ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-302/20 от 12.11.2020 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соль-Илецк 12 ноября 2020 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,

при секретаре Карповой Ю.А.,

с участием

административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, Управления ФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России – юрисконсульта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области

ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в помещении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области и объявлением резолютивной части решения в помещении Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области уточненное административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России, Министерству финансов России в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области о признании действий ответчика - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области незаконными, признании нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязании возвратить личную литературу, возврате личных вещей и телевизора, не препятствовать в получении посылок, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее по тексту Истец) обратился в суд к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области (далее Ответчик-1), УФСИН России по Оренбургской области (далее по тексту Ответчик-2), ФСИН России (далее Ответчик-3), Министерство финансов России в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области (далее Ответчик – 4) с вышеуказанным уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что он осужден к пожизненному лишению свободы. С 2001 года по октябрь 2019 года Истец отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области. Ответчик-1 неоднократно нарушал его права. Истец пытался обжаловать его действия, отправляя обращения в суды, прокуратуру, должностным лицам УИС. Истец неоднократно обращался:

- к Оренбургскому прокурору по надзору 02.10.2017 года, 30.10.2017 года, 09.01.2018 года, 05.02.2018 года, 19.02.2018 года, 19.03.2018 года, 02.04.2018 года, 16.04.2018 года, 06.11.2018 года, 09.01.2019 года, 26.08.2019 года;

- в Соль-Илецкий районный суд 20.03.2020 года, 02.04.2018 года, 16.04.2018 года, 30.07.2018 года, 16.08.2018 года, 17.12.2018 года;

- к Начальнику УФСИН России по Оренбургской области 20.03.2018 года, 02.04.2018 года, 16.04.2018 года, 17.06.2019 года;

- Директору ФСИН России 20.03.2018 года, 17.06.2019 года;

- заместителю начальника УФСИН России по Оренбургской области 02.04.2018 года, 29.05.2018 года;

- начальнику ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России по Оренбургской области 29.05.2018 года, 02.07.2018 года;

- председателю совета по правам человека при Президенте РФ 07.02.2018 года, 06.03.2018 года, 03.04.2018 года.

Согласно Приказу Минюста РФ от 26.12.2006 года №383, от 16.12.2016 года №295 и в силу норм Уголовно- исполнительного кодекса РФ все обращения осужденных в государственные органы (а также письма) должны быть отправлены в трехдневный срок, а осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения, с указанием даты отправки обращения. Однако все указанные выше обращения, Ответчиком-1 отправлены не были, уведомления об отправке ему не вручали. В связи с чем, он не мог получить ответы из указанных государственных органов. Тем самым Ответчик-1 нарушил его право на обращение в органы надзора, в вышестоящие органы УИС, а также лишил права на доступ к правосудию. В соответствии с УИК РФ, приказами Минюста от 26.12.2006 года №383, от 16.12.2016 года №295 осужденные имеют право обращаться с заявлениями, ходатайствами, жалобами к Президенту РФ, палаты Федерального Собрания, Правительство РФ, законодательные и исполнительные органы власти, суд, прокуратуру, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам. Однако Ответчик-1 нарушает его права, подвергает цензуре все его обращения, а также приходящие лично ему ответы из прокуратуры и суда.

Согласно ч. 2 ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается просмотр телепередач в свободное от работы время. Согласно ч.3 ст. 94 УИК РФ осужденные могут приобретать радио и теле приемники. Осужденным демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже 1 раза в неделю (ч. 1 ст. 94 УИК РФ). Осужденные имеют право иметь при себе электробритву, бытовой электрический кипятильник и пользоваться ими индивидуально. Теле и радиоприемники используются коллективно. Осужденному гарантируется получение литературы, газет, журналов. Однако Ответчик-1 явно превышая свои должностные полномочия лишил его права воспользоваться и реализовать гарантированные законом права. 29.03.2018 года майор ФИО12 ходил по коридору и торговал местной выпечкой, а точнее занимался вымогательством денег и устраивал настоящий шантаж. Не отдавал в камеру телевизор, чайник, личные вещи, пока ему не подпишут заявление на какую- нибудь покупку. А кто не делал подобных «покупок» у них из камеры забирали все электроприборы. Поэтому он вынужден был купить у него выпечку, чтобы в камеру вернули все электроприборы. Однако, 02.04.2018 года телевизор вновь забрали и объяснили это распоряжением руководства. 03.04.2018 года к камере вновь подошел майор ФИО12 и вновь вымогал деньги на покупку выпечки, все в камере отказались это сделать, из-за чего из камеры опять забрали все электроприборы. 05.04.2018 года из камеры по распоряжению заместителя начальника ФКУ ИК6 ФИО3 из камеры забрали электрокипятильник. Забрав из камеры кипятильник Ответчик-1 лишил Истца возможности заниматься личной гигиеной, был лишен возможности употребить продукты которые были получены посылкой и купленные в магазине учреждения, не мог заварить чай, кофе, какао, продукты быстрого приготовления. Обращения в которых Истец пытался обжаловать действия Ответчика-1 не направлялись, поэтому 23.07.2018 года он был вынужден отказаться от приема пищи пока не встретится с прокурором по надзору или начальником УФСИН по Оренбургской области. За данное обращение Истцу устроили пытку, инспектор ИК-6 надел на него наручники, поставил в камеру временного содержания (клетка), в которой он простоял весь день без воды и возможности посетить туалет.

