ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-303/2023 от 27.07.2023 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-303/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,

при секретаре Сальниковой К.С.,

с участием

административного истца - Головко А.П.,

представителя административного ответчика Отделения МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области – Горяинова Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головко А.П. к отделению МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства,

установил:

Головко А.П. обратился в суд с иском к Отделению МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства, мотивируя требования тем, что вступившим в законную силу решением Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 20 октября 2022 года за Головко А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> признано право собственности на автомобиль грузовой марки <данные изъяты>-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, шасси , идентификационный номер отсутствует, номера кабины и двигателя отсутствуют.

Истец обратился в РЭГ ОГИБДД Отд МВД России по Шарлыкскому району посредством портала ЕПГУ с заявлением о постановке на учет транспортного средства <данные изъяты>-<данные изъяты>, в котором решением начальника от 12 декабря 2022 года Отделения МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области отказано по причине отсутствия документа, идентифицирующего транспортное средство.

В целях устранения недостатков истец обратился к независимому эксперту, согласно заключению которого от 29 марта 2023 года по идентификации и установлению параметров ТС установлены параметры транспортного средства по каталожной базе и в заключении эксперт пришел к выводу о том, что транспортное средство <данные изъяты>-<данные изъяты>, шасси имеет следующие характеристики: идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует; марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>; наименование (тип ТС)- грузовой фургон; категория ТС – С; год изготовления ТС – ДД.ММ.ГГГГ; модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ; шасси (рама) - ; кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует; цвет кузова – <данные изъяты>; мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3); рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000; тип двигателя – бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг=11685; масса без нагрузки, кг – 6460. Данное транспортное средство, выпущенное с завода им. Лихачева, не подвергалось конструктивным изменениям и находится в заводском исполнении.

После получения заключения, истец повторно обратился с заявлением в отделение МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области для постановки на учет транспортного средства <данные изъяты>-<данные изъяты>, в удовлетворении которого также было отказано по причине отсутствия документов, идентифицирующих транспортное средство, а именно: паспорта транспортного средства.

Истец считает данный отказа незаконным, поскольку предоставленное на регистрацию транспортное средство идентифицировано, соответствует установленным требованиям безопасности дорожного движения, заявление о регистрации подано надлежащим лицом – собственником автомобиля, указывает на нарушение права собственника – пользоваться принадлежащим на законных основаниях имуществом.

В связи с чем истец просит суд: признать незаконным отказ административного ответчика в регистрации автомобиля грузовой марки <данные изъяты>-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует; марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>; наименование (тип ТС)- грузовой фургон; категория ТС – С; модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ; шасси (рама) - ; кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует; цвет кузова – хаки; мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3); рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000; тип двигателя – бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг-11685; масса без нагрузки, кг – 6460.

Обязать административного ответчика выдать паспорт транспортного средства на автомобиль грузовой марки <данные изъяты>-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует; марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>; наименование (тип ТС)- грузовой фургон; категория ТС – С; модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ; шасси (рама) - ; кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует; цвет кузова – <данные изъяты>; мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3); рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000; тип двигателя – бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг-11685; масса без нагрузки, кг – 6460.

Обязать административного ответчика осуществить постановку на учет транспортное средство - автомобиль грузовой марки <данные изъяты>-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует; марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>; наименование (тип ТС)- грузовой фургон; категория ТС – С; модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ; шасси (рама) - ; кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует; цвет кузова – <данные изъяты>; мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3); рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000; тип двигателя – бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг-11685; масса без нагрузки, кг – 6460.

Административный истец - Головко А.П. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Отделения МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области Горяинова Л.Г. возражала против удовлетворения требований.

Представитель заинтересованного лица – Управления внутренних дел по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах не явки в суд не сообщил.

Суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Головко А.П. обратился РЭГ ОГИБДД Отд МВД России по Шарлыкскому району посредством портала ЕПГУ с заявлением о постановке на учет транспортного средства <данные изъяты>-<данные изъяты>.

По результатам рассмотрения заявления Головко А.П. начальником Отделения МВД РФ по Шарлыкскому району принято решение об отказе в постановке на учет транспортного средства <данные изъяты>-<данные изъяты> на основании Приказа МВД России от 21.12.2019 №950 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств".

Не согласившись с отказом, Головко А.П. обратился к независимому эксперту ИП Якунину С.Н., которым подготовлено заключение эксперта от 29 марта 2023 года, согласно выводам которого транспортное средства <данные изъяты>-<данные изъяты>, шасси имеет следующие характеристики:

идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует;

марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>;

наименование (тип ТС)- грузовой фургон;

категория ТС – С;

год изготовления ТС – ДД.ММ.ГГГГ;

модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ;

шасси (рама) - ;

кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует;

цвет кузова – <данные изъяты>;

мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3);

рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000;

тип двигателя – бензиновый;

разрешенная максимальная масса, кг – 11685;

масса без нагрузки, кг – 6460.

Транспортное средство <данные изъяты>-<данные изъяты>, шасси , выпущенное с завода им. Лихачева, не подвергалось конструктивным изменениям и находится в заводском исполнении.

Получив заключение, истец повторно обратился в Отделения МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области для постановки на учет транспортного средства <данные изъяты>-<данные изъяты>, представив в обоснование заключение эксперта от 29 марта 2023 года, однако начальником Отделения МВД РФ по Шарлыкскому району принято решение об отказе в постановке на учет транспортного средства <данные изъяты>-<данные изъяты> на основании Приказа МВД России от 21.12.2019 №950 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств", а именно о необходимости представить в РЭГ ОГИБДД Отд МВД России по Шарлыкскому району паспорт транспортного средства.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 20 Федерального закона N 283-ФЗ запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.

