Дело № 2А-3036/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Ст.помощника Серпуховского городского прокурора - Кобозевой О.А.,
Представителя административных истцов ООО «Морозко», ИП Польгуевой Н.А. по доверенности – Удалова Г.Л.,
Представителя административного ответчика Глава города Серпухова Московской области по доверенности - Лебеденко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Морозко, ИП Польгуевой Н.А. о признании нормативных правовых актов Главы города Серпухова Московской области недействующими,
Установил:
Административные истцы ООО «Морозко», ИП Польгуева Н.А. обратились в суд с иском и просили признать недействующими с момента издания постановления Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.»; а также от 02.03.2016 года № 491 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области».
Административный истец ООО «Морозко» просил также признать недействующим с момента издания постановление Главы города Серпухова Московской области от 09.03.2016 года № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области».
Свои требования ООО «Морозко» мотивировало тем, что с 2001 года осуществляет реализацию товаров в нестационарных торговых объектах, расположенных по адресам: г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.115; г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.126-а; г.Серпухов, ул.Химиков, около д.57; г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.171; г.Серпухов, ул.Советская, около д.71; г.Серпухов, ул.Бригадная, около д.2; г.Серпухов, ул.Чернышевского, около д.23; г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.136; г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.144; г.Серпухов, ул.Советская, около д.89; г.Серпухов, ул.Фрунзе, около д.9/2; г.Серпухов, Московское шоссе, около д.46; г.Серпухов, пр.Мишина, около д.7; г.Серпухов, Борисовское шоссе, около д.37.
29 ноября 2001 года, 23 декабря 2004 года, 15 сентября 2010 года между Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова и ООО «Морозко» были заключены договоры аренды земельных участков по соответствующим адресам для установки киосков. Обществом производилась оплата по аренде земельных участков. Производится оплата за размещение торговых объектов и в настоящее время.
Административный истец ИП Польгуева Н.А. мотивировала свои требования тем, что она с 2001 года осуществляет свою деятельность в нестационарном торговом объекте на основании договора аренды по адресу: Московская область, г.Серпухов, Московское шоссе, около д.43.
Административные истцы указывают, что осуществляют торговлю на объектах, которые постановлением главы города Серпухова от 29.04.2014 № 718, № 719 были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова.
Постановлением Главы города Серпухова Московской области № 336 от 16.02.2016 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую первоначально торговые объекты административного истца ООО «Морозко» включены не были. Впоследствии в указанную схему были включены адреса предполагаемого местонахождения торговых объектов, но не самих объектов.
Постановления Главы города Серпухова Московской области № 491 от 02.03.2016г. «О внесении изменения в постановление Главы города Серпухова Московской области от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области», и № 507 от 09.03.2016г. «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» неразрывно связаны с применением положений постановления № 336, которое имеет по сравнению с ними наибольшую юридическую силу.
Требование об оспаривании постановления о проведении конкурса непосредственно связано с требованиями об оспаривании постановления от 16.02.2016 № 336 и от 02.03.2016 № 491, поскольку признание их недействующими повлечет необходимость отмены и постановления о проведении конкурса, следовательно, раздельное рассмотрение данных требований не представляется возможным и является нецелесообразным.
Вышеуказанные постановления предлагают прекратить хозяйствующим субъектам деятельность до момента проведения конкурса. Таким образом, имеются основания для признания недействующими изданные Главой города Серпухова постановления, устанавливающие порядок размещения нестационарных торговых объектов.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Таким образом, утверждение указанной схемы является условием размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования.
Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов, и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
Из содержания постановления от 16.02.2016г. № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» следует, что органом местного самоуправления дается лишь адресный перечень мест, подлежащих включению в схему, без указания на конкретных хозяйствующих субъектов, которым предоставлено право их использовать в своей предпринимательской деятельности, то есть данный правовой акт носит общий характер, рассчитан на длительный срок применения (до 2020 года) и определяет правоотношения в данной сфере между муниципальным образованием и неопределенным кругом лиц, изъявивших желание получить в пользование конкретное место для размещения нестационарного торгового объекта.
Согласно постановления Главы города Серпухова Московской области от 02.03.2016г. № 491 данным правовым актом внесены изменения в постановление главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719, принята новая редакция Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области и внесены изменения в состав комиссии по проведению конкурса.
В свою очередь постановление Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 было в установленном порядке официально опубликовано в средствах массовой информации и размещено на официальном сайте администрации г.Серпухова в сети Интернет.
По своему характеру Положение о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области регламентирует общие условия размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова, в том числе, предусматривающие проведение открытого конкурса.
