ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3045/20 от 10.02.2021 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2021 года г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего судьи Илларионовой А.А.,

при секретаре Дзядевич И.О.,

с участием административного истца Дондуковского М.В., представителя административного ответчика УФСБ России по Омской области по доверенности Сафроновой Е.В., участвовавшей в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-310/2021 по административному исковому заявлению Дондуковского М.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Дондуковский М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений, административный истец указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ посредством электронной почты он обратился в УФСБ России по Омской области с просьбой проверить сведения о месте рождения Алексеева М.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, архивное личное дело которого хранится в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, и, если местом рождения окажется указанный им населенный пункт, предоставить ему архивную справку в отношении Алексеева В. В.

В ответе Управления от ДД.ММ.ГГГГ сообщалось, что в Управлении на хранении имеется архивное личное дело Алексеева В.В., но данных о месте рождения в нем нет.

ДД.ММ.ГГГГ он направил новое обращение в Управление, запросив копии тех архивных документов из личного дела Алексеева В.В., которые созданы ранее ДД.ММ.ГГГГ, и приложив к обращению копии страниц своего паспорта в соответствии с требованием п. 16 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденного приказом ФСБ России от 15.08.2013 №459 (далее — Административный регламент).

ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ Управления от ДД.ММ.ГГГГ в котором необходимым условием выполнения его запроса указано приложение дополнительных документов (а именно копий документов, подтверждающих родственную связь с Алексеевым В.В.). Это требование явным образом ограничивает его доступ к архивным документам.

Основания для ограничения доступа к архивным документам изложены в ст. 25 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Так, доступ ограничивается к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну (ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 125-ФЗ). Однако из ответов Управления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что архивное личное дело Алексеева В.В. не содержит государственную тайну: если бы оно содержало гостайну, доступ к нему был бы закрыт независимо от подтверждения родственных отношений с Алексеевым В.В.

Оправдывая требование от заявителя дополнительных документов, Управление в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ссылается на п. 16 и 22 Административного регламента, в которых содержится выражение «персональные данные о третьих лицах». Согласно ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных. Между тем ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» прямо указывает, что действие Федерального закона № 152-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Защита личной и семейной тайны, гарантируемая федеральным архивным законодательством, также не может служить оправданием ограничения на доступ, поскольку запрошены копии только тех документов, в отношении которых истек ограничительный 75-летний срок, установленный ч. 3 ст. 25 Федерального закона №125-ФЗ.

В рассматриваемом случае Федеральный закон №125-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений на доступ к архивным документам, тогда как право на доступ (в том числе посредством получения копий архивных документов), напротив, гарантировано ч. 1 и 1.1 ст. 24 данного федерального закона и реализация этого правасоответствует п. 5.7 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденных приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, и не противоречит ст. 7.

Таким образом, требование от него в рамках исполнения запроса на предоставление копий архивных документов каких бы то ни было дополнительных документов, нарушает его право на свободный доступ к архивным документам, гарантированное ч.1 и 1.1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

На основании изложенного, просит суд признать незаконным требование УФСБ России по Омской области о предоставлении дополнительных документов — в части, касающейся получения им копий архивных документов, не содержащих государственную тайну и созданных ранее ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика в полном объеме устранить допущенное нарушение его прав путем предоставления ему копий тех архивных документов из личного дела Алексеева В.В., которые не содержат государственную тайну и со дня создания которых прошло более 75 лет, без требования от него дополнительных документов, перечисленных в ответе УФСБ России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Дондуковский М.В. административные требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Представил суду письменные пояснения на возражения административного ответчика.

Представителя административного ответчика УФСБ России по Омской области по доверенности Сафронова Е.В., участвовавшая в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, возражала против удовлетворения административных требований Дондуковского М.В., представила письменные возражения на его требования из которых следует, что обращение Дондуковского М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) с требованием предоставить архивную справку с основными биографическими данными (место и дата рождения, социальное происхождение, образование, семейное положение, состав семьи, прочие анкетные сведения, а также сведения о прохождении службы в органах безопасности) из личного дела Алексеева М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, рассмотрено уполномоченными должностными лицами УФСБ России по Омской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в рамках компетенции по организации доступа к архивным документам. Дондуковский М.В., обращаясь за получением архивной справки и копий архивных документов, не имел цели, связанной с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получением льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве таковой Истец указал «изучение семейной истории», при этом приложить какие-либо документы, свидетельствующие о родстве с Алексеевым В.В., отказался.

