ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3045/201916ОК от 16.10.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2а-3045/2019 16 октября 2019 г.

49RS0001-01-2019-004242-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

прокурора Андрющенко И.И.,

представителя административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области – Толстовой Л.И.,

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 16 октября 2019 г. административное дело по административному исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Магаданской области в защиту прав Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании решения об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленного письмом от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор Магаданской области обратился в Магаданский городской суд в защиту прав Российской Федерации с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании решения об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленного письмом от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795, незаконным.

В обоснование административного иска указано, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности действий ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области при принятии решения об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, в ходе которой установлено, что в производстве ГД Отд МВД России по Ольскому району находится уголовное дело , возбужденное 21 августа 2017г. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 Уголовного кодекса РФ. 26 июня 2018 г. дознавателем ГД Отд МВД России по Ольскому району вынесено постановление о возбуждении перед судом ходатайства об уничтожении вещественных доказательств по уголовному делу: 339,45 кг икры лососевых видов рыб (кеты).

Постановлением Ольского районного суда от 26 июня 2018 г., вступившим в законную силу 07 июля 2018 г., ГД Отд МВД России по Ольскому району разрешено уничтожение вещественных доказательств по уголовному делу , а именно 339,45 кг соленой икры лососевых видов рыб (кеты) в двенадцати пластиковых кубоконтейнерах, находящихся на ответственном хранении в ООО <данные изъяты>.

На основании вышеуказанного судебного акта 05 июля 2019г. дознавателем ГД Отд МВД России по Ольскому району вынесено постановление об уничтожении вещественных доказательств с одновременным направлением в ТУ Росимущества в Магаданской области уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, по которому ТУ Росимущества по Магаданской области 17 июля 2019 г. принято решение об отказе в принятии к исполнению данного уведомления за № АЯ-05/1795.

В отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленном письмом ТУ Росимущества в Магаданской области от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795, указано, что постановление дознавателя ГД Отд МВД России по Ольскому району не является основанием для передачи Территориальному управлению вещественных доказательств для их последующего уничтожения.

В обоснование своей позиции ТУ Росимущества в Магаданской области ссылается на нормы, установленные пунктами 7, 8 и 9 Правил реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007г. № 367 «О мерах по реализации статьи 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которым требования данных Правил, устанавливающих порядок их передачи уполномоченными органами в Российский фонд федерального имущества для реализации или уничтожения, не применяются в случае, если не установлено лицо (лица), незаконно добывшее (выловившее) водные биоресурсы.

Между тем, полагает, что данная позиция ТУ Росимущества в Магаданской области противоречит нормам действующего законодательства, регулирующих данную сферу правоотношений, по следующим основаниям.

К полномочиям ТУ Росимущества в Магаданской области отнесена организация в установленном порядке уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно: скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды (за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

В рамках расследования уголовного постановлением дознавателя ГД Отд МВД России по Ольскому району ФИО8 от 28 сентября 2017г. изъятая рыбная продукция, а именно 339,45 кг (брутто) лососевой соленой икры кеты, признана и приобщена к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства и сдана на ответственное хранение в ООО <данные изъяты>.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством, установлен специальный порядок уничтожения вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, хранение которых затруднено или издержки, по обеспечению специальных условий хранения которых, соизмеримы с их стоимостью.

Основанием для уничтожения вещественных доказательств в виде скоропортящихся товаров и продукции, хранение которых затруднено или издержки, по обеспечению специальных условий хранения которых, соизмеримы с их стоимостью уничтожения, в случае отсутствия собственника, является решение суда.

В обоснование принятого решения об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленного письмом от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795, ТУ Росимущества в Магаданской области указало, что в соответствии с пунктом 18 Положения его действие не распространяется на вещественные доказательства, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения, определяемые нормативными правовыми актами российской Федерации.

Между тем, ТУ Росимущества в Магаданской области при принятии вышеуказанного решения не учтено, что действие указанных правил не распространяются на предметы, признанные в установленном действующим законодательством порядке вещественными доказательствами по уголовному делу, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти установлен специальный порядок.

Учитывая тот факт, что уведомление о наличии и местонахождении вещественных доказательств, подлежащих передаче ТУ Росимуществу в Магаданской области, составлено уполномоченным лицом - дознавателем ГД ОМВД России по Ольскому району ФИО9, в производстве которого находится уголовное дело , к нему приложены копии постановлений о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств и решения суда о передаче для реализации или уничтожения вещественных доказательств, у ТУ Росимущества в Магаданской области отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств.

Исходя из вышеизложенного, решение об отказе ТУ Росимущества в Магаданской области в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, противоречит требованиям ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ и принятому в ее развитие Положению и нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку влечет накопление и длительное хранение вещественных доказательств в значительном объеме и, соответственно, приводит к существенному увеличению затрат на выплату процессуальных издержек, которое подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.

