К Делу <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Имением Российской Федерации
17 марта 2016 года г. Краснодар
Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., с участием представителя административного истца ФИО3, представителя административного ответчика - администрации Краснодарского края по доверенности ФИО6, представителя административного ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО4, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 15000 кв. м., с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенный по адресу: г. Краснодар, <адрес>, район <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес Главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО5 ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в другую категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подвид категории - земли промышленности, для размещения производственно-складских помещений. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ж/15-12.03 Департамент имущественных отношений Краснодарского края по поручению администрации, рассмотрел вышеуказанное ходатайство, и уведомило административного истца об отказе в переводе земельного участка в иную категорию земель, поскольку земельный участок частично находится в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован. Считает отказ необоснованным и незаконным. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112035:892, как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ№ж/15-12.03, преимущественно находится в зоне промышленно-производственных предприятий, а частично (меньшая площадь земельного участка) не зонирован, то есть по сути, земельный участок находится в одной территориальной зоне - промышленно-производственных предприятий. Ранее, административный истец, также обращался с ходатайствами о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности РФ, в другую категорию в адрес административного ответчика, однако, последний в ответ на указанные ходатайства, уведомлял об отказе в переводе по различным основаниям (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Просит признать незаконными действия администрации Краснодарского края, выраженные в письме от 30.12.2015г. №ж/15-12.03 об отказе в переводе земельного участка в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения производственно-складских помещений. Обязать администрацию Краснодарского края устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес> в границах, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подвид категории - земли промышленности. Взыскать с администрации Краснодарского края в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Представитель административного истца по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Краснодарского края по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против административного иска по доводам, изложенным в отзыве, просил в административном иске отказать.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против административного иска, просила в административном иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.25 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дел указанной категории по существу суду следует выяснять: полномочия на принятие решения или совершение действия у органа, принявшего оспариваемый акт; соблюдение порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма сроки, основании, процедура); соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства, закрепленных в п. 8 ч.1 ст.1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежность к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Как установлено судом, ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.10.2013г. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 15000 кв. м., с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил в адрес Главы администрации (губернатора) Краснодарского края ФИО5 (далее по тексту Административный ответчик) ходатайство о переводе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, которым испрашивалось о переводе земельного участка площадью 15000 (пятнадцать тысяч) кв. м., с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес> в границах, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли. промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подвид категории - земли промышленности, для размещения производственно-складских помещений.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ж/15-12.03 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края отказано в переводе земельного участка в иную категорию земель, поскольку земельный участок частично находится в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован.
Согласно абз. 1 подп. 4 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Федеральный закон № 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Федеральным законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель в силу положений подп. 10 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается путем принятия акта исполнительного органа государственной власти.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрацию Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель из одной категории в другую, а также установлению содержания ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом власти принимается решение о переводе земельных участков из одной категории в другую либо решение об отказе в переводе земельных участков в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона.
В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, либо к ходатайству приложены документы, форма, состав или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона).
Функциями по подготовке в установленном законодательством порядке и представлению в администрацию Краснодарского края предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую, по отказу в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую наделен департамент имущественных отношений Краснодарского края в соответствии с п. 3.19 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно статье 4 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», основанием для отказа в переводе являются установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить (см. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами (заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, - ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об экологической экспертизе");
согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Из материалов дела следует, что административный истец предоставил необходимый пакет документов.
Согласно статье 4 Федерального закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления; решений о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Исходя из ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы поселений и городских округов наряду со схемами территориального планирования муниципальных районов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В ответ на обращение ФИО1 Департамент Архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар письмом № от 14.05.2014г. уведомил последнего о том, что размещение производственно-складских помещений на спорном земельном участке соответствует документам территориального планирования. Перевод земельного участка в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения производственно-складских помещений считает возможным и обоснованным.
Кроме того, административным истцом во устранение ранее полученных ответов с отказом о переводе земель в испрашиваемую категорию, обратился в адрес старшего авиационного начальника Аэродрома «Краснодар-Центральный» ФИО7 с заявлением о согласовании размещения производственно-складских помещений на земельном участке. В ответ на указанное заявление (письмом № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 уведомлен о том, что строительство производственно-складских помещений на земельном участке по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес>, кадастровый №, возможно и влияние на безопасность выполнения полетов воздушных судов (как искусственное препятствие) не оказывает.
Кроме того, письмом Южное МТУ Росавиации (№ю5/1066-э от ДД.ММ.ГГГГ) указано, что на земельном участке возможно промышленное строительство с соблюдением требований воздушного законодательства РФ, Южное МТУ Росавиации не возражает в переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и размещения на них производственно-складских помещений.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ№ж/15-12.03 следует, что данный земельный участок частично находится в зоне промышленно-производственных предприятий, частично не зонирован.
В судебном заседании представители административных ответчиков не смогли пояснить, почему один земельный участок относится к разным территориальным зонам, в нарушение положений ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес>, площадью 15 000 кв.м. преимущественно находится в зоне промышленно-производственных предприятий, размещение производственно-складских помещений на спорном земельном участке соответствует документам территориального планирования и его перевод в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения производственно-складских помещений возможен и обоснован, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, в пользу административного истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,186 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Краснодарского края, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании действий незаконными - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Краснодарского края, выраженные в письме от 30.12.2015г. № об отказе в переводе земельного участка в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, для размещения производственно-складских помещений.
Обязать администрацию Краснодарского края устранить допущенное нарушение прав ФИО1 путем издания акта о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0112035:892, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, район <адрес> в границах, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подвид категории - земли промышленности.
Взыскать с администрации Краснодарского края в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий -