ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-302/19 от 11.12.2019 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 11 декабря 2019 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н., с участием

представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности № <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия два года

административного ответчика старшего государственного инспектора – руководителя Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2,

при секретаре Дамдинцыренове Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-302/2019 по административному исковому заявлению ФИО3 к старшему государственному инспектору – руководителю Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 о признании незаконными действия по сносу ограждения на земельном участке и обязании восстановить ограждение.

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Ольхонский районный суд с административным исковым заявлением к старшему государственному инспектору – руководителю Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 о признании незаконными действия по сносу ограждения на земельном участке и обязании восстановить ограждение.

В обоснование административного искового заявления указал, что ему принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, м. Шалоты, общей площадью 660 кв.м., находящийся на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: картофель, имеющий кадастровый номер .

Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за № регистрации на основании Постановления Главы Еланцынской сельской администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок огорожен, доступ на участок третьих лиц и сельскохозяйственных животных ограничен.

Использование земельного участка соответствует разрешенному виду: для посадки картофеля.

ДД.ММ.ГГГГ он с супругой ФИО4 в 7 час. 00 мин. находясь на участке, обнаружили, что участок разгорожен, столбы ограждения спилены и вывезены, жерди от ограждения аккуратно сложены на участке.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Еланцынского МО, где объяснили, что земельные участки в местности Шалоты передаются национальному парку, всем заведует ФИО2, лесничий Прибайкальского национального парка.

В тот же день он подъехал к ФИО2 домой по адресу: <адрес>.

ФИО2 объяснился: «Участок не ухожен, не используется по назначению, ограждение ветхое и завалилось».

По поводу дальнейших своих действий сказал, что сообщит мне письменно.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением на незаконные действия ФИО2 руководителя Еланцынского лесничества Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало - Ленский" и Прибайкальского национального парка" в Отдел полиции № 2 (д.с. Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» (талон - уведомление ). Ответа от Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало-Ленский" и Прибайкальского национального парка" и из полиции не последовало, и в этой связи о незаконных действиях должностного лица вынужден обратиться в суд с административным исковым заявлением.

Полагает, незаконные действия должностного лица - административного ответчика, нарушили охраняемые законом права собственника - административного истца. Просит признать незаконными действия административного ответчика по сносу ограждения его земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 660 кв.м., находящийся на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: картофель, имеющий кадастровый номер , совершенные им ДД.ММ.ГГГГ с возложением обязанности восстановить ограждение указанного земельного участка за свой счет.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 административное исковые требования поддержал в полном объеме, дополнив, что ФИО2 было известно о наличии в местности Шалоты земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, но, несмотря на это он исполнил предписание и вспахал земельный участок, принадлежащий ФИО3 Он уверен, что действиями ФИО2, и с его распоряжения был разгорожен земельный участок, столбы не были сложены как прочие жерди, потому что были вывезены и в этом есть воля и интерес ФИО2 Полагает, что все доводы, изложенные в исковом заявлении нашли свое подтверждение как документально, так и с помощью свидетельских показаний.

Административный ответчик ФИО2 административные исковые требования не признал и суду показал, что действовал в рамках выданных ему предписаний, ограждения не сносил, поваленные жерди, огораживающие земельные участки сложили в кучу, чтобы они не мешали при вспашке местности. Местность пахали по координатам, указанным в предписании, где точка GPS- координат в предписании указывает на центр местности, от которого необходимо считать 5 га, которые необходимо было вспахать. Он также опубликовал обращение к гражданам в газете «Байкальские Зори», но на данное обращение никто не обратился.

Свидетель ФИО4 суду показала, что утром рано ДД.ММ.ГГГГ, проезжая мимо своего участка обнаружила, что нет заграждения. Я сразу свернула от центральной дороги и стала смотреть. Удивилась, что были спилены все заграждения, столбы. В понедельник она обратилась в сельскую администрацию, где ей посоветовали обратиться к ФИО2, который подтвердил, что они там пахали, обещал разобраться. Не получив ответ, она 5 августа я подала заявление в полицию, ответа не получила. Свидетели ФИО5, ФИО6 могут подтвердить, что земельный участок был огорожен. На участке были хорошие столбы. Последний раз ремонтировали три года назад все сделали и ворота заново поставили. Жерди у них с 1992 года хорошие.

