ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3043/2022 от 09.09.2022 Норильского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2022 года г.Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Жданова А.В.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой Е.В.,

с участием представителя Администрации города Норильска Курагиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Норильска к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Норильска обратилась с административным иском к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что административным истцом 25 ноября 2019 года Управлением городского хозяйства Администрации города Норильска была проведена выездная проверка общего имущества многоквартирного дома по <адрес> в ходе которой было установлено, что в квартире указанного жилого дома выполнена перепланировка и (или) переустройство. Поскольку доступ в квартиру №20 инспектору службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края не был предоставлен материалы проверки были переданы в Администрацию города Норильска для принятия мер в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления. Управлением по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска собственнику квартиры К. было направлено предписание от 20 февраля 2021 года №190-596 о приведении самовольно переустроенного и перепланированного жилого помещения в прежнее состояние. 18 января 2022 года Управлением по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края было направлено письмо с просьбой провести повторную проверку на предмет исполнения собственником квартиры предписания от 20 февраля 2021 года №190-596, а также принять меры в рамках компетенции службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, однако письмом №100-1522/17 от 14 февраля 2022 года служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края отказала в проведении проверки, сославшись на то, что Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска может самостоятельно провести такую проверку и в случае выявления перепланировки и (или) переустройства жилого помещения направить материалы проверки в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Отказ в проведении проверки исполнения предписания административный истец считает незаконным, поскольку полномочия по проверке жилых помещений, находящихся в собственности граждан отнесены к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, а Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска наделено полномочиями по проверке муниципального жилого фонда.

Просит признать незаконным бездействие службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившееся в отказе в проведении проверки жилого помещения по <адрес> возложить обязанность провести повторную проверку жилого помещения по <адрес> на предмет приведения (неприведения) жилого помещения в первоначальное состояние и направить материалы проверки в Администрацию города Норильска в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Администрации города Норильска Курагина И.И., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств об отложении не представило.

Суд не признал явку лиц, участвующих в деле, в судебное заседание обязательной и считает, что неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.

До судебного заседания от представителя служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Федоренко Э.А. поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в котором административный ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в полномочия службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края не входит проверка исполнения предписаний, выданных органом местного самоуправления, а Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска предписание вправе самостоятельно провести проверку исполнения выданного им предписания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно частью 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 данной статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации) (частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8.1 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление муниципального жилищного контроля.

Постановления Правительства Красноярского края от 03 апреля 2012 года №143-п утверждено Положение о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Согласно пункта 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.

В силу подпункта 1 пункта 3.3 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края к компетенции службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края относится осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), в том числе: осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в числе прочих осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с пунктом 45 части 1 статьи 43 Устава муниципального образования город Норильск, утвержденного Решением Норильского городского Совета депутатов 24 февраля 2000 года №386, Администрация города Норильска осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Постановления Администрации г.Норильска Красноярского края от 10 апреля 2020 года №159 «О муниципальном контроле» структурные подразделения и территориальные исполнительно-распорядительные органы Администрации города Норильска уполномочены на проведение муниципального жилищного контроля на предмет соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, в отношении муниципального жилищного фонда.

Распоряжением Администрации г.Норильска от 20 марта 2015 года №1716 утверждено Положение об Управлении по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска.

В силу пункта 3.29 Положения об Управлении по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска к функциям Управления по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска отнесено осуществление в установленном порядке муниципального жилищного контроля.

Согласно пункта 3.30 Положения об Управлении по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска выдает предписания собственникам жилых помещений или нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, которые были самовольно переустроены и (или) перепланированы, о приведении таких жилых помещений в прежнее состояние с установкой сроков исполнения данных предписаний. В случае неисполнения предписания инициирует обращение в суд с требованием о приведении в первоначальное состояние жилого помещения посредством направления документов в уполномоченную юридическую службу Администрации города Норильска.

Из анализа указанных правовых положений следует, что Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является прямо уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора, предметом которого является, в том числе соблюдение гражданами требований к использованию и сохранности жилищного фонда, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. При этом указанная обязанность распространяется в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда.

Судом установлено, К. является собственником квартиры , расположенной по <адрес>, в которой были произведены работы по перепланировке, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и справки главного инженера ООО «УК «Город».

Предписанием Управления по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска №190-596 от 20 февраля 2021 года К. установлен срок до 01 мая 2021 года для приведения жилого помещения, расположенного по <адрес> в прежнее состояние.

18 января 2022 года Управлением по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края было направлено письмо №190-89 с просьбой провести повторную проверку на предмет исполнения собственником квартиры предписания от 20 февраля 2021 года №190-596, а также принять меры в рамках компетенции службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Письмом №100-1522/17 от 14 февраля 2022 года служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края отказала в проведении проверки, сославшись на то, что Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска может самостоятельно провести такую проверку и в случае выявления перепланировки и (или) переустройства жилого помещения направить материалы проверки в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

При изложенных обстоятельствах, поскольку основанием для обращения Администрации г.Норильска в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с заявлением о проведении проверки послужило наличие факта незаконной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения не относящегося к муниципальному жилому фонду, суд приходит к выводу о том, что служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края была обязана принять соответствующие меры для проведения проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

При этом доводы административного ответчика о том, что в полномочия службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края не входит проверка исполнения предписаний, выданных органом местного самоуправления, а Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска предписание вправе самостоятельно провести проверку исполнения выданного им предписания, суд находит несостоятельными, поскольку к предметом проверки является законность отказа службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в проведении обследования жилого помещения. В рассматриваемой ситуации Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является прямо уполномоченным органом на осуществление регионального государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда, не относящегося к муниципальному жилищному фонду.

При изложенных обстоятельствах, требования Администрации г.Норильска о признании незаконным бездействия службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившееся в отказе в проведении проверки жилого помещения по адресу: г.Норильск, ул.Комсомольская, д.30, кв.20, и возложении на Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обязанности по проведению проверки жилого помещения по адресу: г.Норильск, ул.Комсомольская, д.30, кв.20, на предмет приведения (неприведения) жилого помещения в первоначальное состояние и направления материалов проверки в Администрацию города Норильска в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Администрации города Норильска к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившееся в отказе в проведении проверки жилого помещения по <адрес>

Возложить обязанность на службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку жилого помещения по <адрес>, на предмет приведения (неприведения) жилого помещения в первоначальное состояние и направить материалы проверки в Администрацию города Норильска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Норильского городского суда А.В. Жданов

Решение в окончательной форме принято 14 октября 2022 года.