ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-303/20 от 22.05.2020 Бологовского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-303/2020г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бологое 22 мая 2020 года

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Балан М.С.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Евстигнеевой С.А.,

представителя административного ответчика – администрации МО «Бологовский район» Мефтяхдиновой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному исковому заявлению заместителя Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества,

у с т а н о в и л:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества.

Иск мотивирован следующим.

Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО «Бологовский район» Тверской области требований законодательства о местном самоуправлении, в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и организации его обслуживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 225, ч. 3 ст. 225 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.3 п.1 решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 25.12.2019 №99 «О принятии осуществления части полномочий администрации города Бологое по решению вопросов местного значения городского поселения город Бологое администрацией муниципального образования «Бологовский район» Тверской области», п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрация МО «Бологовский район» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Кроме того, определение органом местного самоуправления сетевой организации, на которую возлагается обязанность по содержанию выявленных бесхозяйных водопроводных и канализационных объектов, является необходимым условием для включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов в тарифы соответствующей организации.

Проведенной проверкой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области длительное время не предпринимались действия по постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, а именно: канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул.Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул.Олега Кошевого г.Бологое Тверской области, равно как и меры по определению организации осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных объектов.

В целях устранения выявленных нарушений ДАТА за №... Бологовской межрайонной прокуратурой в адрес главы МО «Бологовский район» Тверской области внесено представление. В рамках контроля устранения нарушений отраженных в представлении от ДАТА за №... Бологовской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области, приняты. Однако до настоящего времени не решен вопрос о содержании и обслуживании указанного бесхозяйного имущества, что привело к переполнению канализационных колодцев и, как следствие, к образованию неприятного стойкого запаха вблизи указанных территорий.

Игнорирование ответчиком данных требований ведет к отсутствию контроля над состоянием бесхозяйного имущества, его работоспособностью, создает угрозу бесперебойному водоотведению и нарушает права граждан, при этом водопроводные и канализационные сети являются социально значимыми объектами.

Непринятие мер органом местного самоуправления по организации содержания и обслуживания бесхозяйного имущества, а именно: канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области, ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц – жителей города Бологое, которые могут, как проживать вблизи указанных сетей, так и находиться рядом с ними в момент возникновения возможной опасности.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Число граждан - проживающих или находящихся рядом с указанным бесхозяйным имуществом постоянно меняется, индивидуализировать данный круг лиц невозможно, их нельзя привлечь в процесс в качестве истцов, в связи с чем в интересах неопределенного круга лиц обращается прокурор.

На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Бологовский район» Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения на участке расположения канализационных сетей от дома №37 до дома №43 по ул.Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома № 10 до дома № 12 по ул.Олега Кошевого г. Бологое Тверской области и возложить на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обязанность определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживании бесхозяйных объектов, а именно: канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области, а также по адресу: от дома №10 до дома №12 по ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области.

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Евстигнеева С.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям. Указала, что администрация МО «Бологовский район» обладает полномочиями по организации в границах городского поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в связи с чем она обязана решать вопросы по содержанию и обслуживанию бесхозяйного имущества - канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области. Однако до настоящего времени мер по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанного бесхозяйного имущества, органом местного самоуправления не принято. Комитет имущественных и земельных отношений администрации МО «Бологовский район» является структурным подразделением администрации МО «Бологовский район».

В судебном заседании представитель административного ответчик администрации МО «Бологовский район» Мефтяхдинова А.К. иск не признала, пояснив суду, что разрешением вопроса об организации содержания и обслуживания бесхозяйного имущества должен заниматься Комитет имущественных и земельных отношений администрации МО «Бологовский район», который должен определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживании указанных бесхозных канализационных сетей.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено организация в границах поселения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.Согласно пп.3 п.1 решения Собрания депутатов МО «Бологовский район» от 25.12.2019 №99 «О принятии осуществления части полномочий администрации города Бологое по решению вопросов местного значения городского поселения город Бологое администрацией муниципального образования «Бологовский район» Тверской области» администрацией «Бологовский район» Тверской области на период с 01.01.2020 по 31.12.2020-приняты полномочия по организации в границах городского поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительств Российской Федерации.

В силу ст. 12 указанного Федерального закона органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и(или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и(или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и(или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и(или) водоотведение.

В связи с чем, отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности канализационных сетей, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, утечки содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям как для окружающей природной среды, так и для человека.

Учитывая изложенное, администрация МО «Бологовский район» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, и обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Определение органом местного самоуправления сетевой организации, на которую возлагается обязанность по содержанию выявленных бесхозяйных водопроводных и канализационных объектов, является необходимым условием для включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов в тарифы соответствующей организации.

Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО «Бологовский район» Тверской области требований законодательства о местном самоуправлении в части принятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества и организации его обслуживания.

Проверкой установлено, что администрацией МО «Бологовский район» Тверской области длительное время не предпринимались действия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества - канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области, а также меры по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанных бесхозяйных объектов.

По результатам проверки в адрес главы МО «Бологовский район» вынесено представление об устранении выявленных нарушений ДАТА за №....

В целях устранения выявленных нарушений администрацией МО «Бологовский район» Тверской области приняты меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области.

Однако организация, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных бесхозяйных объектов, не определена. Данное обстоятельство стороной ответчика не опровергнуто.

Обязанность по определению участника правоотношений по водоотведению с учетом принадлежности канализационных сетей возложена на орган местного самоуправления, который, при выявлении бесхозяйных канализационных сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по водоотведению и несет обязанность по определению организации, осуществляющей содержание и обслуживание указанных канализационных сетей.

Непринятие на протяжении длительного времени мер, направленных на решение вопроса о содержании и обслуживании указанного бесхозяйного имущества, привело к переполнению канализационных колодцев и как следствие к образованию неприятного стойкого запаха в близь указанных территорий. Отсутствие контроля над состоянием бесхозяйного имущества, его работоспособности, создает угрозу бесперебойному водоотведению и нарушает права граждан, при том, что водопроводные и канализационные сети являются социально значимыми объектами. Бездействие органа местного самоуправления ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц – жителей города Бологое, проживающих вблизи указанных канализационных сетей либо находящихся рядом с ними в момент возникновения возможной опасности.

Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований законодательства, регулирующего организацию обслуживания бесхозяйного имущества, администрация МО «Бологовский район» не приняла меры по организации надлежащего водоотведения на участке расположения канализационных сетей от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома № 10 до дома № 12, ул. Олега Кошевого г. Бологое Тверской области, суд приходит к выводу о незаконности такого бездействия.

При таких обстоятельствах у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований в рамках полномочий, представленных ч.1 ст.39 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, и возложении на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обязанности определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживании бесхозяйных объектов, а именно канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул.Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 ул.Олега Кошевого г.Бологое Тверской области.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать содержание и обслуживание бесхозяйного имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Бологовский район» Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации надлежащего водоотведения на участке расположения канализационных сетей от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома № 10 до дома № 12 по ул. Олега Кошевого г. Бологое Тверской области.

Возложить на администрацию МО «Бологовский район» Тверской области обязанность определить организацию, которая будет осуществлять содержание и обслуживании бесхозяйных объектов - канализационных сетей, расположенных от дома №37 до дома №43 по ул. Луначарского г. Бологое Тверской области и от дома №10 до дома №12 по ул. Олега Кошевого г.Бологое Тверской области.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ж.Н. Бондарева

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2020 года.