Свидетель ФИО6 суду показал, что принадлежащие им земельные участки находятся рядом. Ему известно со слов ФИО3, что земельный участок, принадлежащий последнему, в этом году летом был разгорожен и опахан, но он его не видел Земельный участок ФИО3 был огорожен лиственничными толстыми столбами и жердями.

Свидетель ФИО5 суду показала, что ее земельный участок находится рядом с земельным участок ФИО3, имеют единую границу, на данных земельных участках они с 90-х годов садили картошку. ФИО3 года два-три назад сменил жерди, столбы. Она видела, что спилено все под самую землю, ни столбов уже не было, ни жердей. Все было забрано. Когда это произошло она пояснить не может, поскольку не пользуется своим земельным участком.

Исследовав представленные доказательства, проанализировав доводы, содержащиеся в возражениях сторон, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд.

В свою очередь на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как:

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону решений, действий (бездействия) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) (пункт 1 часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Согласно п.п. 7, 9, 13 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало - Ленский" и Прибайкальского национального парка" (далее Устава), утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России: учреждение руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами Минприроды России, законодательством Иркутской области, а также настоящим Уставом. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах заповедника и национального парка, предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп.4, 8, 10, 16 п. 33 Устава директор учреждения утверждает должностные инструкции и определяет должностные обязанности работников учреждения; назначает на должность работников Учреждения; издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для выполнения всеми работниками учреждения; передает исполнение части своих полномочий заместителям.

Согласно приказу директора Прибайкальского национального парка -лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на должность лесника в Байкальское лесничество.

Приказом директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало- Ленский" и Прибайкальского национального парка" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переведен на должность старшего государственного инспектора-руководителя лесничества.

В соответствии с должностной инструкцией старшего государственного инспектора Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало - Ленский" и Прибайкальского национального парка" в целях обеспечения реализации задач и функций учреждения обязан знать режим охраны государственного природного заповедника и национального парка, правила … сенокошения, пастьбы скота….; обеспечивать соблюдение установленного режима охраны на закрепленной территории, организовывать патрулирование в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима…; участвовать в рейдах по борьбе с браконьерством и иными нарушениями установленного режима, составлять протоколы об административных правонарушениях и иную документацию о нарушении режима Учреждения; исполнять приказы, распоряжения и поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных для управления законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ за в адрес и.о. директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало - Ленский" и Прибайкальского национального парка" ФИО7 поступило письмо мэра <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о включении в план работ на 2019 год мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли в м. <адрес> на территории Прибайкальского национального парка в весенне-осенний период, в котором указано, что комиссией по выявлению и уничтожению посевов растений, содержащих наркотические средства администрации ОРМО ежегодно в м.<адрес> выявляется произрастание дикорастущей конопли площадью до 10 га. Данная территория относится к землям Прибайкальского национального парка. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 29 Федерального закона от 08.01.1998г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожать.

Согласно методическим рекомендациям по выявлению и уничтожению очагов произрастания дикорастущей конопли, направленных министерством сельского хозяйства Иркутской области, при уничтожении дикорастущей конопли применяется вспашка мест произрастания данного растения, как единственный способ борьбы, который целесообразно применять дважды в год - до цветения растений и осенью.

Администрации ОРМО просит включить в план работы на 2019 год мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли в м.<адрес> па территории Прибайкальского национального парка и весенне-осенний период. О принятом решении просят сообщить в установленный законодательством РФ срок.

Согласно резолюции зам.директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО9 на данном письме имеется указание ФИО2 о включении в план мероприятий и проработки данного вопроса с администрацией.