16.02.2018 года младший инспектор ФИО14 принесла ему на выдачу бандероль, вскрыла ее, но содержимое не отдала, пояснив, что передаст ее в оперативный отдел. В бандероли на листах формата А-4 были распечатаны книги. 17.06.2018 года младший инспектор Свидетель №1 также не отдала ему книги из пришедшей бандероли, пояснив, что отдаст их на проверку в оперативный отдел. В дальнейшем он эти книги больше не видел. С начала 2018 года старшим лейтенантом ФИО16 из бандеролей были изъяты ряд книг якобы для проверки. Все книги были от ФИО17<адрес>, перечень прилагает. Книги ему не вернули. Книги которые ему отдавали, были проштампованы с указанием библиотеки ФКУ ИК-6. Так его лишили права распоряжаться личными вещами. 01.02.2019 года он был на приеме у начальника учреждения и поднимал данный вопрос, однако никакого результата не последовало.

14.10.2019 года администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области сообщила, что 15.10.2019 года он убывает в ФКУ ИК-6 по Хабаровскому краю. Почти все его вещи находились в отряде у майора ФИО12, который обещал принести ему все вещи до этапа, Однако телевизор ему не вернули, пояснив, что конвойная служба не перевозит теле- и радиотехнику. Кроме того, в ИК-6 г. Соль-Илецка остались его наручные часы, его подписка, Ответчик-1 так и не переслал его письма.

Просил суд признать указанные действия ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области незаконными; признать, что имело место нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), обязать Ответчика-1 не подвергать цензуре его обращения в государственные органы и ответы на них, обязать Ответчика-1 прекратить вымогательства у осужденных денег и устраивать шантаж путем изъятия электрических приборов и вещами; обязать Ответчика-1 возвратить книги, обязать Ответчика-1 не ставить в личных книгах осужденных печать библиотеки учреждения и не изымать из писем христианскую литературу, обязать ответчика при передаче писем и бандеролей осужденным соблюдать регламент Правил внутреннего распорядка ИУ, обязать ответчика возвратить телевизор путем направления в его адрес за счет Ответчика-1, взыскать с Ответчика-1 10 000евро (780 000руб.) в качестве компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, обязать Ответчика- 1 не препятствовать в получении посылок массой более 20 кг.

Определением суда от 07.02.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФСИН по Оренбургской области.

Определением Соль-Илецкого районного суда (протокольная форма от 10 августа 2020 года) к участию в деле привлечены в качестве соответчиков ФСИН России и Министерство финансов России в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области.

В судебном заседании административный Истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям. Просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, Управления ФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России - юрисконсульт ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ФИО2, действующий на основании доверенностей от 12 февраля 2019 года, от 18 июня 2020 года , 27 февраля 2020 года (диплом от 03 июня 2016 года) исковые требования административного Истца не признал и просил в иске отказать. Указал, что из справки по переписке Истца за период с 2017 года по 15.10.2019 год усматривается, что Истец активно пользовался правом направления в различные государственные органы обращения в закрытых письмах. Ответы приходили на имя начальника учреждения, поэтому вскрывались и передавались Истцу. Приобретение продуктов питания является правом Истца. Никаких мер, в случае не использования такого права к осужденным не применяются. Все посылки, бандероли, передачи, направленные Истцу, вручались под подпись. Книги передаются и в дальнейшем не изымаются, печать «Библиотека ИК-6» без согласия осужденных не проставляется. Книги могут передаваться осужденными добровольно в библиотеку либо передаваться на склад личных вещей. При убытии осужденного личные вещи досматриваются и выдаются им. Истцу выданы все личные вещи, что подтверждается заявлением осужденного. Наручные часы на хранение не поступали. Телевизор Истец может получить за свой счет посылкой либо через представителя.

Представитель административного ответчика- Министерство финансов России в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной. В суд представлено заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Согласно ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав административного Истца, представителя административных ответчиков юрисконсульта ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу вышеназванных положений процессуального закона при рассмотрении данной категории дел к обязанности административного истца относится доказывание нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) его прав и свобод, а к обязанности административного ответчика - законности таких действий.

