ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3029/2023 от 16.11.2023 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-003994-06

№ 2а-3029/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.11.2023 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ершовой Е.Ю.,

при секретаре Сухушиной В.А.,

помощник судьи Захарова А.И,

с участием представителя административного ответчика администрации г.Томска ФИО7, действующего на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на /________/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному иску ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, в котором просила признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от /________//________/ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства, площадью /________/ кв.м, распложенного по адресу: /________/ кадастровый квартал: /________/ на праве аренды на /________/ мес., основание предоставления земельного участка без проведения торгов: пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ; обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска предварительно согласовать предоставление земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства, площадью /________/ кв.м., расположенный по адресу: /________/, кадастровый квартал: /________/ на праве аренды на /________/ мес., основание предоставления земельного участка без проведения торгов: пп. 15 п2 ст. 39.6 ЗК РФ, путем размещения указанного земельного участка на официальных источниках с целью предварительного приема заявок от других лиц. В обоснование заявленных требований указано, что /________/ обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства, площадью /________/ кв.м., расположенный по адресу: /________/, кадастровый квартал: /________/ на праве аренды на /________/ мес., без проведения торгов на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель: «/________/» Зона застройки индивидуальными жилыми домами, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, с приложенной схемой КПТ. /________/ Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска вынесено решение /________/ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании того, что границ испрашиваемого земельного участка частично совпадают с границами земельного участка по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, образованного для индивидуального жилищного строительства на основании постановления администрации г.Томска от /________//________/. Данный отказ является незаконным, поскольку информация об участке, с которым имеется частичное совпадение границ, была выдана в виде адреса и площади участка: /________/, кадастровый номер участка предоставлен не был. /________/ по имеющимся данным на указанный земельный участок через портал Госуслуг была запрошена выписка из ЕГРН. Согласно ответу, сведения об испрашиваемом земельном участке в ЕГРН отсутствуют. Административным истцом было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, который находится рядом с земельным участком с кадастровым номером: /________/, расположенный по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и земельным участком с кадастровым номером: /________/, расположенный по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальный жилой дом с приусадебным земельным участком. С помощью сети Интернет на сайте администрации не было найдено постановление администрации г.Томска /________/-з от /________/. При попытках связаться со специалистом, занимающимся заявлением, получить информацию по данному постановлению не удалось, поскольку на телефонные звонки в течение недели никто не отвечал. Каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих тот факт, что образованный земельный участок пересекает границы участка, находящегося по адресу: /________/, административным ответчиком в отказе не предоставлено. Неверное наименование уполномоченного органа, а также наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка, было исправлено и приложено к иску. Поскольку административным истцом выполнены необходимые действия, предусмотренные действовавшим законодательством, в том числе по созданию схемы и подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства, площадью /________/ кв.м, расположенного по адресу: /________/, кадастровый квартал: /________/ на праве аренды сроком на /________/ мес. без проведения торгов, в соответствии с пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель: /________/ Зона застройки индивидуальными жилыми домами, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска незаконно нарушаются права административного истца на получение земельного участка в аренду без проведения торгов.

Определениями Кировского районного суда г.Томска от /________/, /________/ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация г.Томска, в качестве заинтересованного лица МО «г.Томск» в лице администрации г.Томска.

Административный истец ФИО3 о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась.

Представитель административного ответчика администрации г.Томска ФИО7 в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на административный иск, в котором указал, что администрация г.Томска является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу, требования административного истца заявлены непосредственно к департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска. Администрация г.Томска заявление ФИО3 не рассматривала, решение об отказе не принимала. Оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка является законным, поскольку факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на земельный участок, местоположение которого: /________/ подтверждается графическим материалом, содержащим границы испрашиваемого земельного участка и границ земельного участка, местоположение которого: /________/ на основании постановления администрации г.Томска от /________//________/. В соответствии с указанным постановлением собственником земельного участка, который налагается на земельный участок, испрашиваемый заявителем, является муниципальное образование «/________/». Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до момента обращения заявителя в департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, в связи с чем административному истцу было отказано в предварительном согласовании земельного участка. Требования административного истца об обязании департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска в предварительном согласовании земельного участка на праве аренды, местоположение которого: /________/, (усл.) не подлежит удовлетворению ввиду того, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституции РФ принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Административный ответчик Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, заинтересованное лицо МО «г.Томск» в лице Администрации г.Томска о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, о причинах его неявки суд не уведомили.