Далее ДД.ММ.ГГГГ в адрес старшего государственного инспектора Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 от начальника ОУУП и ПДН ОП № 2 (дислокация с. Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО10 поступает предписание «Об уничтожении наркосодержащих растений». Согласно данному предписанию указано, что в связи с обнаружением на земельном участке, расположенном на территории 5(пять) га - географические координаты с.ш. <адрес>", в.<адрес>, принадлежащем ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» предписано: уничтожить обнаруженные наркосодержащие растения с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности. Срок уничтожения 5 дней. Об исполнении настоящего предписания письменно уведомить в 3- дневный срок со дня уничтожения наркосодержащих растений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» поступило предписание «Об уничтожении наркосодержащих растений» от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ОП (дислокация <адрес>) МО МВД России «Эхирит-Булагатский», согласно которому в связи с обнаружением наркосодержащих растений «конопля» на земельном участке, расположенном на территории 5 га в точке, имеющей географические координаты с.ш. <адрес>", в.<адрес>", принадлежащем ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в целях противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах психотропных веществах», предписано уничтожить обнаруженные наркосодержащие растения соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарно - эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности. Срок уничтожения 30 дней. Об исполнении настоящего предписания письменно уведомить в 3-дневный срок со дня уничтожения наркосодержащих растений.

Данное предписание также имеет резолюцию зам.директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО9 о принятии ФИО2 мер в срок 30 дней.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Еланцынского лесничества ФИО2 направлена на имя и.о. директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО7 и зам.директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО9 служебная записка, указав в ней, что согласно распоряжения ФИО9 по письму администрации ОРМО от ДД.ММ.ГГГГ, им был проработан данный вопрос об уничтожении дикорастущей конопли, произрастающей в местности Шалоты. Из 10 га, предлагаемых администрацией ОРМО для двукратной вспашки, 3,8 га находятся в частной собственности, оформленной до 2000 года. С собственниками данных участков должна проводиться работа администрации ОРМО. В районную газету им подготовлено обращение к гражданам, пользующимися неоформленными огородами в местности Шалоты, с предложением в двухнедельный срок привести в должный порядок участки, а именно отремонтировать упавшие заборы, изгороди, убрать сорняки, вспахать огороды. В противном случае все упавшие заборы и изгороди будут убраны работниками национального парка. Просит запланировать для двукратной вспашки в местах массового произрастания дикорастущей конопли 200 л. дизтоплива.

В рамках письма мэра <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подготовил обращение к гражданам, пользующимся огородами в местности Шалоты, указав в обращении, что в администрацию Национального парка поступило письмо от мэра <адрес> ФИО8 с просьбой провести мероприятия по уничтожению дикорастущей конопли в местности Шалоты путём вспашки. Проведению данного мероприятия препятствует многочисленное нагромождение заборов. Собственникам земельных участков предложено предоставить документы на право собственности для регистрации в Еланцинское лесничество, расположенную по адресу: <адрес>. тел. .

Гражданам, пользующимися неоформленными огородами в местности Шалоты, предлагается в двухнедельный срок привести в должный порядок участки, а именно: отремонтировать упавшие заборы, изгороди, убрать сорняки, вспахать огороды. В противном случае, все упавшие заборы и изгороди будут убраны работниками Национального парка.

С собственниками участков в местности Шалоты работа по уничтожению дикорастущей конопли и приведению участков в порядок будет проводиться работа администрацией Ольхонского районного муниципального образования.

Данное обращение было опубликовано в печатном издании (газете) «Байкальские Зори» (3933) от ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснил в судебном заседании административный ответчик, никто из собственников земельных участков, расположенных в м. Шалоты в администрацию Еланцинского лесничества не обратился.

Далее ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе старшего госинспектора ФИО2, госинспектора ФИО11, УУП ФИО12 составлен акт выполненных работ, согласно которому на основании предписания начальником О УУПиПДН ОП №2 МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО10, проведена пропашка указанной территории с целью уничтожения наркосодержащих растений, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемилогического благополучия населения и пожарной безопасности. Площадь обработанной территории 5,3 га.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе старшего госинспектора ФИО2, госинспектора ФИО13, тракториста ФИО14, оперуполномоченного ОУР ФИО15, УУП ФИО12 составлен акт выполненных работ, согласно которому на основании предписания «Об уничтожении наркосодержащих растений» врио начальника ОП №2 (дислокация с. Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский» ФИО16, проведена повторная пропашка указанной территории с целью уничтожения дикорастущей конопли, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемилогического благополучия населения и пожарной безопасности. Площадь обработанной территории 5,3 га. При вспашке данного участка наблюдались засушенные растения конопли, т.к. продолжительное время не было дождя. При этом на участке преобладают пустырник и полынь. Участок разгорожен и оставлен для свободного выпаса скота.

Судом также был изучен отказной материал по заявлению ФИО3 (КУСП от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно отказному материалу, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО3, в связи с отсутствием события преступления. Данное постановление ФИО3 не обжаловалось.

При проведении проверки по заявлению ФИО3, дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составлялись протоколы осмотра места происшествия. Дважды осмотр места происшествия производился в отсутствие заинтересованных лиц ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Ни протоколами осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составлялись, ни материалами проверки достоверно не установлено количество спиленных столбов, принадлежащих ФИО3 В протоколах осмотра места происшествия имеются ссылки на то, что в жерди и в нижней части столбы имеют гнилостные повреждения, в жердях имеются гвозди со следами коррозии. Доказательств того, что административный ответчик спилил и вывез столбы ограждения, суду не представлены. Количество спиленных столбов также не усматривается и из фототаблиц, приложенных к протоколам осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, фотографий, представленных представителем административного истца ФИО1

К свидетельским показаниям ФИО4 суд относится критически, поскольку последняя являясь супругой ФИО3, заинтересована в исходе дела. К показаниям свидетелей ФИО6, ФИО5 о том, что на земельном участке, принадлежащем ФИО3 имелось новое ограждение, суд также относится критически, поскольку они не согласуются с доказательствами, имеющимися в отказном материале по заявлению ФИО3 (КУСП от ДД.ММ.ГГГГ) и представленными в судебное заседание. В связи с чем показания свидетелей ФИО4, ФИО6, ФИО5 не могут быть признаны судом относимыми, допустимыми и достоверными.

О том, что обработанный земельный участок площадью 5,3 га, расположенный в м. <адрес> не имеет ограждения и оставлен для свободного выпаса скота, подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в присутствии старшего госинспектора ФИО2, госинспектора ФИО13, тракториста ФИО14, оперуполномоченного ОУР ФИО15, УУП ФИО12

В соответствии с п.1,3,4,5 ст. 29 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Юридические лица, в том числе государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо незаконно культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить. В случае неисполнения обязанности по уничтожению наркосодержащих растений в сроки, установленные предписанием уполномоченного органа, уполномоченный орган обеспечивает их принудительное уничтожение с возмещением расходов на такое уничтожение за счет средств юридических или физических лиц, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Порядок уничтожения наркосодержащих растений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1087 утверждено положение «Об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также остатков их посевов», в котором указано, что настоящее Положение определяет порядок уничтожения дикорастущих либо незаконно культивируемых растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее - наркосодержащие растения), произрастающих на земельных участках, принадлежащих юридическим лицам, в том числе государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям (далее - юридические лица), и физическим лицам на праве собственности или ином законном основании, а также остатков посевов наркосодержащих растений, образующихся в процессе их культивирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Юридические лица и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают либо незаконно культивируются наркосодержащие растения, обязаны их уничтожить.

Уничтожение наркосодержащих растений, а также остатков посевов, образующихся в процессе их культивирования, осуществляется любым технически доступным способом, исключающим возможность их незаконного оборота, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.

В случае неисполнения юридическими лицами и физическими лицами обязанности по уничтожению наркосодержащих растений, а также непринятия мер юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по уничтожению остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, должностные лица органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальных органов (далее - уполномоченные органы) выносят предписание об уничтожении наркосодержащих растений либо остатков их посевов в установленный срок по форме согласно приложению.

Предписание составляется в 2 экземплярах, один из которых вручается под расписку руководителю юридического лица или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю. В случае невозможности вручить предписание указанным лицам, а также в случае их отказа дать расписку о получении предписания оно направляется юридическому лицу или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны в течение 3 рабочих дней со дня уничтожения наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, письменно уведомить об этом уполномоченный орган, вынесший предписание.

