ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-304/19 от 20.09.2019 Сюмсинского районного суда (Удмуртская Республика)

№ 2а-304/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2019 года с. Сюмси

Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Микрюкова О.В.,

при помощнике судьи ФИО5,

с участием административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика – Управления финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район» - ФИО4, действующего на основании доверенности от 11 июля 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО2, действующей за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО1 о признании незаконным бездействия Управления финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район»,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. 25 марта 2019 года истцу был выдан исполнительный лист о взыскании с администрации муниципального образования «Васькинское» (далее – Администрация) денежной суммы в размере 1 049 132 рубля, равной стоимости жилого помещения общей площадью 28 кв.метров. Данный исполнительный документ 28 марта 2019 года направлен в Управление финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район» (далее - Управление) для исполнения, однако на дату подачи настоящего иска решение суда не исполнено, присужденная денежная сумма взыскателю не перечислена. Считает, что административный ответчик нарушил ее права, поскольку не произвел приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника. Правовое обоснование иска – ст.ст. 19, 22, 124-126 КАС РФ, 242.5 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признал. Полагает, что муниципальное образование не является должником по исполнительному документу, поскольку не имеет своих лицевых счетов.

Представитель заинтересованного лица – глава администрации муниципального образования «Васькинское» в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте извещена надлежащим образом.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что определением Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 06 марта 2019 года изменен способ исполнения решения суда от 06 сентября 2018 года по иску ФИО2, ФИО1 к Администрации о понуждении предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с указанным определением с Администрации в пользу ФИО2, ФИО1 взыскана денежная сумма в размере 1 049 132 рубля, равная стоимости жилого помещения общей площадью 28 кв.метров.

Определение вступило в законную силу 22 марта 2019 года.

В соответствии с указанным определением административному истцу 25 марта 2019 года был выдан исполнительный лист серии ФС , который ДД.ММ.ГГГГ был направлен на исполнение в Управление финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район».

27 июня 2019 года ответчик направил истцу ответ, согласно которому исполнительный документ не исполнен в виду отсутствия средств в бюджете.

На дату рассмотрения настоящего дела исполнительный документ не исполнен, что в судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривалось, со ссылкой на отсутствие бюджетных ассигнований.

В силу пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Администрация создана в форме муниципального казенного учреждения и действует на основании общих для организаций данного вида положений данного Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.

Определением суда от 25 июля 2019 года администрация муниципального образования «Васькинское» привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Сюмсинский район» Удмуртской Республики №20 от 21 мая 2009 года утверждено Положение об Управлении финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район».

В соответствии с пунктом 1.4 положения Управление является юридическим лицом, созданным в форме муниципального бюджетного учреждения, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Управление может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права.

Управление является органом, уполномоченным на ведение лицевого счета Администрации, соответственно, исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам Администрации как муниципального казенного учреждения, осуществляется Управлением по правилам статьи 242.5 БК РФ.

Пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

При нарушении должником указанных требований на Управление возложена обязанность приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Управлении, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником требований исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в Управление данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Диспозиция нормы не содержит каких-либо условий для ее применения. Само по себе неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.

Недостаток бюджетного финансирования не является основанием для неприменения положений пунктов 5 и 7 статьи 242.5 БК РФ.

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.

Тем не менее, Управление по истечении срока, предоставленного Администрации для исполнения исполнительного документа, не приостановило операции по расходованию средств на лицевом счете должника, а по истечении трехмесячного срока лишь уведомило взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного документа.

Поскольку Управлением не доказан факт того, что оно приняло достаточные и необходимые меры для исполнения решения суда в установленный срок, суд приходит к выводу о незаконности допущенного бездействия. Иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район», выразившееся в неприостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от 25 марта 2019 года.

Обязать Управление финансов администрации муниципального образования «Сюмсинский район» приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – муниципального образования «Васькинское» до момента устранения нарушений, то есть до исполнения исполнительного документа серии ФС от 25 марта 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2019 года.

Председательствующий судья Микрюков О.В.

Копия верна______________ судья Микрюков О.В.

______________ помощник судьи ФИО5