Требования к порядку и срокам организации конкурса, конкурсной документации, оформлению документов и порядку определения победителя торгов адресованы органу местного самоуправления (конкурсной комиссии) и неопределенному кругу лиц – гражданам и юридическим лицам, которые имеют намерение участвовать в проведении открытого конкурса и претендуют на получение права разместить нестационарный торговый объект. Данные нормы права рассчитаны на неоднократное применение и направление на урегулирование общественных отношений, затрагивающих процедуру предоставления заинтересованным лицам права на размещение нестационарных торговых объектов в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова.
При принятии оспариваемых нормативных правовых актов не была урегулирована корректировка по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов уже установленных нестационарных торговых объектов.
Принимая во внимание, что положения оспариваемых нормативных правовых актов по включению (не включению) в схему размещения нестационарных торговых объектов производятся без корректировки, то они противоречат пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и абзацу 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Положения оспариваемых постановлений, по сути, предполагают прекращение торговой деятельности истцов до проведения и на время проведения конкурса на право размещения торговых объектов, тем самым создают условия для ущерба стабильности ведения предпринимательства и прекращения ведения бизнеса.
Принимая во внимание, что положения оспариваемых постановлений не соответствуют положениям федерального законодательства, регулирующих вопросы защиты конкуренции и торговой деятельности, имеющих наибольшую юридическую силу, и нарушающих права истцов, то нормативные правовые акты муниципального образования подлежат признанию недействующими полностью с момента их издания.
В судебное заседание административный истец ИП Польгуевой Н.А. не явилась, извещена надлежаще, ее интересы представляли по доверенности Удалов Г.Л., Федоров В.А., которые также представляли интересы административного истца ООО «Морозко». В судебном заседании представители административных истцов заявленные требования поддержали в полном объеме. Пояснили, что для размещения временных торговых точек ИП Польгуевой Н.А. и ООО «Морозко» были заключены договоры аренды земли, которые в настоящее время не прекратили свое действие, о чем имеется уведомление администрации города Серпухова от 2011 года. Нестационарные торговые объекты истцов располагаются на местах, которые были определены ранее заключенными договорами. Администрацией города Серпухова было отказано ООО «Морозко» и ИП Польгуевой Н.А. на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов в виду того, что доказательств нахождения объектов на земельном участке муниципального образования на законных основаниях представлено не было. Истцы полагают, что если их торговые объекты были включены в ранее утвержденную схему, то они имеют право заключить договор на размещение нестационарных торговых объектов без соблюдения конкурсных процедур. Кроме того, схема размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020 годы должна включать в себя наименование хозяйствующего субъекта, а не только адрес места расположения нестационарного торгового объекта. В схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020 годы имеются объекты ООО «Морозко», расположенные по адресу: г. Серпухов ул. Ворошилова около д. 115, которая в новой схеме значится как Ворошилова около д. 117, г. Серпухов ул. Ворошилова около д. 126а, г. Серпухов ул.Химиков около д. 57, г.Серпухов ул. Ворошилова около д. 171, г.Серпухов ул. Бригадная около д. 2, г. Серпухов ул.Чернышевского около д.23, г.Серпухов ул.Ворошилова около д.136, г.Серпухов ул.Ворошилова около д.144, г.Серпухов ул.Советская около д.89, г.Серпухов ул.Фрунзе д.9/2. Не вошел в схему только адрес: г.Серпухов, ул.Советская, около д.71. Кроме договоров аренды земельного участка, договоров на право размещения ООО «Морозко» нестационарных торговых объектов не заключалось. Паспортов на нестационарные торговые объекты не было. У Административного истца ИП Польгуевой Н.А. были заключены договор аренды земельного участка, а также в декабре 2014 года заключен договор на право размещение нестационарного торгового объекта, имелся паспорт нестационарного торгового объекта. Оспариваемые акты органа местного самоуправления противоречат Федеральному закону в части не включения в схему размещения функционирующих объектов. У ИП Польгуевой Н.А. был один нестационарный торговый объектов на Московском шоссе около д. 43, в новой схеме на 2016-2020 года место размещения нестационарного торгового объекта имеется, но сам объект отсутствует, не указан хозяйствующий субъект. Иных нестационарных торговых объектов у ИП Польгуевой Н.А., которые не включены в схему, не имеется. Польгуева Н.А. считает, что в данной схеме должно быть указана ссылка на объект – торговый павильон ИП Польгуевой Н.А., а не на адрес. Права Польгуевой Н.А. нарушены постановлением Главы № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» Постановление № 491 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области», которые противоречат ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», поскольку не содержат положений, предоставляющих право хозяйствующему субъекту на заключение договора размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурсной процедуры. Постановление № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Серпухова МО» оспаривается ООО «Морозко», поскольку в указанное постановление не вошли объекты, включенные в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Представитель Административного ответчика Главы города Серпухова Московской области по доверенности Лебеденко Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражений, из которых следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов, о чем говорит статья 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции РФ. Пунктом 4 статьи 7 ФЗ № 131 предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и другим федеральным законам, также иным нормативным правовым актам РФ и субъектов РФ. В данном случае отсутствует нормативный правовой акт, которому противоречит утвержденная схема размещения нестационарных объектов на 2016-2020 г.