Дело № 2а-3026/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи : Шестаковой С.Г.
при секретаре : Кармановой О.В.
с участием: представителя административного ответчика- Мазина А.В.
04 мая 2017 года в городе Волжском
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
у с т а н о в и л:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд к межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указала, что Инспекцией были проведены обследования технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлены заключения от "."..г.№... и от "."..г.№... о наличии повреждения конструктивных элементов, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций, так и всего строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Данные заключения были направлены в адрес администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, в целях их рассмотрения на межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области установленным требованиям, по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан в многоквартирных домах и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. До настоящего времени заключения Инспекции не рассмотрены. При этом обращает внимание на то, что возврат документов межведомственной комиссией может быть осуществлен в случае подачи заявления заявителем, тогда как заявление в комиссию было направлено инспекцией. Жилищное законодательство не наделяет межведомственную комиссию полномочиями по возврату заключения органа государственного надзора. Считает, что не представление лицами, проживающими в жилом помещении <адрес> и в жилом помещении <адрес>, предложенных комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, поскольку решение таких вопросов относится к компетенции межведомственной комиссии.
Просит признать незаконным бездействие межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области, выразившееся в нерассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) многоквартирного дома <адрес> и жилого помещения <адрес> проживания согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании по помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Возложить на межведомственную комиссию по оценке соответствия помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу провести оценку многоквартирного дома <адрес> и жилого помещения <адрес> порядке, установленном Положением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживании и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и принять по результатам работы решение в соответствии с пунктом 47 указанного Положения.
Представитель административного истца, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился. Согласно представленного заявления, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В качестве административного ответчика привлечена администрация городского округа- город Волжский Волгоградской области, представитель администрации- Мазин А.В. в судебном заседании административный иск не признал, мотивируя тем, что рассмотрев представленные Инспекцией заключения, межведомственной комиссией приняты решения о возврате документов, в связи с непредставлением заявителем документов предусмотренных п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В частности, не были предоставлены заключение специализированной организации по обследованию МКД и заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. В связи с тем, что в смысле пункту 42 Положения заявителем может являться как собственник помещения, тек и компетентный орган государственного надзора (контроля), на основании представленного заключения. Поэтому, полагает, что, межведомственная комиссия правомерно запросила недостающие документы от заявителя по вопросу принятия решения о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу;от собственника для принятия решения в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> Поскольку истребованные документы представлены не были, документы были возвращены. Соответственно, бездействие Комиссией не допущено.Кроме того, считает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском, так как указанный срок необходимо исчислять не с момента проведения административным истцом надзорной проверки, а с момента получения им решений Комиссии о возврате документов.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области были проведеныобследования технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес> и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлены заключения от "."..г.№... и от "."..г.№... о наличии повреждения конструктивных элементов, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости, как отдельных строительных конструкций, так и всего строения в целом, а также создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
Данные заключения направлены в адрес администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, в целях их рассмотрения на межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области установленным требованиям, по признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан в многоквартирных домах и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
"."..г. межведомственной комиссией, в результате рассмотрения заключения Инспекции от "."..г.№... о техническом состоянии многоквартирного дома? расположенного по адресу: <адрес>, в адрес Инспекции направлено письмо о предоставлении в срок контактных данных заявителя, обратившегося в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области, для рассмотрения заключения согласно п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
"."..г. межведомственной комиссией до "."..г.: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу или реконструкции) на имя председателя межведомственной комиссии ФИО1; заключение специализированной организации по обследованию многоквартирного дома; другие документы- по усмотрению заявителя.
Поскольку заявителем документов предусмотренных п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в соответствии с решением межведомственной комиссией от "."..г., письмом администрации городского округа- город Волжский заключение Инспекции от "."..г.№... возвращено.
"."..г. межведомственной комиссией заявителю ФИО2 направлен запрос о предоставлении документов в кротчайшие сроки: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным (подлежащим сносу или реконструкции) на имя председателя межведомственной комиссии ФИО1; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; заключение проектно- изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения; другие документы- по усмотрению заявителя.
Поскольку заявителем документов предусмотренных п. 45 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в соответствии с решением межведомственной комиссией от "."..г., письмом администрации городского округа- город Волжский заключение Инспекции от "."..г.№... возвращено.
С целью проверки соблюдения администрацией городского округа- г. Волжский требований жилищного законодательства при рассмотрении заключений Инспекции от "."..г.№... по результатам обследования многоквартирного дома <адрес>, а также заключения Инспекции от "."..г.№... по результатам обследования жилого помещения №... дома <адрес>, в соответствии с приказом органа государственного надзора №... от "."..г., назначено проведение проверки в отношении администрации городского округа- г. Волжский Волгоградской области.
Согласно акту проверки от "."..г.№... Инспекцией выявлены нарушения действующего законодательства со стороны межведомственной комиссии в связи с бездействием при нерассмотрении в установленный срок заключения Инспекции.
С настоящим административным иском Инспекция обратилась в суд "."..г., то есть срок для обращения в суд административным истцом не пропущен. При таких обстоятельствах суд находит необоснованной ссылку представителя ответчика на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с данным административным иском.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Раздел IV Положения определяет порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании п. 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Пунктом 45 Положения установлено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Таким образом, поводом для рассмотрения комиссией вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания, признания многоквартирного дома аварийным могут быть заявление собственника помещения, заключение органов государственного надзора (контроля), гражданина (нанимателя). Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, принимает решение. Данная комиссия проверяет его фактическое состояние, оценивает техническое состояние строительных конструкций и жилого дома на основании заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. При этом, обязанность по предоставлению заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, и заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения возложена на заявителя. Комиссия проверяет его фактическое состояние, оценивает техническое состояние строительных конструкций и жилого дома на основании заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Указанная правовая позиция согласуется с Решением Верховного суда РФ от 15.06.2016 №АКПИ16-355.
Исходя из приведенных норм права, суд полагает, что межведомственной комиссией правомерно были запрошены недостающие документы у заявителя.
Согласно пункту 46 Положения, в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
В связи с тем, что испрашиваемые межведомственной комиссией документы заявителем представлены не были, административный ответчик обоснованно возвратил без рассмотрения документы.Суд полагает, что доводы административного истца о том, что документы межведомственной комиссией не могли быть возвращены, поскольку были направлены в комиссию Инспекцией, основаны на неверном толковании норм права, так как обязанность представления истребимых документов лежит на заявителе, независимо кем эти документы были поданы в межведомственную комиссию.
Таким образом, заключение инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по техническому состоянию многоквартирного дома <адрес> и жилого помещения <адрес> было рассмотрено на межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области, решения в установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" порядке были приняты "."..г. и "."..г..
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что межведомственной комиссией по оценке состояния помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области не было допущено бездействие в нерассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) многоквартирного дома <адрес> и жилого помещения <адрес>. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в удовлетворении административного иска к Межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области, администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить допущенные нарушения- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - подпись С.Г. Шестакова
Справка: решение изготовлено в окончательной форме 10 мая 2017 года.
Судья - подпись С.Г. Шестакова