ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3056/2021 от 03.08.2021 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3056/2021 ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2021 года г. Пермь

Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при ведении протокола помощником ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО2 по доверенности,

представителя заинтересованного лица – консультанта сектора правового обеспечения правового управления Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании уточненное административное исковое заявление ФИО4 о признании незаконным решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа от Дата, возложению на комиссию обязанности совершить действия, направленные на организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., объекта капитального строительства ... –«магазины»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО4 обратилась в Дзержинский районный суд г.Перми с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского края от Дата, возложению на комиссию обязанности совершить действия, направленные на организацию и проведение общественных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по Адрес, указав, что обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования под магазины, заявление передано департаментом в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, а оттуда решением комиссии за подписью секретаря заявление возвращено. Считает действия незаконными, поскольку заявление комиссией фактически не рассмотрено.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен секретарь комиссии – директор государственного казенного учреждения «Институт регионального и городского планирования» ФИО5, подготовивший оспариваемый ответ от Дата, в качестве заинтересованного лица привлечена председатель комиссии.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 – ФИО2 на требованиях настаивала, указала, что решение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа (далее – комиссии) от Дата вынесено незаконно, поскольку все обосновывающие документы были предоставлены, но ответа на 8 день не подготовлено, значит, признана их комплектность. Регламент не опубликован, поэтому его применение незаконно. ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по Адрес, вид разрешенного использования – садовые дома, дачные дома, летние сооружения. С целью получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – «магазины» Дата обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с соответствующим заявлением, однако в предоставлении услуги было отказано Дата комиссией на основании п.п. 2.4 и 4.1 Регламента. Не соглашаясь с ответом, полагает, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное действие, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления по существу, что влечет нарушение ее прав как собственника земельного участка. Восстановлением права является объявление публичных слушаний.

Представитель заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края -консультант сектора правового обеспечения правового управления ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснил, что заявление возвращено в связи с некомплектностью, решение комиссия не принимала, поскольку правом проверки комплектности наделен в соответствии с Регламентом секретарь. Регламент опубликован, действует с Дата. Ответ дан Дата от лица секретаря комиссии в связи с отсутствием необходимых документов. Комиссия является коллегиальным органом, собирается на заседания председателем.

С адреса осуществления деятельности административного ответчика - комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа вернулся конверт в связи с неполучением корреспонденции.

Секретарь комиссии – директор государственного казенного учреждения «Институт регионального и городского планирования» ФИО5 о дне судебного заседания извещен, направил письменные возражения, с требованиями не согласен.

Заинтересованное лицо – председатель комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа - и.о. министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО6 направила письменные возражения, с требованиями не согласна.

Ранее участвовавшая в судебном заседании представитель заинтересованного лица - департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми – заместитель начальника отдела судебной защиты юридического управления ФИО7 возражала против удовлетворения требований административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что ФИО4 в нарушение положений статей 16, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не представила необходимые документы, в связи с чем материалы были возвращены секретарём. С Дата полномочия переданы на уровень субъекта РФ.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий.

Право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решения, действия органа государственной власти, должностного лица, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предусмотрено частью 1 статьи 218 КАС РФ. В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту регулирует законодательство о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).

Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (часть 1 статьи 5 ГрК РФ).

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции (часть 2 статьи 5 ГрК РФ). Согласно пунктам 1 - 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов.

Из положений статей 20 и 24 ГрК РФ следует, что документы территориального планирования муниципальных образований, в том числе внесение изменений в данные документы, утверждаются представительными органами местного самоуправления этих муниципальных образований, а утверждению документов территориального планирования муниципальных образований предшествует их подготовка в порядке, регламентированном положениями указанных статей ГрК РФ.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1).

В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, в числе прочих, относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Общественные обсуждения, как это вытекает из Законаакона № 131-ФЗ, могут проводиться в иных целях, напрямую не связанных с осуществлением общественного контроля самим населением, а лишь при его участии для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Такие общественные обсуждения (публичные слушания) хотя и могут организовываться по инициативе населения, однако решение об их назначении принимает представительный орган муниципального образования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает общие правила проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки, планировки территории, ряду других проектов. Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по таким проектам, а также организатор общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования или иным муниципальным правовым актом.

Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки в соответствии с частями 12, 13 статьи 24, частью 15 статьи 31, частью 1 статьи 32 ГрК РФ являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.

В силу п. 10 ст. 39 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.

По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения и направляет их главе местной администрации, который в течение трех дней со дня поступления указанных документов принимает соответствующее решение (ч. 2, 8 - 10 ст. 39 ГрК РФ).

При этом в изменении вида разрешенного использования может быть отказано, если земельный участок не соответствует предельным (минимальным или максимальным) размерам и параметрам, установленным для земельных участков с испрашиваемым видом разрешенного использования (п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ; п. 9 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми. Данное решение опубликовано в печатном издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 48 от 10.07.2007.

Согласно п. 1.1.5 Положения о Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 15.12.2006 № 88-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия в сфере градостроительства и архитектуры.

Распоряжением Правительства Пермского края от 30.12.2020 № 362-рп утвержден состав и Порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа. Распоряжение опубликовано в Бюллетене законов Пермского края 04.01.2021 № 1, том 4.

Распоряжение вступило в законную силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с Дата

В соответствии с п. 4.1 Порядка комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседания комиссии проходят по решению председателя комиссии.

Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Согласно п. 3.1.9 полномочием комиссии является рассмотрение заявлений физических лиц о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Приказом Министерства от 30.12.2020 № 31-02-1-4-1037 утвержден Регламент работы комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа (далее – Регламент).

Первоначальный текст документа опубликован в издании Официальный сайт Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края http://www.migd.permkrai.ru, 12.01.2021.

В соответствии с п. 4.1 Регламента секретарь комиссии в срок не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации заявления заинтересованных лиц о предоставлении разрешений: осуществляет проверку представленных материалов на соответствие требованиям пункта 2.4 Регламента; возвращает заявление заинтересованному лицу в случае несоответствия заявления и предоставленных материалов требованиям пункта 2.4 Регламента; подписывает и направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по соответствующему проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицам, указанным в части 4 статьи 39 ГрК РФ.

В силу п. 4.2 Регламента комиссия осуществляет подготовку заключения с рекомендациями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и обеспечивает подготовку проекта решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в срок не позднее 30 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 4.2 в ред. Приказа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 04.02.2021 № 31-02-1-4-120).

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Судом установлено, что ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по Адрес, вид разрешенного использования – садовые дома, дачные дома, летние сооружения.

Дата ФИО4 обратилась в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка под «магазины».

Ответом от Дата было отказано. Ответ не обжаловался.

Дата в департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми поступило заявление ФИО4 с приложением обосновывающих материалов. В данном заявлении указаны сведения о планируемых параметрах реконструкции индивидуального жилого дома, включая размеры отступов от всех границ земельного участка до индивидуального жилого дома.

8-дневное рассмотрение обращения предусмотрено постановлением администрации г. Перми от 29.05.2008 № 450 «Об утверждении Регламента комиссии по землепользованию и застройке города Перми», утратившим силу в связи с изданием постановления администрации г. Перми от 19.01.2021 № 14.

Законом Пермского края от 07.12.2020 № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» перераспределены полномочия между Правительством Пермского края и администрацией города Перми.

При заключении Соглашения от Дата департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми передал вопрос рассмотрения заявления ФИО4 в Министерство (п. 11 акта приема-передачи).

Рассмотрев переданные документы, Министерство направило в адрес администрации г.Перми подписанные акты приема-передачи соответствующих документов.

В связи с тем, что с Дата полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности переданы в Министерство, заявление письмом департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата передано по компетенции в Министерство, о чем проинформирована ФИО4

Дата принятия заявления в Министерство – Дата, в тот же день заявление передано Министерством в Комиссию.

Секретарем комиссии на основании п. 4.1 Регламента рассмотрены представленные с заявлением материалы, проверена их комплектность на соответствие п. 2.4 Регламента.