Согласно отзыву представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО8, действующей на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на один год, административный иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку итоговое решение по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимает администрация г.Томска, которое выносится в форме письма и подписывается ФИО2 г.Томска по архитектуре и строительству. Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска данным правом не наделен, самостоятельных решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги не принимает. Постановлением администрации г.Томска от /________//________/ утверждена схема расположений земельного участка по адресу: /________/ на кадастром плане территории. В утвержденной указанным постановлением схеме приведен список координат характерных точек границ образованного земельного участка, что соответствует требованиям п.6 Требований к подготовке схемы расположений земельного участка или земельных участков на кадастровом плане и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Росреестра от /________//________/. Указанное позволило соотнести местоположение границ испрашиваемого земельного участка и границ образованного постановлением администрации г.Томска от /________//________/ земельного участка по /________/ и выявить частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, что является основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановление администрации г.Томска от /________//________/-з не является нормативно-правовым актом и не подлежит официальному опубликованию. Основанием для отказа в предоставлении данной муниципальной услуги также является неверное указание в схеме расположения земельного участка наименование уполномоченного органа и вида документа об утверждении схемы, поскольку одним из результатов муниципальной услуги, согласно п.2.3 административного регламента является постановление администрации г.Томска о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а схема расположения, в соответствии с п.11 ст. 39.16 ЗК РФ, является его приложением. Требования о возложении на департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска обязанности согласовать схему расположения земельного участка неправомерны, поскольку суд не вправе подменять собой уполномоченный на согласование схемы расположения земельного участка орган, как и возлагать на последний совершение заранее предрешенных действий; наложение границ испрашиваемого заявителем земельного участка на земельный участок, схема расположения которого утверждена постановлением администрации г.Томска от /________//________/, влечет невозможность выполнения требования истца, в силу прямого указания закона (пп.2 п.16 ст.11.10, пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ).

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив доказательства, определив на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что о нарушении своих прав административный истец узнала при принятии административным ответчиком решения от /________/ (/________/).

Настоящее административное исковое заявление направлено в Кировский районный суд г. Томска посредством почтовой связи /________/, в связи с чем признается поданным в установленный законом срок.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 9 ст. 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, данным в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от /________//________/ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

При этом, частями 1, 2 ст.62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно п. п. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Думы ФИО2 Томска от /________//________/, администрация ФИО2 Томска является органом местного самоуправления.

Согласно п. 38 Устава г.Томска администрация ФИО2 Томска является исполнительно-распорядительным органом ФИО2 Томска.

В соответствии с п.п. 1.35 п. 1 ст. 40 Устава г.Томска, администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности ФИО2 Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании установлено, что /________/ (вх. /________/ от /________/) ФИО3 обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации ФИО2 Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м., условный /________/, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды сроком на /________/ без проведения торгов, на основании подп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, и утверждения прилагаемой схемы расположения земельного участка.

Как следует из ответа администрации г.Томска /________/ от /________/, на основании пп.2 п.16 ст. 11.10, пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ ФИО3 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, местоположение которого: /________/, поскольку границы испрашиваемого земельного участка частично совпадают с границами земельного участка по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м., образованного для индивидуального жилищного строительства на основании постановления администрации г.Томска от /________//________/, срок действия которого не истек. Представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена с нарушением требований, утвержденных Приказом Росреестра от /________//________/. В нарушении п.6 Требований, в схеме не указано наименование вида документа об утверждении и неверно указано наименование уполномоченного органа.

Муниципальная услуга, за которой обратился административный истец, предоставляется в рамках административного регламента, утвержденного постановлением администрации ФИО2 Томска /________/ от /________/ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, садоводства». Согласно п. 4 указанного постановления, должностным лицом, уполномоченным на подписание писем администрации ФИО2 Томска, содержащих решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, является ФИО2 Томска по архитектуре и строительству. В соответствии с п. 2.2 указанного административного регламента, муниципальная услуга предоставляется администрацией ФИО2 Томска в лице ДАиГ.

Согласно п. 2.3 административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является направление (выдача) заявителю одного из следующих документов: постановления администрации ФИО2 Томска о предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка); письма администрации ФИО2 Томска, содержащего решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка (далее - письмо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка).

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса РФ.

Как следует из положений ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 4 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

Приведенные положения Закона свидетельствуют о том, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является частью работ по формированию земельного участка, в результате которых может быть образован земельный участок, который возникнет как объект гражданских правоотношений с момента внесения необходимых и установленных Федеральным законом от /________/ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровой плане (карте) территории является необходимым условием для выполнения кадастровых работ, целью которых является определение местоположения границ земельного участка и подготовка межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. При утверждении схемы расположения земельного участка местоположение границ земельного участка не определяется; указываются сведения о правах на ранее учтенные земельные участки и об их обременениях.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (подп. 2 п.1 ст. 39.18 ЗК РФ).

Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.

Судом установлено, что обращение ФИО3 поступило в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска /________/ (вх. /________/).

/________/, в рамках рассмотрения указанного заявления административного истца, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска направил в адрес Департамента лесного хозяйства /________/ запрос (/________/) о предоставлении информации о принадлежности испрашиваемого ФИО3 участка к землям лесного фонда.

Согласно ответу Департамента лесного хозяйства /________/ от /________/, границы, в том числе испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: /________/, по данным государственного лесного реестра не пересекаются с землями лесного фонда, в связи с чем департамент предварительно согласовывает схемы расположения данных земельных участков.

Согласно акту обследования земельного участка (по заявлению вх. /________/ от /________/) от /________/, составленному консультантом отдела предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений комитета по формированию земельных участков Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, приложенным к нему фотоснимкам, в результате визуального осмотра земельного участка, площадью /________/ кв.м., расположенного на территории: /________/ установлено, что в границах земельного участка произрастают зеленые насаждения в виде деревьев и кустарников, доступ к участку имеется, участок не огорожен.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, на основании решения комиссии по вопросам предоставления земельных участков (протокол /________/ от /________/), с целью эффективного использования земельного участка по адресу: /________/ для индивидуального жилищного строительства, учитывая, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «ФИО2 Томск», утвержденных решением Думы г.Томска от /________//________/, земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (/________/), постановлением администрации г.Томска от /________//________/ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его последующего предоставления путем проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства; категория земель – земли населенных пунктов, адрес земельного участка: /________/, площадь – /________/ кв.м., учетный /________/; определен вид разрешенного использования данного земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства», предусмотренный градостроительным регламентом территориальной зоны /________/ в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства; установлен срок действия настоящего постановления – два года со дня его принятия.

Утвержденная указанным постановлением схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории: /________/ содержит сведения о местоположении участка: /________/, его координаты, учетный /________/, территориальная зона /________/, площадь /________/ кв.м.; в схеме содержится отметка, что оформленные права на земельный участок отсутствуют.

Согласно информации из геоинформационной системы департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, границы земельного участка, площадью /________/ кв.м., местоположение которого: /________/, условный /________/ частично совладают с границами земельного участка, расположенного по адресу: /________/, площадь – /________/ кв.м., учетный /________/, образованного на основании постановления администрации г.Томска от /________//________/.

По данным ЕГРН от /________//________/, от /________//________/, от /________//________/, от /________//________/, сведения о земельном участке площадью /________/ кв.м., расположенном по адресу: /________/, учетный /________/ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории регулируется положениями ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из содержания п. 8 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации, в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.12).

В соответствии с п. 16 данной статьи, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 этой статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с ч. 15 ст. 11.10 ЗК РФ, срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

С учетом указанных обстоятельств, в том числе подтверждающих наличие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его последующего предоставления путем проведения аукциона для индивидуального жилищного строительства: категория земель – земли населенных пунктов, адрес земельного участка: /________/ площадь – /________/ кв.м., учетный номер – /________/, утвержденной постановления администрации г.Томска от /________//________/, у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания незаконным решения администрации г.Томска от /________//________/ в указанной части.

Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

В свою очередь, требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, установлены Приказом Минэкономразвития России от /________//________/.

Согласно п. 6 указанных Требований, в схеме расположения земельного участка приводятся, в частности, сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Уполномоченным органом местного самоуправления на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с п.1.35, 1.36, ст.40, п.4 ст.50 Устава г. Томска, принятого решением Думы ФИО2 Томска от /________//________/, выступает непосредственно администрация г.Томска; документом об утверждении схемы расположения земельного участка является постановление.

Вместе с тем, представленная в материалы дела схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не содержит сведений об утверждении схемы расположения земельного участка, в нарушении п. 6 указанных Требований, в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, поданной /________/, неверно указано наименование уполномоченного органа на принятие данного решение (Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска), а кроме того, не указано наименование вида документа об утверждении данной схемы, его дата и номер, что не может не свидетельствовать о ее несоответствии форме и формату, и подтверждает обоснованность доводов, отраженных в оспариваемом ответе.

Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

С учетом установленных по делу обстоятельств, оснований, положенных в основу оспариваемого административным истцом решения администрации г.Томска от /________//________/, которые являются правомерными и не нарушающими законных прав административного истца, суд полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

Требование административного истца об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска предварительно согласовать предоставление земельного участка, площадью /________/ кв.м., распложенного по адресу: /________/, кадастровый квартал: /________/ на праве аренды сроком на /________/ мес. с целью индивидуального жилищного строительства без проведения торгов на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ путем размещения указанного земельного участка на официальных источниках с целью предварительного приема заявок от других лиц также не подлежит удовлетворению, поскольку является производным от основного требования, в удовлетворении которого административному истцу отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.174, 176-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю.Ершова

Мотивированный текст решения изготовлен /________/.