Указание Административного истца на то, что из ответов Управления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что архивное уголовное дело Алексеева В.В. не содержит государственную тайну, не соответствуют действительности. Сведения, содержащиеся секретном архивном фонде, сформированном из личных дел бывших сотрудников органов безопасности, составляют государственную тайну в соответствии с пунктом 85 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203. Архивное личное дело Алексеева В.В. на предмет рассекречивания в установленном законом порядке не рассматривалось.

В период рассмотрения обращения Дондуковского М.В. действовал Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденный приказом ФСБ России от 28.08.2013 № 459 (далее - Административный регламент). В соответствии с пунктом 16 Административного регламента при направлении запроса к нему физическими лицами прилагаются копии документов, удостоверяющих личность, а также подтверждающие полномочия заявителя.

На основании изложенных нормативных правовых предписаний, Административному истцу был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщено, что в УФСБ России по Омской области на хранении имеется архивное личное дело бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева В.В. Сведений о дате и месте рождения Алексеева В.В. в деле не имеется. В соответствии с пунктом 16 Административного регламента заявителю было предложено представить документы, подтверждающие личность и родственную связь с Алексеевым В.В., либо копии документов, подтверждающих родственную связь иных родственников, а также соответствующим образом оформленную доверенность.

В своем обращении от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Дондуковский М.В. просил предоставить копии архивных документов из личного дела бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., созданных ранее ДД.ММ.ГГГГ, приложив копию паспорта.

В ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Управление сообщило заявителю, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» сведения о военнослужащих, федеральных государственных служащих, работниках органов федеральной службы безопасности, лицах, уволенных из органов федеральной безопасности, могут передаваться органами федеральной службы безопасности гражданам только в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона об архивном деле государственные органы при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ. Согласно пункту 22 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя, истребующего сведения, содержащие персональные данные о третьих лицах, документов, подтверждающих его полномочия, а также если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Повторно предложено Дондуковскому М.В. приложить к запросу документы, подтверждающие родственную связь с Алексеевым В.В.

Таким образом, в ответе на обращения Дондуковского М.В. Управление разъяснило законодательно установленный порядок доступа к архивным материалам личных дел сотрудников органов безопасности.

Права на доступ Дондуковского М.В. к архивным документам нарушены не были, поскольку в отношении Административного Истца не было принято решение об отказе в доступе, при этом истец не подтвердил полномочия пользователя архивными документами. На обращения, направленные в форме электронного документа, ему были даны ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все поступавшие обращения Дондуковского М.В. рассмотрены в Управлении в установленном законом порядке, уполномоченными на то должностными лицами. На них в рамках компетенции даны исчерпывающие разъяснения и предоставлена информация, право на доступ к которой имелось у заявителя. Законные основания для предоставления архивной справки по делу Алексеева В.В. и копий архивных документов, при ответе на обращения Дондуковского М.В. у Управления отсутствовали. В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 18.02.2010 № 3-П и от 16.06.2015 №15-П, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации, сопряженные с нарушением прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав из законных интересов других лиц. Копии архивных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, могут быть предоставлены для ознакомления и копирования только при рассмотрении в установленном порядке вопроса об их рассекречивании и снятия ограничений на ознакомление с ними.

Дополнительно в судебном заседании пояснила, что в соответствии с пунктом 13 Устава УФСБ России по Омской области, утвержденным приказом ФСБ России от 19.11.2013 № 695, при реализации основных направлений (видов) деятельности, возложенных на органы федеральной службы безопасности, Управление, подразделением которого является оперативный архив, осуществляет следующие обязанности, в том числе хранение и использование оперативных, следственных и других материалов, экспертизу ценности и рассекречивание архивных документов, иные работы в области архивного дела, прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, отнесенным к компетенции органов безопасности. В рамках указанных полномочий Управление предоставляет государственную услугу по организации исполнения запросов по архивным документам. Таким образом, рассмотрение обращений Дондуковского М.В. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) осуществлялось уполномоченным органом государственной власти в рамках его компетенции. При этом в соответствии с Законом об архивном деле архивные документы, хранящиеся в Управлении, являются ведомственным архивом.

