УИД: 92RS0002-01-2021-003785-95
№ 2а-3047/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Блейз И.Г.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
представителя административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа в предоставлении государственной услуги, заинтересованное лицо – ТСН ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди», -
установил:
ФИО2 обратился с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям, просит признать незаконным отказ Департамента о предоставлении в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка, площадью 994 кв.м., расположенного по адресу <адрес> КН №, изложенный в письме №ГУ-исх-5077/21 от 31 мая 2021 года, обязать Департамент в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть и утвердить заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением № сессии 16 созыва Севастопольского городского совета утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства – «Строительство квартала индивидуальных жилых домов в районе Делегардовой балки», по которому утверждена общая площадь проектируемого участка – 8,07 га, этажность – 1-3 этажа. ДД.ММ.ГГГГ решением № сессии 16 созыва Севастопольского городского совета ФИО2 был выделен земельный участок площадью 1 000 кв.м. Административный истец обратился с заявлением к ответчику об утверждении схемы расположения земельного участка, которая не была согласована, поскольку участок находится в границах территории, относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, установленной приказом от 30 июня 2018 года №1036 «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 года №1864. Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка был обжалован, решением Гагаринского районного суда г. Севастополя по делу №2а-2286/2020, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда, отказ признан незаконным, по исполнительному листу была согласована схема расположения земельного участка распоряжением №7948-РДЗ от 28 декабря 2020 года. 31 марта 2021 года ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, в удовлетворении заявления 31 мая 2021 года письмом ГУ-исх-5077/21 отказано по тем основаниям, что участок находится в границах территории, относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, установленной приказом от 30 июня 2018 года №1036 «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 года №1864. Данные действия истец полагает незаконными, поскольку приказ Минкульта №1864 не отменяет решение сессии СГС о предоставлении истцу право на разработку проекта землеустройства участка, позволяет формировать участок и передать его в собственность, до 2014 года проведено необходимое градостроительное согласование на участки, в том числе в органах культурного наследия управления культуры и туризма. Кроме того, отказ противоречит действующему Генеральному плану г. Севастополя 2005 года, где спорному участка дан код Ж2 (малоэтажная застройка), согласно проекту Генплана, участок подпадает под код Ж4 (многоэтажная застройка). Указанные выше обстоятельства стали основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Из материалов дела усматривается, что решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу указанного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 0,10 га как члену ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди».
13 марта 2012 года решением №2782 сессии 16 созыва Севастопольского городского совета утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства – «Строительство квартала индивидуальных жилых домов в районе Делегардовой балки», по которому утверждена общая площадь проектируемого участка – 8,07 га, этажность – 1-3 этажа
Административный истец обратился с заявлением к ответчику об утверждении схемы расположения земельного участка, которая не была согласована, поскольку участок находится в границах территории, относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, установленной приказом от 30 июня 2018 года №1036 «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 года №1864.
Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка был обжалован, решением Гагаринского районного суда г. Севастополя по делу №2а-2286/2020 от 25 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 27 октября 2020 года №33а-2939/2020, отказ признан незаконным, по исполнительному листу была согласована схема расположения земельного участка распоряжением №7948-РДЗ от 28 декабря 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, в удовлетворении заявления 31 мая 2021 года письмом ГУ-исх-5077/21 отказано по тем основаниям, что участок находится в границах территории, относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, установленной приказом от 30 июня 2018 года №1036 «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Министерства культуры РФ от 12 августа 2016 года №1864.
В соответствии со ст. 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; за плату - в собственность юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; в аренду - лицам, указанным в абзаце втором настоящей части, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
Частью 6 ст. 12 указанного выше Закона установлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Как следует из выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, доказательств иного административным ответчиком не представлено.
Согласно статье 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 36 ГрК).
В силу части 3 статьи 56.4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.
Таким образом, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места подлежат установлению в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, что в рассматриваемом случае и будет являться градостроительной документацией.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 1864 утверждены общие требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе (приложение № 1).
Пунктом 28 приложения №1 указанного выше приказа установлено, что в границах регламентного участка Р-3-3 разрешается: 28.1. проведение археологических разведок и раскопок, а также консервация, реставрация, музеефикация; 28.2. проведение природоохранных мероприятий; 28.3. проведение традиционной сельскохозяйственной деятельности; 28.4. ремонт, реконструкция существующих строений; 28.5. реорганизация участков с изменением функционального назначения в соответствии с требованиями градостроительного регламента; 28.6. ограниченное строительство объектов рекреационного назначения, объектов, связанных с сельскохозяйственным использованием территории, при условии сохранения ландшафтных и планировочных особенностей местности; 28.7. сохранение ценных элементов ландшафта, склонов, ценных фрагментов участков лесонасаждений.
Административным ответчиком не представлено доказательств, что истребуемый участок относится к зоне Р-3-3, а также доказательств того, что данная зона включена в документы территориального планирования, а потому отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя нельзя признать законным, в связи с чем суд считает необходимым признать отказ в предоставлении земельного участка незаконным и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца.
Оснований для обязания утвердить заявление ФИО2 не имеется, поскольку суд не вправе подменять собой государственные органы.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа в предоставлении государственной услуги удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении ФИО2 бесплатно в собственность земельного участка площадью 994 кв.м, расположенного по адресу <адрес> КН №, изложенный в письме №ГУ – исх – 5077/21 от 31 мая 2021 года.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО2, поступившее в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя 31 марта 2021 года, вх.№ГУ-4509/21, поступившее 01 апреля 2021 года, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 02 сентября 2021 года.
Председательствующий Блейз И.Г.