УИД05RS0018-01-2023-004313-10
Дело № 2а-3044/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г.Махачкалы Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Абдулгамидовой А.Ч.,
при секретаре Абдуллаевой Э.Б.,
с участием административного истца Алиева А.К., его представителя Желонкиной Л.П., заинтересованных лиц Акаева М.С., Акаева Р.М., Ибрагимова И.Ю., Исаева М.Б., Сайпулаева М.С., Солтанбекова Б.А., Хамаматова А.С., Чаптиева Б.С., Шенгереева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиева ФИО16 к Управлению Министерства юстиции РФ по РД об оспаривании решения государственного органа,
установил:
Алиев А.К. в интересах в интересах Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по РД об оспаривании решения государственного органа.
Согласно доводам иска, следует, что уполномоченными представителями Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала четыре раза в Управление Министерства юстиции РФ по РД подавались документы для государственной регистрации религиозной организации. Все четыре раза отказы в государственной регистрации были различны. При всех повторных подачах документов на государственную регистрацию религиозной организации были указаны основания, которые не были указаны в предыдущих отказах. Те нарушения которые были вынесены в указанных отказах при предыдущих отказах, не указывались, при этом пакет документов был аналогичным за исключением тех замечаний, которые были указаны в отказах. Каждый раз при повторной подаче документов направлялось письмо на имя руководителя Управления Министерства юстиции РФ по РД с просьбой о контроле процесса рассмотрения поданных документов на регистрацию местной религиозной организации с целью указания всех нарушений, которые имеются в представленных для государственной регистрации документов. Однако данные обращения рассматривались и давались исключительно формальные ответы. С позиций административного ответчика не согласны. Просят суд признать незаконным решение Управления Министерства юстиции РФ по РД №05\03-1888 от 10.05.2023 года об отказе в государственной регистрации Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала, обязать Управление Министерства юстиции РФ по РД устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, обязать осуществить государственную регистрацию Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала одним из учредителей которых является истец Алиев ФИО17.
В судебном заседании истец Алиев А.К., его представитель Желонкина Л.П., требования иска поддержали по основания указанным в нем, в частности Желонкина Л.П. уточнила требования иска по доводам указанным в отзыве на возражение Управление Министерства юстиции РФ по РД от 02.08.2023 года, и пояснила, что ответчик повторно 01.08.2023 года отказал в государственной регистрации религиозной организации но новым основаниям, которые не были ранее указаны, продолжая нарушать права заявителей. Аналогичные религиозные организации в других регионах без каких-либо проблем проходят государственную регистрацию.
Заинтересованные лица Акаев М.С., Акаев Р.М., Ибрагимов И.Ю., Исаев М.Б., Сайпулаев М.С., Солтанбеков Б.А., Хамаматов А.С., Чаптиев Б.С., Шенгереев Р.М., в суде требования иска поддержали, просили его удовлетворить.
Ответчик Управление Минюста России по РД, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, уважительных причин неявки в суд.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, согласно ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, так как их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом.
От ответчика Управления Минюста России по РД поступили письменные возражения на иск, согласно которым требования иска не признают, просят в иске отказать, так как доводы отказов законны и обоснованы.
Выслушав истца, его представителя, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.(ч.2 ст.11 Федерального закона №125-ФЗ)
Согласно п.5 ст.11 Федерального закона №124-ФЗ, для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации: заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для участников и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона №125-ФЗ, религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:
цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации - со ссылкой на конкретные статьи законов;
создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны; в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.
Согласно оспариваемому уведомлению Управления Минюста РФ по РД от 10.05.2023 года за №05\03-1888, об отказе в государственной регистрации Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкалы, следует, что на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 26.09.1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в государственной регистрации юридического лица при создании Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкалы документы на которую представлены 13.04.2023 года отказано по следующим основаниям.
Пункт 4 заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме №Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14\617содержит следующий адрес юридического лица: РД <адрес><адрес><адрес>. в то время как гарантийным письмом от 02.40.2023 года представленном собственником помещения указан адрес: РД, <адрес> таким образом адрес, указанный в Заявлении и адрес указанный в гарантийном письме не совпадает.
Вместе с тем, согласно представленным документам, подтверждающим местонахождение Организации, объект недвижимости по вышеуказанному адресу имеет назначение «жилой дом». При этом государственная регистрация по адресу жилого объекта недвижимости возможно только в тех случаях когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя(участника) или лица, имеющего право действовать от имени религиозной организации без доверенности(постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 03.07.2013 №61).
Согласно представленным Организацией документам, Исаева У.А. не является учредителем или лицом, имеющим право действовать от имени Организации без доверенности.
В соответствие со статьей 671 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом жилое помещение может быть предоставлено во владение и(или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жило помещение только для проживания граждан.
Таким образом, использование вышеуказанных помещений для цели, предусмотренной Уставом организации, является нарушением статьи 671 ГК РФ.
Согласно пункту 1.5 Устава в гражданско-правовых отношениях Организация осуществляет свою деятельность и на основе нормативных актов органов местного самоуправления, что нарушает требования пункта «о» статьи 71 Конституции РФ и пункта 1 статьи 3 ГК РФ согласно которым гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ.
Пунктом 1.5 Устава предусмотрено, что организация осуществляет свою деятельность на основе внутренних установлений, не противоречащих закону. В то время как статья 15 Закона о свободе совести предусматривает, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.
Исследовав материалы дела, и нормы закона, следует, что оспариваемый отказ в регистрации №05/03-1888 от 10.05.2023г. Управления Минюста РФ по РД не соответствует требования закона и подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.
В уведомлении об отказе в регистрации №05/03-1888 от 10.05.2023г. Управления Минюста России по РД, одним из оснований отказа в государственной регистрации указано, о несоответствии указанным в заявлении и другим документам номеру дома по адресу: <адрес>.
При этом, в документах, представленных для государственной регистрации Религиозной организации, была представлена копия решения Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 3594 от 08.09.2022г. о присвоении адреса объекту недвижимости.
В гарантийном письме был указан старый адрес двлд. 41, в остальных документах (заявлении о государственной регистрации, протоколе, свидетельстве о праве собственности, решении Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы № 3594 от 08.09.2022г. о присвоении адреса объекту недвижимости) указан 25 дом.
Между тем, регистрирующий орган имел возможность запросить информацию у заявителя об уточнении, либо в порядке межведомственного взаимодействия и установить тождественность указанных адресов, что ответчиком сделано не было.
Согласно п. 15 Методических рекомендациях по применению органами юстиции некоторых положений федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997г. № 125-ФЗ в части регистрации и перерегистрации религиозных организаций Министерства юстиции РФ от 27.12.1999г. № 10766-СЮ указано, что в соответствии с п. 5 ст.11 Федерального закона для государственной регистрации местной религиозной организации в регистрирующий орган представляется документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой организации.
Согласно п. 3 ст. 288 части первой и п. 2 ст. 671 части второй Гражданского кодекса РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В этой связи жилое помещение не может быть использовано для размещения офисов религиозных организаций, образовательных, издательских, производственных и иных целей.
В то же время в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона в жилых помещениях могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии, что является основной целью и формой уставной деятельности местных религиозных организаций. В этой связи жилое помещение, предоставляемое религиозной организации ее участниками для реализации данных целей, может являться местом нахождения местной религиозной организации, что не противоречит указанной норме Гражданского кодекса РФ, поскольку не связано с размещением в нем органов управления, иных служб и производств.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
При подаче документов для государственной регистрации Религиозной организации, данные в заявлении о местонахождении Религиозной организации номер (наименование) дома было указано в точном соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС), именно был указано двлд. 41, как указано в выписки из ФИАС.
Отказ на данном основании Административным органом был незаконен, поскольку не соответствовал требованию Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Между тем, в материалах дела, имеется гарантийное письмо от Исаевой ФИО18, согласно которого она являясь собственником помещения по адресу: <адрес>, предоставляет указанное помещение в качестве места нахождения Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала.
Согласно протокола Учредительного собрания Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкалы от 02.04.2023 года, следует, что утвержден адрес организации <адрес>, ранее адрес являлся <адрес>, согласие собственника имеется.
Согласно п.7 протокола собрания, Алиев ФИО19 уполномочен на совершение действий связанных с государственной регистрацией организации и уплаты государственной пошлины при создании юридического лица.
Доводы отказа в уведомлении об отказе в регистрации №05/03-1888 от 10.05.2023г. по которому указано, что согласно пункту 1.5 Устава в гражданско-правовых отношениях Организация осуществляет свою деятельность и на основе нормативных актов органов местного самоуправления, нарушает требования пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 ГК РФ, согласно которым гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации., также необоснованные.
Данное основание для отказа в государственной регистрации Религиозной Организации не соответствует действующем законодательству РФ, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статья 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. №125-ФЗ предусматривает, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.
Данное основание для отказа в государственной регистрации Религиозной Организации не соответствует Уставу Религиозной Организации, поскольку во втором абзаце пункта 1.5 Устава Религиозной Организации указано: «В религиозной деятельности Организация руководствуется своими внутренними установлениями, не противоречащими действующему законодательству».
Из материалов дела, следует, что для государственной регистрации религиозной организации 12.04.2023 года были сданы все необходимые надлежащие и достаточные документы, установленные законом, что подтверждается распиской о получении документов.
При этом ответчик злоупотребляя своими правами, на протяжении длительного времени не рассматривает по существу вопрос о регистрации религиозной организации, формально приводя в обоснование своих отказов новые основания.
Об этом свидетельствуют представленные уведомления об отказе от 03.06.2022 г., 25.10.2022 года, 08.02.2023 года.
При этом ни одного из оснований для отказа в государственной регистрации, приведенных в ст.12 Федерального закона №125-ФЗ, в оспариваемом уведомлении об отказе не приведено.
Между тем, в соответствии с Федеральным Законом от 19.07.2018 №204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установлен дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг» установлен запрете на повторный отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе.
При этом сведений о нарушающих закон вероучениях, документы истца не содержат, имеется подтверждение Духовного управления мусульман РФ о том, что Местная религиозная организация мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкалы входит в структуру ДУМ РФ, осуществляет свою деятельность в составе и под каноническим управлением ДУМ РФ.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Суд в качестве способа восстановления нарушенного права истца полагает необходимым возложить обязанность на Управление Министерства юстиции РФ по РД рассмотреть заявление Алиева А.К. от 13.04.2023 года(расписка о сдаче документов от 12.04.2023г) о государственной регистрации Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского, так как ответчик является уполномоченным специализированным органом, в чьи обязанности входит государственная регистрация религиозных организаций, который и должен ее осуществить.
руководствуясь ст.ст.175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Алиева ФИО20 в интересах Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала -удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления Минюста Российской Федерации по Республике Дагестан за №05\03-1888 от 10.05.2023 года об отказе в государственной регистрации Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского пгт.Семендер г.Махачкала.
Обязать Управление Минюста Российской Федерации по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца, рассмотреть заявление Алиева ФИО21 от 13.04.2023 года о государственной регистрации Местной религиозной организации мусульман имени шейха Султан-Мута Тарковского, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальных требований иска-отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Кировский районный суд г.Махачкалы.
Мотивированное решение составлено 14.08.2023 года.
Судья А.Ч.Абдулгамидова