В соответствии с п. п. 3, 5 и 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. N 1314, одними из основных задач ФСИН России являются: обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В силу разъяснения, данных в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" (в редакции от 05.03.2013 года), суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из справки инспектора группы специального учета ФИО18 от 20 февраля 2020 года, осужденный к ПЛС ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области и убыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 15 октября 2019 года (л.д.42).

В исковом заявлении Истец указывает, что Ответчик-1 неоднократно нарушал его права на обращение с жалобами в органы надзора, в вышестоящие органы УИС, суды.

Разрешая требования Истца о не направлении его жалоб, обращений в прокуратуру, прокурору по надзору, суды, директору ФСИН России, начальнику УФСИН по Оренбургской области, начальнику ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России по Оренбургской области, председателю совета по правам человека при Президенте РФ, о не вручении уведомлений об отправке корреспонденции, цензуре корреспонденции, вскрытие личной корреспонденции, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

В силу ч. 1 ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности.

Согласно пункту 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждениях, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации N 295 от 16 декабря 2016 года (далее Правила), получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 55 Правил, письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

В силу пункта 58 Правил предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской. Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Из справки по переписке осужденного ФИО1 за период с 01.01.2017 года по 15.10.2019 года усматривается, что ФИО1 направлялись закрытые письма в различные органы власти, суды, прокуратуру, а также получались ответы на жалобы, обращения, уведомления, постановления, определения, копию приговора, в частности:

- закрытые письма в адрес Соль-Илецкого районного суда 20.02.2017, 06.03.2017, 29.03.2017, 31.03.2017, 13.06.2017, 27.06.2017, 11.01.2018, 22.01.2018 (Истцом получена копия постановления), 08.02.2018 (Истцом получена копия постановления), 19.04.2018, 24.04.2018 (Истцом получена копия постановления), 07.05.2018, 08.06.2018 (Истцом получено уведомление), 09.07.2018 (Истцом получено уведомление), 27.06.2018, 18.07.2018 (Истцом получен ответ на обращение), 18.07.2018 (Истцом получено уведомление), 20.07.2018 (Истцом получена копия протокола), 24.07.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 30.07.2018 (Истцом получено уведомление), 31.07.2018 (Истцом получено уведомление),14.08.2018, 21.08.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 28.08.2018, 03.09.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 03.09.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 13.09.2018 (Истцом получена копия постановления), 11.09.2018, 11.09.2018, 20.09.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 21.09.2018 (Истцом получена копия постановления), 05.09.2018 (Истцом получена копия постановления), 05.10.2018 (Истцом получена копия постановления), 28.09.2018, 28.09.2018, 15.10.2018, 23.10.2018 (Истцом получено уведомление), 24.10.2018 (Истцом получена копия постановления), 08.02.2018, 19.04.2018, 24.04.2018, 07.05.2018, 08.06.2018, 09.07.2018, 27.06.2018, 18.07.2018, 18.07.2018, 20.07.2018, 24.07.2018, 30.07.2018, 31.07.2018, 14.08.2018, 21.08.2018, 28.08.2018, 03.09.2018, 03.09.2018, 13.09.2018, 11.09.2018, 11.09.2018, 20.09.2018, 21.09.2018, 05.10.2018, 05.10.2018, 28.09.2018, 28.09.2018, 15.10.2018, 23.10.2018, 24.10.2018, 04.12.2018, 06.12.2018 (Истцом получено уведомление), 10.12.2018 (Истцом получено уведомление), 18.12.2018 (Истцом получена копия решения), 18.12.2018, 26.12.2018, 27.12.2018 (Истцом получены ответы по ходатайствам), 29.12.2018 (Истцом получена копия постановления), 29.12.2018 (Истцом получено уведомление), 29.12.2018 (Истцом получена копия постановления), 10.01.2019, 16.01.2019 (Истцом получено извещение), 17.01.2019 (Истцом получено уведомление), 21.02.2019 (Истцом получена копия постановления), 22.02.2019 (Истцом получено извещение), 26.03.2019 (Истцом получена копия постановления), 03.04.2019, 12.04.2019 (Истцом получена копия приговора), 12.04.2019 (Истцом получена копия постановления), 17.07.2019, 24.07.2019 (Истцом получена копия постановления);

- закрытые письма в адрес Кировского, Октябрьского районного суда <адрес> 31.07.2018, 06.09.2018 (Истцом получен копия определения), 28.09.2018, 08.11.2018, 29.11.2018 (Истцом получена копия постановления), 06.12.2018 (Истцом получен ответ на заявление), 14.01.2019 (Истцом получен ответ на жалобу), 14.01.2019 (Истцом получен ответ на жалобу), 14.01.2019, 15.02.2019 (Истцом получен ответ на заявление);