Представитель заинтересованного лица Отд МВД РФ по Ольскому району не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Участвующий в судебном заседании прокурор административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям изложенным в возражении на административное исковое заявление, указала, что Правилами реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007г. установлен порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру, согласно которому водные биоресурсы не передаются в территориальные органы Росимущества, если не установлено лицо незаконно добывшее (выловившее) эти водные биоресурсы. Таким образом Отд МВД России по Ольскому району, являясь уполномоченным органом, самостоятельно распоряжается незаконно добытыми водными биоресурсами, если не установлено лицо их добывшее. Кроме того в постановлении Ольского районного суда от 26 июня 2016 г. указано, что именно Отд МВД России по Ольскому району разрешено уничтожении вещественного доказательства – икры, а не ТУ Росимущества в Магаданской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом в силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы: которые служили орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления или сохранили на себе следы преступления; на которые были направлены преступные действия; деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления; иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Предметы, указанные в части первой настоящей статьи, осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление. Порядок хранения вещественных доказательств устанавливается настоящей статьей и статьей 82 настоящего Кодекса.

Как установлено ч. 1 ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

При этом в соответствии с п.п. в п. 2 ч. 2 ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ вещественные доказательства в виде скоропортящихся товаров и продукции, а также подвергающегося быстрому моральному старению имущества, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью с согласия владельца либо по решению суда уничтожаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если такие скоропортящиеся товары и продукция пришли в негодность. В этом случае составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса.

В силу ч. 4.1 ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1, подпунктами "б" и "в" пункта 2 и пунктами 3 и 6 - 8 части второй настоящей статьи, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства расследования соответствующее ходатайство, если владелец не дал согласие на реализацию, утилизацию или уничтожение имущества.

Как установлено п. 10.1 ч. 2 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения: о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3 и 6 - 8, подпункте "г" пункта 9 части второй статьи 82 настоящего Кодекса.

Статьей 165 Уголовно-процессуального кодекса РФ установлен судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия, касающегося уничтожения вещественных доказательств.

Так в случае, предусмотренных пунктами 4 - 9, 10.1, 11 &#0;&#0;12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Постановление Правительства РФ от 23 августа 2012г. № 848 « О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» утвержден Положение о реализации или уничтожении предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (далее Положение).

Указанным Постановлением установлено, что федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы): организует уничтожение предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, а также являющихся вещественными доказательствами, уничтожение которых предусмотрено пунктами 6 и 8 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанное Положение устанавливает порядок реализации уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.

Основаниями для передачи предметов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 настоящего Положения (далее - вещественные доказательства), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (его территориальному органу) с целью реализации или уничтожения являются решение должностного лица органа, принявшего решение об изъятии вещественных доказательств в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, или органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело (далее - уполномоченные органы), - в случае согласия их владельца либо решение суда, принятое в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, - в случае несогласия владельца или в случае, если владелец не установлен или его местонахождение не удалось установить( п. 2 Положения).

Вещественные доказательства в виде скоропортящихся товаров и продукции, пришедшие в негодность (в том числе за время их реализации), а также предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды, и иные вещественные доказательства, уничтожение которых предусмотрено пунктами 6 и 8 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат уничтожению при наличии оснований, указанных в пункте 2 настоящего Положения (п. 9 Положения).

При этом в п. 18 Положения указано, что действие настоящего Положения не распространяется на вещественные доказательства, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения (наркотические средства и психотропные вещества, оружие и боеприпасы, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", культурные ценности и др.), определяемые нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 23 августа 2012г. № 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным агентством по управлению государственным заключено Соглашение о порядке взаимодействия МВД РФ и Федерального аппарата по управлению государственным имуществом по организации приема-передачи предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончание уголовного дела или при уголовном деле затруднено (далее – Соглашение).

Настоящее Соглашение определяет основания, порядок, условия, сроки и последовательность действий следователей, дознавателей МВД России, его территориальных органов (далее - органы внутренних дел) и уполномоченных лиц Росимущества (его территориальных органов) при приеме-передаче для реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться до окончания уголовного дела или при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, а также скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды (далее - вещественные доказательства) (п.1.1 Соглашения).

Правовыми основами осуществления следователями, дознавателями органов внутренних дел передачи вещественных доказательств уполномоченному лицу Росимущества (его территориального органа) являются положения статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено» (п.1.2. Соглашения).

Действие настоящего Соглашения не распространяется на вещественные доказательства, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения (наркотические средства и психотропные вещества, оружие и боеприпасы, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, культурные ценности и др.) (п.1.3. Соглашения).