г., следовательно, не имеется и процессуальных оснований для удовлетворения заявленных требований административных истцов. Удовлетворение требования о признании недействующим с момента принятия Постановления Главы городского округа Серпухов Московской области «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» приведет к отсутствию такой схемы размещения объектов, в том числе и в части утвержденных мест размещения объектов иных лиц, и никоим образом не «узаконит» места размещения соответствующих объектов ООО «Морозко» и ИП Польгуевой Н.А. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в силу прямого указания закона не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а следовательно, факт утверждения такой схемы не является основанием для изменение либо расторжения ранее заключенных договоров аренды земельных участков (при их наличии). Правомерность действий арендодателя, связанных с отказом в продлении заключенных с хозяйствующими субъектами договоров аренды или действий по освобождению земельных участков от временных нестационарных объектов, не является предметом настоящего спора, арендатор вправе защищать свои права в таких случаях путем обращения в суд с соответствующими исками, в том числе вправе оспаривать в суде отказ органа местного самоуправления во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения таких объектов, если такой отказ не соответствует закону. Размещение и эксплуатация принадлежащих хозяйствующим субъектам нестационарных торговых объектов носила временный характер (на определенный срок, установленный договором аренды на размещение нестационарных торговых объектов, либо на срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов). При постоянном нахождении нестационарного торгового объекта на земельном участке утрачивается признак периодичности, и осуществляемая торговля носит регулярный (постоянный) характер, а в этом случае для размещения торгового объекта необходимо наличие правоустанавливающих документов. Органом местного самоуправления городского округа Серпухов при разработке и принятии оспариваемых актов были соблюдены все требования действующего законодательства, как регионального, так и федерального уровня. При их принятии орган местного самоуправления действовал исключительно в рамках вверенных ему полномочий и исключительно в интересах городского сообщества. Проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» 2016-2020 гг. был рассмотрен на заседании Московской областной межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка. Для рассмотрения на заседании МВК 28.12.2015 г. был направлен проект схемы с приложением в электронном виде текстовой части Схемы с листом согласования, графической части Схемы, альбома-презентация с фотографиями размещения нестационарных торговых объектов. В Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015 гг., утвержденной Постановлением Главы города Серпухова от 07.09.2014 № 1330, были указаны, в том числе «Адресные ориентиры нестационарного торгового объекта на территории г. Серпухова» и «Сведения о субъекте торговли». В то время как Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020 гг. была разработана в соответствии с Приложением № 1 к Порядку разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденному Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг МО от 27.12.2012 № 32-Р, которое не предполагает указание конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность в нестационарном торговом объекте, так как согласно п.3.1 Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг МО от 02.06.2014 № 16РВ-34 «Об утверждении методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов территории муниципальных образований Московской области» размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Заключенные в рамках Схемы размещения НТО на 2014-2015 гг., договоры на право размещения нестационарных торговых объектов, адреса размещения, которых не вошли в Схему размещения НТО на 2016-2020 гг., имели срочный характер и действовали до 31.12.2015 года. Договора аренды земли, заключенные с хозяйствующими субъектами, также были заключены на определенный срок, указанный в договоре, и по его условиям не предусматривали пролонгацию. Так, согласно условиям Договора аренды земли для размещения временного торгового павильона, вышеуказанные договоры прекращаются в связи с истечением срока действия и по иным основаниям, предусмотренным законом и настоящим договором. Из названных условий договора следует, что воля арендодателя - КУИ г.Серпухова была направлена на автоматическое прекращение арендных отношений при истечении срока аренды. Договора в этой части соответствуют статье 621 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что фактическое использование земельного участка после окончания срока аренды влечет пролонгацию арендных отношений, если иное не предусмотрено договором. Исключением могло являться лишь наличие у арендатора, возникшего (зарегистрированного) к концу срока действия договора права собственности на капитальное строение, сооружение, возведенное арендатором за свой счет для себя в установленном законом порядке. На момент истечения срока договора аренды земельного участка и по сегодняшний день на земельных участках, занятых спорными нестационарными торговыми объектами, отсутствуют принадлежащие арендатору на праве собственности объекты недвижимости. Возведенные арендаторами сооружения, обеспечивающие их предпринимательскую деятельность, могли существовать на данном участке только в течение срока, на который арендаторам разрешалось осуществление их деятельности с использованием муниципальной земли. Кроме того, ряд договоров аренды, заключенных Комитетом по управлению имуществом г. Серпухова с хозяйствующими субъектами, не включенными в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020г.г., противоречат требованиям действующего гражданского и земельного законодательства.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки как обособленные природные объекты. При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным, а договор аренды незаключенным. Согласно ст.11.1. Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством. Кадастровые отношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулируются ФЗ от 24.07.2007 г. № 122-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Как следует из п.3 и п.4 ст.7 данного Закона, описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой этого объекта недвижимости, включаемого в государственной кадастр. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Таким образом, из смысла положений названного законодательства следует, что конкретный земельный участок может выступать в качестве объекта аренды при условии, что сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости. В противном случае земельный участок не может считаться индивидуализированным. Однако в нарушение названных норм закона арендаторам были предоставлены земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, в связи с чем указанные земельные участки не могут являться объектами правоотношений. За заключением нового договора аренды земли после постановки такового на кадастровый учет хозяйствующие субъекты ни в Комитет по управлению имуществом г.Серпухова ни в Администрацию г.Серпухова не обращались. Ранее размещенные нестационарные торговые объекты включаются в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии их размещения в соответствии с действующим законодательством. Часть 6 ст. 10 Закона № 381-ФЗ не означает право субъекта предпринимательской деятельности, однажды разместившего объект нестационарной торговли, пользоваться указанным объектом вечно. Сам по себе факт длительного размещения объекта нестационарной торговой деятельности правового значения не имеет. Возможность осуществления деятельности нестационарного торгового объекта непосредственно зависит от получения соответствующего разрешения на определенный период. Требования законодательства о получении разрешения относятся, в том числе, и к ранее установленным НТО, размещение таких объектов должно быть приведено к соответствию со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, что закреплено в части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ и Московской области. Под конкурсом понимаются торги на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова, по результатам которых с победителем заключается договор на право размещения нестационарных торговых объектов. Предметом конкурса является право на размещение объектов на территории города Серпухова. Организация конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется согласно постановлению Главы городского круга Серпухов от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области». В соответствии с указанным постановлением издается постановление Главы городского округа Серпухов о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов Московской области, затем на официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе размещается извещение о проведении конкурса. Постановлением Главы города Серпухова от 09.03.2016 № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» были определены 19 адресных ориентиров размещения нестационарных торговых объектов, включенных в Схему размещения НТО на 2016-2020 гг. Было принято решение о выставлении на первый конкурс адресов под размещение актуальных сезонных НТО (квас, мороженое), а также социально значимых НТО (хлебобулочная продукция, овощи). Одновременно представителем ответчика заявлено о пропуске истцами установленного статьей 219 КАС РФ трехмесячного срока на подачу административного искового заявления.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего заявленные ООО «Морозко» и ИП Полгуевой Н.А. требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, находит административные исковые требования ООО «Морозко» и ИП Польгуевой Н.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений ч.8 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания оспариваемых постановлений Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.»; от 02.03.2016 года № 491 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области», от 09.03.2016 года № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области», усматривается, что их положения направлены на урегулирование порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области.
Согласно п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Статья 17 вышеназванного закона закрепляет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п.1 ст.39.36 Земельного кодекса РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом № 381-ФЗ.
Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.3 ст.39.36 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный Порядок утвержден распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов».
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов разработан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований (далее - схема) и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области (пункт 1.1).
Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления Московской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), на пять календарных лет (пункт 1.7).
Пунктом 3.1.Порядка предусмотрено, что проект схемы разрабатывается органом местного самоуправления с учетом требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка.
В текстовой части схемы (в таблице), разработанной по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, указывается следующая информация: адресные ориентиры, вид, специализация нестационарного торгового объекта; форма собственности земельного участка, на котором будет расположен нестационарный торговый объект; период размещения нестационарного торгового объекта; информация о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства (пункт 3.2 Порядка).
