Дело № 2а-304/2022
УИД 42 RS0036-01-2022-000268-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Васениной О.А., при секретаре Одинцовой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Топки 27 апреля 2022 года административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту по недропользованию по сибирскому федеральному округу о признании незаконным приказа об изъятии земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту по недропользованию по сибирскому федеральному округу о признании незаконным приказа об изъятии земельного участка.
Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: земельная доля, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок используется для сельскохозяйственного производства, сдается в аренду ИП ФИО2 – главе крестьянско-фермерского хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) был издан приказ № об изъятии для государственных нужд РФ данного земельного участка в связи с осуществлением недропользования.
Как следует из приказа: утверждена схема расположения вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (приложение к приказу) площадью порядка <данные изъяты> кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером № (п.1), - дано распоряжение изъять у ФИО1 земельный участок схема которого утверждена п.1 настоящего приказа, для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования в соответствии с указанными выше лицензиями (п.2).
Приказ опубликован в газете «Провинция» № (№) от ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец считает, что данный приказ является незаконным и необоснованным ненормативным правовым актом (решением), так как принят без надлежащих правовых оснований и фактических обстоятельств, нарушены права и законные интересы административного истца.
Оспариваемый приказ почтовой связью ФИО1 не получала и узнала о нем из газеты. В газете приказ опубликован не полностью: не указан номер и дата приказа.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Кузбасснедра с заявлением о предоставлении данного решения и получила его копию.
В нарушение закона административный ответчик, как в установленный десятидневный срок, так и до настоящего времени не обеспечил на своем официальном Интернет-сайте, так же как и на общем Интернет-сайте размещение схемы расположения вновь образуемого земельного участка, являющегося приложением к оспариваемому приказу, что является грубым нарушением процедуры изъятия земельного участка, несоответствия оспариваемого акта, действий(бездействия) органов и должностных лиц нормам закона.
Данные обстоятельства подтверждает нотариально заверенный протокол осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ
Представленная Кузбасснедра заявителю копия схемы – приложения к приказу не очень хорошего качества, и не позволяет точно определить координаты вновь образуемого земельного для изъятия.
ООО «Топкинский цемент» имеет лицензии на право пользования недрами. Полагает, что для разрешения вопроса о законности издания оспариваемого приказа, в том числе необходимо выяснить его обоснованность указанным лицензиям.
При принятии оспариваемого приказа не исследовался вопрос о наличии государственной нужды при изъятии земельного участка, что свидетельствует о незаконности принятого приказа. В качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятия земельного участка у истца, ответчик принимает сам факт осуществления недропользования частной компанией в соответствии с лицензиями на пользование недрами. Исследование потребности государственной нужды в изъятии именно этого земельного участка, оценка социально-экономико-экологических последствий такого изъятия для Топкинского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, на территории которого изымается земельный участок, не проводилось, что свидетельствует об отсутствии государственной нужды в изъятии земельного участка. Принимая решение об изъятии земельного участка, уполномоченный орган Сибнедра не учел, что изымаемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу п.1 ст.79 ЗК РФ имеет приоритете в использовании и нуждается в особой охране.
ООО «Топкинский цемент» является частной коммерческой организацией, основным видом экономической деятельности которого является производство цемента.
Считает, что наличие лицензий на недропользование предоставляет необходимые права соответствующему лицу по освоению недр, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей. Сами по себе лицензии также не подтверждают государственную нуждаемость в изъятии спорного земельного участка и исключительность случая такого изъятия.
Земельный участок используется для сельскохозяйственного производства. Данная деятельность для административного истца и заинтересованного лица является их единственным семейным бизнесом.
Использование спорного земельного участка по его установленному государством прямому назначению – для производства сельскохозяйственных работ, является первостепенной задачей государства и оставляет важнейшую часть производственной и социальной инфраструктуры государства, а также стимулируют деловую и товарную активность в смежных отраслях.
Потребности ООО «Топкинский цемент», как недропользователя, в данном случае можно удовлетворить без лишения заявителя права собственности на землю. А именно, ФИО3 может передать обществу во временное платное пользование (аренду) необходимую для недропользования часть земельного участка. Переговоры истца с обществом об аренде земельного участка были безрезультатными.