Органы внутренних дел по вопросам организации передачи вещественных доказательств взаимодействуют с Росимуществом (его территориальным органом), в регионе деятельности которого находятся (п.1.4. Соглашения).

Согласно п. 2.1. Соглашения основанием передачи Росимуществу (его территориальному органу) вещественных доказательств для реализации или уничтожения является постановление следователя, дознавателя органа внутренних дел либо решение суда о передаче для реализации или уничтожения вещественных доказательств в случаях, предусмотренных статьей 82 УПК РФ.

Следователь, дознаватель органа внутренних дел в течение пяти рабочих дней с момента вынесения постановления либо вступления в законную силу решения суда о реализации или об уничтожении вещественных доказательств направляет в Росимущество (его территориальный орган): уведомление о наличии и местонахождении вещественных доказательств, подлежащих передаче Росимуществу (его территориальному органу), а в случае их реализации - о сроке реализации по форме согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению (далее - уведомление); копию постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств; копию постановления следователя, дознавателя органа внутренних дел либо решения суда о передаче для реализации или уничтожения вещественных доказательств; реквизиты открытого в установленном порядке счета для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение органа внутренних дел, на который Росимуществом (его территориальным органом) должны быть перечислены вырученные от реализации вещественных доказательств денежные средства (в случае передачи вещественных доказательств на реализацию); информацию о сертификатах соответствия, накладных и об иных документах, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации указанных в уведомлении вещественных доказательств; сведения о сроке, в течение которого вещественные доказательства подлежат реализации с учетом требований подпункта 2.9 настоящего Соглашения (п. 2.2. Соглашения).

Согласно п. 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278 (далее – Положение о Территориальном управлении) территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе организует в установленном порядке уничтожение предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно: скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или окружающей среды (за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.4.1.11 Положения о Территориальном управлении).

При рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что 21 августа 2017 г. ГД Отд МВД России по Ольскому району по факту незаконного вылова неустановленным лицом кеты, из которой изготовлено 339,45 кг. икры соленой кеты, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 Уголовного кодекса РФ.

Изъятая по уголовному делу икра приобщена к делу в качестве вещественного доказательства и передана на ответственное хранение в ООО <данные изъяты>

Согласно экспертному заключению от 25 августа 2017 г. № 859 указанная икра является некачественной и опасной, не подлежащей реализации.

26 июня 2018г. судей Ольского районного суда Магаданской области вынесено постановление о разрешении ГД Отд МВД России по Ольскому району уничтожение вещественных доказательств по уголовному делу – 339,45 кг. (брутто) соленой икры кеты в двенадцати пластиковых кубоконтейнирах, находящихся на ответственное хранение в ОООО <данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>.

29 июня 2018 г. дознавателем ГД Отд МВД России по Ольскому району руководителю ТУ Росимущества в Магаданской области было направлено указанное постановление судьи Ольского районного суда Магаданской области для уничтожения вещественных доказательств.

05 июля 2018 г. руководителем ТУ Росимущества в Магаданской области был дан ответ о том, что оснований для принятии и уничтожения территориальным управлением 339,45 кг. соленой икры кеты в двенадцати пластиковых кубоконтейнерах по постановлению №2/15-6/2018 не усматривается.

Кроме того, 10 июля 2018 г. и.о. руководителя ТУ Росимущества в Магаданской области было отказано в принятии к исполнению уведомления о наличии вещественных доказательств.

05 июля 2019 г. дознавателем ГД Отд МВД России по Ольскому району руководителю ТУ Росимущества в Магаданской области было направлено уведомление о наличии и местонахождении вещественных доказательств, в котором содержится просьба об организации принятии имущества, являющегося вещественными доказательством и вывоза его с места хранения для дальнейшего уничтожения.

Письмом от 17 июля 2019г. №АЯ-05/1795 руководителем ТУ Росимущества в Магаданской области было отказано в принятии к исполнению указанного уведомления.

В обоснование отказа указанно что Правилами реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, утвержденными постановлением Правительства РФ № 367 от 31 мая 2007г. (далее - Правила) установлен порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру, согласно которому водные биоресурсы не передаются в территориальные органы Росимущества, если не установлено лицо незаконно добывшее (выловившее) эти водные биоресурсы.

Указанные правила утверждены во исполнение ст. 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно положениям которой незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению.

Порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биоресурсов, продуктов их переработки, а также перечень водных биоресурсов, подлежащих уничтожению и указанных в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 7, 8, 9 Правил конфискованные водные биоресурсы, а также продукты их переработки, в том числе икра, передаются уполномоченными органами в Российский фонд федерального имущества по акту приема-передачи для последующего уничтожения, которое оформляется актом об уничтожении.

