ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3051/2021 от 06.12.2021 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-3051/2021

54RS0003-01-2021-002881-18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2021 года г. Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска

в составе:

Председательствующего судьи Зуева А.А.,

При секретаре судебного заседания Андрейченко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисовой Софьи Николаевне к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска,мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с указанным административным исковым.

В обосновании заявленных требований ссылается на то, что Борисова С. Н. обратилась 08.02.2021 г. и 10.02.2021 г. обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г Новосибирска с заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровым __ находящегося в неразграниченной государственной собственности (площадью 241м2, вид разрешенного использования— для строительства коттеджей) и земельного участка с кадастровым __ находящегося в частной собственности Борисовой С. Н. (площадью 1 000 м2, вид разрешенного использования — для строительства коттеджей).

Заявление Борисовой С.Н., поданное в ДЗИО Мэрии, содержало все необходимые приложения и сведения, установленные ст. 39.29 ЗК РФ, в том числе проект перераспределения и согласие АО «Новосибирский завод "Экран"» на перераспределение.

В силу п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган, получивший заявление о перераспределении земельных участков, принимает решение в срок не более 30 дней.

Таким образом, срок для рассмотрения заявления Борисовой С.Н. составлял срок до 08.03.2021 г. и 10.03.2021 г.

В установленный законом срок решение по заявлению Борисовой С. Н. принято не было.

Основания для отказа в удовлетворении заявления о перераспределении земельных участков установлены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Каких-либо оснований для отказа в удовлетворении заявления Борисовой С.Н. из числа предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не имелось.

Вместе с тем, ДЗИО Мэрии в течение длительного времени, до мая 2021 года, в отсутствие на то законных оснований, уклонялся от согласования перераспределения земельных участков.

По результатам рассмотрения заявления Борисовой С. Н. от 08.02.2021 г. и 10.02.2021 г. ДЗИО Мэрии принято решение, выраженное в уведомлении __ от 06.05.2021 г., в соответствии с которым принятие решения по поступившему заявлению не представляется возможным.

Принимая обжалуемое решение ДЗИО Мэрии ссылается на постановление Правительства Новосибирской области от 16.03.2021 г. № 67-п «О необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения— лесного парка "Заельцовский бор" Новосибирской области».

Кроме того, ДЗИО Мэрии ссылается на ст. 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 г __ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области», в соответствии с которым с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационной местности, лесного парка, в целях предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия приостанавливается предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания природно-рекреационной местности, лесного парка объектов социально-культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередач, трубопроводов, автомобильных дорог), иная деятельность, наносящая вред или создающая возможность нанесения такого вреда природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых предполагается создание такой особо охраняемой природной территории.

Вместе с тем, указанное Постановление № 67-п принято 16.03.2021 г., то есть после истечения установленных законом сроков у ДЗИО Мэрии на согласование проекта перераспределения земельного участка на основании заявления от 08.02.2021 г. 10.02.2021 г., в связи с чем, полагает его не подлежащим применению.

Статья 12.1 Закона №325-03 введена Законом Новосибирской области от 25.02.2021 г № 59-03 «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области», который ступил в силу 08.03.2021 г., то есть также после подачи заявлений Борисовой С. Н. о перераспределении земельных участков от 08.02.2021 г. и 10.02.2021 г.

Учитывая, что земельные участки с кадастровыми __ и __.164 находятся по адресу: г. Новосибирск, Заельцовский район, ... что относится к территории населенного пункта — город Новосибирск, оборот, в том числе перераспределение и предоставление таких земельных участков возможно по общим правилам, установленным земельным законодательством Российской Федерации.

Борисова С.Н. использует указанные земельные участки в соответствии с договором об инвестиционной деятельности от 19.05.2005 г. (с учетом дополнительных соглашений от 05.05.2010г., 06.12.2012г., 06.12.2012г., 11.01.2021 г.) осуществила строительство жилого дома, то есть использовала земельные участки для индивидуального жилищного строительства, при этом жилой дом, на момент постройки, расположен на земельных участках с кадастровыми __ и __ не представляется возможным установить, в чем именно заключается неблагоприятное антропогенное воздействие от удовлетворения заявления Борисовой С.Н. о перераспределении уже используемых в течение длительного времени земельных участков.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать недействительным решение Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии г. Новосибирска, выраженное в уведомлении __ от 06.05.2021 г.

