ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3026/2016 от 02.09.2016 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-3026/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2016 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Рындиной Т.А.,

С участием:

Административного истца – Гончарова В.А.,

Представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области по доверенности – Андрюшиной М.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гончарова В. А. о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке

У с т а н о в и л :

Гончаров В.А. обратился в суд и просил признать незаконным решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 08.04.2016 года №МО-16/РКФ-130045 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке <номер> площадью <данные изъяты>; обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по <адрес>.

Свои требования Гончаров В.А. мотивировал тем, что ему на основании приказа <номер> от <дата> по совхозу «Т.» предоставлен земельный участок <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный в <адрес> (в районе домов <номер>, <номер>). Административный истец, действуя через своего представителя, обратился 31.03.2016 года за постановкой данного земельного участка в установленном порядке на кадастровый учет, для внесения сведений в ГКН о ранее учтенном земельном участке за <номер>. На данное заявление в середине апреля 2016 года было получено решение от 08.04.2016 года № МО-16/РКФ-130045 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в связи с тем, что представленная архивная выписка из приказа не является основанием для внесения сведений на земельный участок как на ранее учтенный объект. Истец указывает, что данное решение является неправомерным и необоснованным, противоречащим положениям ст. ст. 1, 4, 7, 16, 20, 45 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п.21 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.1010 № 42 «Об утверждении порядка ведения Государственного кадастра недвижимости».

Административный истец Гончаров В.А в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что ему был предоставлен земельный участок, который он хочет передать своему племяннику С. Для оформления участка в собственность он выдал племяннику доверенность, однако было отказано во внесении соответствующих сведений в ГКН, о чем племянник сообщил истцу в середине апреля 2016 года.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области по доверенности – Андрюшина М.Ю. возражала против административного иска, находя решение обоснованным, так как в представленной выписки из приказа <номер> по совхозу «Т.» отсутствует единица измерения площади земельного участка. Кроме того, истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок на обжалование решения кадастрового органа.

Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению

В соответствии с частями 1 и 2 статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Земельный участок в соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Согласно ч.1 ст.3 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимости имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Согласно части 7 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (зарегистрирован в Минюсте России 31 марта 2010 г. № 16771).

В соответствии с пунктом 4 названного Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости относится к одной из кадастровых процедур.

Выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка, сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:

- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»;

- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей»;

- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;

- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;

- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;

- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок (п.21 Порядка).

Статья 45 названного Федерального закона устанавливает, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости (определение ранее учтенных объектов недвижимости дано в части 1 этой статьи) с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 3); если сведения о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (часть 7); отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 данного Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости (часть 11)..

Из анализа приведенных законоположений следует, что они не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, эти сведения могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 статьи 45 указанного Федерального закона, когда отсутствие в документе необходимого объема сведений не является препятствием для проведения кадастрового учета.

В соответствии с пунктом 17 статьи 45 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если:

1) имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;

3) сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Материалами дела установлено, что в соответствии с приказом <номер> по совхозу «Т.» от 20 сентября 1986 года «О закреплении и об изъятии земельных приусадебных участков» закреплены участки за рабочими совхоза, участок <номер> за Гончаровым В.А.<данные изъяты> (л.д. 9).

09 июня 2016 кадастровым инженером составлена учетная карточка на двухконтурный земельный участок общей площадью <данные изъяты> расположенный в <адрес> (часть ЗУ1 – <данные изъяты> кв.м., часть ЗУ2 – <данные изъяты> кв.м.) (л.д. 10).

Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области от 08 апреля 2016 года № 16/РКФ-130045 отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке на основании пункта 1 части 17 статьи 45 Закона в связи с тем, что представленные документы (архивная выписка из приказа) не является основанием для внесения сведений как о ранее учтенном земельном участке; представленные документы не являются основанием для внесения сведений как о ранет учтенном земельном участке (отсутствует единица измерения земельного участка). Рекомендовано: представить надлежаще оформленный документ, устанавливающий или удостоверяющий право на ранее учтенный земельный участок, в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д. 11).

Как следует из архивной выписки из приказа <номер> по совхозу «Т.» от 20 сентября 1986 года, в которой написание фамилии, имени, отчества, правописание и сокращения в тексте даны согласно подлиннику, в данном документе не указана площадь земельного участка, а именно: единицы измерения площади земельного участка (квадратный метр, тысяча квадратных метров, гектар, квадратный километр), что является препятствием для внесения соответствующий сведений в ГКН.

Административными ответчиками заявлено также о пропуске административным истцом установленного законом частью 1 статьи 219 КАС РФ срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.ч. 7, 8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч.5 ст.180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Согласно выписки из Книги учета выданных документов, оспариваемое решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 08.04.2016 года №МО-16/РКФ-130045 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном земельном участке получено представителем административного истца на основании нотариально удостоверенной доверенности С. 18.04.2016 года.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С. показал, что в конце марта 2016 года, действуя по доверенности от имени Гончарова В.А., обратился с заявлением в орган кадастрового учета для внесения сведений о земельном участке. Решение об отказе во внесении сведений в ГКН свидетелем получено 18.04.2016 года, о чем он сразу же сообщил Гончарову В.А.

Учитывая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, а также то, что Гончаров В.А. был осведомлен о предполагаемых нарушениях его прав с 18 апреля 2016 года, суд приходит к выводу о пропуске Гончаровым В.А. срока исковой давности, предусмотренного ст.219 КАС РФ, поскольку рассматриваемое заявление было подано в суд 16.08.2016 года, то есть со значительным пропуском срока исковой давности. При этом доказательств о наличии обстоятельств, исключающих возможность своевременного обращения в суд с указанными требованиями, административным истцом не представлено, ходатайств о восстановлении процессуального срока не заявлено, в связи с чем оснований для восстановления указанного срока у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Гончаровым В.А. требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Гончарова В. А. о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра» по Московской области от 08 апреля 2016 года № МО-16/РКФ-130045 об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке <номер> площадью <данные изъяты>, расположенном по <адрес>; обязании внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости: земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по <адрес>, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 7 сентября 2016 года