- закрытые письма в адрес МВД г. Иркутска 24.01.2019, 11.03.2019, 19.04.2019;

- закрытые письма в адрес Оренбургского областного суда 14.03.2017, 03.05.2017, 28.06.2017, 14.07.2017, 12.07.2018, 13.08.2018 (Истцом получено уведомление), 06.09.2018 (Истцом получена копия постановления), 26.11.2018 (Истцом получено извещение), 25.12.2018 (Истцом получена копия постановления), 28.01.2019 (Истцом получено уведомление);

- закрытые письма в адрес Иркутского областного суда 05.05.2017, 21.02.2018, 02.04.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 08.05.2018, 05.06.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 28.09.2018, 24.10.2018 (Истцом получена копия определения), 30.10.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 02.11.2018, 29.11.2018 (Истцом получена копия определения), 21.02.2019, 21.03.2019;

- закрытые письма в адрес Конституционного суда, Верховного суда 04.04.2017, 26.07.2017, 27.07.2017, 05.10.2017, 09.11.2017, 17.11.2017, 10.01.2019, 13.02.2019;

- закрытые письма в адрес Генеральной прокуратуры РФ 18.05.2018, 20.06.2018, 25.06.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 18.07.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 03.08.2018, 30.08.2018, 12.10.2018, 08.11.2018, 25.12.2018 (Истцом получен ответ на обращение);

- закрытые письма в адрес Оренбургской областной прокуратуры 27.02.2017, 26.07.2017, 02.11.2017, 08.02.2018, 26.02.2018, 22.03.2018, 24.04.2018, 30.07.2018 (Истцом получено уведомление), 02.08.2018, 06.09.2018 (Истцом получено уведомление), 06.11.2018 (Истцом получен ответ на обращение);

- закрытые письма в адрес прокуратуры по надзору г. Оренбург 11.09.2017, 23.08.2018;

- закрытые письма в адрес прокуратуры Соль-Илецкого района 22.09.2017, 26.04.2018 (Истцом получен ответ на жалобу), 08.05.2018, 06.07.2018, 21.08.2018 (Истцом получен ответ на жалобу);

- закрытые письма в адрес прокуратуры Куйбышевского района г. Иркутска 05.10.2017, 07.12.2017, 22.03.2018, 23.05.2018 (Истцом получен ответ на жалобу);

- закрытые письма в адрес прокуратуры республики Хакасия 10.12.2018 (Истцом получен ответ на обращение);

- закрытые письма в адрес Государственной Думы РФ 25.01.2017, 16.04.2018;

- закрытые письма в адрес СО по Куйбышевскому району г. Иркутска 30.01.2018, 08.06.2018, 10.07.2018;

- закрытые письма в адрес МСУ СК по Иркутской области, по Оренбургской области 17.08.2018, 03.12.2018 (Истцом получен ответ на заявление), 07.08.2019 (Истцом получено уведомление);

- закрытые письма в адрес СУ СК Соль-Илецка Оренбургской области 18.12.2018 (Истцом получена копия постановления);

- закрытые письма в адрес ФБУ Северо-Западного регионального центра судебных экспертиз 06.02.2018, 21.03.2018 (Истцом получено уведомление);

- закрытые письма в адрес Минюста России, Минюста по Оренбургской области 31.08.2018, 18.10.2018 (Истцом получен ответ на жалобу);

- закрытые письма в адрес МСО СУ СК РФ 11.09.2018;

- закрытые письма в адрес МСО г. Иркутска, СО по Октябрьскому району г. Иркутска, СУ СК РФ по Иркутской области 06.12.2018, 16.07.2019, 07.08.2019;

- закрытые письма в адрес ФКУЗ МСЧ – 56 ФСИН РФ 13.05.2019 (л.д.90-91).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Ответчиком-1 не нарушались права истца в части направления корреспонденции в государственные органы, органы прокуратуры, следственные органы, суды, а также получения корреспонденции из указанных органов.

Доказательств обратного Истцом не представлено.

Согласно справке из прокуратуры Соль-Илецкого района Оренбургской области от 12.11.2020 года при поступлении обращений граждан отбывающих наказание на территории Соль-Илецкого городского округа, ответы направлялись на имя начальника соответствующего исправительного учреждения. Начиная с 2019 года ответы на обращения осужденных направляются в исправительную колонию, с указание на конверте заявителя, от которого поступило обращение (л.д.171).

Поскольку ответы с прокуратуры Соль-Илецкого района Оренбургской области (приложение к иску № 8, 9, 10, 11) направлялись на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, то доводы Истца о нарушении его прав в части запрета цензуры суд считает несостоятельными. Каких-либо неправомерных действий, прямого умысла в указанной части со стороны Ответчика-1 суд не усматривает.

