Дело № 2А-3037/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2016 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Рындиной Т.А.,
С участием:
Представителя административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2,
Представителя административного ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности – ФИО3,
Представителя Серпуховской городской прокуратуры по доверенности – ФИО4,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Городовой Е,В. к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании незаконным уведомления о демонтаже нестационарного торгового объекта
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Серпуховского муниципального района Московской области и просила признать незаконным письмо от 08.08.2016 года № 405-344-16 о принятии мер по демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов, расположенных на принадлежащем ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым <номер>, по <адрес>, в срок до 18.08.2016 года; обязав администрацию не препятствовать размещению вспомогательных объектов в виде бетонных блоков, деревянной конструкции на опорных столбах из бетонных блоков, фрагментов металлического ограждения для обслуживания земельного участка и расположенных на нем здания промтоварного магазина, кафе.
Свои требования ФИО1 мотивировала тем, что никаких торговых объектов в виде заявленных администрацией Серпуховского муниципального района у нее не имеется, а имеются вспомогательные объекты в виде бетонных блоков, деревянной конструкции на опорных столбах из бетонных блоков, фрагментов металлического ограждения, расположенных на земельном участке по <адрес>, что подтверждается апелляционным определением Московского областного суда, а также проведенной по делу судебной экспертизой, установившей, что все это не является недвижимостью, и торговля из этих объектов истцом не осуществляется и никогда не производилась. Данные вспомогательные объекты необходимы для обслуживания земельного участка с кадастровым <номер>, и расположенных на нем здания промтоварного магазина, кафе. Никаких разрешений от администрации Серпуховского района на установку данных вспомогательных объектов не требуется, они были установлены во исполнение законных требований административно-технического надзора, и являются принадлежностью к главной вещи по правилам ст.135 ГК РФ. Администрация Серпуховского района спорит о собственности на элементы благоустройства, в то время как объектами капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Административный истец указывает, что в соответствии с п.1.2 договора купли-продажи земельного участка от 13.07.2012 года на участке уже находился объект недвижимого имущества, принадлежащего истцу как покупателю. В п.1.1 данного договора указан вид разрешенного использования земельного участка «под строительство кафе и благоустройство прилегающей территории». В соответствии с решением Серпуховского городского суда от 20 марта 2014 года Администрация Серпуховского муниципального района обязана внести изменения в свое постановление в части указания разрешенного вида использования земельного участка «под строительство магазина и кафе с благоустройством прилегающей территории».
Решением Серпуховского городского суда по иску ГУП МО «Мособлгаз» ФИО1 была обязана освободить охранную зону распределительного газопровода низкого давления путем сноса бетонных блоков высотой 0,4 м квадратного сечения, деревянной конструкции на опорных столбах из бетонных блоков и фрагментов металлического ограждения на длине 2,7м с северо-западной стороны, 4,0 м с юго-восточной стороны участка. Данное решение полностью исполнено.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО2 заявленные требования поддержал, пояснив, что истец не планирует осуществлять какие-либо торговые функции из вспомогательных объектов. Ответчик сам сообщает, что торговой деятельности на участке не ведется. В спорных помещениях храниться спецодежда, хоз.инвентарь, что не свидетельствует об осуществлении торговой деятельности. В соответствии с п.7 ст.10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации. ФИО1 не осуществляет торговую деятельность из спорного нестационарного объекта.
Представители административного ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Московской области по доверенности – ФИО5, ФИО3 возражали против заявленных требований, пояснив, что 22 июля 2016 года Серпуховской городской прокуратурой совместно с сотрудниками администрации была проведена выездная проверка объектов, расположенных на земельном участке истца, в ходе которой обнаружено наличие торгового павильона, разрешение на установку которого не было получено, что противоречит положениям ст.25 Закона Московской области «О благоустройстве в Московской области» от 30.12.2014 года № 191-2014/ОЗ, в соответствии с которым установка некапитальных объектов допускается с разрешения и в порядке, установленном органами местного самоуправления. В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и п.2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов не допускается размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в схему. Нестационарные торговые объекты, расположенные на земельном участке ФИО1, не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское. Вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем нестационарного торгового объекта. Действующее земельное законодательство и законодательство о регулировании торговой деятельности не предусматривает возможность размещения новых нестационарных торговых объектах на землях, находящихся в частной собственности. На основании акта совместной выездной проверки от 22.07.2016 года, администрация Серпуховского муниципального района направила ФИО1 письмо с предложением демонтировать торговые павильоны в срок до 18.08.2016 года. Представители ответчика не согласны со ссылкой истца на ранее состоявшееся решение Серпуховского городского суда от 03.03.2016 года, поскольку при рассмотрении спора об освобождении охранной зоны не исследовался вопрос о целевом назначении установленных в охранной зоне объектов, так как в охранной зоне запрещено размещать любой объект. Во исполнение указанного решения суда ФИО1 совершила необходимые действия по переносу указанного нестационарного объекта с охранной зоны. Исполнение решения суда зафиксировано соответствующим актом. В подтверждение исполнения решения суда административным истцом направлена в прокуратуру копия договора подряда № 12 от 10.06.2016 года, согласно п.1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязанность по выполнению работ по демонтажу, переносу и монтажу торговых павильонов, расположенных по <адрес>. Кроме того, представитель ФИО1 28.07.2016 года направил в администрацию сельского поселения Калиновское заявление о включении в схему нестационарных торговых объектов торговой палатки «Овощи-фрукты» и вспомогательного движимого имущества в виде временной конструкции из дерева на опорных столбах, расположенных на земельном участке по <адрес>. Учитывая, что в схему нестационарных торговых объектов вносятся только торговые объекты, действия ФИО1, направленные на включение указанных объектов в схему, говорят о целевом назначении указанных в акте и письме администрации деревянных павильонов. Полагают, что действия администрации законны и обоснованы. В случае не исполнения ФИО1 в добровольном порядке действий по демонтажу нестационарных торговых объектов администрация обратиться в суд с соответствующим иском, так как вынести постановление нельзя в связи с тем, что земельный участок находится в собственности (л.д. 160-162 – письменные возражения).