Так, согласно пункту 2.4 Регламента, при поступлении заявлений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства к заявлению прилагаются следующие материалы по обоснованию:

2.4.1. В заявлении и прилагаемых к заявлению материалах должна быть обоснована целесообразность намерений и доказано, что при выполнении определенных условий, которые должны быть изложены в заявлении, не будет оказано негативное воздействие на окружающую среду в объемах, превышающих пределы, определенные техническими регламентами (а вплоть до их вступления в установленном порядке в силу - нормативных технических документов в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и ГрК РФ) и градостроительными регламентами, применительно к соответствующей территориальной зоне.

В заявлении отражается содержание запроса и даются сведения о заявителе. Приложения к заявлению должны содержать идентификационные сведения о земельном участке и обосновывающие материалы. Заявление содержит обязательство заинтересованного лица нести расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 2.4.2. Идентификационные сведения о земельном участке, в отношении которого подается заявление, включают: адрес расположения земельного участка, объекта капитального строительства; кадастровый номер земельного участка; правоустанавливающие документы на земельный участок, объекты капитального строительства (при их наличии); ситуационный план - расположение соседних земельных участков с указанием их кадастровых номеров, а также объектов капитального строительства, на них расположенных. 2.4.3. Обосновывающие материалы предъявляются в виде эскизного проекта строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовать в случае предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Обосновывающие материалы включают: схему земельного участка с отображением на ней позиций, относящихся к запросу: указание мест расположения существующих и намечаемых строений и описание их характеристик (общая площадь, этажность, открытые пространства, существующие и планируемые места стоянок автомобилей и т.д.); информацию о планируемых вместимости, мощности объекта, объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (количество работающих и посетителей), грузооборот (частота подъезда к объекту грузовых автомобилей), объемы инженерных ресурсов (энергообеспечение, водоснабжение и т.д.); документы, подтверждающие возможность получения таких ресурсов в необходимом объеме (технические условия, предоставленные уполномоченными организациями); информацию о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности) - обоснование того, что реализацией предложений не будет оказано негативное воздействие на окружающую среду в объемах, превышающих допустимые пределы.

Согласно п. 2.4.4 Регламента к заявлению прилагается заверенное согласие правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

На основании ответа секретаря комиссии от Дата заявление ФИО4 возвращено ввиду отсутствия всех обосновывающих материалов и согласия правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком.

Таким образом, процедура возвращения заявления проведена в установленном действующим на момент получения комиссией заявления порядке. Требований к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми административным истцом не заявлялось.

На основании изложенного, суд считает оспариваемый ответ соответствующим закону, процедуру возвращения заявления соблюденной.

Суд учитывает, что фактически оспаривается не отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а промежуточное решение административного ответчика, которое является по существу предварительным этапом и не препятствует совершению дальнейших действий по подаче заявления для изменения вида разрешённого использования земельного участка.

Довод представителя административного истца о том, что административным ответчикам необходимо руководствоваться ст. 39 ГрК РФ, а не полномочием секретаря, установленным Регламентом, к удовлетворению заявленных требований не ведет, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 39 ГрК РФ в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Требование о возложении на комиссию обязанности совершить действия, направленные на организацию и проведение публичных слушаний, влекут нарушение компетенции органа или должностного лица, поскольку согласно п. 4.2 (2) Регламента комиссия направляет в администрацию заключение с рекомендациями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, то есть требованием административного искового заявления является, фактически, возложение на комиссию обязанности подготовить заключение с рекомендациями о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка для организации и проведения публичных слушаний.

Судебные акты судов общей юрисдикции в силу статьи 3 КАС РФ о задачах административного судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания соответствия произведенных действий положениям вышестоящих нормативных правовых актов, приведены допустимые и достоверные доказательства, что необходимые для вынесения на обсуждение комиссии документы в соответствии с имеющимися требованиями в заявлении ФИО4 отсутствовали. Сведения об отмене действия указанных правовых актов не установлены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 о признании незаконным решения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа от Дата, возложению на комиссию обязанности совершить действия, направленные на организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ..., объекта капитального строительства ... «магазины» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления.

Копия верна

Судья Е.В.Мухина

В мотивированном виде изготовлено Дата