Приказом МВД России от 21.12.2019 №950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, в соответствии с которым для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Закона №283-ФЗ:

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 283-ФЗ (в редакции на дату обращения гражданина и выдачи оспариваемого отказа) должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов:

1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий;

2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности;

3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных;

4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства;

5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета;

6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.

В соответствии с частью 5 статьи 20 названного Федерального закона основаниями для отказа в совершении регистрационных действий являются:

1) запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи;

2) неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств;

3) обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять;

4) непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;

5) отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт;

6) непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона;

7) наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) наличие сформированного в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, решения о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в отношении физического лица.

Пунктом 21.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России 21 декабря 2019 года №950 предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является: проведение регистрационных действий в отношении транспортного средства, отказ в проведении регистрационных действий.

В соответствии с пунктом 60 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России 21 декабря 2019 года №950, уполномоченным лицом после принятия заявления и вышеуказанных документов осуществляется проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, осмотр транспортного средства и принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

Согласно пункту 68 Административного регламента, в случае принятия решения об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с пунктом 32 Административного регламента, представленные документы возвращаются заявителю лично, за исключением случаев предоставления государственной услуги без очного посещения заявителя регистрационного подразделения.

В пункте 92 Административного регламента определено, что основаниями для отказа в совершении регистрационных действий является непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств.

В силу пункта 92.4 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона является несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

С 01.01.2020 Правительство Российской Федерации Постановлением от 21.12.2019 №1764 утвердило Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Согласно ответу, представленному ПАО «Завод имени Лихачева И.А.» (АМО ЗИЛ), сертификация на одобрение типа транспортного средства всех транспортных средств до декабря 1994 года на АМО ЗИЛ не проводилась. В 1974 году покупатель получал автомобиль по справке-счету. Маркировка автомобилей и его составных частей, осуществлялась в России по ОСТ 37.001.269, ГОСТ Р 51980, ГОСТ 12971. До второго квартала 1992 года маркировка (порядковый номер) шасси транспортных средств – ТС, выпускаемых АМО ЗИЛ, в том числе и <данные изъяты>-<данные изъяты>, была технологическая и наносилась краской белого цвета на вертикальной стенке правого лонжерона рамы.

Порядковый и производственный номер шасси и другая информация о транспортном средстве наносились на номерной табличке.

В материалы дела представлено фото маркировочной таблички завода имени И.А. Лихачева, согласно которой модель автомобиля <данные изъяты><данные изъяты>, № шасси – , номер двигателя не читается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что препятствий для совершения регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства по причине невозможности его идентификации не имеется, поскольку согласно заключению эксперта от 29 марта 2023 года транспортное средство <данные изъяты>-<данные изъяты>, шасси , выпущенное с завода им. Лихачева, не подвергалось конструктивным изменениям и находится в заводском исполнении.

Оснований не доверять названному заключению эксперта от 29 марта 2023 года у суда не имеется, поскольку специалист согласно представленным документам, компетентен, квалифицирован, имеет значительный опыт экспертной работы, обладает специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные судом вопросы, содержание исследования специалиста обоснованно, выводы конкретны, однозначны и не противоречивы. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности специалиста суд не находит.

Суд также отмечает, что заключение эксперта от 29 марта 2023 года составлено на основании представленных специалисту исходных данных, фактически закрепленных в материалах настоящего дела, а доказательств наличия иных обстоятельств (дополнительные исходные данные), которые могли бы повлиять на выводы специалиста, а, следовательно, и на выводы суда, не приведено.

Какие-либо обоснованные доводы и возражения по заключению эксперта сторонами суду не представлено.

Таким образом, суд полагает, что представленные заявителем документы, включая: заключение эксперта об отсутствии внешних признаков изменения маркировочных обозначений; отсутствие сведений в материалах дела о том, что транспортное средство среди зарегистрированных, снятых с учета, в угоне не числится; вступившее в законную силу и подлежащее исполнению судебное решение о признании права собственности заявителя на транспортное средство, позволяли произвести идентификацию транспортного средства и совершить испрашиваемые регистрационные действия в отношении транспортного средства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку Головко А.П. уполномоченному лицу представлены все необходимые документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, в том числе заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, при этом в адрес сотрудника отдела внутренних дел доказательства признания этих документов поддельными (подложными) либо недействительными не поступали, основания для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства не имелось, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению, поскольку действиями (бездействием) отделения МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области в части отказа в регистрации транспортного средства нарушено право административного истца на законное использование указанного транспортного средства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Головко А.П. к отделению МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства удовлетворить.

Признать незаконным отказ отделения МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области в осуществлении регистрационных действий в отношении транспортного средства - грузовой марки <данные изъяты>-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует; марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>; наименование (тип ТС)- грузовой фургон; категория ТС – С; модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ; шасси (рама) - ; кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует; цвет кузова – <данные изъяты>; мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3); рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000; тип двигателя – бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг=11685; масса без нагрузки, кг – 6460.

Возложить на отделение МВД России по Шарлыкскому району Оренбургской области обязанность государственной регистрации транспортного средства - грузовой марки <данные изъяты>-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер (VIN) – номер отсутствует; марка, модель ТС – <данные изъяты>-<данные изъяты>; наименование (тип ТС)- грузовой фургон; категория ТС – С; модель, № двигателя -ДД.ММ.ГГГГ; шасси (рама) - ; кузов (кабина, прицеп) – номер отсутствует; цвет кузова – <данные изъяты>; мощность двигателя, л.с. (кВт) – 150 (110,3); рабочий объем двигателя, куб. см. – 6000; тип двигателя – бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг-11685; масса без нагрузки, кг – 6460.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Колдаев Р.Ю.