Представитель заинтересованного лица Серпуховской городской прокуратуры по доверенности – ФИО4 пояснила, что 22.07.2016 года была осуществлена проверка на основании сведений, поступивших из администрации серпуховского муниципального района. На земельном участке, принадлежащем ФИО1, был обнаружен нестационарный торговый объект в виде палатки, из которой осуществлялась торговля овощами и фруктами. Также были выявлены павильоны, которые представитель ФИО1 сама обозначила как торговые объекты, но в них на момент проверки никакой торговой деятельности не осуществлялось. По результатам проверки ФИО1 не была привлечена к административной ответственности, так как не является индивидуальным предпринимателем.
Представитель заинтересованного лица сельское поселение Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области в судебное заседание не прибыл, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150 КАС РФ.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство магазина и кафе с благоустройством прилегающей территории, общая площадь <данные изъяты>, расположенный по <адрес>, о чем в Едины государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03 сентября 2012 год внесена запись регистрации <номер> и выдано Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 70). Также ФИО1 на праве собственности принадлежит здание магазина, кафе, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью <данные изъяты>, расположенные по <адрес>, о чем в Едины государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 августа 2006 год внесена запись регистрации <номер> и выдано Свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 69).
29.06.2016 года заместитель руководителя администрации Серпуховского муниципального района обратился в Серпуховскую городскую прокуратуру с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования по факту незаконной предпринимательской деятельности торговых объектов, в том числе торговой палатки «Овощи и фрукты», находящейся по <адрес>, а также выявленной на данной территории незаконной постройки (по непроверенной информации попытка организовать летнее кафе), в отношении законности которой имеется основание проведения проверки с представителями Госстройнадзора (л.д. 123-124).
В соответствии со справкой и.о.руководителя администрации Серпуховского муниципального района разрешение на строительство и размещение нестационарных торговых объектов по <адрес> администрацией Серпуховского муниципального района не выдавались (л.д. 125).
По итогам совместной выездной проверки объектов торговли, расположенных по <адрес>, старшим помощником Серпуховского городского прокурора совместно со специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора, консультантом ОСН № 9 ГУ ГСН МО, экспертами отдела потребительского рынка, поддержки предпринимательства и сферы услуг администрации Серпуховского муниципального района 22.07.2016г. составлен акт, которым установлено, что на земельном участке, принадлежащем ФИО1, установлены торговые павильоны Г-образной формы, которые представляют деревянное строение площадью 4х28 метров с пластиковыми окнами, с шестью отдельными входами. Указанные объекты установлены на бетонных блоках и кирпичах, фундамент отсутствует. В торговых павильонах никакая деятельность не ведется. Подхода и благоустройства территории не проведено. Разрешение на установление названного нестационарного объекта от администрации не получено. Кроме того, с правой стороны от основного капитального здания установлена металлическая палатка «Овощи-фрукты», которая сдана ФИО6 в аренду индивидуальному предпринимателю Паку С.М., осуществляющему в ней торговлю фруктами, овощами, орехами, соками (л.д. 128-134).
Администрацией Серпуховского муниципального района 08.08.2016г. за 405-344-16 в адрес ФИО1 направлено уведомление, в котором указано, что в ходе совместной проверки Серпуховской городской прокуратуры и администрации Серпуховского муниципального района Московской области 22.07.2016г. установлено, что на принадлежащем ФИО1 земельном участке установлены торговые павильоны. Разрешение на установление нестационарного объекта от администрации не получено. Земельный участок (кадастровый <номер>) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, для установки нестационарного торгового объекта не выдавалось, в схему расположения нестационарных торговых объектов, утвержденную Постановлением главы сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района от 18.12.2013 № 83 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района» данный объект не включен. На основании вышеизложенного ФИО1 предлагается принять меры по демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов в срок до 18.08.2016 года. О результатах демонтажа сообщить в администрацию Серпуховского муниципального района (л.д. 75).
