ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3035/2022 от 30.06.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-3035/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Йошкар-Ола 30 июня 2022 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

при секретаре судебного заседания Аюповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об отмене постановления об утверждении документации по планировке территории,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, как лицо, которому группой лиц поручено ведение административного дела в интересах группы лиц–ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, обратился в суд с административным исковым заявлением, указанным выше, просил отменить постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № «Об утверждении документации по планировке территории».

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» было принято постановление № 12 «Об утверждении документации по планировке территории», в котором, в частности, утверждена основная часть проекта планировки территории, ограниченной улицами Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого в г. Йошкар-Оле, утверждена основная часть проекта межевания территории, ограниченной улицами Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого. Истец считает, что данное постановление принято незаконно. В территория, ограниченная улицами Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого в г. Йошкар-Оле, изменена с вида территориальной зоны ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на ж-1 (зона застройки многоэтажными домами), об изменениях собственники земельных участков, недвижимого имущества указанных улиц узнали при прохождении общественных обсуждений, которые проходили с . Данные изменения внесены в в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденные решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от , без оповещения о начале слушаний и проведения процедур, предусмотренных ст. 5.1 ГрК РФ. На сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» не содержатся документации , содержащих прямым текстом сведения об изменении вида территориальной зоны на улицах Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого г. Йошкар-Оле, что является нарушением ст.ст. 5.1, 30 ГрК РФ. В заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушания в проект планировки и межевания указанных территорий в нарушении ст. 5.1 ГрК РФ не указаны содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний. Таким образом, незаконное изменение вида территориальной зоны на улицах Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого в г. Йошкар-Оле повлекло изменение вида разрешенного использования без согласия собственников. Также в иске указано на то, оповещение о начале публичных слушаний было размещено в том числе на аварийном доме, подлежащим сносу. Таким образом, Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» не уведомила в установленном законом порядке жителей соответствующих территорий о проведении общественных обсуждений. Также согласно иску, в соответствии с чертежом межевания отмежеванные земельные участки истцов накладываются на проектируемую жилую застройку.

В судебное заседание стороны, представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» не явились, будучи извещены.

От административного ответчика поступил отзыв на иск, согласно которому ответчик выразил несогласие с иском, просил в иске отказать, указывая на отсутствие оснований к отмене оспариваемого постановления администрации.

Представитель заинтересованного лица ранее в судебном заседании позицию административного ответчика поддержала.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту– КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частям 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту– ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Генеральный план поселения является одним из документов терри-ториального планирования муниципального образования (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ). При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 ГрК РФ).

Частью 1 ст. 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на её развитие в будущем.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23-25 и 28 ГрК РФ.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).

В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 41.1 ГрК РФ также предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Согласно п. 4 части 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом 26 ч. 1 ст. 53 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл установлено, что Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет следующие полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, утверждение подготовленной на основе Генерального плана городского округа «Город Йошкар-Ола» документации по планировке территории.

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом местного самоуправления городского округа в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Частью 2 ст. 43 ГрК РФ установлено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Статьей 46 ГрК РФ установлены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от «О подготовке документации по планировке территории» на основании обращения физического лица было постановлено считать возможной подготовку документации по планировке территории, ограниченной улицами Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого в городе Йошкар-Оле, в составе: проект планировки территории и проект межевания территории.

Пунктом 4 данного постановления Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» постановлено осуществить проверку документации по планировке вышеназванной территории на соответствие требованиям, указанным в пункте 3 настоящего постановления, по результатам проверки подготовить заключение и представить его в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола».

В силу ч. 13 ст. 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Согласно ч. 13.1 ст. 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

В соответствии с ч. 10 ст. 45 ГрК РФ Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования отклонение документации по планировке территории допускается в случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории самостоятельно лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, и необходимости направления её на доработку по причине несоответствия такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.

В свою очередь решение об утверждении документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений.

Заключением от о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территории, подготовленным на основании протокола общественных обсуждений от , рекомендовано утвердить основную часть проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Тельмана, Карла Либкнехта, Зои Космодемьянской, Олега Кошевого в городе Йошкар-Оле.

В соответствии с частью 8 статьи 5.1 ГрК РФ оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от было утверждено Положение о порядке проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола».

Согласно подпункту 1 пункта 4.5 Положения о порядке проведения общественных обсуждений по вопросам, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» оповещение о проведении общественных обсуждений не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальных сайтах городского Собрания (www.gor-sobry-ola.ru) и администрации (www.i-ola.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подлежит опубликованию в газете «Йошкар-Ола», размещению на официальных сайтах городского Собрания и администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на информационном стенде, оборудованном около здания администрации, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений к указанной информации. Стенд представляет собой устойчивую конструкцию, предназначенную для размещения информационных материалов.

Сообщение о проведении общественных обсуждений было опубликовано на официальном сайте администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», на официальном сайте собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», что подтверждается скрин-шотами страниц соответствующих сайтов, также оповещение о начале общественных обсуждений было опубликовано в газете «Йошкар-Ола» от ). Доводы истца о том, что одно из информационным сообщений было размещено на аварийном доме, не свиде-тельствует о том, что оповещение о проведении общественных обсуждений было произведено с нарушением установленного порядка.

Доводы истца о том, что в заключении о результатах общественных обсуждений не указаны содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений, опровергается текстом заключения от опубликованного в газете «Йошкар-Ола» от , содержащим указания на предложения и замечания граждан. Предложения и замечания граждан также отражены в протоколе о результатах общественных обсуждений по проекту постановления об утверждении документации по планировке территорий от

Нарушений при подготовке и опубликовании заключения о результатах общественных обсуждений судом не установлено.

Внесение изменений в планировку территории само по себе не влечет изменения правового режима земельных участков.

Частью 3 ст. 59 Устава городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Йошкар-Ола».

Оспариваемое постановление было опублико-вано в газете «Йошкар-Ола» от . Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Таким образом, постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от «Об утверждении документации по планировке территории» принято в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу части 9 статьи 26 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд приходит к выводу о том, что административным истцом не указано, каким образом оспариваемое постановление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» нарушает права, свободы и законные интересы группы лиц.

Более того, из текста административного искового заявления усматривается фактическое несогласие административного истца с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденными Решением III сессии Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от , что предметом рассмотрения настоящего спора не является.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об отмене постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № «Об утверждении документации по планировке территории».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Смирнова

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 11 июля 2022 года.

Решение12.07.2022