При этом, отсутствуют правовые основания для изъятия земельного участка, отсутствует публичный интерес, не учтена соразмерность вмешательства государственного органа в частные интересы для достижения публичных целей, административный ответчик не обеспечил необходимый баланс интересов, нарушил имущественные права административного истца, что привело к изданию незаконного приказа об изъятии земельного участка.
Просит суд признать незаконным приказ Департамента по недропользованию по <адрес> (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № об изъятии земельного участка для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования, полностью.
Административный истец ФИО1 надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО4 действующий на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, на удовлетворении административных исковых требований настаивала.
Представитель административного ответчика Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился. В материалы дела представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела ( л.д.109).
Суд, выслушав мнения лиц участвуюших в деле, полагает ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку ответчиком является юридическое лицо, интересы которого вправе представлять любые лица, наделенные правом на представление интересов выданной юридическим лицом доверенностью.
Заинтересованное лицо – ИП ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания судебной повесткой в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица ООО «Топкинский цемент» - ФИО5, действующая на основании доверенности представившая диплом о высшем юридическом образовании, с требованиями административного истца не согласна. В материалы дела представлены письменные возражения ( л.д. 117-118).
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены правовые основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-2395-1 "О недрах" прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Частью 2 вышеуказанной нормы установлено, что допускается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Статья 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Положениями статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (пункт 1).
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статьей 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (пункт 4).
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (пункт 13).
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: земельная доля, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес> ( л.д.25-28).
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок используется для сельскохозяйственного производства, сдается в аренду ИП ФИО2 – главе крестьянско-фермерского хозяйства, что подтверждается договором аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.29-30).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) был издан приказ № об изъятии для государственных нужд РФ данного земельного участка в связи с осуществлением недропользования ( л.д.8).
Как следует из приказа: утверждена схема расположения вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (приложение к приказу) площадью порядка <данные изъяты> кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером № (п.1), - дано распоряжение изъять у ФИО1 земельный участок схема которого утверждена п.1 настоящего приказа, для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования в соответствии с указанными выше лицензиями (п.2).
Приказ опубликован в газете «Провинция» № (№) от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9).
Административный истец указывает на то, что приказ был опубликован в газете «Провинция» без указания его номера и даты.
Однако, в соответствии с п. 3.2.1 ФИО8 7.0.8-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1185-ст термин " официальное опубликование документа" означает публикация полного текста законодательного и иного нормативного правового акта в официальном издании или его первое размещение на официальном Интернет-портале. Текст документа - основная содержательная часть документа. Цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации, является его регистрационным номером и не входит в полный текст документа.
Пункт 1 статьи 60 Устава муниципального образования Топкинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ, размещенного на официальном Интернет-сайте администрации Топкинского муниципального округа (https://admtmo.ru) гласит: «Официальным опубликованием муниципальных правовых актов или соглашений считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Топкинского муниципального округа - газете «Провинция». Датой опубликования муниципального правового акта является дата выхода номера периодического печатного издания, содержащего его публикацию».
Оспариваемый приказ об изъятии не может быть отнесен к нормативному правовому акту, поскольку не содержит общих предписаний в виде норм права, определяющих правила поведения для неограниченного круга лиц, и не рассчитан на многократное применение.
Таким образом, доводы административного истца о том, что административным ответчиком не было в должной мере обеспечено опубликование приказа об изъятии земельного участка, являются несостоятельными.
Истец также указывает, что оспариваемый приказ не направлялся ей административным ответчиком
Согласно информации Почты России почтовое отправление с идентификационным номером № не было вручено ФИО1 по причине неудачной попытки вручения и возвращено отправителю с отметкой почтового отделения «за истечением срока хранения». Кроме того, указанный довод не имеет правового значения, для разрешения заявленных требований о признании приказа незаконным.
Суд не может принять во внимание и доводы о том, что у административного истца не имеется возможности выяснить соответствие границ изымаемого земельного участка границам горных отводов, предусмотренных лицензиями ООО «Топкинский цемент».
Так из представленного в материалы дела письма от ДД.ММ.ГГГГ№-ю и аката приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ координаты границ горного отвода получены административным истцом от ООО «Топкинский цемент».
