ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3040/16 от 18.03.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело №2а-3040/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2016 года город Казань

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе судьи Бисерова А.Ф. при секретаре Галиевой Д.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Губайдуллина Н. Н.евича действующего в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А. Н. к Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ о признании права оплачивать налоги и сборы без присвоения идентификационного номера налогоплательщика, признании незаконным отказа в аннулировании присвоенного идентификационного номера налогоплательщика, возложении обязанности аннулировать (обезличить) присвоенные идентификационные номера налогоплательщика,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Губайдуллин Н.Н. действующий в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.М. обратился в суд с иском к административному ответчику Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ о признании права стоять на налоговом учете и оплачивать налоги и сборы без присвоения идентификационного номера налогоплательщика, признании незаконным и недействительным решения об отказе в аннулировании (обезличивании) по религиозным убеждениям с момента присвоения идентификационного номера налогоплательщика, обязании аннулировать (обезличить) с момента присвоения идентификационные номера налогоплательщика с момента присвоения.

В обосновании указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году административному истцу стало известно о присвоении ему идентификационного номера налогоплательщика – ИНН Также идентификационный номер налогоплательщика был присвоен его несовершеннолетней дочери. Обращения административного истца к ответчику с требованием об аннулировании указанных идентификационных номеров по религиозным убеждениям оставлены без удовлетворения.

По мнению административного истца, он и его несовершеннолетняя дочь вправе состоять на налоговом учете без присвоения номера, поскольку при постановке на налоговый учет в отношении физического лица в состав сведений о нем включаются персональные данные – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и данные о гражданстве. Тогда как присвоение лицу вместо персональных данных цифрового кода, ущемляет достоинство личности.

По изложенным основаниям административный истец заявляет к административному ответчику требования в указанной формулировке.

Административный истец надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, что подтверждено почтовым уведомлением, не явился, ходатайств об отложении не заявлял, о рассмотрении дела в его отсутствии не просили, в связи с получением уведомления представили суду дополнительные основания заявленных требований.

Представитель административного ответчика по доверенности Маркова Ю.Н. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным провести рассмотрение дела в данном составе, при наличии надлежащего уведомления административного истца.

Заслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании пункта 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В пунктах 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

На основании статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ "О персональных данных", персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Из содержания пунктов 1 и 8 статьи 83, пунктов 1 и 7 статьи 84, пунктов 3 - 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков, физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами; при этом налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет, с указанием присвоенного ему идентификационного номера налогоплательщика.

Пунктом 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом МНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ГБ-3-12/309 утверждены соответствующие Порядок и условия, согласно которым идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ГКПИ00-402 признано, что установленный порядок присвоения физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика не является вторжением в частную жизнь, правило о присвоении налоговым органом физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика при учете сведений о нем не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 287-О, вынесенном по жалобам ряда граждан, указал на отсутствие оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1 Конституции Российской Федерации).

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 13В05-13 указано, что идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, определенному на уровне федерального закона, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека; наличие в нем некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, может носить случайный характер.

Кроме того, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 13В05-13 указано, что в тех случаях, когда в идентификационном номере, присвоенном налогоплательщику, окажется некое число, затрагивающее его религиозные чувства, налогоплательщик не лишен возможности поставить перед налоговым органом вопрос об изменении идентификационного номера, чему нормы Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют.

Установлено, что в соответствии со свидетел?ством о рождени I-ИР выданного Вятскополянским подразделением Малмэ?ского ме?районного отдела ЗАГС <адрес> Российской Федерации, в книгу актов внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ о рождении Губайдуллиной А. Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, родителями которой указаны Губайдуллин Н. Н.евич и ГубайдулЛ. Л. Н. (л.д.20).

Согласно сведений Управления ФНС РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГГубайдуллин Н.Н. зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на учете в Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ с ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям того, что указанное физическое лицо поставлено на учет как собственник недвижимого имущества и плательщик налога на имущество.

Губайдуллина А.Н., зарегистрирована по адресу: <адрес>, состоит на учете в Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГГубайдуллиным Н.Н. действующему в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н. подано заявление в Межрайонную Инспекцию ФНС РФ по РТ об аннулировании присвоенных индивидуальных номеров налогоплательщиков, с указанием на аналогичное заявление, поданное ДД.ММ.ГГГГ (досудебная претензия).

Согласно ответа Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ за Губайдуллину Н.Н. действующему в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н. отказано в удовлетворении заявленного требования.

На основании ответа Управления ФНС РФ по РТ от ДД.ММ.ГГГГ за исх. заявленные требования Губайдуллина Н.Н. действующему в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н. также оставлены без удовлетворения.

Как следует из представленных заявлений, Губайдуллин Н.Н. не согласен с присвоением ему индивидуального номера налогоплательщика, считает, что данный факт нарушает его религиозные чувства, индивидуализация физического лица, по его мнению, должна производится по персональным данным. По аналогичным основаниям заявлены требования в интересах несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н.

Оценив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не было допущено нарушений при постановке Губайдуллина Н.Н. и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н.В. на учет с присвоением индивидуальных номеров налогоплательщиков.

Доводы административного истца Губайдуллина Н.Н. действующему в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н. о том, что присвоение индивидуальных номеров налогоплательщиков нарушает конституционные права истца, не соответствует статье 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, оскорбляет его религиозные чувства, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Присвоение идентификационного номера налогоплательщика является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах, а не нормами гражданского законодательства.

Идентификационный номер налогоплательщика при постановке на налоговый учет в свой состав включает сведения о налогоплательщиках - физических лицах, в том числе их персональные данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, адрес места жительства, данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, гражданство. Идентификационный номер не заменяет имя человека, не может отождествляться с именем человека, а подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета. Идентификационный номер налогоплательщика используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации и физического лица.

Таким образом, идентификационный номер налогоплательщика, применяющийся исключительно в целях проведения налогового учета, не может отождествляться с именем человека.

При указанных обстоятельствах, административные истцы не обладают правом исполнения обязанности по оплате налогов без соответствующих идентификационных номеров налогоплательщика.

Нарушений требований закона действиями Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ не допущено, нарушений законных прав и интересов Губайдуллина Н.Н. действующему в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н., связанных с присвоением идентификационного номера налогоплательщика, затрагивающего религиозные чувства, по делу не усматривается.

Доказательств нарушения свободы совести и вероисповедания либо иных конституционных прав и свобод Губайдуллина Н.Н. действующему в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А.Н. не представлено, в материалах дела не имеется.

Доводы, приведенные административным истцом Губайдуллиным Н.Н. со ссылкой на правовые нормы, в их системном толковании оценивается судом, как неверное толкование норм права.

В случае наличии в спорных номерах, групп цифр, затрагивающих религиозные чувства административного истца, возможна их замена, однако данное требование не заявлено.

Таким образом, суд не находит установленных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180,227,228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Губайдуллина Н. Н.евича действующего в интересах себя и несовершеннолетней Губайдуллиной А. Н. к Межрайонной Инспекции ФНС РФ по РТ о признании права оплачивать налоги и сборы без присвоения идентификационного номера налогоплательщика, признании незаконным и недействительным отказа в аннулировании присвоенных идентификационных номеров налогоплательщика по религиозным убеждениям, с момента присвоение идентификационного номера налогоплательщика, возложении обязанности аннулировать (обезличить) присвоенные идентификационные номера налогоплательщиков с момента присвоения, оставить без удовлетворения.

Решение суда по административному делу может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: