ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-304/17 от 22.12.2017 Сорского районного суда (Республика Хакасия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сорск 22 декабря 2017 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,

при секретаре судебного заседания Александрове Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-304/2017 г. по административному исковому заявлению контрольно-счетной палаты города Сорска к Совету депутатов города Сорска о признании решения Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 года «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска» незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Контрольно-счетная палата г. Сорска обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 27 июня 2017 г. Советом депутатов города Сорска на очередной сессии, большинством голосов депутатов было принято Решение Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 г. «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска», которым утверждена структура контрольно-счетной палаты города Сорска Республики Хакасия согласно приложения к настоящему решению.

Исходя из пункта 2 и приложения к вышеуказанному решению, с 01 сентября 2017 г., должность главного инспектора из структуры контрольно-счетной палаты города Сорска исключена, в связи с чем, с 01 сентября 2017 года штатная численность контрольно-счетной палаты города Сорска будет состоять в количестве 1 штатной единицы - председателя контрольно-счетной палаты города Сорска.

Между тем, сокращение численности штата контрольно-счетной палаты города Сорска, при котором он образуется в составе одной штатной единицы председателя, противоречит действующему законодательству.

Должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования обладает особым статусом, не позволяющим отнести ее к аппарату контрольно-счетного органа. Функционирование же контрольно-счетного органа без образования соответствующего аппарата Законом № 6-ФЗ не предусмотрено.

По мнению контрольно-счетной палаты города Сорска, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования структура и состав контрольно-счетного органа может определяться более детально, однако, они при этом не должны противоречить основному принципу формирования контрольно-счетного органа, определяющему контрольно-счетный орган муниципального образования в составе председатели и аппарата контрольно-счетного органа.

При таких обстоятельствах, принятие оспариваемого решения об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска Республики Хакасия в составе одной штатной единицы - председателя, путем исключения структурной единицы главного инспектора противоречит целям и принципам деятельности контрольно-счетного органа и не соответствует нормам Закона № 6-ФЗ.

Одновременно, принятие и последующая реализация Решения Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 г. «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска» нарушает права контрольно-счетной палаты города Сорск, в сфере осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

Таким образом, утверждение структуры контрольно-счетной палаты города Сорска Республики Хакасия в количестве 1 единицы, не позволит выполнять контрольно-счетному органу возложенные на него функции внешнего финансового контроля, а также иные другие полномочия, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами.

Просит признать решение Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 года «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска» незаконным полностью.

Представитель административного истца - председатель контрольно-счетной палаты города Сорска ФИО1 в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело без ее участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия, против удовлетворения исковых требований возражает.

В материалах дела имеется ее письменное пояснение, согласно которому 09.06.2016 года Президиумом Правительства Республики Хакасия был утвержден План по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия на 2016-2019 гг. (далее - План).

В рамках реализации положений Плана, 15 июня 2017 года, главам муниципальных образований Республики Хакасия в целях консолидации усилий по росту доходов и снижению уровня расходов и совершенствованию долговой политики Республики Хакасия, было Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия - ФИО3, рекомендован ряд мероприятий по исполнению положений Плана.

Одним из необходимых мероприятий стала оптимизация расходов на содержание орана муниципальной власти не менее, чем на 10%, в том, числе за счет сокращения штатной численности органов местного самоуправления.

16 июня 2017 года главой города Сорска Республики Хакасия - ФИО4, было вынесено Распоряжение о сокращении штата органов местного самоуправления города Сорска Республики Хакасия.

Учитывая, что Совет депутатов города Сорска является коллегиальным органом, решение о сокращении штатной численности обсуждалось и принималось депутатами Совета депутатов города Сорска.

Согласно Устава муниципального образования город Сорск, депутатский корпус сформирован 15 депутатами. 14 из них осуществляют свои полномочия на освобожденной основе. 1 - председатель Совета депутатов города Сорска, исполняет свои полномочия на постоянной основе. С 28.03.2017 года Совет депутатов города Сорска действует в количестве 13 депутатов, так как 2 депутата досрочно сложили свои полномочия, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017), Регламентом Совета депутатов города Сорска, не препятствует его правомочности.

Согласно Постановлению Совета депутатов города Сорска от 30.05.2017 года , очередная сессия Совета депутатов города Сорска была назначена на 27.06.2017 года.

Депутаты Совета депутатов города Сорска, рассмотрев рекомендации главы города Сорска, приняли решение о сокращении штатной численности контрольно-счетной палаты города Сорска, путем принятия решений Совета депутатов города Сорска 27.06.2017 года № 734 «Об утверждении Положения «О контрольно-счетной палате города Сорска Республики Хакасия», «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска».

Данные решения Совет депутатов города Сорска принял по следующим основаниям.

При принятии оспариваемых решений был проведен анализ численности контрольно - счетных органов по отношению к объему расходов бюджетов, численности населения муниципальных образований Республики Хакасия и, соответственно, нагрузка на специалистов контрольно - счетных органов.

Уставом муниципального образования город Сорск, Совет депутатов города Сорска наделен данным правом. Принимая оспариваемое решение, Совет депутатов города Сорска действовал в пределах своих полномочий.

Рассматривая доводы Истца, о том, что контрольно - счетный орган должен состоять из аппарата и председателя, следует отметить, что формирование аппарата контрольно-счетного органа, это не обязанность, а право представительного органа муниципального образования. А доводы, что функционирование контрольно-счетного органа без образования аппарата не предусмотрено, так же не находят своего подтверждения на фоне проведенного анализа деятельности специалистов внешнего финансового контроля по Республике Хакасия в целом.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 28.1 Устава муниципального образования города Сорск контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. Контрольно-счетная палата обладает правами юридического лица. Полномочия и порядок деятельности контрольно-счетной палаты устанавливаются нормативным правовым актом Совета депутатов в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы).

Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ).

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ).

Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ).

Согласно ст. 4 вышеназванного Закона деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.

Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ).

В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ).

Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ).

Как следует из материалов дела, на основании решения Совета депутатов города Сорска от 30 августа 2016 года ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение «О контрольно-счетной палате города Сорска Республики Хакасия».

Как следует из ч. 1 ст. 1 вышеназванного Положения контрольно-счетная палата города Сорска Республики Хакасия (далее - контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Советом депутатов города Сорска и ему подотчетным.

Согласно ч. 5 ст. 2 Положения контрольно-счетная палата обладает правами юридического лица с момента государственной регистрации.

Реорганизация либо ликвидация контрольно-счетной палаты осуществляются по решению Совета депутатов города Сорска в порядке, предусмотренном действующим законодательством (ч. 10 ст. 2 Положения).

В силу ч. 1, 2, 3, 5 и 6 ст. 4 Положения контрольно-счетная палата образуется в составе председателя и главного инспектора контрольно-счетной палаты. Председатель контрольно-счетной палаты является лицом, замещающим муниципальную должность, главный инспектор контрольно-счетной палаты замещает должность муниципальной службы. На председателя и главного инспектора контрольно-счетной палаты возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего муниципального финансового контроля. Штатная численность и структура контрольно-счетной палаты устанавливаются и утверждаются решением Совета депутатов города Сорска. Штатное расписание контрольно-счетной палаты утверждается председателем контрольно-счетной палаты города Сорска Республики Хакасия.

На основании решения Совета депутатов г. Сорска от 27 декабря 2017 года председателем контрольно-счетной палаты г. Сорска была назначена ФИО1 сроком на 5 лет.

27 июня 2017 г. Советом депутатов города Сорска было принято решение «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска». Решение вступило в силу с 01 сентября 2017 года.

Согласно данного решения была утверждена структура контрольно-счетной палаты г. Сорска, которая состоит из председателя.

Решением Совета депутатов города Сорска № 26 от 27 октября 2017 года, в устав муниципального образования город Сорск были внесены изменения, в частности статуса контрольно-счетной палаты, согласно которым контрольно-счетная палата города Сорска не обладает правами юридического лица. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования.

Из сообщения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия от 04 декабря 2017 года следует, что по результатам проведенной проверки указанного выше решения противоречий Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, а также норм, способствующих проявлению коррупции, не выявлено. В связи с чем, 16 ноября 2017 года Решение в установленном законом порядке зарегистрировано.

На основании решения Совета депутатов г. Сорска от 01 декабря 2017 года в Устав муниципального образования город Сорск были внесены изменения, в частности статуса контрольно-счетной палаты, согласно которым контрольно-счетная палата города Сорска обладает правами юридического лица. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования.

Из смысла и содержания ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" следует, что контрольно-счетный орган муниципального образования не может состоять только из одного председателя, в его состав также входит аппарат, в состав которого входят инспекторы и иные штатные работники. Таким образом, решение Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 года «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска» нельзя признать законным, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования контрольно-счетной палаты города Сорска к Совету депутатов города Сорска о признании решения Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 года «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска» незаконным, удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов города Сорска от 27 июня 2017 года № 735 «Об утверждении структуры контрольно-счетной палаты города Сорска» незаконным полностью.

Обязать Совет депутатов города Сорска Республики Хакасия устранить допущенное нарушение в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сорский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Н. Ю. Козулина

Справка: Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2017 года

Судья Н. Ю. Козулина