В судебном заседании факт направления Истцом корреспонденции, указанной в иске и не направления ее Ответчиком-1 адресату (02.10.2017 года, 30.10.2017 года, 09.01.2018 года, 05.02.2018 года, 19.02.2018 года, 19.03.2018 года, 02.04.2018 года, 16.04.2018 года, 06.1.2018 года, 09.01.2019 года, 26.08.2019 года к Оренбургскому прокурору по надзору; 20.03.2020 года, 02.04.2018 года, 16.04.2018 года, 30.07.2018 года, 16.08.2018 года, 17.12.2018 года в Соль-Илецкий районный суд; 20.03.2018 года, 02.04.2018 года, 16.04.2018 года, 17.06.2019 года к Начальнику УФСИН России по Оренбургской области; 20.03.2018 года, 17.06.2019 года к директору ФСИН России; 02.04.2018 года, 29.05.2018 года заместителю начальника УФСИН России по Оренбургской области; 29.05.2018 года, 02.07.2018 года начальнику ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России по Оренбургской области; 07.02.2018 года, 06.03.2018 года, 03.04.2018 года председателю совета по правам человека при Президенте РФ) не нашел своего подтверждения.

Кроме того, указанная Истцом корреспонденция датируется 2017, 2018, последняя 17.06.2019 годом, следовательно, о своих нарушенных правах Истец узнал в 2017, 2018, 2019 году, однако в нарушение ч. 1 ст. 219 КАС РФ, с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев в суд не обращался, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании ст. 126 Уголовно-исполнительного кодекса РФ отдельно от других осужденных в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Частью 1 ст. 127 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах. Труд указанных осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже одного раза в неделю.

Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах в пределах одного поста, где коллективное использование телевизора не предусмотрено.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что у ФИО1 имелся собственный телевизор LG, что подтверждается накладной центрального склада от 15.10.2019 года (л.д. 144).

Согласно Приказу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области «Об утверждении распорядков дня и перечня вещей и предметов, продуктов питания, разрешенных иметь при себе осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области» от 30.01.2019 года -ос утвержден распорядок дня для осужденных к ПЛС, из которого следует, что в период с 14-00 часов до 18-00 часов у осужденных имеется личное время, просмотр телепередач (п.17). Из п. 3 Примечания к распорядку дня следует, что для осужденных, занятых на производстве, дополнительно разрешается просмотр телевизора в выходные и праздничные дни, а также в период, когда не выходят на работу с 7-00 до 12-00 и с 20-30 до 21-50 (л.д. 148-162).

Включение радио производится из радиорубки режимной зоны ежедневно по графику (п. 4 Примечаний к Приложению ) (л.д. 149).

Осужденные, находящиеся в отпуске, содержатся по общему распорядку дня для осужденных к ПЛС и просматривают телепередачи по п. 3 Примечания (п. 7 Примечания к Приложению ) (л.д. 149).

Из распорядка дня для осужденных к ПЛС, работающих на производстве (дневная смена) просмотр телепередач осуществляется с 18-30 до 19-50 (п. 13) (л.д- 150).

Из п. 5, 18 распорядка дня для осужденных к ПЛС в выходные и праздничные дни просмотр телепередач осуществляется с 07-00 до 08-00 и с 20-30 до 21-50ч. (л.д. 151).

Какие-либо доказательства об отсутствии информирования в исправительном учреждении по радио и телевидению о социальных, политических, экономических, иных событиях в материалах дела отсутствуют, в связи с чем данные доводы истца суд признает не состоятельными, доказательств обратного суду не представлено.

При разрешении требований Истца об обязании администрации исправительного учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области не принуждать осужденных покупать продукты питания местного изготовления (выпечку) и не устаивать шантаж по изъятию электроприборов в случае отказа приобретения продукции, суд приходит к следующему.

Приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости предусмотрено ст.88 УИК РФ и разделом XVII Правил внутреннего распорядка.

Так, в соответствии с пунктом 106 Правил, для продажи продуктов питания, вещей и предметов в ИУ организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этим магазином во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности по безналичному расчету.

В соответствии с пунктом 107 Правил, для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений (приложение N 12), которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении.

Доказательств по принуждению к покупке местных продуктов питания в судебном заседании не установлено.

Согласно справке начальника отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области в марте-апреле 2018 года электробытовые приборы, в т.ч. телевизор, электрокипятильник из жилой камеры поста 15 не изымались (л.д. 68).

В связи с заявлением истца ФИО1 о неправомерных действиях сотрудников ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской в части бесчеловечного обращения (избиение, вымогательство) Соль-Илецким районным судом направлен запрос в Соль-Илецкий межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета РФ по Оренбургской области о проведении проверки в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ.