После разработки проекта схемы орган местного самоуправления направляет указанный проект на согласование в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (при наличии таких органов), уполномоченные: в области градостроительной деятельности; в области использования и распоряжения земель; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению; в области создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли; в области охраны объектов культурного наследия (если схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территориях объектов культурного наследия и зон их охраны (при наличии таковых).
Проект схемы (проект изменений, внесенных в схему) направляется на рассмотрение Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка через Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (пункт 3.3 Порядка).
Органы, указанные в пункте 3.3. настоящего Порядка, рассматривают в течение 10 рабочих дней представленный им на согласование проект схемы, по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы. Согласование, отказ в согласовании, замечания (предложения) оформляются письменно (п.3.4 Порядка).
Согласованная схема утверждается муниципальным правовым актом, размещается органом местного самоуправления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение десяти дней после утверждения (пункт 3.7).
В течение пяти рабочих дней после опубликования муниципальный правовой акт, утвердивший схему, а также копия официального печатного издания, в котором опубликована схема, представляются в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (пункт 3.8 Порядка).
В схему не чаще одного раза в квартал могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 3.10 Порядка).
Изменения, внесенные в схему, утверждаются муниципальным правовым актом, который подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещается органом местного самоуправления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение десяти дней после его утверждения (пункт 3.12 Порядка).
Информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, включенных в схему, органы местного самоуправления ежемесячно до 10 числа предоставляют в Министерство по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку (пункт 3.13 Порядка).
Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 30 ноября 2015 года № 45/5 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов Московской области, которое определяет порядок организации размещения объектов в соответствии с утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов (п.1.5). Размещение объектов на территории города Серпухова Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено действующим законодательством (п.1.6). Размещение объектов на территории города Серпухова осуществляется на основании договора на право размещения объекта, заключенного между администрацией города Серпухова и хозяйствующим субъектом (п.1.7).Схема - документ, состоящий из текстовой (в виде таблицы) и графической частей, содержащий информацию об адресных ориентирах, виде, специализации нестационарного торгового объекта, площади земельного участка, на котором расположен объект, периоде размещения нестационарного торгового объекта, виде разрешенного использования земельного участка, кадастровом номере земельного участка, форме собственности земельного участка, о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства; Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п.2.1). Размещение объектов на территории г.Серпухова осуществляется в местах, определенных схемой (п.3.1). При осуществлении торговой деятельности в объекте должна соблюдаться специализация объекта, минимальный ассортиментный перечень, который должен быть постоянно в продаже, и номенклатура дополнительных групп товаров соответствии со специализацией (п.4.1).
Судом установлено, что административные истцы ООО «Морозко» и ИП Польгуевоа Н.А. осуществляют предпринимательскую деятельность по продаже продовольственных товаров в торговых павильонах и киосках. Торговые павильоны и киоски размещены на ранее предоставленных административным истцам в аренду земельных участках на территории города Серпухова и были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2016 годы, которая была утверждена постановлением Главы города Серпухова Московской области от 01.09.2014г. № 1330 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015г.г.».
Согласно представленного в материалы дела договора аренды земли <номер> для размещения временных торговых киосков от 15.09.2010 года, заключенного Земельного кодекса, усматривается, что ООО «Морозко» на основании Постановления Главы города от 20.08.2010 года № 1647 принимает в аренду земельные участки общей площадью 144 кв.м., расположенные в границах муниципального образования «Город Серпухов Московской области» (согласно приложению) для размещения временных торговых точек, срок действия договора с 01.08.2010 года до 30.06.2011 года (т.1 л.д. 20-22, 211-213).
21.10.2014 года председателем Комитета по управлению имуществом города Серпухова в адрес ООО «Морозко» направлено уведомление о расторжении договора аренды земли от 15.09.2010 <номер> в связи с поступившим представлением Серпуховской городской прокуратуры о нарушении требований земельного и гражданского законодательства при заключении договора. Одновременно с уведомлением направлено для подписания два экземпляра соглашения о расторжении договора (т.1 л.д. 214).
04.03.2011года между ИП Польгуевой Н.А. и Комитетом по управлению имуществом города Серпухова заключен договор аренды земли для размещения временного торгового павильона по адресу: г.Серпухов, Московское шоссе, около д.43, срок действия договора с 05 февраля 2011 года по 30 июня 2011 года (т.2 л.д. 109-110).
15.12.2014г. Администрацией города Серпухова с ИП Польгуевой Н.А. заключен договор <номер> на право размещения нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Серпухов: Московское шоссе, около д.43., на срок с 15.12.2014 года по 31.12.2015 года (т.2 л.д. 111).
В соответствии с ч.15 ст.9 Устава муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа Серпухов услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа Серпухов (п.1 ст.34), и в пределах полномочий, установленных законодательством, издает правовые акты, постановлении и распоряжения Администрации Городского округа (п.3 ч.1 ст.35 Устава).
Глава городского округа в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления Администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения Администрации городского округа. Глава Городского округа издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим уставом в соответствии с федеральными законами. Постановления Администрации городского округа, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 14 дней с момента подписания (ч.4 ст.44).
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Определение источника официального опубликования муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии со статьей 62 настоящего Устава. Муниципальные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы заинтересованным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в электронной форме (ст.50).
Разработка проекта схемы, размещение его на официальном сайте администрации г. Серпухова, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов», Уставом муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области».
Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
28 декабря 2015 года проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на период действия 2016-02020 годы в виде текстовой части с листом согласования с альбомом-презентацией с фотографиями мест размещения нестационарных торговых объектов направлен на рассмотрение Министру потребительского рынка и услуг Московской области (т.3 л.д. 65), который был рассмотрен на заседании Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка 29.01.2016г. (т.3 л.д.66-70 – протокол № 22/я/н заседания МОВК).
Главой г.Серпухова Московской области 16.02.2016 года издано Постановление № 336 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг».
Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 25.05.2016 № 1065 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 16.02.2016 № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» внесены изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг., утвержденную постановлением Главы города Серпухова от 16.02.2016 № 336 «Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг», которая изложена в новой редакции (т.4 л.д.235-253).
Указанным постановлением в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Серпухова включены места расположения нестационарных торговых объектов, которые ранее были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Серпухова на 2014-2016 год, в которых осуществляло свою деятельность ООО «Морозко», за исключением места расположения нестационарного торгового объекта по адресу: г.Серпухов, ул.Советская, около д.71, также в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Серпухова на 2016-2020г.г. указано место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г.Серпухов, Московское шоссе около д.43, на котором располагался нестационарный торговый объект, используемый для свой деятельности ИП Польгуевой Н.А.
Обжалуемое постановление Главы г.Серпухова Московской области от 16.02.2016 № 336 опубликовано в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 7 от 20.02.2016 года, размещено на официальном сайте администрации г.Серпухова Московской области в сети Интернет.
Постановление Главы городского округа Серпухов Московской области от 25.05.2016 № 1065 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 16.02.2016 № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.» опубликовано в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 22 от 04.06.2016 года, размещено на официальном сайте администрации г. Серпухова Московской области в сети Интернет.
29.02.2016 года во исполнение п.3.12 Распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 № 32-Р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов», утвержденная постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 16.02.2016 № 336 Схема размещения нестационарных торговых объектов направлена Министру потребительского рынка и услуг Московской области с приложением скриншота опубликованной Схемы на официальном сайте Администрации города Серпухова (т.3 л.д. 63-64).
Разрешая требования административных истцов о признании недействующим полностью вышеназванного нормативного правового акта с момента его издания по основаниям не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» нестационарных торговых объектов, принадлежавших административным истца, которые ранее были включены в Схему на 2014-2016 годы, суд находит требования не подлежащим удовлетворению, так как Схема содержит адресные ориентиры нестационарных торговых объектов на территории г.Серпухова, соответствующие местам размещения нестационарных торговых объектов, занимаемых ранее ООО «Морозко» и ИП Польгуевой Н.А., за исключением места размещения нестационарного торгового объекта ООО «Морозко» по адресу: г.Серпухов, ул.Советская около д.71.
При этом суд учитывает, что оспариваемое постановление в части не включения в Схему адреса расположения нестационарного торгового объекта около дома 71 по ул.Советской г.Серпухова не противоречит нормам действующего законодательства по тем основаниям, что в соответствии с Постановлением главы города Серпухова Московской области от 01.09.2014г. № 1330 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на 2014-2015г.г.» после включения в ранее действующую Схему на период 2014-2015 год хозяйствующему субъекту, являющемуся собственником нестационарного торгового объекта, указанного в схеме, надлежало оформить паспорт нестационарного торгового объекта по установленной форме и заключить Договор на право размещения нестационарного торгового объекта по установленной форме (п.3.1 и 3.2 Постановления). Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела ООО «Морозко» данные требования исполнены не были, паспорта на торговые объекты не оформлялись, Договоры на право размещения нестационарных торговых объектов не заключались, что в силу положений п.4 указанного постановления являлось основанием исключения нестационарных торговых объектов из Схемы.
