Дело №2а-3044/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вахитовский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Зыбуновой Е.В.,
при секретаре Низамовой А.М.,
с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании действий (бездействия), выраженных в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, в уклонении от размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о поданных уведомлении о проведении публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ИКМО г.Казани об оспаривании действий (бездействия), выраженных в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, в уклонении от размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о поданных уведомлении о проведении публичного мероприятия. В обоснование указано, что 14 марта 2017 года в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, административным истцом было подано уведомление о проведении публичного мероприятия (митинга) в г. Казани 26 марта 2017 года, с 11.00 до 16.00 с указанием мест проведения публичного мероприятия у памятника М. Вахитову; у театра Г. Камала; парк «Крылья Советов». На данное уведомление был предоставлен письменный ответ от 16.03.2017 №6831/05-03-09, в котором сообщалось, что в связи с ранее запланированными в указанных местах мероприятиями, Исполнительный комитет г. Казани информирует, что проведение заявленных публичных мероприятий не представляется возможным.
Такие действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани незаконны, поскольку им не выполнены обязанности органа местного самоуправления предусмотренные п. 2, ч. 1, статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно обязанность довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. В ответе Исполнительного комитета г. Казани от 16.03.2017 №6831/05-03-09, сообщено также, что организатор не вправе проводить публичное мероприятия, если с Исполнительным комитетом г. Казани не было согласовано изменение места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Таким образом, уклонение административного ответчика от выполнения своих обязанностей, связанных с согласованием публичного мероприятия, является фактическим отказом в его проведении.
В соответствии с ч. 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Ни одного из законных оснований для отказа в проведении публичного мероприятия в представленном ответе не указано.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия от 14 марта 2017 года, одним из возможных мест его проведения указывалось специально отведенное место, а именно парк «Крылья Советов», который входит в перечень мест, определенных приказом Министерства юстиции РТ от 06.08.2013 №01-02/84.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан», информация о поданном организаторами публичных мероприятий уведомлении о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте размещается на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в день получения уведомления с указанием даты, времени и места проведения публичных мероприятий.
Понятие «уполномоченный орган» раскрывается в части 2 статьи 4 указанного закона, из которой следует, что уполномоченным органом считается именно тот орган, в который подается уведомление о проведении публичных мероприятий.
Несмотря на однозначное требование закона, информация о подаваемых уведомлениях не была размещена на сайте уполномоченного органа, а именно на сайте Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.
Между тем, в ответе Исполнительного комитета г. Казани от 16.03.2017 №6831/05-03-09 говорится о неких ранее запланированных в указанных местах мероприятиях. Одним из них является парк «Крылья советов».
Таким образом, сведения о предстоящем, в специально отведенном месте мероприятии, не доведены до сведения организаторов других публичных мероприятий для определения очередности акций, в соответствии с правилом, установленным частью 1.2 статьи 8 Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях шествиях и пикетированиях»
Административный истец считает, что незаконными действиями Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, нарушены права на проведение публичного мероприятия, установленные ст.31 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Административный истец просит признать непредставление Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия – незаконным, признать уклонение Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от размещения на своем сайте, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информации о поданных организаторами уведомлениях о проведении публичных мероприятий в парке «Крылья Советов» 26 марта 2017 года – незаконным.
Административный истец и его представитель в судебном заседании административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика – ИК МО г.Казани в судебном заседании административный иск не признал.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 14 марта 2017 года в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани ФИО1 было подано уведомление о проведении 26 марта 2017 года с 11 до 16 часов публичного мероприятия (митинга) в г. Казани у памятника М.Вахитову, у театра Г.Камала, в парке «Крылья Советов».
Письмом от 16.03.2017г. исполнительный комитет г.Казани сообщил о рассмотрении поступившего уведомления, и не возможности проведения заявленного публичного мероприятия в виду ранее запланированных в указанных местах мероприятий.
Суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», 1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Поданное ФИО1 уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга соответствует действующему законодательству.
В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона, 1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
В возражение заявленного иска административным ответчиком представлено уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 26.03.2017г. с 09-00 до 18-00 на площади перед театром им.Г.Камала, в парке Крылья Советов, у памятника М.Вахитову, в парке им.Петрова, в сквере им.Тинчурина, поданное 13.03.2017г. заместителем Председателя Регионального Координационного совета сторонников партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ФИО10 На данное уведомление ИКМО г.Казани было сообщено о рассмотрении уведомления и назначении уполномоченного представителя ИКМО г.Казани.
Поскольку в указанные ФИО1 время и места проведения публичного мероприятия было ранее подано уведомление о проведении публичного мероприятия, Исполнительный комитет МО г.Казани, в силу п.2 ч.1 ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязан был довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. С учетом представленного письма от 16.03.2017г., административным ответчиком указанная нома закона была нарушена.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в уклонении от обоснованного предложения организатору публичного мероприятия ФИО1 об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» информация о поданном организаторами публичных мероприятий уведомлении о проведении публичных мероприятий в специально отведенном месте размещается на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в день получения уведомления с указанием даты, времени и места проведения публичных мероприятий.
В соответствии с п. 1.1 ст.8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пи¬кетированиях» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отве¬денные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной за¬полняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомле¬ние о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федера¬ции, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Согласно п.1 ст.4 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» единые специально отведенные или приспособленные для коллек¬тивного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (да¬лее - специально отведенные места) определяет орган, уполномоченный Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.06.2013 №436 «Об упол¬номоченном органе по проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» установлено, что Министерство юстиции Республики Татарстан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по проведению собра¬ний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан.
Приказом Министерства юстиции Республики Татарстан от 06.08.2013 №01-02/84 утвержден перечень е специальных мест на территории г.Казани:
Из представленной фотографии с официального сайта Мэрии г.Казани по состоянию на 19.03.2017г. усматривается, что график проведения мероприятий пуст.
С учетом вышеприведенных норм следует, что обязанность размещать уведомления о проведении публичных мероприятий на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" возложена на уполномоченный орган только в отношении публичных мероприятий, проведение которых планируется в специально отведенном месте.
Указанные ФИО2 в уведомлении места проведения публичного мероприятия по формулировке не соответствуют Приказу МЮ РТ от 06.08.2013 №01-02/84
С учетом изложенного, размещать информацию о проведении митинга 26.03.2017 в сети Ин¬тернет не требовалось, а потому административный иск в этой части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, выразившееся в уклонении от обоснованного предложения организатору публичного мероприятия ФИО1 об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: Зыбунова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2017г.
Судья: Зыбунова Е.В.