Безвозмездно изъятые или конфискованные водные биологические ресурсы, не предусмотренные перечнем, указанным в пункте 2 настоящих Правил, а также продукты их переработки, включая икру, передаются уполномоченными органами в Российский фонд федерального имущества по акту приема-передачи для реализации или уничтожения.

Настоящие Правила, за исключением пунктов 7 и 8, применяются также в случае, если не установлено лицо (лица), незаконно добывшее (выловившее) водные биоресурсы.

Согласно п. 1 указанных Правил настоящие Правила устанавливают порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру.

Под термином "безвозмездное изъятие" следует понимать изъятие из незаконного владения лица (лиц) незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, а также продуктов их переработки, в том числе икры.

При этом, исходя из содержания п. 18 Положения, его действие не распространяется на вещественные доказательства, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения.

Согласно п. 1 и 2 ст. 129 Гражданского процессуального кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Вместе с тем нормами действующего законодательства в отношении водных биологических ресурсов и продуктов их переработки особые правила обращения не установлены.

Исходя из анализа указанных Правил, а также положений Уголовно-процессуального кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23 августа 2012г. № 848 и утвержденного им Положения, уничтожение изъятых водных биологических ресурсов, являющихся вещественными доказательствами, должно происходить в соответствии с порядком, регламентированным соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 августа 2012 года № 848, в силу которого предписано передавать для уничтожения скоропортящиеся товары и продукцию, являющиеся вещественными доказательствами, территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

В связи с чем судом признается необоснованным довод ТУ Росимущества в Магаданской области о том, что полномочия по уничтожению водных биоресурсов, если не установлено лицо (лица), незаконно добывшее (выловившее) относятся к компетенции органов внутренних дел, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

Кроме того в обоснование своей позиции представитель административного ответчика ссылается на тот факт, что постановлением суда разрешено уничтожение вещественного доказательства – 339,45 кг. соленой икры кеты именно Отд МВД России по Ольскому району, а не ТУ Росимущества в Магаданской области.

Однако данный довод является несостоятельным, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия должностных лиц органов дознания на уничтожение вещественных доказательств, при этом, исходя из вышеуказанных норм уголовно-процессуального закона, суд в рамках своих полномочий дает разрешение на производство следственного действия, касающегося уничтожения вещественных доказательств, но не устанавливает порядок, в котором должно проводится уничтожения, такой порядок, как и полномочия по уничтожению вещественных доказательств, закреплены нормативно-правовыми актами.

При этом по смыслу вышеперечисленных норм указанные полномочия законом возложены именно на территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Возложение обязанности по исполнению судебного акта в части уничтожения незаконно добытых водных биоресурсов на иные органы и организации законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

На основании ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания, в том числе, обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, для удовлетворения требований об оспаривании решения необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и свобод административного истца или неопределенного круга лиц

Судом при рассмотрении дела установлено, что разрешение вопроса об уничтожении вещественных доказательств - 339,45 кг. соленой икры кеты инициировано надлежащим должностным лицом органа дознания, в производстве которого находится уголовное дело, имеется вступившее в законную постановление суда, согласно которому разрешено уничтожение вещественных доказательств.

Кроме того, суммы, израсходованные на хранение вещественных доказательств по уголовному делу, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ относятся к издержкам по уголовному делу и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета согласно ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

При этом хранение вещественных доказательств в таком количестве влечет значительные затраты на выплату процессуальных издержек, которые возмещаются из средств федерального бюджета, что в свою очередь влечет нецелесообразное и необоснованное расходование бюджетных средств и наносит ущерб Российской Федерации

Поскольку оспариваемое решение об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленного письмом от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795, противоречит приведенным положениям нормативных актов, нарушает права Российской Федерации в части необоснованного расходования бюджетных средств, то суд приходит в выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Как установлено ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

Принимая во внимание вышеизложенное, и в целях устранения допущенных нарушений, суд полагает возможным обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение путем принятия к исполнению уведомления дознавателя ГД Отд МВД России по Ольскому району о наличии и местонахождении вещественных доказательств №34/2000085 от 05 июля 2019 г. и сообщить об исполнении решения в суд и Магаданскому межрайонному природоохранному прокурору Магаданской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административных исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Магаданской области, в защиту прав Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области о признании решения об отказе в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленного письмом от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795, незаконным, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области в принятии к исполнению уведомления о наличии и местонахождении вещественных доказательств, оформленный письмом от 17 июля 2019 г. № АЯ-05/1795.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области принять к исполнению уведомление дознавателя ГД Отд МВД России по Ольскому району о наличии и местонахождении вещественных доказательств №34/2000085 от 05 июля 2019 г. и сообщить об исполнении решения в суд и Магаданскому межрайонному природоохранному прокурору Магаданской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме – 21 октября 2019 года.

Судья М.В. Семёнова