ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3037/20 от 30.09.2020 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0051-01-2020-002847-62

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

30 сентября 2020 г. Дело № 2а-3037/2020

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гатауллина Р.А.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.О.,

с участием:

от административных ответчиков – ФИО7, доверенность от <дата изъята><номер изъят>, ФИО8, доверенность от <дата изъята><номер изъят>;

от заинтересованных лиц – ФИО7, доверенность от <дата изъята><номер изъят>, ФИО8, доверенность от <дата изъята><номер изъят>/ИК,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Казанской городской Думе, муниципальному казенному учреждению «Администрация Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании незаконным решения, обязав устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 (далее – так же административные истцы) обратились в суд с административным иском к Казанской городской Думе, администрации Советского района ИК МО г. Казани указав, что инициативная группа обратилась к главе администрации Советского района г. Казани с уведомлением о создании территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) в границах СНТ «Любитель», на которое дан ответ об отказе в согласовании границ ТОС и его учреждением в границах СНТ «Любитель» мотивированный тем, что последний не может быть преобразован в ТОС, инициативная группа не согласовала границы ТОС с СНТ «Любитель», 16 постоянно проживающих жителей на территории СНТ «Любитель» не используют большую часть территории СНТ «Любитель» для проживания.

Считая данный ответ незаконным, поскольку администрации Советского района ИК МО г. Казани не предоставлено право отказа в согласовании границ ТОС, такое право предоставлено исключительно Казанской городской Думе, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском, в котором просят признать ответ администрации Советского района ИК МО г. Казани незаконным, обязав Казанскую городскую Думу дать ответ в порядке согласования границ.

Определениями от <дата изъята>, <дата изъята>, <дата изъята>, <дата изъята> к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – СНТ «Любитель», ИК МО г. Казани, МКУ «Управление архитектуры и градостроительных разрешений ИК МО г. Казани», глава МО г. Казани ФИО9, глава администрации Советского района г. Казани ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, Р.Ф., А.З., ФИО17, ФИО18, ФИО11, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес изъят>».

В судебном заседании объявлялся перерыв с <дата изъята> до 14 час. 00 мин. <дата изъята>.

Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в возражениях, просили в их удовлетворении отказать.

Согласно ходатайству Управление архитектуры и градостроительных разрешений ИК МО г. Казани просило рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, принимая во внимания положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие последних.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействие) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

Из разъяснений, изложенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке предписание, являющееся документом властно-распорядительного характера, вынесенное уполномоченным органом, содержащее обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Как следует из материалов дела, протоколом собрания инициативной группы от <дата изъята> для проведения мероприятий по организации ТОС избрана инициативная группа в составе: ФИО3, ФИО14, ФИО15, ФИО12, Р.Ф., А.З., ФИО13, ФИО17, ФИО18 и ФИО11, которой поручено 1) организовать разъяснительную работу среди жителей о целях создания ТОС; 2) провести предварительные собрания граждан по выдвижению делегатов на учредительную конференцию; 3) для внесения на рассмотрение собраний граждан подготовить: предложение о наименовании ТОС, проект устава ТОС, предложения о границах образуемого ТОС, предложения о структуре органов ТОС, составе совета ТОС, кандидатуре председателя совета ТОС.

Из ответа главы администрации Советского района ИК МО г. Казани, оформленное письмом от <дата изъята><номер изъят>, на обращение инициативной группы следует, что в границах СНТ «Любитель», зарегистрированного в установленном законом порядке, планируется образовать ТОС «Любитель», положениями Федерального закона от <дата изъята> № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества) и решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят> «О порядке организации территориального общественного самоуправления в городе Казани» (далее – решение Казанской городской Думы <номер изъят>) определены цели СНТ и ТОС, которые между собой схожи; на территории СНТ «Любитель» зарегистрированы 16 человек старше 16 лет, расположены 153 садовых участка, на которых преимущественно расположены садовые дома, в связи с чем большая часть территории СНТ «Любитель» не используется жителями для постоянного проживания, а в приложенных к уведомлению документов отсутствует согласие СНТ «Любитель» на создание ТОС, что в совокупности препятствует преобразованию СНТ «Любитель» в ТОС.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от <дата изъята> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Согласно части 1 статьи 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Частью 3 статьи 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 5 статьи 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (часть 6 статьи 27 Закона). Полномочия органов территориального общественного самоуправления предусмотрены частью 8 указанной нормы.

Положениями части 11 статьи 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

<дата изъята> решением Казанской городской Думы <номер изъят> утвержден Порядок организации территориального общественного самоуправления в городе Казани (далее – Положение), в соответствии со статьей 5 которой инициативная группа направляет в адрес главы муниципального образования и в адрес администрации соответствующего района уведомление о намерении учредить территориальное общественное самоуправление, в котором должны содержаться: предложения об установлении границ территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления, включая описание границ данной территории; запрос на предоставление сведений о численности жителей, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении; сведения о членах инициативной группы (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, документ, подтверждающий факт проживания на соответствующей территории).

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются Городской Думой по предложению населения, проживающего на данной территории; Казанская городская Дума обязана установить границы территории ТОС либо представить иной обоснованный вариант территории не позднее чем через 2 месяца со дня поступления уведомления в Городскую Думу. Вынесение данного вопроса на сессию осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Казанской городской Думы (статья 6 Положения).

Распоряжением главы МО <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят>р «О порядке рассмотрения документов по организации территориального общественного самоуправления» ИК <адрес изъят> предписано обеспечить подготовку документов для рассмотрения Казанской городской Думой вопроса об установлении границ ТОС в соответствии с регламентом Казанской городской Думой.

Постановлением руководителя ИК <адрес изъят> от <дата изъята><номер изъят> «О порядке организации территориальных общественных самоуправлений» главам районом ИК <адрес изъят> совместно с управлением архитектуры и градостроительства поручено обеспечить рассмотрение уведомлений инициативных групп граждан о намерении учредить ТОС; совместно с организационным управлением ИК г. Казани после поступления уведомлений инициативной группы граждан поручено обеспечить подготовку и внесение в Казанскую городскую Думу документов об установлении границ ТОС в соответствии с регламентом Казанской городской Думы и положением о ТОС.

Вопросы в повестку дня сессии городской думы вносятся в том числе главами муниципальных образований (статья 8 регламента Казанской городской Думы).

При таких обстоятельствах, доводы истцовой стороны об отсутствии полномочий администрации Советского района ИК МО г. Казани при вынесении оспариваемого решения судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

Пунктом 1 статьи 3 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества предусмотрено, что садовый земельный участок предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания ими для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (статья 23 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).

Исходя из публичной кадастровой карты, находящейся в общедоступном доступе, территория СНТ «Любитель» находится в двух кадастровых кварталах <номер изъят> и <номер изъят> категории земель земли населенных пунктом с разрешенным использованием для ведения садоводства и огородничества.

Согласно карте зон градостроительных регламентов Правил земпелпользования и застройки, утвержденных решением КСНД от <дата изъята><номер изъят>, запрашиваемая к установлению ТОС территория СНТ «Любитель» входит в границы территории зоны Р 4 – рекреационная зона, где разрешенными видами использования земельного участка строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.

При этом, из ответа управления архитектуры и градостроительства от <дата изъята><номер изъят> следует, что на запрашиваемой территории подготовлен проект планировки территории <адрес изъят> на участке от <адрес изъят> до <адрес изъят>, целью которой следует закрепление общественной рекреационной зоны и исключение возможности размещения любой застройки и создание на основной части территории СНТ «Любитель» парковой зоны с организацией пешеходных и велосипедных дорожек и полос зеленых насаждений (озеленения улицы).

Из пояснений истцовой стороны, данных в ходе судебного разбирательства, и материалов дела следует, что создание ТОС предполагается в рамках территории СНТ «Любитель», при этом согласование границ и согласие последнего ни в ходе подачи уведомления, ни в ходе судебного разбирательства в материалы дела не представлено.

Также следует отметить, что в границах территории, которая предложена для организации ТОС, уже учреждена организация – СНТ «Любитель», деятельность которой регулируется Законом о ведении гражданами садоводства и огородничества, поэтому территория садоводческого товарищества не может быть одновременно территорией, где проживают граждане (жилой фонд), и территорией для ведения садоводства и огородничества (нежилой фонд). В соответствии с действующим законодательством к организациям, обслуживающим жилой фонд, предъявляются повышенные требования, связанные с правилами предоставления коммунальных услуг в жилых домах, что может повлечь для СНТ «Любитель» неблагоприятные последствия, привести к нарушению его прав.

Кроме того, в территорию ТОС предполагается включить территории общего пользования (уличной сети, приусадебных участков, мест общего пользования, инфраструктуры), которая в силу положений статьи 1 ГрК РФ, в совокупности с нормой статьи 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, не является территорией проживания граждан, а также не отвечает установленным целям создания и задачам территориального общественного самоуправления, которое создается населением (самоорганизация граждан) на части территории проживания граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

В жилых строениях, построенных на дачных, садово-огородных участках, хотя и не запрещено осуществлять регистрацию граждан, однако такие строения не относятся к жилым домам, которые представляют собой капитальные строения и располагаются на землях индивидуального жилищного строительства.

Более того, сама по себе регистрация граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, к какой категории они отнесены), не может изменить целевое назначение этих земельных участков (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят>-П).

Закон Российской Федерации от <дата изъята><номер изъят> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих объединений.

Учитывая, что цели создания ТОС по осуществлению хозяйственной деятельности по благоустройству территории и иной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, корреспондируют целям садового некоммерческого товарищества, предусмотренным статьей 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества, то создание ТОС в рамках садового некоммерческого товарищества граждан представляется необоснованным и представляет собой в данном случае способ преодоления имеющегося порядка управления территорией. Более того, создание ТОС в рамках садового некоммерческого объединения граждан не предусмотрено действующим законодательством.

Федеральный законодатель, регулируя вопросы ТОС, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, и устанавливая места его осуществления, определил группу жилых домов, в которых проживают граждане намеренные самоорганизоваться (части 1 и 3 статьи 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Таким образом, ответной стороной при подготовке оспариваемого ответа верно указано на то, что 16 постоянно проживающих жителей на территории СНТ «Любитель» не используют большую часть территории садового товарищества для проживания.

При таких обстоятельствах, проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив на основании положений статей 84, 226 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Казанской городской Думе, муниципальному казенному учреждению «Администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании незаконным решения, обязав устранить допущенные нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Судья

Мотивированное решение составлено 30.09.2020