Постановлением следователя Соль-Илецкого Соль-Илецкий межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета РФ по Оренбургской области от 10.04.2020 в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ФКУ ИК-6 УФСИН России отказано по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в их действиях состава преступления (л.д. 49-54).

Доводы Истца о том, что в связи с нарушением его прав, он 23.07.2018 года отказался от приема пищи судом не принимаются, поскольку ничем не подтверждаются. Также не нашел подтверждения факт нахождения Истца в камере временного содержания 23.07.2018 года.

Из справки начальника ОБ ФКУ ИК-6 УФСИН Росси по Оренбургской области следует, что за период 2018 год осужденный ФИО1 в адрес администрации с заявлениями об отказе от приема пищи не обращался (л.д. 67).

В судебном заседании был допрошен свидетель Свидетель №2, который пояснил, что вместе с Истцом отбывали наказание в камере в 2018 году. Факта отказа Истца от приема пищи не помнит. Также не подтвердил факт нахождения Истца в камере временного содержания 23.07.2018 года. Оснований не доверять указанному свидетелю у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данной части административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Кроме того, суд отмечает, что согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ - если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 приведенной статьи).

Как усматривается из материалов дела, Истцу стало известно о нарушении его прав в 2018 году, тогда как Истец обратился в суд по почте 27.01.2020 года (конверт исх. от 27.01.2020), то есть с пропуском указанного срока, не представив при этом доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.

Таким образом, поскольку обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, административный Истец не привел, соответствующих доказательств не представил, суд считает, что имеются основания для отказа в удовлетворении требований в указанной части также по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 219 КАС РФ, в связи с пропуском срока на обращение в суд.

Что касается требования административного истца об обязании администрации исправительного учреждения не проставлять на личных книгах осужденных печать «Библиотека ФКУ ИК-6» и не изымать из писем христианскую литературу, которая не запрещена, а также требования об обязании ответчика при выдаче посылок и бандеролей руководствоваться Правилами внутреннего распорядке и не запрещать к передаче посылки и бандероли весом более 20 кг суд приходит к следующему..

Согласно п. б ч. 1 и ч. 2 ст. 90 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Части 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают порядок хранения осужденными книг и журналов. Ввиду отсутствия в исправительных учреждениях достаточных площадей для размещения осужденных, в целях поддержания необходимого уровня санитарии и гигиены, а также обеспечения режимных требований ч. 4 данной статьи устанавливает правило, согласно которому каждый осужденный вправе иметь при себе не более 10 экземпляров книг или журналов. Это ограничение не распространяется на учебную литературу, необходимую для получения осужденным общего или профессионального образования.

Иная литература в количестве, превышающем установленный минимум, сдается осужденным в камеру хранения исправительного учреждения и выдается ему при освобождении либо с согласия осужденного передается библиотеке исправительного учреждения для общего пользования.

В соответствии с пунктом 97 Правил вскрытие и досмотр содержимого посылок или бандеролей, а также сверка наличия и веса содержимого производятся администрацией ИУ в присутствии адресатов. Досмотр, сверка наличия и веса содержимого передач производятся администрацией ИУ в присутствии передающего лица. Обнаруженные запрещенные вещи изымаются, по ним принимается решение в соответствии с главой XI Правил. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, доставившего передачу, возвращается после проведения сверки и досмотра содержимого передачи.

Согласно ст. 99 УИК РФ Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются администрацией ИУ в специальном журнале, после чего они выдаются осужденному под роспись.

Для учета выдачи посылок в учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области на каждого осужденного ведется карточка, в которой отражаются поступившие на его имя посылки, передачи, бандероли.

Из карточки учета свиданий, выдачи посылок, передач и бандеролей, заполненной на имя ФИО1 усматриваются все поступившие на его имя посылки, передачи, бандероли, последняя из которых, поступила 04.08.2019 года от ФИО20 (л.д. 74-76).

Из журналов учета выдачи посылок, передач и бандеролей следует, что:

-12.05.2016 поступившая в адрес ФИО1 посылка с художественными книгами вес 14, 995 кг вручена ему была 13.05.2016 года, о чем в журнале проставлена его подпись с отметкой «Получил полностью» порядковый (л.д. 77-78);

-поступившая посылка 05.01.2017 года с книгами в количестве 15 штук вручена ФИО1 о чем в журнале проставлена его подпись с отметкой «Получил полностью» порядковый (л.д. 79-80);

-поступившая посылка 16.02.2018 года с фотографиями, книгой, батарейками вручена ФИО1, о чем в журнале проставлена его подпись с отметкой «Получил полностью» порядковый (л.д. 81-82);

-поступившие бандероли 17.06.2018 года с книгами в количестве 2 штук, конверт 1 штука и 17.06.2018 года с лимонной кислотой, зубной пастой, щеткой, кофе, сахарином вручены ФИО1, о чем в журнале проставлены его подпись с отметкой «Получил» порядковые номера 131, 132 (л.д. 83-84).

В указанных журналах отметок об изъятии не имеется.

Наименование книг, поступивших в адрес осужденного, по названию и автору в журналах не идентифицируются.

Согласно ч. 5 ст. 95 УИК РФ литература в количестве, превышающем указанное в части четвертой настоящей статьи, сдается осужденным на хранение либо с его согласия передается библиотеке исправительного учреждения в пользование.

В материалах дела отсутствуют данные о передаче Истцом какой-либо литературы в библиотеку учреждения.

Согласно справке ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области у осужденного к пожизненному лишению свободы ФИО1 книги не изымались и печать «библиотека ФКУ ИК-6» на его личные книги не ставилась (л.д. 69).

Ссылки Истца об изъятии у него книг сотрудниками Ответчика-1 подтверждений в судебном заседании не нашли.

Представленные Истцом светокопии (приложение 14, 15) с подписью «ФИО26 не подтверждают факт изъятия художественной литературы у Истца.

В судебном заседании свидетель ФИО21 пояснил, что работает в ФКУ ИК- 6 в должности старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области. При поступлении посылок с литературой он проверяет всю поступившую литературу на предмет запрещенности. Если книга относится к запрещенной литературе, то составляется акт об изъятии. Книги у Истца он не изымал. В представленных светокопиях, где указана его фамилия возможно и стоит его подпись, но нет сведений об изъятии книг. Данное обстоятельство может указывать только на то, что он проводил проверку книг.

В судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснила, что работает инспектором отдела безопасности ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области. Посылки осужденным передаются в том виде, в котором они поступают. Посылку она вскрывает и проверяет на запрещенные предметы. Затем вручаются осужденным под подпись. Все книги приходившие в посылке были переданы осужденному ФИО1, он расписался и журнале и в карточке о получении.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется.

Кроме того, согласно справке оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области ФИО22 следует, что в период с 2017 года по 15.10.2019 год из входящей корреспонденции на имя осужденного ФИО1 печатных изданий не изымалось, акты об изъятии не составлялись (л.д.66).

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России).

В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги; к универсальным относятся услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации.

Такие почтовые отправления как посылки, относятся как к внутренним почтовым отправлениям, так и к международным. Правилами почтовой связи вес посылки для международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена, установлен в пределах 20 кг. Для внутренних отправлений Правилами почтовой связи вес посылок не определен, в связи с тем, что Законом о почтовой связи к универсальным отнесены только услуги почтовой связи по обмену письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФГУП "Почта России" от 17.05.2012 N 114-П "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" посылки, пересылаемые внутренними почтовыми отправлениями, подразделяются на посылки стандартные (обыкновенные, с объявленной ценностью), посылки тяжеловесные (обыкновенные, с объявленной ценностью), посылки нестандартные (обыкновенные, с объявленной ценностью), посылки тяжеловесные, крупногабаритные (обыкновенные, с объявленной ценностью).

Вес посылки стандартной установлен до 10 кг, тяжеловесной - от 10 до 20 кг, тяжеловесной крупногабаритной - от 10 до 50 кг с допустимыми вложениями - печатными изданиями и товарными вложениями, а также посылки нестандартной, только с товарными вложениями, до 20 кг.

Таким образом, требования статьи 90 УИК РФ, с учетом положений статьи 4 Закона о почтовой связи, предписывают руководствоваться Правилами почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года N 234, которыми не предусматривается иного максимального веса посылки кроме 20 килограмм.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при выдаче посылок осужденным Ответчик-1 руководствовался Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, все направленные в адрес административного истца посылки с литературой вручены адресату, что подтверждается материалами дела, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в данной части.

Поскольку Истцом указано, что последняя посылка им была получена 26.10.2018 года, следовательно, о своих нарушенных правах Истец узнал непосредственно в 2018 году, однако в нарушение ч. 1 ст. 219 КАС РФ, с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев в суд не обращался, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части в связи с пропуском срока обращения в суд.

Административным истцом ФИО1 заявлены также требования об истребовании у Ответчика-1 его личных вещей (список прилагается л.д. 56), а также наручных часов и телевизора марки «<данные изъяты>» приобретенного за счет собственных средств и направлении указанных вещей в свой адрес за счет средств Ответчика-1.