Как установлено материалами дела по результатам проверки, проведенной Серпуховской городской прокуратурой совместно с должностными лицами администрации Серпуховского муниципального района, в адрес собственника земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, ФИО1 направлено письмо-уведомление о необходимости совершить действия по демонтажу нестационарного торгового объекта, которое является действием и актом органа местного самоуправления, порождающим для ФИО1 правовые последствия, которые ФИО1 в установленном порядке, а именно в порядке административного производства, обжалует, поскольку при невыполнении требований о демонтаже орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями, на что было указано представителем административного ответчика в судебном заседании.
Из текста оспариваемого уведомления следует, что административным истцом совершены действия по установке нестационарного торгового объекта на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке без включения данного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
Согласно п.1 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании ч. 3 названной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.7 статьи 10 порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ и статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Постановлением главы сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области от 23.09.2013г. № 59 «Об утверждении положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское» утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское», которое определяет порядок организации размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское в соответствии с утвержденной схемой, порядок принятия решения о предоставлении субъектам торговли, оказания услуг общественного питания, бытовых и прочих услуг права на размещение нестационарных объектов, порядок проведении конкурса на право размещения специализированных нестационарных объектов на территории сельского поселения Калиновское (п.1.2). Размещение объектов на территории сельского поселения Калиновское осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью указанных объектов на конкурсной основе, на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенного между администрацией сельского поселения Калиновское и хозяйствующего субъекта, по форме, утвержденной постановлением главы сельского поселения Калиновское, и паспорта нестационарного торгового объекта, оформленного администрацией сельского поселения Калиновское (п.1.4). Розничная торговля (в том числе с рук) в местах, не предусмотренных в утвержденных администрацией сельского поселения Калиновское схемах их размещения, а также без Договора и паспорта считается несанкционированной, а лица, ее осуществляющие, привлекаются к ответственности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области (п.1.8). Нестационарные торговые объекты подлежат демонтажу по основаниям и в порядке, указанных в Договоре, в соответствии с требованиями и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п.7.1). При выявлении неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых на территории нестационарных торговых объектов администрация сельского поселения Калиновское в течение 10 дней со дня выявления указанных фактов выдает собственнику нестационарного торгового объекта предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта и освобождении занимаемого им земельного участка в срок, определенный предписанием (п.7.2).
Постановлением главы сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района Московской области от 18.12.2013г. № 83 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения Калиновское Серпуховского муниципального района» утверждена соответствующая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории данного муниципального образования на период с 2013 по 2018 год, которая является приложением № 1 к данному постановлению (л.д. 76-81).
Согласно перечня нестационарных торговых объектов, указанных в вышеназванной схеме, в нее не включен нестационарный торговый объект, расположенный на земельном участке по <адрес>, который принадлежит административному истцу на праве собственности.
Часть 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет пределы реализации полномочий органов местного самоуправления в части установления нормативных предписаний о размещении нестационарных торговых объектов. Прежде всего они не могут затрагивать интересы частного собственника стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка, где может располагаться нестационарный торговый объект. В противном случае это будет рассматриваться как нарушение права собственника распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, в том числе совершать в отношении его любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
ФИО1 как собственник земельного участка вправе самостоятельно определять порядок размещения и использования нестационарных объектов на нем. Сохранение торговых объектов и конструкций на спорном земельном участке не может повлечь нарушение какого-либо гражданского права администрации на участок, принадлежащий административному истцу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, на праве собственности. Поскольку административный истец является собственником земельного участка, демонтаж расположенных на нем конструкций не может быть аргументирован ссылкой на положения нормативных правовых актов, регламентирующих установку нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Спорная конструкция как движимая вещь принадлежит создавшему ее лицу по праву собственности, в связи с чем требования о демонтаже этой конструкции направлены на неправомерное лишение ФИО1 ее собственности.Однако действующее федеральное и региональное законодательство не содержит запрета на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности.
Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст.1 ГК РФ ограничения права собственности, как и других гражданских прав, могут вводиться только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из содержания части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) (пункт 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В данном случае спорный объект возведен на земельном участке, принадлежащем ФИО1 на праве собственности. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет назначение под строительство магазина и кафе, с благоустройством прилегающей территории, что допускает возведение на данном земельном участке вспомогательных объектов, не относящихся к стационарным, без получения соответствующего разрешения. При этом достоверных данных об осуществлении торговой деятельности в спорном движимом объекте, размещенном на земельном участке с кадастровым <номер>, по <адрес>, в материалах дела не имеется.
Кроме того, вопрос о демонтаже незаконно установленных на территории сельского поселения Калиновское нестационарных торговых объектов входит в компетенцию администрации сельского поселения Калиновское, что закреплено в нормативно-правовом акте данного муниципального образования.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Городовой Е,В. удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Администрации Серпуховского муниципального района № 405-344-16 от 08.08.2016 года о принятии ФИО1 мер по демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов, расположенных на принадлежащем на праве собственности земельном участке с кадастровым <номер>, по <адрес>, в срок до 18.08.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 3 октября 2016 года.