Кроме того, решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2016 года по делу № А41-25933/16 по заявлению администрации г.Серпухова, КУИ г.Серпухова к ООО «Морозко» последнее обязано осуществить демонтаж самовольно установленного нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г.Серпухов, ул.Ворошилова, около дома 115. Постановлением десятого Арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016г. решение по делу № А41-25933/16 оставлено без изменения (т.3 л.д. 168-171, 172-182).
Решением Арбитражного суда Московской области от 4 июля 2016 года по делу № А41-25931/16 по иску администрации г.Серпухова, КУИ г.Серпухова к ООО «Морозко» последнее обязано осуществить демонтаж самовольно установленных нестационарных торговых объектов по адресу: г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.126-а, г.Серпухов, ул.Химиков, около д.57, г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.171, г.Серпухов, ул.Советская, около д.71, г.Серпухов, ул.Бригадная, около д.2, г.Серпухов, ул.Чернышевского, около д.23, г.Серпухов, ул.Ворошилова около д.136, г.Серпухов, ул.Ворошилова около д.144. Постановлением десятого Арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016г. решение по делу № А41-25931/16 оставлено без изменения (т.3 л.д. 193-199, 200-209).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 августа 2016 года по делу № А41-25932/16 по иску администрации г.Серпухова, КУИ г.Серпухова к ООО «Морозко» последнее обязано осуществить демонтаж самовольно установленного нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г.Серпухов, ул.Советская, около дома 89 (т.3 л.д. 109-111).
Решением арбитражного суда Московской области от 15.09.2016 года по делу № А41-49336/16 по иску ООО «Морозко» к Администрации городского округа Серпухов Московской области о признании права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова по адресам: г.Серпухов, ул.Ворошилова, коло д.115, г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.126-а, г.Серпухов, ул.Химиков, около д.57, г.Серпухов, ул.Ворошилова, около д.171, г.Серпухов, ул.Советская, около д.71, г.Серпухов, ул.Бригадная, около д.2, г.Серпухов, ул.Чернышевского, около д.23, г.Серпухов, ул.Ворошилова около д.136, г.Серпухов, ул.Ворошилова около д.144, г.Серпухов, ул.Советская около д.89, г.Серпухов, ул.Фрунзе около д.9/2, г.Серпухов, Московской шоссе, около д.46; г.Серпухов, пр.Мишина, около д.7; г.Серпухов, Борисовское шоссе, около д.37; обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Серпухова на 2016-2020г.г. и заключить договоры на размещение нестационарных торговых в отношении вышеуказанных объектов в удовлетворении требований отказано (т.3 л.д.112-119).
Таким образом, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Московской области установлено, что нестационарные торговые объекты на территории города Серпухова, в которых ООО «Морозко» осуществляло свою деятельность, были незаконно размещены, так как доказательств, подтверждающих предоставление ООО «Морозко» земельного участка под указанными объектами в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, для установки нестационарных торговых объектов, ООО «Морозко» не представлено. Указанные решения подтверждают обоснованность не включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Серпухова на 2016-2020г.г. адресного ориентира размещения нестационарного торгового объекта около дома 71 по ул.Советской г.Серпухова.
Суд не соглашается с доводом представителей истцов о противоречии оспариваемого постановления по тем основаниям, что в схеме не указан хозяйствующий субъект, а только имеется ссылка на адрес, по которому размещается нестационарный торговый объект, так как распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-р «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов» утверждено приложение № 1, которым разработана форма текстовой части Схемы, оформляемой в виде таблицы с конкретными разделами. Данные разделы не содержат указания на наименование хозяйствующего субъекта. Информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, включенных в схему, органы местного самоуправления ежемесячно до 10 числа предоставляют в Министерство по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, в котором также указывается основание размещения нестационарного торгового объекта (реквизиты договора). Следовательно, конкретный хозяйствующий субъект будет определен только после проведения конкурса и заключения соответствующего договора.
В соответствии с постановлением Главы города Серпухова Московской области от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области», в ранее действовавшей редакции, утверждено соответствующее Положение, согласно которого размещение нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова осуществляется на конкурсной основе (п.1.1).
02.03.2016 года Главой г.Серпухова Московской области издано Постановление № 491 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области», в соответствии с которым Положение о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области изложено в новой редакции.
Данное постановление опубликовано в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 10 от 12.03.2016, размещено на официальном сайте администрации г.Серпухова Московской области в сети Интернет.
Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 № 16РВ-34 «Об утверждении Методических рекомендация по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области» закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Конкурс проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области (пункт 3.1).
В соответствии с п.1.6 Решения Совета депутатов г. Серпухова МО от 30.11.2015 № 45/5 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» (вместе с «Методикой определения платы за право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области») размещение нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено действующим законодательством.
Оспариваемое постановление не противоречит положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», целями которого являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с положениями статьи 4 данного закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации является недобросовестной конкуренцией.
Согласно представленным в материалы дела документам, ООО «Морозко» и ИП Польгуева Н.А. обращались в Администрацию города Серпухова Московской области с просьбой включить их торговые объекты в схему размещения нестационарных торговых объектов на новый срок с 2016 года и заключить с ними договор на право их размещения (т.5 л.д. 6,8).
На указанное обращение ООО «Морозко», Администрация города Серпухова Московской области сообщает, что ввиду ссылки истца на договор аренды земли для размещения временных торговых точек, копия которого ООО «Морозко» не представлена, определить интересующие адреса невозможно. Для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на новый срок с 2016-2020 г. дополнительных адресов, необходимо представить их перечень. Так же сообщено, что заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов будет осуществляться по результатам проведения конкурсов (т.5 л.д. 7).
На заявление ИП Польгуевой Н.А. Администрация города Серпухова Московской области сообщено, что в проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на новый срок с 2016 года включен адрес: г.Серпухов Московское шоссе д. 43 под размещение павильона - специализация продовольственные товары. Заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов будет осуществляться по результатам проведения конкурсов (т.5 л.д. 9-10).
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Суд не соглашается с доводами административных истцов о противоречии оспариваемых постановлений нормам вышеприведенных положений Закона «О защите конкуренции», так как, напротив, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области на конкурсной основе предполагает открытое соперничество хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять торговую деятельность, что соответствует положениям Закона «О защите конкуренции» и не приводит к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Ссылка истцов на противоречие оспариваемых постановлений положениям абзаца 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которым запрещается принимать акты и осуществлять действия или бездействие, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является несостоятельной. Оспариваемые постановления не устанавливают на товарном рынке правил размещения нестационарных торговых объектов и осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
09.03.2016 Главой г.Серпухова Московской области издано постановление № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» согласно перечню мест, в который вошли 29 адресов размещения нестационарного торгового объекта.
Вышеуказанное постановление опубликовано в издании в средстве массовой информации – общественно-политическая газета «Серпуховские вести» № 10 от 12.03.2016 года, размещено на официальном сайте администрации г.Серпухова Московской области в сети Интернет.
Административным истцом ООО «Морозко» не указано в связи с чем данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента издания. Отсутствие в указанном постановлении перечня мест размещения нестационарных торговых объектов, на которых ранее осуществляло свою торговую деятельность ООО «Морозко», не свидетельствует о незаконности и противоречии данного постановления нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. В приобщенных в ходе рассмотрения настоящего дела постановлениях Главы городского округа Серпухов №556 от 16.03.2016г., № 645 от 25.03.2016г., № 718 от 05.04.2016г., № 1077 от 30.05.2016г., № 1159 от 08.06.2016г. «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» указаны места размещения нестационарных торговых объектов, перечисленные в Схеме, выставляемых на открытый конкурс, в котором ООО «Морозко» мог принимать участие наравне с другими хозяйствующими субъектами. Данные постановления были опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации в сети Интернет.
Таким образом, поскольку оспариваемые постановления Главы городского округа Серпухов Московской области не противоречат требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, приняты надлежащим органом и в пределах наделенной компетенции, в целях создания единых условий размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области, во исполнение предписаний Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нормативных правовых актов субъекта, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска ООО «Морозко» и ИП Польгуевой Н.А.
Однако суд не соглашается с заявлением представителя ответчика о пропуске истцами срока на обжалование вышеназванных постановлений, так как в силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Морозко», ИП Польгуевой Н.А. о признании недействующими с момента издания постановления Главы города Серпухова Московской области от 16.02.2016 года № 336 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Серпухов Московской области» на 2016-2020гг.»; постановления Главы города Серпухова Московской области от 02.03.2016 года № 491 «О внесении изменений в постановление Главы города Серпухова от 29.04.2014 № 719 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» - оставить без удовлетворения.
Административное исковое заявление ООО «Морозко» о признании недействующим с момента издания постановления Главы города Серпухова Московской области от 09.03.2016 года № 507 «О проведении конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Серпухова Московской области» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 6 октября 2016 года.