Кроме того, координаты границ изымаемого земельного участка указаны в приложении к Приказу № и также получены административным истцом со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также, административный истец, как правообладатель земельного участка, в любое время вправе обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу за предоставлением выписки из ЕГРН об изымаемом земельном участке, содержащей точные координаты границ изымаемого земельного участка.
Что касается доводов административного истца о том, что для разрешения вопроса о законности издания оспариваемого Приказа необходимо выяснить его обоснованность лицензиями, а именно то, что предполагаемый к изъятию для государственных нужд для недропользования земельный участок ограничен приведенными в Приказе схемой вновь образуемого земельного участка, и полностью располагается в контуре лицензионных горных отводов (№), суд приходит к следующему.
Так схема расположения земельного участка, находящегося в контурах лицензий № была изготовлена специализированной организацией – АО «<данные изъяты> «<данные изъяты>», которая согласно Договору от ДД.ММ.ГГГГ№ выполнила подготовку Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв. м. на объекте «<данные изъяты> I».
Указанная организация производит топографические и картографические работы на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ№, что свидетельствует о выданном Российской Федерацией разрешении на проведение указанных работ. Для подготовки схемы расположения земельного участка АО «ПО «<данные изъяты>» были представлены лицензии №, также в распоряжении организации имеется карта местности и доступ к системе координат, необходимое оборудование, что позволило в качестве результата работ сформировать схему расположения земельного участка с сопоставлением контуров лицензий.
Административным истцом не представлено каких-либо доказательств позволяющих усомниться в компетенции специализированной организации - АО «ПО «<данные изъяты>», которой были указаны границы изымаемого земельного участка.
Кроме того, не нашли своего подтверждения доводы о том, что изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд является произвольным.
ООО «Топкинский цемент» производит отработку <данные изъяты> месторождения полезных ископаемых, расположенного в Топкинском районе Кемеровской области, с целью добычи цементного сырья (известняков и глин) на основании лицензии на право пользования недрами №.
Как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Топкинский цемент» - ФИО5 в связи с потребностью ООО «Топкинский цемент» в используемом сырье для производства цемента (известняк и глина), возникла необходимость в использовании дополнительной площади для добычи глин, поскольку недостаточное количество запасов глины повлечет в дальнейшем снижение производственной мощности по выпуску цемента. Расширение же карьера позволит обеспечить производство сырьем необходимого качества на следующие <данные изъяты> лет.
Для обеспечения потребности в глинистом сырье ООО «Топкинский цемент» ДД.ММ.ГГГГ получена лицензия на право пользования недрами № с целевым назначением - разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на участке <адрес>, находящемся в северо-восточной части месторождения и примыкающем к лицензионному участку недр №. Участок недр <адрес> содержит запасы глин, соответствующие утвержденным параметрам кондиций и стандартам ООО «Топкинский цемент».
Из Схемы расположения границ горных отводов к лицензиям № с нанесением границ земельных участков, находящихся в пользовании ООО «Топкинский цемент», видно, что в настоящее время в границах лицензионного участка лицензии № в целях недропользования Обществом оформлено право пользования на восемь земельных участков из девяти, необходимых для недропользования:
1. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. ООО «Топкинский цемент» приобретен в собственность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ При этом, земельный участок Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№ переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
2. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. ООО «Топкинский цемент» приобретен в собственность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ При этом, земельный участок Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
3. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. ООО «Топкинский цемент» приобретен в собственность ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;
4. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа Обществу на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ№;
5. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа Обществу на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ№;
6. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Топкинского муниципального округа Обществу на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ№;
7. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га предоставлен Департаментом лесного комплекса Кузбасса на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ№-Н;
8. Земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га предоставлен Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ При этом, земельный участок Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ№ переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» изменен на вид разрешенного использования «недропользование».
Таким образом, ООО «Топкинский цемент» оформлено право пользования земельными участками общей площадью <данные изъяты> кв.м. и отсутствие права пользования единственным земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежащим ФИО1, не позволяет ООО «Топкинский цемент» осуществлять деятельность по лицензии № что нарушает права общества, как недропользователя.
Единственным способом получения указанного земельного участка в целях осуществления пользования недрами на основе лицензии является его изъятие для государственных и муниципальных нужд.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
На основании статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
Из пункта 2 статьи 25.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О недрах" следует, что допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
По правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В пункте 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442 такой перечень утвержден.