В случае неисполнения юридическими лицами и физическими лицами обязанности по уничтожению наркосодержащих растений, а также непринятия мер юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по уничтожению остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, в срок, установленный в предписании, уполномоченный орган, вынесший предписание, создает комиссию для принудительного уничтожения наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, в состав которой входят (по согласованию) представители иных уполномоченных органов, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (или его территориальных органов), Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (или ее территориальных органов), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (или ее территориальных органов). При необходимости в состав комиссии могут быть включены (по согласованию) представители других федеральных органов исполнительной власти (или их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Комиссия определяет площадь земельного участка, на котором произрастают наркосодержащие растения либо образовались остатки посевов в процессе их культивирования, способ, дату (не позднее 15 рабочих дней после установления факта неисполнения юридическими лицами или физическими лицами обязанности по уничтожению наркосодержащих растений, а также непринятия мер юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по уничтожению остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования) и время их уничтожения. Решение оформляется протоколом, копия которого в течение 3 рабочих дней направляется (вручается) членам комиссии, а также юридическому лицу или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю.

Принудительное уничтожение наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, обеспечивает уполномоченный орган, вынесший предписание, с возмещением расходов на такое уничтожение за счет средств юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.

Уничтожение наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, оформляется актом уничтожения, в котором указываются:

а) дата, место и время уничтожения;

б) место работы, должности, фамилии, инициалы членов комиссии и иных лиц, принимавших участие в уничтожении;

в) вид и количество уничтожаемых наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, площадь земельного участка, на котором они произрастали либо образовались в процессе их культивирования;

г) основание для уничтожения;

д) способ уничтожения.

Копии акта, указанного в пункте 8 настоящего Положения, направляются в течение 3 рабочих дней после уничтожения наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, в соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы и организации, представители которых принимали участие в уничтожении, а также юридическому лицу или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю.

Отказ руководителя юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, присутствовать при уничтожении наркосодержащих растений либо остатков посевов, образовавшихся в процессе их культивирования, а также их неявка в установленное время к месту уничтожения не являются препятствием для проведения процедуры уничтожения.

В соответствии с информацией от ДД.ММ.ГГГГ за .05.2, представленной директором ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО7 на имя ст. УУП ОП №2 (дислакация с. Еланцы) МО МВД РФ «Эхирит-Булагатский» ФИО17 - м. <адрес> расположена в границах Прибайкальского национального парка.

Доказательств, нарушения имущественных прав ФИО3 в виде разбора ограждения и спила столбов на земельном участке суду не представлено.

Кроме того, в рамках выше указанных законодательных актов ФИО2 опубликовал обращение для собственников земельных участков в м. <адрес> в печатном издании (газете) «Байкальские Зори» (3933) от ДД.ММ.ГГГГ, которое административный истец ФИО3 проигнорировал.

Поскольку, в соответствии с п.13 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало - Ленский" и Прибайкальского национального парка" (далее Устава), утвержденному ДД.ММ.ГГГГ Минприроды России, земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах заповедника и национального парка, предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, суд приходит к выводу, что должностное лицо старший государственный инспектор – руководитель Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 действовал в защиту публичных отношений в рамках требований Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», положения «Об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также остатков их посевов», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1087, Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция Государственного природного заповедника "Байкало - Ленский" и Прибайкальского национального парка" (далее Устава), утвержденного 16.07.2019 № 467 Минприроды России, должностных полномочий.

Срок для обращения с административным исковым заявлением в суд в соответствии со ст. 219 КАС РФ не истек.

На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания в силу части 3 пункта 1 статьи 227 КАС РФ для возложения на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, а поэтому в удовлетворении административного иска ФИО3 к старшему государственному инспектору – руководителю Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 о признании незаконными действия по сносу ограждения на земельном участке и обязании восстановить ограждение следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к старшему государственному инспектору – руководителю Еланцынского лесничества ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО2 о признании незаконными действия по сносу ограждения на земельном участке и обязании восстановить ограждение, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Н. Холодова