В соответствии с приказом Минюста России от 8 декабря 2006 г. № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» часы наручные подлежат учету и хранению в кассе учреждения. В соответствии с пунктом 16 Инструкции на поступившие и изъятые у осужденных, подозреваемых и обвиняемых ценности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов составляется акт, второй экземпляр которого передается в бухгалтерию и вместе с приходным ордером служит основанием для принятия ценностей на хранение в кассу учреждения.

Согласно справке главного бухгалтера ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области в период отбывания ФИО1 с 14.03.2001 года по 15.10.2019 года наказания, в кассу учреждения, как ценность осужденного, наручные часы на хранение не поступали (л.д. 70).

В материалах дела имеется заявление административного истца ФИО1 из которого следует, что при отправлении его этапом из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области для дальнейшего отбывания наказания в другое учреждение, принадлежащие ему личные вещи получены. Физическая сила и специальные средства не применялись. Жалоб и претензий в адрес учреждения не имеет (л.д. 85).

Данный факт административным ответчиком не оспаривается.

Согласно статье 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем (часть 1). Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6).

В соответствии со статьей 14.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" специальным подразделениям уголовно-исполнительной системы по конвоированию при выполнении возложенных на них задач предоставляются следующие права: осуществлять контроль за соблюдением предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу (пункт 1); требовать от осужденных и лиц, заключенных под стражу, исполнения ими обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 2); производить обыск осужденных и лиц, заключенных под стражу, досмотр их вещей, а также изымать у указанных лиц запрещенные предметы (пункт 5).

Данное право выступает средством обеспечения установленных режимных требований, реализации обязанности специальных подразделений по конвоированию, по поддержанию правопорядка, безопасности при конвоировании. Осужденные и лица, заключенные под стражу, в период их приема караулами специальных подразделений по конвоированию в учреждения, исполняющие наказания, подвергаются личному обыску и досмотру их вещей. Обнаруженные во время личного обыска запрещенные к хранению предметы и вещества, продукты питания, деньги, ценные бумаги караулом изымаются и в присутствии перевозимого лица сдаются администрации органа уголовно-исполнительной системы - отправителя, которая выдает обыскиваемому квитанцию. Кроме того, осужденные и лица, заключенные под стражу, подвергаются личному обыску после их приема в специальный вагон, предназначенный для конвоирования. При этом перечень вещей и предметов, которые запрещается иметь при себе осужденным, определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать предусмотрен Приложением N 1 к Правилам, согласно пункту 3 примечания к которому количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.

В силу пункта 52 Правил запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. При переводе осужденных в другое ИУ изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденных пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осужденных - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.

Вещи, имеющиеся у осужденных сверх установленного веса, изымаются и сдаются на склад для хранения. Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ. Если хранящиеся на складе вещи понадобятся осужденным и не будут излишними, они могут выдаваться владельцам. Администрация ИУ выдает осужденным квитанцию о приеме для хранения на склад изъятых и сданных вещей (пункт 53 Правил).

Между тем, телевизор, не является запрещенным предметом, как и превышающим установленный вес вещей, который может при себе иметь осужденный, следовательно, на административного ответчика не возложена обязанность пересылать телевизор на хранение по месту нового содержания ФИО1 за счет средств федерального бюджета.

Оспариваемые действия (бездействие) административного ответчика по не направлению личных вещей ФИО1 по месту нового содержания не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права административного истца.

Согласно ч. 6 ст. 90 УИК РФ с разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.

Как следует из п. 105 Правил, осужденные могут по заявлению за счет собственных средств отправлять родственникам и иным лицам бандероли с малоценными печатными изданиями, рукописями, фотографиями и посылки с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине ИУ, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр таких отправлений производится администрацией ИУ в присутствии осужденного.

Между тем, из анализа норм законодательства, следует, что административный Истец права на имущество не лишен, может распорядиться им посредством обращения к администрации исправительного учреждения о направлении его личных вещей, находящихся на складе, посылкой или бандеролью.

При таких обстоятельствах данные требования административного истца также удовлетворению не подлежат.

Исследовав все представленные сторонами доказательства, суд считает, что доводы административного истца о том, что действиями Ответчика были нарушены его права несостоятельны, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, указанными выше.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Не установив совокупности этих обстоятельств по настоящему административному делу, суд, учитывая обстоятельства дела, и приведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд в соответствии с ч. 1 ст. 298 КАС РФ в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья/подпись/ С.Н. Шереметьева

В соответствии с ч. 1 ст. 177 КАС РФ решение суда принимается немедленно, после разбирательства административного дела и согласно ч. 2 ст. 177 КАС РФ может быть объявлена резолютивная часть.

Решение суда в окончательной форме в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ будет изготовлено 26 ноября 2020 года (с учетом выходных дней14-15, 21-22 ноября 2020 года).

Судья/подпись/ С.Н.Шереметьева