ООО «Топкинский цемент» имеет лицензию на право пользования недрами КЕМ 00200 ТЭ с целевым назначением - разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на участке ФИО6 Восточный 1, соответственно, является недропользователем и организацией, входящей в Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442, на основании ходатайств которых осуществляется принятие решений об изъятии земельных участков.
Минэкономразвития России приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 250 утвердило требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов, в пункте 4 которых предусмотрен перечень документов, которые заявитель вправе приложить к ходатайству об изъятии: копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии); копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); выписку из Единого государственного реестра недвижимости на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе; копию международного договора Российской Федерации в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в связи с выполнением международных договоров Российской Федерации; копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; копию документа, подтверждающего иные основания, предусмотренные федеральными законами, в случае, если изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Топкинский цемент» обратилось в <данные изъяты> с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд № приложило к ходатайству все предусмотренные требованиями документы, что при условии наличия соответствующей лицензии и отсутствия оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации для отказа в принятии решения об изъятии, позволило издать Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, являющийся предметом настоящего спора.
Соответственно, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд не является произвольным и осуществлено с соблюдением установленных законом требований.
Что касается доводов административного истца о том, что при принятии оспариваемого приказа не исследовался вопрос о наличии государственной нужды при изъятии земельного участка; что в качестве обстоятельства, указывающего на наличие публичных нужд, требующих изъятие земельного участка у административного истца, административный ответчик принимает сам факт осуществления недропользования частной компанией в соответствии с лицензиями на пользование недрами; что не имеется безусловного основания для изъятия земельного участка для его недропользования частной компанией а также, что при изложенных обстоятельствах, такое использование не будет являться экономически выгодным для государства по сравнению с существующим использованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, суд приходит к следующему.
ООО «Топкинский цемент» является организацией, входящей в группу лиц системообразующей организации – АО «ХК «<данные изъяты> (п. 388 Перечня системообразующих организаций российской экономики) в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О защите конкуренции».
ООО «Топкинский цемент» входит в перечень системообразующих организаций в Кемеровской области – Кузбассе, что подтверждает его социально-экономическую значимость (№, Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ N №р).
Согласно справке о производстве и реализации цемента ООО «Топкинский цемент» (в том числе на экспорт) за период ДД.ММ.ГГГГ годы ООО «Топкинский цемент» в ДД.ММ.ГГГГ году произвело <данные изъяты> млн. тонн цемента, реализовало <данные изъяты> млн. тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году произвело <данные изъяты> млн. тонн цемента, реализовало <данные изъяты> млн. тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году произвело <данные изъяты> млн. тонн цемента, реализовало <данные изъяты> млн.тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году произвело <данные изъяты> млн. тонн цемента, реализовало <данные изъяты> млн. тонн цемента.
Около <данные изъяты>% выпущенной продукции Обществом направляется на строительные площадки Сибирского федерального округа. В Кузбассе цемент используется для возведения канатной дороги в <данные изъяты>, для строительства и ремонта автомобильных дорог. В столице Кузбасса продукция ООО «Топкинский цемент» применяется при реконструкции <данные изъяты>, возведении здания <данные изъяты> на <адрес>, спорткомплекса «<данные изъяты>», жилого района <данные изъяты> и других объектов.
Цемент производства ООО «Топкинский цемент» применяется в транспортном строительстве для производства бетона дорожных и аэродромных покрытий, а также используется при изготовлении железобетонных напорных и безнапорных труб, шпал, мостовых конструкций, стоек высоковольтных линий электропередачи, контактной сети железнодорожного транспорта, применяется для крепления глубоких нефтяных и газовых скважин в условиях повышенных температур и давления.
Общество также поставляет продукцию на экспорт: в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ году направлено <данные изъяты> тыс. тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> тыс. тонн цемента, в Казахстан в ДД.ММ.ГГГГ году направлено <данные изъяты> тыс. тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> тыс. тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> тыс. тонн цемента; в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> тыс. тонн цемента (Справка о производстве и реализации цемента ООО «Топкинский цемент» (в том числе на экспорт) за период ДД.ММ.ГГГГ годы прилагается).
