позволяет сделать вывод, что основанием для признания действий (бездействия) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Исходя из положений пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

В соответствии с положениями статьи 10 указанного Закона Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения (часть 3).

К регистрационным действиям относятся: внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство (пункт 2 части 4).

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция, выполняя специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляет регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдачу регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдачу паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт "в" пункта 11).

В соответствии с п. 13 названного Положения гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника Госавтоинспекции привели к ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия либо бездействие вышестоящему должностному лицу Госавтоинспекции, прокурору и (или) в суд.

Согласно пункту 7 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764, заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение.

Заявление о совершении регистрационных действий может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

В соответствии с пунктом 2 Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950, заявителями на предоставление государственной услуги являются физические лица, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, либо юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации, являющиеся в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона владельцами транспортных средств.

Положения, предусмотренные Административным регламентом в отношении заявителя, распространяются на его законного или уполномоченного представителя

Из системного анализа приведенных нормативных положений в совокупности с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации следует вывод, что для совершения регистрационных действий представителем необходима доверенность, которая может быть составлена в простой письменной форме без нотариального удостоверения.

В соответствии с пунктом 21.1.2 указанного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является проведение регистрационных действий в отношении транспортного средства в виде внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства.

Пунктом 22 приведенного Административного регламента предусмотрено, что срок предоставления государственной услуги не должен превышать одного часа.

Срок предоставления государственной услуги исчисляется с момента приема к рассмотрению у заявителя документов, необходимых для предоставления государственной услуги, независимо от способа подачи заявления.

Заявления принимаются сотрудниками регистрационных подразделений в течение всего времени, установленного графиком приема в регистрационном подразделении.

Прием заявителей осуществляется в соответствии с очередностью предварительной записи, сформированной с учетом заявлений, поданных с помощью Единого портала, и заявок системы управления электронной очереди и иных электронных систем управления движением заявителей, реализованных в регистрационных подразделениях (пункт 23 Административного регламента).

Пунктом 30.2 приведенного Административного регламента предусмотрено, что к документам, получаемым регистрационными подразделениями от государственных органов и организаций в электронном виде, которые также могут быть представлены заявителем по собственной инициативе, относится, в том числе, документ или реквизиты документа об уплате государственной пошлины.

Платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении, в случае уплаты государственной пошлины в безналичной форме.

Квитанция, выдаваемая банком, либо квитанция, выдаваемая должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, в случае уплаты государственной пошлины в наличной форме.

Факт уплаты государственной пошлины подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Пунктом 36 Административного регламента установлено, что взимание государственной пошлины за предоставление государственной услуги осуществляется в порядке и размерах, установленных пунктами 36 - 39 части 1 статьи 333.33, с учетом требований статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, по смыслу приведенных выше положений законодательства в области регистрационных действий с транспортными средствами, граждане и организации вправе вести свои дела в соответствующих государственных органах, в том числе регистрационных, через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины представителем прекращает соответствующую обязанность представляемого.

Как указано выше, доверенность на совершение регистрационных действий с транспортными средствами может быть оформлена в простой письменной форме.

В силу статей 333.16 и 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом мнения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Определении от 01.03.2007 N 326-О-П, государственная пошлина является платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.

При таком положении суд приходит к выводу, что наличие доверенности физического лица на совершение регистрационных действий с транспортными средствами наделяет представителя, в том числе, правом на уплату за доверителя государственной пошлины за совершение указанных действий.

В соответствии с положениями статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе, - 500 рублей (пункт 36), за внесение изменений в выданные ранее паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины и других видов техники - 350 рублей (пункт 38).

Согласно пункту 4 статьи 333.35 размеры государственной пошлины, установленные настоящей главой за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

В соответствии с пунктами 61-61.4 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги; проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.

Аналогичные положения содержатся в приведенном Административном регламенте (пункт 92.6).

Судом установлено, что административный ответчик ФИО2 приказом начальника Отдела МВД России по г.Норильску от 30.03.2017 назначен на должность государственного инспектора безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску (л.д.34).

В соответствии с пунктом 11 должностной инструкции государственного инспектора безопасности дорожного движения регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2 в его должностные обязанности входит производство регистрационных действий в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (л.д.43-48).

24.06.2020 административным истцом ФИО4 выдана доверенность М.В.И. на представление интересов в РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску по вопросам совершения регистрационных действий с транспортным средством <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком , с правом подавать и подписывать от имени ФИО4 заявления различного рода, получать и подавать необходимые документы, оплачивать государственную пошлину, расписываться и совершать иные действия, связанные с этим поручением (л.д.112).

В этот же день представителем М.В.И. с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в интересах ФИО4 было подано заявление об изменении регистрационных данных указанного выше транспортного средства в связи с переходом права собственности. При этом в заявлении было указано, что М.В.И. является доверенным представителем физического лица ФИО4 Заявлению был присвоен номер , забронировано время регистрационных действий – 17.07.2020 в 12:15, что подтверждается копией этого заявления (л.д.12-14) и сведениями, представленными административным ответчиком (л.д.35-36).