Дондуковский М.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении архивной справки с основными биографическими данными из архивного уголовного дела сотрудника органов госбезопасности Алексеева В.В. Выдача архивных справок предусмотрена частью 3 статьи 26 Закона об архивном деле, связана с вопросами социальной защиты и осуществляется при оказании государственной услуги, которая регламентирована была на момент обращения истца Административным регламентом, утвержденным приказом от 28.08.2013 № 359. В своем ответе Управление просило в соответствии с пунктом 16 Административного регламента приложить копии документов, удостоверяющих личность, а также подтверждающие полномочия заявителя. Таким образом, заявителю было дано разъяснение по порядку выдачи архивной справки.

Второй раз Дондуковский М.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением уже о предоставлении копий архивных документов из личного дела Алексеева В.В. Полномочия пользователя архивными документами не подтвердил, ссылаясь на часть 3 статьи 25 Закона об архивном деле. Указанный запрос по его смыслу не был связан с оказанием государственной услуги, поскольку истцом не называлась цель получения копий архивных документов.

В установленный законом срок Дондуковскому М.В. повторно разъяснен порядок получения архивных справок и копий архивных документов. Указано, что в соответствии с пунктом 22 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя, истребующего сведения, содержащие персональные данные третьих лиц, документов, подтверждающих его полномочия, а также если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Статья 25 Закона об архивном деле содержит основания для ограничения на доступ к архивным документам. В соответствии с частью 1 данной статьи доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности. Таким образом, законодательством РФ предусмотрен порядок доступа пользователей архивными документами на законных основаниях. Установленное частью 3 статьи 25 Закона об архивном деле ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливаемое на срок 75 лет со дня создания указанных документов, является специальной нормой.

Специальная норма не касается случаев, когда указанные выше документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, относятся к иным сведениям, доступ к которым может быть предоставлен в особом разрешительномпорядке.

Право граждан на получение копий архивных документов закреплено частью3 статьи 11 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» дляреабилитированных лиц, а с их согласия или в случае их смерти - родственников, атакже частью 3 статьи 26 Закона об архивном деле в случае, если их предоставлениесвязано с получением льгот и компенсаций в порядке, установленном законодательством РФ. Никаких иных оснований для предоставления копий архивных документов по запросам граждан законодательством РФ не предусмотрено.

Повторно сообщает, что сведения, содержащиеся в секретном архивном фонде, сформированном из личных дел бывших сотрудников органов безопасности, составляют государственную тайну в соответствии с пунктом 85 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203. Архивное личное дело Алексеева В.В. на предмет рассекречивания в установленном законом порядке не рассматривалось.

Выслушав объяснения административного истца Дондуковского М.В., представителя административного ответчика УФСБ России по Омской области по доверенности Сафроновой Е.В., участвовавшей в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации и требованиям части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная защита прав возможна только в случае реального нарушения прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

В соответствии с п.1 ст.23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст.24 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что реализация права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации) возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации; право на свободу информации может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, которые предопределяются требованиями статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве в целях защиты прав, гарантированных статьями 23 и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановление от 31 марта 2011 года № 3-П и Определение от 24 декабря 2013 года № 2128-О).

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Таким образом, реализация права на доступ к информации возможна только на законном основании без нарушения прав и законных интересов других лиц; каждый гражданин имеет закрепленное в Конституции Российской Федерации и целом ряде законодательных актов РФ право на получение информации (доступ к информации), реализация которого возможна только на законном основании, т.е. в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При этом вопросы доступа к информации определенного вида (категории) могут быть регламентированы различными нормативными актами.

Предусматривая право граждан и организаций осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ определяет, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы.

При этом согласно пункту 19 статьи 3 этого же закона пользователь архивными документами - государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

Согласно части 1.1 ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ доступ к архивным документам обеспечивается, в том числе: путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа; путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов; путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования.

Статья 25 Закона об архивном деле содержит основания для ограничения на доступ к архивным документам. В соответствии с частью 1 данной статьи доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

На основании части 3 статьи 26 Закона об архивном деле государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные правоотношения урегулированы также Законом Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1«О реабилитации жертв политических репрессий» (с учетом изменений) и Положением о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, утвержденном приказом Минкультуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 25.07.2006 №377/№584/№352.

