ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3043/20 от 01.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело ***а-344/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** 01 февраля 2021г.

Ленинский районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Кострюкова П.А.,

при секретаре Миловановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Свиридова Владимира Петровича к администрации *** о признании незаконным постановления от 22.10.2020г. *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом,

УСТАНОВИЛ:

Свиридов В.П. обратился в суд с административным иском к администрации *** о признании незаконным постановления от 22.10.2020г. *** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом *** по *** на кадастровом плане территории *** и возложении обязанности предварительно согласовать ему предоставление земельного участка под указанным гаражом, путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В обоснование административных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит гараж ***, площадью 21,5 кв.м., расположенный по адресу: ***, который был приобретен им по договору купли-продажи от 17.05.2007г., заключенного с ООО «Старстрой». Право собственности на гараж зарегистрировано в установленном законом порядке, с внесением записи в ЕГРН 13.06.2007г. ООО «Старстрой» являлось застройщиком гаражей, расположенных на придомовой территории ***, на основании предоставленного ему, постановлением администрации ****** от 10.10.2006г., для этих целей земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:0023. После завершения строительства, гаражи были проданы застройщиком ряду лиц, в том числе и ему. Большая часть собственников гаражей выделили участки под гаражами из общего земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:0023 в отдельные земельные участки и выкупили их в собственность, что подтверждается кадастровой картой. Имея намерение выкупить земельный участок под своим гаражом, он 16.09.2020г. обратился в администрацию *** с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ***. 22.10.2020г. администрацией *** вынесено постановление *** об отказе в удовлетворении его заявления на том основании, что земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории. Считает данное постановление не законным, поскольку на момент возникновения у него права собственности на гараж, какие-либо охранные зоны для земельного участка, на котором расположен гараж, установлены не были, а все положения нормативных актов, указанных в постановлении *** от 22.10.2020г., вступили в силу позднее возникновения у него права собственности на данный гараж.

Определением Ленинского районного суда *** от 18.01.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено управление по государственной охране объектов культурного наследия ***.

Представитель административного истца по доверенности Петров А.В. в судебном заседании заявленные административные требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном иске. Также пояснил, что у собственников соседних гаражей, земельные участки под гаражами оформлены в собственность. Административный истец приобрел гараж *** на законных основаниях и земельный участок под гаражом не может использоваться по другому назначению, как под гаражом.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок, на котором расположен гараж административного истца, находится в охранной зоне, в связи с чем, на основании п.14.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ было принято такое постановление. Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления, администрацией *** был получен ответ из управления по государственной охране объектов культурного наследия ***, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 68:29:0101049:23, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, расположен в Зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения. Не отрицала, что охранная зона в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:23 была установлена в 2019 году.

Представитель заинтересованного лица – управления по государственной охране объектов культурного наследия *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно представленному сообщению по делу, просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что постановлением администрации ****** от 10.10.2006г., из земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:0020, ООО «Старстрой» был предоставлен земельный участок площадью 420 кв.м. под строительство гаражей боксового типа по ***.

По договору купли-продажи гаража от 17.05.2007г., заключенного между ООО «Страстрой» и Свиридовым В.П., последний приобрел в собственность гараж ***, расположенный по адресу: ***.

На указанный гараж за Свиридовым В.П. 13.06.2007г. зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.06.2007г.

16.09.2020г. административный истец, через своего представителя, обратился в администрацию *** с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату, расположенного под гаражом *** по адресу: ***-б, и который расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:23.

Постановлением администрации ****** от 22.10.2020г. отказано Свиридову В.П. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом *** по ***-б, в связи с тем, что установленные ограничения использования земельных участков, полностью расположенных в зоне с особыми условиями использования территории, не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Также судом установлено и следует из Выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0101049:23, что вид разрешенного использования данного земельного участка является под строительство гаражей боксового типа, для размещения индивидуальных гаражей, а также что земельный участок полностью расположен в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения, которая была установлена решением управления по государственной охране объектов культурного наследия *** от 20.09.2019г.

Постановлением администрации *** от ***г. N3628 утвержден Административный регламент предоставления на территории городского округа - *** муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".

В соответствии с пунктом 2.10.2 названного Административного регламента, одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является то, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Аналогичное основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в п.14.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ.

Согласно пунктам 1, 2 и 5 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В числе прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

В силу подп.3 п.1 ст.104 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются, в том числе, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (п.2 ст.104 Земельного кодекса РФ).

Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.3 ст.104 Земельного кодекса РФ).

К числу зон с особыми условиями использования территорий отнесена - зона охраны объектов культурного наследия (п.1 ст.105 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от ***г. N972
утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает, в том числе, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Согласно п.9 названного Положения, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны устанавливаются с учетом требований, в том числе, запрещения строительства объектов капитального строительства.

В п.20 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлено, что режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта культурного наследия не применяются к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до вступления в силу правового акта об утверждении зон охраны объекта культурного наследия.

Согласно п.23 ст.106 Земельного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что установленные требования, предусматривающие определенные запреты и (или) ограничения в границах зон охраны объектов культурного наследия, направлены, прежде всего, на ограничение вновь возводимых объектов капитального строительства, что к рассматриваемой ситуации не относится.

Также, само по себе расположение испрашиваемого земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия не может служить препятствием для эксплуатации уже возведенного объекта недвижимости, приобретенного административным истцом в собственность в 2007 году на законных основаниях, и до принятия соответствующим органом решения об утверждения зоны охраны объектов культурного наследия, т.е. до 2019г.

Кроме того, из сообщения управления по государственной охране объектов культурного наследия *** от 27.01.2021г. за исх. 47.01-46/163 следует, что гараж *** по ***, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0101049:23, не нарушает требований к градостроительным регламентам в границах территории единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия.

В силу изложенного, оспариваемое постановление признать законным оснований не имеется, и которое приводит к нарушению прав и законных интересов административного истца, как собственника гаража, имеющего исключительное право в соответствии с ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ на приобретение испрашиваемого земельного участка.

При названных обстоятельствах, постановление администрации *** от 22.10.2020г. *** подлежит признанию незаконным, а административный иск Свиридова В.П. - удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Свиридова Владимира Петровича удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации *** от 22.10.2020г. *** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка под гаражом *** по *** на кадастровом плане территории ***».

Обязать администрацию *** произвести действия в соответствии с Административным регламентом предоставления на территории городского округа - *** муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного постановлением администрации *** от *** N 3628, о предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом *** по ***, утверждении схемы на кадастровом плане территории ***, Свиридову Владимиру Петровичу.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кострюков П.А.

Решение суда в окончательной форме составлено 15.02.2021г.

Судья Кострюков П.А.