ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-304/2022 от 21.07.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-304/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 июля 2022 года г. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Костиновой П.С.,

при секретаре судебного заседания Принцевой О.А.,

с участием представителя административного истца - помощника Бежецкого межрайонного прокурора Степанова Д.В.,

представителя административного ответчика администрации Бежецкого района Тверской области Моденовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича о признании незаконным бездействия администрации Бежецкого района Тверской области по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности организовать проведение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида,

установил:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском в защиту интересов прав и законных интересов инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича к администрации Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности организовать проведение следующих работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид по адресу: , с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, а именно демонтаж существующей двери и наружного порога с последующей установкой нового дверного полотна с правым открыванием, увеличение разворотной площадки до нужных размеров, замену дощатого пола.

В обоснование доводов иска указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению инвалида 1 группы Травина Д.Н., проживающего по адресу: , о нарушении администрацией Бежецкого района законодательства о защите жилищных прав инвалидов.

Приводя положения ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ (Федеральный закон от 03.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), ст. 2, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 5.1 ст. 2, п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ, Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», прокурор указал, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению. Инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 №689-О-О, указывает, что 14.02.2018 комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского поселения – г. Бежецк, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной на основании постановления администрации Бежецкого района №409 от 02.10.2017, в соответствии с планом мероприятий, утвержденным постановлением администрации г. Бежецка от 26.01.2018 №14, произведено обследование жилого помещения инвалида Травина Д.Н., расположенного по адресу: , по результатам которого составлен акт №1 обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов от 14.02.2018 и заключение №1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов от 16.02.2018.

По результатам обследования в соответствии с актом обследования принято решение о проведении следующих мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида: демонтаж существующей двери и наружного порога с последующей установкой нового дверного полотна с правым открыванием (пункт 29 раздела III Правил), увеличение разворотной площадки до нужных размеров (пункт 24 раздела III Правил), замена дощатого пола (пункт 24 раздела III Правил). Указанные в акте от 14.02.2018 мероприятия в соответствии с п. «и, б» п. 14 Правил №649 относятся к оптимальному перечню мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III Правил). Вместе с тем, несмотря на то, что решение о проведении указанных мероприятий принято в 2018 году, мероприятия по приспособлению жилого помещения инвалида Травина Д.Н. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид на момент проверки, не выполнены, что затрудняет доступ инвалида к его жилому помещению, в связи с чем нарушены гарантированные государством меры социальной поддержки, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

23.12.2021 Бежецким межрайонным прокурором в адрес главы Бежецкого района внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав инвалидов. По результатам рассмотрения представления администрацией района дан ответ, что в связи с ограничением бюджетного финансирования денежными средствами на ремонт жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме инвалида Травина Д.Н. администрация не располагает. В настоящее время администрацией Бежецкого района будут проведены работы по актуализации сметного расчета, составленного 07.03.2018 МУП «БЖРЭП», после уточнения необходимые дополнительные средства будут рассмотрены Финансовым управлением и при положительном решении внесены в бюджет Бежецкого района. Травин Д.Н. находится под особой защитой государства, выявленные прокуратурой нарушения законодательства в деятельности администрации Бежецкого района Тверской области существенно нарушают жилищные права инвалида 1 группы Травина Д.Н. Администрация Бежецкого района является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку именно к компетенции органа местного самоуправления отнесено создание условий для осуществления права на жилище, в том числе обеспечение ему как инвалиду доступности принадлежащего жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором оно расположено. Отсутствие муниципальной программы МО Бежецкого района Тверской области, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов в части приспособления их жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором они проживают с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности свидетельствует об имеющемся незаконном бездействии административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, истец просил возложить на администрацию Бежецкого района Тверской области обязанность организовать проведение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, а именно демонтаж существующей двери и наружного порога с последующей установкой нового дверного полотна с правым открыванием, увеличение разворотной площадки до нужных размеров, замену дощатого пола.

Определением судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 01.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ «Центр социальной поддержки населения Бежецкого района» Тверской области.

05.07.2022 от Бежецкого межрайонного прокурора поступило заявление об уточнении ранее заявленных требований, согласно которому, с учетом обстоятельств рассмотрения данного дела № 2-304/2022, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, действуя в интересах инвалида Травина Д.Н. истец просит признать незаконным бездействие администрации Бежецкого района Тверской области, выразившееся в не организации проведения работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы Травина Д.Н. и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает с учетом потребностей инвалида; обязать администрацию Бежецкого района Тверской области организовать проведение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы Травина Д.Н. и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, а именно демонтаж существующей двери и наружного порога с последующей установкой нового дверного полотна с правым открыванием, увеличить разворотную площадку до нужных размеров, заменить дощатый пол. В связи с чем, представитель истца полагал необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам КАС РФ.

Определением суда от 05.07.2022 заявление Бежецкого межрайонного прокурора об уточнении ранее заявленных требований принято к производству суда, осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, предусмотренным главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. Процессуальное положение участвующих в деле лиц изменено: истцов - на административных истцов; ответчика - на административного ответчика; третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - на заинтересованных лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Степанов Д.В. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить, полагая необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации Бежецкого района Тверской области Моденова И.А. в судебном заседании оставила разрешение заявленных административных исковых требований на усмотрение суда, полагая необходимым предоставить возможность исполнить решение суда до декабря 2022 года.

Будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, истец Травин Д.Н., представители третьих лиц администрации городского поселения – г. Бежецк Тверской области, Министерства социальной защиты населения Тверской области, ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Бежецкого района Тверской области в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. Ранее от истца Травина Д.Н. представлено заявление об освобождении его от участия в судебном заседании по состоянию здоровья.

Согласно представленному ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Бежецкого района Тверской области заключению исковые требования прокурора в защиту интересов инвалида 1 группы Травина Д.Н. подлежат удовлетворению.

Исходя из положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признавалась.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы административного иска, исследовав письменные материалы дела, оценив их в совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1,2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения, в том числе относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В силу положений п.п. 6, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.

Из положений п. 9 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения.

Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе придомовой территории.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно требованиям п. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно абзацу восьмому статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения.

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Абзацем третьим пункта 6 Правил определено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п.п. 12, 14 Правил по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий: а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования; б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены); в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования; г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием; е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Перечень мероприятий может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. 18 Правил результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Правил для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Решением Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 29.08.2014 № 85 «О принятии органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий от органов местного самоуправления МО городское поселение г. Бежецк Тверской области» (в ред. решений Собрания депутатов Бежецкого района от 20.12.2016 № 246, от 19.12.2017 № 339) подтверждается принятие органами местного самоуправления муниципального образования «Бежецкий район» Тверской области осуществления полномочий органа местного самоуправления МО «Городское поселение – г. Бежецк» Тверской области по решению вопросов местного значения: составления бюджета поселения, исполнения бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, на период с 01.01.2015 по 31.12.2023.

На основании изложенного, с учетом принятия осуществления полномочий органа местного самоуправления - муниципальное образование городское поселение – г. Бежецк Тверской области по решению вопросов местного значения, именно администрация Бежецкого района Тверской области наделена полномочиями органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования – городское поселение г. Бежецк Тверской области вопросов благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома).

Материалами дела подтверждается, что Травин Д.Н. является собственником жилого помещения, площадью 38,4 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: , что следует из выписки из ЕГРН от 21.06.2022. Жилое помещение расположено на первом этаже.

Согласно справке серии МСЭ-2012 от 01.03.2013 Травин Д.Н. является инвалидом 1 группы по причине трудового увечья бессрочно.

Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды (далее - Комиссия), созданной на основании постановления главы администрации Бежецкого района от 02.10.2017 №409, проведено 14.02.2018 обследование жилого помещения инвалида Травина Д.Н., расположенного по адресу: , на предмет соответствия требованиям из числа требований, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 №649.

По итогам обследования составлен акт от 14.02.2018 № 1, согласно которому комиссией установлено, что входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4?2 метра или 1,5?1,85 метра; входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2?2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1-2, дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола, при необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров; разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5?1,5 метра; двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5мм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд, допускается применение петель с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто». На основании изложенного комиссия пришла к выводу о проведении технических работ для приведения общего имущества в соответствие с требованиями раздела III Правил и определения оптимального перечня мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке муниципальных и государственных программ, направленных на обеспечение социальной поддержки инвалидов. Приведен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида: а) демонтаж существующей двери и наружного порога, с последующей установкой нового дверного полотна с правым открыванием (при согласии собственников МКД); б) увеличение разворотной площадки до нужных размеров; в) замена дощатого пола.

В соответствии с Правилами Комиссией вынесено заключение от 16.02.2018 № 1 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.

15.02.2018 администрацией Бежецкого района Тверской области в адрес Травина Д.Н. направлено сообщение о проведенном обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: , по результатам которого составлены акт и заключение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, с учетом потребностей и обеспечения условий их доступности.

23.12.2021 заместителем Бежецкого межрайонного прокурора в адрес главы Бежецкого района Тверской области внесено представление №10б-2021 об принятии мер по проведению мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида Травина Д.Н. и общего имущества многоквартирного дома, указанных в решении от 16.02.2018.

Согласно сообщению и.о. заместитель главы администрации Бежецкого района от 17.02.2022 №705, направленному в адрес Бежецкой межрайонной прокуратуры, представление прокурора от 23.12.2021 было рассмотрено, указано, что в связи с ограниченным бюджетным финансированием денежными средствами на ремонт жилого помещения и общего имущества в многоквартирном администрация не располагает. В настоящее время администрацией Бежецкого района будут проведены работы по актуализации сметного расчета, составленного 07.03.2018. После уточнения необходимые дополнительные денежные средства будут рассмотрены финансовым управлением и при положительном решении вынесены в бюджет Бежецкого района.

14.02.2022 Травин Д.Н. обратился к Бежецкому межрайонному прокурору с заявлением, поступившем 17.02.2022, о невыполнении мероприятий, указанных в акте обследования его жилого помещения и составленного на его основании заключения.

17.02.2022 заместителем Бежецкого межрайонного прокурора в адрес Травина Д.Н. направлен ответ на его обращение о нарушении администрацией Бежецкого района законодательства о защите жилищных прав инвалидов. В ответе также указано, что несмотря на то, что в решении от 16.02.2018 перечислены мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, данные мероприятия не выполнены. По результатам рассмотрения представления прокурора от 23.12.2021 выявленные нарушения также не устранены.

Постановлением администрации Бежецкого района Тверской области №14 от 26.01.2018 утвержден план мероприятий по приспособлению жилых помещений муниципального, частного жилищного фонда, расположенного на территории городского поселения – г. Бежецк, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для постоянного проживания, с учетом потребностей для инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Из положений п.п. «а», «б» п. 14 вышеуказанных Правил следует, что финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.

Таким образом, судом на основании исследованной совокупности представленных доказательств установлено, что административный ответчик не принимает необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения, не выполняет работы по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида.

При этом суд учитывает, что акт обследования жилого помещения Травина Д.Н., в ходе которого были выявлены несоответствия требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649, и заключение с указанием необходимых мероприятий по организации выполнения работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, были составлены в феврале 2018 года. При таких обстоятельствах, на протяжении более четырех лет административным ответчиком мероприятия, перечисленные в решении по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, не выполняются, что затрудняет доступ инвалида к его жилому помещению. После внесения Бежецкой межрайонной прокуратурой в адрес администрации Бежецкого района представления, выявленные нарушения устранены не были, что свидетельствует о бездействии администрации Бежецкого района по организации выполнения работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, и нарушении прав, законных интересов инвалида Травина Д.Н., гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ему равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Более того, разрешая заявленные требования, суд учитывает, что Травин Д.Н., являющийся инвалидом первой группы, относится к социально незащищенной категории граждан, здоровье которого не позволяет ему свободно передвигаться, поэтому он нуждается в обеспечении предусмотренной действующим законодательством социальной поддержке. В связи с чем, обращениям такой категории граждан должно уделяться повышенное внимание, в частности со стороны органов местного самоуправления.

Как усматривается из сообщения администрации Бежецкого района Тверской области от 14.06.2022, направленного в адрес главы городского поселения – г. Бежецк, и.о. главы администрации Бежецкого района Тверской области в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств в муниципальной программе «Жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство Бежецкого района Тверской области на 2022-2027 гг.» при ближайшем внесении изменений в бюджет Бежецкого района просил согласовать выделение дополнительных средств, в том числе в размере 184973,09 руб. на выполнение мероприятий в целях устранения нарушений законодательства о защите жилищных прав инвалидов.

Вместе с тем, отсутствие у административного ответчика в настоящее время финансирования для проведения мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида, учитывая длительный период времени невыполнения данных работ, не является уважительной причиной, свидетельствующей об отсутствии со стороны ответчика бездействия и освобождающей от соблюдения предоставленного Травину Д.Н. права на создание условий для осуществления права на жилище, в том числе обеспечения ему как инвалиду доступности принадлежащего жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома.

Отсутствие муниципальной программы МО Бежецкого района Тверской области, направленной на обеспечение социальной поддержки инвалидов в части приспособления их жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности свидетельствует об имеющемся незаконном бездействии административного ответчика.

При этом, судом учитывается, что административным ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер по организации выполнения работ по обеспечению доступности жилого помещения, принадлежащего инвалиду, и приспособлению данного жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом приведенных положений законодательства, анализируя возникшие правоотношения, учитывая, что администрацией Бежецкого района Тверской области не принимаются меры, направленные на выполнение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, суд приходит к выводу о незаконности бездействия со стороны администрации Бежецкого района Тверской области.

При таких обстоятельствах имеются все основания для удовлетворения административного иска Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов инвалида 1 группы Травина Д.Н. о признании незаконным бездействия администрации Бежецкого района Тверской области по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности организовать проведение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида с учетом требований Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года №649.

С учетом фактических обстоятельств дела и необходимости обеспечения прав инвалида Травина Д.Н., суд считает разумным и достаточным срок для исполнения возложенной судом обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича о признании незаконным бездействия администрации Бежецкого района Тверской области по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме и возложении обязанности организовать проведение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бежецкого района Тверской области, выразившееся в не организации проведения работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича и общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: , в котором проживает инвалид Травин Д.Н., с учетом потребностей инвалида, в целях устранения выявленного при осмотре 14 февраля 2018 года несоответствия указанного жилого помещения требованиям Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года №649.

Обязать администрацию Бежецкого района Тверской области организовать проведение работ по приспособлению жилого помещения инвалида 1 группы Травина Дмитрия Николаевича и общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: , в котором проживает инвалид Травин Д.Н., с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, а именно:

- демонтаж существующей двери и наружного порога с последующей установкой нового дверного полотна с правым открыванием,

- увеличение разворотной площадки,

- замену дощатого пола,

с учетом требований Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года №649, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Решение в окончательной форме принято 03 августа 2022 года.

Председательствующий П.С. Костинова

Дело № 2а-304/2022