Кроме этого, ООО «Топкинский цемент» активно участвует в благотворительных акциях и проектах <данные изъяты> муниципального округа, направляет средства на благоустройство территории района, оказывает финансовую помощь творческим и спортивным коллективам. В их числе – детско-юношеская спортивная школа по зимним видам спорта, танцевальный коллектив «<данные изъяты>», клуб рукопашного боя.
Так, в <данные изъяты> году расходы ООО «<данные изъяты>» на благотворительную и спонсорскую помощь составили <данные изъяты> млн рублей; в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> млн. рублей; в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> млн. рублей; в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> млн. рублей. Всего же за последние четыре года (ДД.ММ.ГГГГ) согласно Справки о благотворительной и спонсорской помощи ООО «Топкинский цемент» за ДД.ММ.ГГГГ годы на эти цели направлено свыше <данные изъяты> млн рублей.
Соответственно, утверждение административного истца в отношении ООО «Топкинский цемент» о том, что наличие лицензий на недропользование предоставляет необходимые права соответствующему лицу по освоению недр, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей, необоснованно.
Административный истец указывает, что земельный участок используется его правообладателем для развития сельского хозяйства в соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса РФ на период до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденной Распоряжением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р и, что его использование осуществляется в публичных интересах и соответствует общественным потребностям и государственным нуждам.
Однако, суд считает, что предоставленный в материалы дела договор аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ№ не может подтверждать именно государственную нуждаемость в использовании спорного земельного участка. Напротив, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец использует земельный участок с целью получения выгоды от передачи в аренду и лишь опосредованно служит интересам общества.
При этом изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами Российской Федерации, изложенными в Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до ДД.ММ.ГГГГ года и дальнейшую перспективу до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 868-р.
Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации в промышленности строительных материалов, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в отрасли.
К промышленности строительных материалов относится производство в том числе таких видов строительных материалов, как цемент.
Основными потребителями строительных материалов являются строительная индустрия, промышленность строительных материалов, дорожная отрасль, железнодорожное путевое хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, нефтяная и газовая промышленность. Кроме того, продукция промышленности строительных материалов используется в автомобилестроении и транспортном машиностроении, сельском хозяйстве, производстве мебели и для нужд населения.
Также согласно положениям Стратегии промышленность строительных материалов является приоритетной отраслью, определяющей текущее состояние национальной экономики и потенциал ее развития, включая обновление основных фондов, строительство и ремонт объектов промышленности, транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство в необходимом объеме комфортного и качественного жилья, занятость населения в средних и малых населенных пунктах, а также размер государственных расходов, связанных с реализацией программ развития.
Целями Стратегии в том числе являются:
формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной (в части спроса и предложения) промышленности строительных материалов инновационного типа, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной, доступной и энергоэффективной продукцией;
обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан.
Деятельность отрасли напрямую зависит от уровня инвестиционной активности - инвестиций в основной капитал, спроса на строительные материалы со стороны индустриальных потребителей и населения.
Российская Федерация, выдавая лицензии на пользование недрами и добычу полезных ископаемых, стимулирует инвестирование в отрасль частного капитала, что позволяет с привлечением средств частных инвесторов достигать установленных Российской Федерацией стратегических целей и задач, а также обеспечивать стабильные поступления в доходную часть консолидированного бюджета страны.
Доводы административного истца о том, что потребности ООО «Топкинский цемент», как недропользователя, в данном случае можно удовлетворить без лишения заявителя права собственности на землю, а именно, ФИО1 может передать обществу во временное платное пользование (аренду) необходимую для недропользования часть земельного участка, ставку арендной платы стороны могут установить на основании отчета независимого оценщика, при этом, такое использование земельного участка сохранит баланс интересов частных лиц, позволит сохранить частную собственность, а после окончания работ по недропользованию у заявителя и заинтересованного лица останется возможность продолжения свой сельскохозяйственной деятельности, противоречит нормам действующего законодательства.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством Российской Федерации. Исходя из положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07. 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В связи с тем, что принадлежащий ФИО1 земельный участок отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», передача изымаемой части земельного участка ФИО1 в аренду ООО «Топкинский цемент» без перевода указанного земельного участка в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» и изменения вида разрешенного использования на «недропользование» противоречит нормам действующего законодательства.
Утверждение административного истца о том, что в начале ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Тонкинский цемент» обращалось к заявителю с просьбой предоставления части земельного участка для недропользования по лицензии №, и административный истец не отказывался от передачи в аренду части земельного участка по рыночной ставке арендной платы, однако, по неизвестным причинам, представители ООО «Топкинский цемент» далее резко прекратили переговоры по указанной теме в судебном заседании опровергла представитель заинтересованного лица, указав на следующее.
В связи с невозможностью заключения между ООО «Топкинский цемент» и ФИО1 договора аренды земельного участка, ООО «Топкинский цемент» неоднократно обращалось к ФИО1 с предложением о выкупе части земельного участка, необходимой для недропользования согласно лицензии № №№
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ№-ю административному истцу было предложено реализовать Обществу земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. по цене <данные изъяты> руб. В ответ ФИО1 сообщила, что такая продажа возможна после проведения оценки и определения рыночной стоимости земельного участка (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ сторонами была достигнута договоренность (письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в целях проведения оценки вышеуказанного земельного участка привлечь независимого оценщика ООО «<данные изъяты>». Заказчиком и плательщиком услуг являлось ООО «Топкинский цемент».
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Топкинский цемент» информировало ФИО1 (письмо №-ю) о результатах проведенной ООО «<данные изъяты>» оценки и повторно предложило реализовать Обществу земельный участок площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м. по установленной оценщиком рыночной стоимости. Предложенная ООО «Топкинский цемент» стоимость приобретения земельного участка <данные изъяты> руб. выше стоимости, установленной государственной кадастровой оценкой земельного участка, а именно <данные изъяты> руб., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. приложенной к административному исковому заявлению. Однако ФИО1 реализовать земельный участок по установленной независимым оценщиком рыночной стоимости не согласилась, предложила ООО «Топкинский цемент» приобрести его по необоснованно завышенной стоимости.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что у ФИО1 изначально отсутствовало намерение передавать данный земельный участок в аренду ООО «Топкинский цемент».
Таким образом суду представлены доказательства лишь того, что ФИО1 согласилась на продажу данного земельного участка, но не по рыночной стоимости, предложенной ООО «Топкинский цемент», а по стоимости, в <данные изъяты> раз превышающей рыночную стоимость земельного участка.
Доводы административного истца о том, что приказом Сибнедра нарушены его права, гарантированные ст. 35 Конституции Российской Федерации на охрану частной собственности, поскольку он лишается права собственности на изымаемый земельный участок; о том, что не учтена соразмерность вмешательства государственного органа в частные интересы для достижения публичных целей; о том, что административный ответчик не обеспечил необходимый баланс интересов, нарушил имущественные права административного истца являются также необоснованными.
Конституция Российской Федерации допускает ограничение прав и свобод, в том числе права частной собственности на землю, федеральным законом - в целях и в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей (статья 55, часть 3), и как специальный случай такого ограничения предусматривает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд, которое может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35, часть 3). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения, если эти ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными и соразмерными; приведенные конституционные положения допускают изъятие имущества в публичных целях при обязательном установлении справедливой, соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов
Конкретные условия и основания принудительного отчуждения имущества для государственных и муниципальных нужд, в том числе обусловленных ведением работ, связанных с пользованием недрами, определяют нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О недрах".
Таким образом, Приказом Сибнедра не нарушены права ФИО1, гарантированные ст. 35 Конституции РФ на охрану частной собственности, правовые основания для изъятия земельного участка имеются, необходимый баланс интересов обеспечен, имущественные права административного истца не нарушены, поскольку за изымаемый участок Обществом ФИО1 будет осуществлено возмещение в размере, установленном соглашением об изъятии, в соответствии со статьями 56.7, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным в том случае, если суд признает его не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания приказа Департамента по недропользованию по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования» незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие приказа нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ нормативным правовым актам соответствует, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 179,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Департаменту по недропользованию по <адрес> о признании незаконным приказа Департамента по недропользованию по <адрес> (Сибнедра) от ДД.ММ.ГГГГ. № об изъятии земельного участка для государственных нужд РФ в связи с осуществлением недропользования, полностью, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Топкинский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: /подпись/ Васенина О.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2022 года
Решение на момент размещения на сайте не вступило в законную силу.