ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-302/2022УИД210020-01-2022-000366-34 от 07.10.2022 Яльчикского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2а-302/2022 УИД 21RS0020-01-2022-000366-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2022 года село Яльчики

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Агеева С.В.,

при секретаре судебного заседания Петровой С.П.,

с участием заместителя прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путякова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации и обязании устранить нарушения закона

установил:

И.о.прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Путяков В.В. в интересах муниципального образования «Яльчикское сельское поселение Яльчикского района Чувашской Республики» обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по актуализации сведений, содержащихся в анкетах личных дело муниципальных служащих, указывая, что прокуратурой района проведен мониторинг исполнения требований законодательства о противодействии коррупции и законодательства о муниципальной службе. В ходе чего установлено, что ответчиком в нарушение п.2 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 г.г., утвержденного Указом Президента РФ от 29.06.2018 №378, не приняты меры по совершенствованию кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, установление контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов. ДД.ММ.ГГ прокурором района внесено представление в адрес главы Яльчикского сельского поселения об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого меры по устранению нарушений не приняты. Просит признать незаконным бездействие администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики в части непринятия мер по актуализации сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на должности муниципальной службы и поступлении на такую службу, об их свойственниках, обязать администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики в течение одного месяца после вступления в законную силу решения суда принять меры по актуализации сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на должности муниципальной службы и поступлении на такую службу, об их свойственниках.

В судебном заседании заместитель прокурора Путяков В.В. административный иск поддержал по изложенным в нем мотивам и, вновь приведя их суду, просил удовлетворить.

Административный ответчик администрация Яльчикского сельского поселения явку представителя в судебном заседании не обеспечило, будучи надлежаще извещенным, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд признает явку административного ответчика необязательной и считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Согласно ч.4 ст.5 указанного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применение мер по предупреждению коррупции, сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст.3).

Указом Президента РФ от 29.06.2018 №378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 г.г., в соответствии с которым администрацией сельского поселения утвержден муниципальный план противодействия коррупции, который предусматривает комплекс мероприятий, направленных, в том числе на улучшение состояния законности в сфере противодействия коррупции. Пунктом 14 названного Указа руководителям органов местного самоуправления в пределах своих полномочий предписано обеспечить принятие мер по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.

В силу ст.28 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» кадровая работа в муниципальном образовании помимо иного включает в себя ведение личных дел муниципальных служащих, организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, которые установлены ст.13 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами. Согласно ч.4 ст.30 указанного Закона ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего.

Из пп.«б» п.16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утверждённого Указом Президента РФ от 30.05.2005 №609, следует, что к личному делу гражданского служащего приобщаются: собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации анкета установленной формы с приложением фотографии.

Распоряжением Правительства РФ от 20.11.2019 №2745-р внесены изменения в пункты 13 и 14 формы анкеты, подлежащей представлению в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации, в частности в абзаце первом пункта 13 и пункте 14 слова «муж (жена), в том числе бывшие» заменить словами «супруга (супруг), в том числе бывшая (бывший), супруги братьев и сестер, братья и сестры супругов». Вышеуказанное распоряжение начало действовать ДД.ММ.ГГ.

Мониторинг показал, что администрацией Яльчикского сельского поселения не приняты меры по совершенствованию кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, установление контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.

Прокурором Яльчикского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГ по вышеуказанным нарушениям было внесено представление в адрес главы Яльчикского сельского поселения, по результатам рассмотрения которого меры по устранению нарушений не приняты.

При изложенных обстоятельствах, анализируя исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что непринятие администрацией Яльчикского сельского поселения необходимых мер по актуализации содержащихся в анкетах муниципальных служащих сведений об их свойственниках нарушает действующее законодательство, что влечет нарушение прав и законных интересов государства, в связи с чем суд считает административный иск прокурора основанным на законе и подлежащим удовлетворению. Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. В данном случае с учетом реальных возможностей ответчика по устранению нарушений и мнения прокурора, суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках в анкетах, представленных при назначении на должности муниципальной службы и поступлении на такую службу.

Обязать администрацию Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по актуализации сведений о свойственниках в анкетах, представленных при назначении на должности муниципальной службы и поступлении на такую службу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий С.В. Агеев

Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2022 года.

Решение10.10.2022