Согласно ст. 11 Закона о реабилитации жертв политических репрессий реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Реабилитированные лица и их наследники имеют право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов.

Приказом Минкультуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 25.07.2006 №377/№584/№352, в целях обеспечения условий, необходимых для ознакомления с материалами прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел, хранящихся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, утверждено Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел.

Согласно п.6 указанного выше Положения, право доступа к материалам соответствующих прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел имеют, в том числе, родственники реабилитированных лиц - на основании соответствующего заявления, письменного согласия реабилитированного лица на ознакомление с материалами дела либо документа, подтверждающего факт смерти реабилитированного лица, и при предъявлении документов, удостоверяющих личность и подтверждающих родство.

Пунктом 7 Положения установлено, что право на доступ к материалам прекращенных уголовных и административных дел, а также фильтрационно-проверочных дел означает предоставление возможности пользователю, с учетом требований пункта 6 настоящего Положения, знакомиться с находящимися в делах документами, получать их копии и использовать полученную при ознакомлении информацию с учетом требований пункта 17 настоящего Положения.

Реабилитированным лицам и лицам, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, а также их наследникам предоставляется право получать сохранившиеся в делах подлинники рукописей, фотографии и другие личные документы.

Никаких иных оснований и предписаний о предоставлении доступа к материалам архивных дел всем гражданам, обратившимся с заявлением о доступе к ним, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 03.04.1995 №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» доступ к информации о деятельности органов федеральной службы безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и актами Президента Российской Федерации.

Физические лица допускаются к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Физическим лицам может быть отказано в доступе к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, либо по соображениям собственной безопасности органов федеральной службы безопасности.

Федеральной службой безопасности Российской Федерации приказом от 28.08.2013 № 459 утвержден «Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов», действующий на момент возникших правоотношений до 19.12.2020 года.

Данный Административный регламент определяет стандарт предоставления в органах Федеральной службы безопасности государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, состав, последовательность, сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, формы контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов безопасности, а также их должностных лиц.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Административного регламента заявителями являются физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, обращающиеся к архивным документам для получения и использования необходимой информации

Предоставление государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляют УРАФ ФСБ России, ЦА ФСБ России, ЦПА ФСБ России, территориальные органы безопасности и архивы территориальных органов безопасности (пункты 8,9 Административного регламента).

Как указано в п. 12 Административного регламента срок рассмотрения запроса не должен превышать 30 календарных дней с даты его регистрации в органе безопасности.

Согласно п. 15 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявители представляют (направляют) запрос, в котором указываются: наименование органа безопасности или архивного подразделения, в который (которое) обращается заявитель; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, сведения о почтовом адресе заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым заявителю должен быть направлен ответ или уведомление о направлении запроса в другую организацию по принадлежности; суть запроса; подпись и дата.

В соответствии с пунктами 16,17 Административного регламента при представлении (направлении) запроса к нему прилагаются: физическими лицами - копии документов, удостоверяющих личность заявителя. Для истребования сведений, содержащих персональные данные о третьих лицах, дополнительно представляются документы, подтверждающие полномочия заявителя, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Заявитель по своему усмотрению вправе приложить к запросу иные документы и материалы или их копии.

Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе, отсутствие в запросе необходимых сведений для его исполнения; отсутствие у заявителя, истребующего сведения, содержащие персональные данные о третьих лицах документов, подтверждающих его полномочия; если ответ по существу поставленного в нем вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Дондуковский М.В. обратился в УФСБ России по Омской области с просьбой проверить точное место рождения Алексеева В.В. и если им окажется <адрес> (впоследствии <адрес>), просил предоставить ему архивную справку с основными биографическими данными (место и дата рождения, социальное происхождение, образование, семейное положение и состав семьи, прочие анкетные сведения, а также сведения о прохождении службы в органах безопасности.

При этом Дондуковский М.В. указал, что справку запрашивает в связи с изучением семейной истории.