В судебное заседание Борисова С.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, в суд направила своего представителя, который поддержал требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Мэрия г. Новосибирска, Департамента земельных и имущественных отношений в суд не явились, направили отзывы, в которых возражали против удовлетворения требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судом установлено, что Борисова С. Н. обратилась 08.02.2021 г. и 10.02.2021 г. обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г Новосибирска с заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровым __ находящегося в неразграниченной государственной собственности (площадью 241м2, вид разрешенного использования— для строительства коттеджей) и земельного участка с кадастровым __ находящегося в частной собственности Борисовой С. Н. (площадью 1 000 м2, вид разрешенного использования — для строительства коттеджей).

Заявление Борисовой С.Н., поданное в ДЗИО Мэрии, содержало все необходимые приложения и сведения, установленные ст. 39.29 ЗК РФ, в том числе проект перераспределения и согласие АО «Новосибирский завод «Экран» на перераспределение.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

В силу п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Таким образом, срок для рассмотрения заявления Борисовой С.Н. составлял срок до 08.03.2021 г. и 10.03.2021 г.

В установленный законом срок решение по заявлению Борисовой С. Н. принято не было.

06.05.2021 г. Департаментом земельным и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска было принято решение об отказе в удовлеовтрнеии заявление. Из текста решений следует, что предлагаемые к образованию земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой Правительством Новосибирской области принято постановление от 16.03.2021 __ «О необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения - лесного парка «Заельцовский бор» Новосибирской области». При этом, согласно статье 12.1 Закона Новосибирской области от 26.09.2005 __ «Об особо охраняемых природных территориях в Новосибирской области» с даты принятия решения о необходимости создания природно-рекреационнои местности, лесного парка на земельных участках, расположенных на территории, на которой предполагается создание природно-рекреационнои местности, лесного парка, в целях предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия приостанавливается предоставление земельных участков, выдача разрешений на строительство, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, используемых: по целевому назначению на дату принятия решения о необходимости создания природно-рекреационнои местности, лесного парка, объектов социально-культурного назначения, а также гидротехнических сооружений, линий связи и электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог), иная деятельность, наносящая вред или создающая возможность нанесения такого вреда природным комплексам и объектам, для охраны и использования которых предполагается создание такой особо охраняемой природной территории./л.д. 12/

В указанный период времени, при этом после 10.03.2021 г., а именно 16.03.2021 г. Правительство Новосибирской области приняло постановление __ «О необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения— лесного парка "Заельцовский бор" Новосибирской области», на которое ссылается административный ответчик при отказе в удовлетворении заявления административного истца.

В силу п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Оценивая требования истца, суд приходит к выводу о том, что административным истцом Департаментом земельных и имущественных обращений мэрии г. Новосибирска были нарушены сроки ответа на заявление Борисовой С.Н., что привело к необоснованному отказу в удовлетворении ее заявлений. При отказе в удовлетворении заявлений Департаментом земельных и имущественных обращений мэрии г. Новосибирска ссылается на постановлении Правительства от 16.03.2021 г., которой, при соблюдении административным ответчиком сроков принятия решений, не существовало.

Кроме того, Борисовой С.Н. суду представлено постановление Правительства Новосибирской области от 16.08.2021 г. № 320-П, которым пунктом 5 признано утратившим силу постановление Правительства Новосибирской области от 16.03.2021 г. __ «О необходимости создания особо охраняемой природной территории регионального значения— лесного парка "Заельцовский бор" Новосибирской области».

В своем решении Департамент не ссылается на положения ст. 39.29 ЗК РФ, на основании какого из пунктов указанной статьи было отказано заявителю.

Таким образом, имеется причинно-следственная связь между приняты решением об отказе и нарушением сроков рассмотрения обращений, суд приходит к выводу о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, выраженное в уведомлении № 31/17/06795 от 06.05.2021 г.

Учитывая, что существует административный порядок рассмотрения заявлений о перераспределении земельных участков, суд не должен подменять собой административный порядок рассмотрения данных заявлений, в целях восстановления прав Борисовой С.Н. суд полагает необходимым обязать Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Борисовой С. Н. от 08.02.2021 г. и 10.02.2021 г. о перераспределении земельных участков.

руководствуясь ст. 175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требованияБорисовой С. Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска, выраженное в уведомлении __ от 06.05.2021 г.

Обязать Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирскав течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Борисовой С. Н. от 08.02.2021 г. и 10.02.2021 г. о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2021 г.

Судья /подпись/ А.А. Зуев

__а__ в Заельцовском районном суде г. Новосибирска.