16.07.2020 через Единый портал с использованием банковской карты ФИО4 была оплачена государственная пошлина в размере (со скидкой) 595 рублей (л.д.10, 37, 113-114).

17.07.2020 в соответствии с забронированным временем административный истец ФИО4 явился в РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску для совершения регистрационных действий в соответствии с указанным заявлением, поданным через Единый портал, что следует из административного искового заявления и пояснений представителя административного ответчика и не оспаривается сторонами.

В 12 часов 16 минут 17.07.2020 транспортное средство было осмотрено сотрудником РЭО, о чем в заявлении сделана отметка (л.д.11-оборот).

В 16 часов 26 минут этого же дня административным ответчиком ФИО2 принято решение об отказе административному истцу в совершении регистрационных действий на основании пункта 92.6 Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950, и подпункта 2 пункта 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по причине неуплаты государственной пошлины (л.д.11-оборот).

Вместе с тем, такое решение административного ответчика нельзя признать обоснованным, поскольку оно противоречит приведенным выше нормативным положениям.

Доводы стороны административного ответчика о том, что ФИО4 не обладал правом на льготу по уплате государственной пошлины, так как заявление через Единый портал подано другим лицом, которое должно было явиться в РЭО, основаны на неверном понимании закона, противоречат установленным в ходе разбирательства дела обстоятельствам, а потому не могут быть приняты во внимание.

Как указано выше, заявление через Единый портал подано М.В.И., при этом в самом заявлении указано, что последний является представителем собственника транспортного средства ФИО4, приведены данные последнего и реквизиты доверенности.

При таком положении считать ФИО4 обратившимся в порядке «живой очереди» оснований у административного ответчика не имелось.

Уплата государственной пошлины через Единый портал при помощи личного кабинета представителя М.В.И., при том, что денежные средства были перечислены с банковской карты административного истца, с учетом наличия доверенности на совершение такого действия требованиям действующего законодательства не противоречит вопреки доводам представителей административных ответчиков.

Как указано административными ответчиками, перенос времени приема документов у административного истца произошел не по его вине, а в связи с техническими неполадками в электронной системе, то есть по причинам, связанным с работой сервиса государственных услуг, за которые ФИО4 отвечать не может.

При таком положении, с учетом подачи заявления через Единый портал, у ФИО4 было право на льготу при уплате государственной пошлины, и её размер в этом случае составил 595 рублей ((500+350)*70%).

Указанная сумма государственной пошлины была уплачена ФИО4 16.07.2020.

Оснований требовать уплаты ФИО4 государственной пошлины в большем размере у административного ответчика не имелось.

С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что в результате указанных нарушений порядка оказания государственных услуг, допущенных административным ответчиком, административный истец был безосновательно лишен возможности совершить регистрационный действия с транспортным средством, что повлекло нарушение права ФИО4 на получение государственной услуги, гарантированное приведенными выше нормами.

Принимая во внимание, что административным истцом иск предъявлен к административным ответчикам - Отделу МВД России по г.Норильску, государственному инспектору безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2, ГУ МВД России по Красноярскому краю, при этом оспаривались действия (решение) государственного инспектора ФИО2, проходящего службу в отдельном органе внутренних дел – Отделе МВД России по г.Норильску, который является самостоятельным юридическим лицом, каких-либо отдельных требований об оспаривании действий (решений) ГУ МВД России по Красноярскому краю не предъявлялось, оснований для отдельного разрешения требований к ГУ МВД России по Красноярскому краю и принятия по ним отдельного решения суд не усматривает.

С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком - государственным инспектором безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2 допущено нарушение прав административного истца, при этом им не соблюдены требования приведенных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок действий при оказании государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В этой связи суд считает необходимым возложить на административного ответчика – Отдел МВД России по г.Норильску обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, предоставив ФИО4 в установленном порядке государственную услугу по регистрации транспортного средства по заявлению , поданному через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом суд не может предрешать результат оказания услуги и подменять собой иные государственные органы, поэтому не уполномочен возлагать обязанность по постановке транспортного средства на государственный учет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск ФИО4 к ГУ МВД России по Красноярскому краю, Отделу МВД России по г.Норильску, государственному инспектору безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2 о признании незаконными действий при оказании государственной услуги и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконными действия государственного инспектора безопасности дорожного движения РЭО ГИБДД Отдела МВД России по г.Норильску ФИО2, выразившиеся в отказе в совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства 17.07.2020 по заявлению ФИО4

Обязать административного ответчика Отдел МВД России по г.Норильску устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, предоставив ФИО4 в установленном порядке государственную услугу по регистрации транспортного средства по заявлению , поданному через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 24.09.2020.