Обращение Дондуковского М.В. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ Дондуковскому М.В. направлен ответ за подписью начальника подразделения УФСБ России по Омской области Архипова С.Б., в котором указано на то, что в УФСБ России по Омской области на хранении имеется архивное личное дело бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева В.В. Сведения о дате и месте рождения Алексеева в деле не имеется. Также разъяснено, со ссылкой на пункт 16 Административного регламента ФСБ России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов, утвержденного приказом ФСБ России от 28.08.2013 № 459, о необходимости при направлении запроса для получения интересующих его сведений приложить к запросу документы, указанные в пункте 16 Административного регламента (копии документов, подтверждающих родственную связь Дондуковского М.В. с Алексеевым В.В., либо копии документов, подтверждающих родственную связь иных родственников Алексеева В.В., а также соответствующим образом оформленную ими доверенность, дающую право Дондуковскому М.В. запрашивать и получать в архивах органов безопасности РФ необходимые сведения).

ДД.ММ.ГГГГ Дондуковский М.В. вновь обратился в УФСБ России по Омской области с заявлением в котором просил представить копии архивных документов из личного дела бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, созданных ранее ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению Дондуковский М.В. приложил копию страниц своего паспорта.

Данное обращение Дондуковского М.В. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ Дондуковскому М.В. направлен ответ за подписью начальника подразделения УФСБ России по Омской области Архипова С.Б., в котором со ссылкой на статью 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», часть 3 статьи 26 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ», пункты 16 и 22 Административного регламента, повторно сообщается, что для получения интересующих его сведений необходимо приложить к запросу документы, указанные в пункте 16 Административного регламента (копии документов, подтверждающих родственную связь Дондуковского М.В. с Алексеевым В.В., либо копии документов, подтверждающих родственную связь иных родственников Алексеева В.В., а также соответствующим образом оформленную ими доверенность, дающую право Дондуковскому М.В. запрашивать и получать в архивах органов безопасности РФ необходимые сведения).

Дондуковский М.В., обращаясь за получением архивной справки и копий архивных документов, не имел цели, связанной с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получением льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве таковой административный истец указал «изучение семейной истории», при этом не приложил какие-либо документы, свидетельствующие о родстве с Алексеевым В.В.

Указание административного истца на то, что из ответов Управления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видно, что архивное уголовное дело Алексеева В.В. не содержит государственную тайну, не соответствуют действительности.

Сведения, содержащиеся секретном архивном фонде, сформированном из личных дел бывших сотрудников органов безопасности, составляют государственную тайну в соответствии с пунктом 85 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Согласно архивной справке Управления ФСБ России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленной суду, дело бывшего сотрудника органов безопасности Алексеева В.В. входит в состав секретного архивного фонда. Вопрос о рассекречивании материалов дела не рассматривался.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №59-ФЗ от 2 мая 2005 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно положениям статьи 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно части 1 статьи 10 Закона №59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, в ответах на обращения Дондуковского М.В., направленных заявителю в установленный законом и Административным регламентом срок, Управление ФСБ России по Омской области разъяснило законодательно установленный порядок доступа к архивным материалам личных дел сотрудников органов безопасности.

Права на доступ Дондуковского М.В. к архивным документам нарушены не были, поскольку в отношении Административного истца не было принято решение об отказе в доступе, при этом административный истец не подтвердил полномочия пользователя архивными документами.

Все поступившие обращения Дондуковского М.В. рассмотрены Управлением ФСБ России по Омской области в установленном законом порядке, уполномоченными на то должностными лицами. На обращения ему были даны ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оснований для признания действий УФСБ России по Омской области незаконными не имеется.

При этом решение о признании действий (бездействий) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, что следует из императивного предписания процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда в ходе рассмотрения административного иска отсутствуют основания для восстановления нарушенного права, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании решения, действии (бездействия) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что каких-либо незаконных действий, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца со стороны Управления ФСБ России по Омской области, не допущено. Обращения рассмотрены уполномоченными должностными лицами, в установленном законом порядке, на обращения даны соответствующие письменные ответы со ссылкой на нормы действующего законодательства и Административного регламента. Несогласие с содержанием ответов не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов проверки, проведенной в военной прокуратуре Омского гарнизона по обращению Дондуковского М.В., обсуловленному несогласием с результатами рассмотрения должностными лицами Управления ФСБ России по Омской области его обращений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, определением заместителя военного прокурора Омского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ, в отношении начальника отдела регистрации и архивных фондов Управления полковника Архипова С.Б. отказано.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Дондуковского М.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявленных административных требований Дондуковского М.В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 19.02.2021

Судья: