ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3038/16 от 01.06.2016 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-3038/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2016 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре Н.С. Матанцевой,

с участием представителя административного истца Д.Е. Милованова,

представителя административного ответчика Р.К. Суслина, Д.А. Зеленова,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бахарева ФИО7 к УМВД России по Ульяновской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в регистрационные данные

У С Т А Н О В И Л:

Бахарев Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что Истец приобрел автомобиль Volkswagen Polo, 2012 года выпуска, г/н . Для внесения изменений в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства, он обратился в подразделение ГИБДД УМВД по Ульяновской области, представил полный пакет документов.

В регистрации изменений 10.05.2016 года ему было отказано на основании абз.1 п.24 Приказа МВД России №605 от 07.08.2013 года «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним», предоставление документов и сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию. В данном случае в договоре купли-продажи, а так же в акте приема- передачи не достоверно указаны паспортные данные нового собственника.

Полагает, что отказ в регистрационных действиях по внесению изменений не обоснован, не основан на законе, и носит формальный характер.

Так в договоре купли-продажи транспортного средства паспортные данные указанны верно и каких- либо неточностей и ошибок нет. В акте приема-передачи вообще не указаны паспортные данные. При таких обстоятельствах вообще не понятно в чем состоит не достоверность паспортных данных нового собственника.

Действующим законодательством РФ не установлено обязательного указания паспортных данных в договоре купли-продажи (свобода договора) как обязательный и неотъемлемый реквизит договора. Стороны имеют права не указывать данную информацию. Причем все сведений указаны верно, в соответствии с паспортом гражданина РФ.

Просил суд признать отказ о внесении изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника транспортного средства незаконным, обязать административного ответчика произвести изменения в регистрационные данные.

В судебном заседании административный истец не присутствовал, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Представитель административного истца в судебном заседании Д.Е. Милованов административные исковые требования и доводы, изложенные в административном иске полностью поддержал.

Представитель административного ответчика Р.К. Суслин в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что правоотношения, возникающие при регистрации ТС, регламентированы приказами МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – правила), от 7 августа 2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (далее-регламент).

Согласно пункту 24 регламента Государственная услуга не предоставляется в случае представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию. В соответствии с пунктом 32. регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления; проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ.

Формирование и направление межведомственного запроса; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий; оформление документов, подлежащих выдаче заявителю; проверка и подписание документов; введение информации в автоматизированные информационные системы; выдача документов и государственных регистрационных знаков; сохранение документов, послуживших основанием для проведения регистрационных действий, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации.

В абзаце втором п. 15.5. регламента, предписано, что в представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат и другие документы.

При изучении договора-купли продажи установлено, что адрес регистрации истца не соответствует сведениям, указанным в паспорте.

Так в договоре купли-продажи адрес указан как «<адрес> городок, <адрес>», населенный пункт не указан.

В силу названных нормативных актов, сотрудниками МРЭО ГИБДД принято законное решение об отказе в совершении регистрационных действий.

На основании изложенного УМВД России по Ульяновской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика Д.А. Зеленов в судебном заседании поддержал доводы Р.К. Суслина, дополнив, что недостоверное указание месте регистрации собственника транспортного средства в документах, удостоверяющих право собственности транспортного средства, в частности, как в данном случае- города, может нарушить права третьих лиц и повлечь серьезные последствия: извещения ГИБДД о допущенных собственником транспортного средства правонарушениях не дойдут до адресата, в случае, если данный автомобиль совершит наезд на кого-либо, найти собственника транспортного средства без указаний сведений о городе его проживания будет невозможно. Препятствий в переоформлении документов и подачи их в органы ГИБДД УМВД по Ульяновской области не имеется.

Выслушав стороны, исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями ( включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями и дополнениями) регистрация транспортных средств в органах ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили.

Обязанность по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также по выдаче паспортов транспортных средств возложена на органы ГИБДД на основании Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711.

Приказом МВД РФ от 07.08.2013 г. N 605 был утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, п. 24 которого установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по изменению регистрационных данных.

Как предусмотрено п. 43 Административного регламента, в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные п. 24 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника.

В судебном заседании установлено, что между ООО «Саранскмоторс АВТО» и административным истцом 29.04.2016 года заключен договор купли продажи транспортного средства: Volkswagen Polo, 2012 года выпуска, г/н . Данное транспортное средство передано Бахареву Д.С. по акту приема-передачи от 29.04.2016 года.

Бахарев Д.С. с целью внесения изменений в связи с изменением собственника (владельца) транспортного средства обратился в подразделение ГИБДД УМВД по Ульяновской области, оформив необходимые документы.

10.05.2016 года в проведении регистрационных действий Бахареву Д.С. было отказано на основании абз.1 п.24 Приказа МВД России №605 от 07.08.2013 года «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним», предоставление документов и сведений, не соответствующих требованиям законодательства РФ, а также содержащих недостоверную информацию.

Фактически данный отказ был вызван тем, что в договоре купли-продажи место регистрации административного истца указано неполно - отсутствует наименование муниципального образования, где он зарегистрирован, а именно - <адрес>. Имеются указания лишь на <адрес> городок, <адрес>.

Порядок регистрации транспортных средств регламентирован приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 13.02.2015) "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним")

В соответствии с п. 15.5 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, в представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться, в том числе адрес места жительства, паспортные данные заявителя.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 28.11.2015), в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 29.02.2016) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (п.5) В паспорте производятся отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета.

Представленные административным истцом документы на регистрацию транспортного средства в связи со сменой собственника, фактически не отражают полные сведения о новом собственнике.

Сокращение адреса места регистрации, а тем более неуказание названия муниципального образования, в данном случае, города, является недостоверной информацией, которая препятствует достоверному своевременному установлению собственника.

Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 07 августа 2013 года N 605, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.

В частности, государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям: представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.

При таком положении в удовлетворении административного иска следует отказать.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

руководствуясь ст. ст.175-180, 218 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Бахарева ФИО8 к УМВД России по Ульяновской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в регистрационные данные отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Грачева