КОПИЯ
70RS0003-01-2021-006480-73
Дело №2а-3056/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Томск 11 октября 2021 года
Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна А.М.,
при секретаре Лавриченко Д.Е.,
с участием представителя административного истца Гелбутовского А.В.,
представителей заинтересованных лиц Герасимова В.В., Маткина В.Е.,
помощник судьи Балахнина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска, Администрации Томской области о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия,
установил:
Прокурор города Томска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации Города Томска и Администрации Томской области в части неисполнения обязанности по обеспечению земельных участков, расположенных на территории Кузовлевского тракта в г. Томска инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с проектном планировки и проектом межевания, утвержденными постановлением администрации Города Томска от 30.11.2011 № 2047-з; обязать администрацию Города Томска и Администрацию Томской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению земельных участков, расположенных на территории Кузовлевского тракта в г. Томска инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с проектном планировки и проектом межевания, утвержденными постановлением администрации Города Томска от 30.11.2011 № 2047-3.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Томска по информации Департамента природных ресурсов Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении льготной категории граждан земельными участками. Данной проверкой установлено, что на территории в районе Кузовлевского тракта г.Томска, в отношении которой постановлением администрации Города Томска от 30.11.2011 № 2047-3 утверждены проект планировки и проект межевания территории, под индивидуальное жилищное строительство образовано и направлено для распределения 590 земельных участков для льготных категорий граждан, в том числе семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и многодетных семей. С 2013 года по 2020 год всего согласились с предложенными земельными участками 542 семьи. В настоящее время не распределенными остались 47 земельных участков. При этом до настоящего времени выделенные земельные участки объектами транспортной и инженерной инфраструктуры не обеспечены, на значительной части земельных участков произрастают зеленые насаждения, в связи с чем, у граждан отсутствует доступ к своим земельным участкам, и, как следствие, возможность для реализации льготным категорий граждан права на индивидуальное жилищное строительство на предоставленных земельных участках. На указанные факты, а также на факты ненадлежащего осуществления полномочий по проектированию сети электроснабжения ранее прокуратурой г. Томска указывалось в представлениях от 04.08.2020, а также от 15.06.2021. Вместе с тем, надлежащих мер по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой ответчиками не принято.
В судебном заседании представитель административного истца Гелбутовский А.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по изложенным основаниям.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска Герасимов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что администрацией Города Томска были предприняты все возможные меры для обеспечения земельных участков транспортной и инженерной инфраструктурой, однако требования не исполнены в связи с отсутствием бюджетных ассигнований.
Представитель департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. в судебном заседании оставил рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.
Административные ответчики администрация Города Томска, Администрация Томской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Согласно представленному отзыву администрации Города Томска ответчиком были предприняты все возможные действия для обеспечения земельных участков, находящихся на территории Кузовлевского тракта в г. Томске, инженерной инфраструктурой. В 2019 году муниципальным образованием «Город Томск» были изысканы бюджетные ассигнования местного бюджета на выполнение работ по строительству сетей электроснабжения на территории,расположенной по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт. По результатам размещения муниципального заказа заключен муниципальный контракт с ООО «ПроектСервис» на выполнение проектноизыскательских работ от 20.12.2019 № 116 со сроком выполнения работ - 01.03.2021 г. (в редакции дополнительного соглашения от 30.10.2020 № 1). В соответствии с техническим заданием необходимо запроектировать 28,74 км. сетей электроснабжения. При этом на проектную документацию получено отрицательное заключение государственной экспертизы. Отрицательное заключение получено по причине невозможности получения права пользования земельным участком для строительства объекта, а именно:постановлением от ЗОЛ 1.2011 № 2047-3 администрации Города Томска «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в районе Кузовлевского тракта под индивидуальное жилищное строительство в г. Томске» утвержден проект планировки и проект межевания территории в районе Кузовлевского тракта под индивидуальное жилищное строительство в г. Томске. Сети электроснабжения проектируются для обеспечения электроснабжением земельных участков, указанных в проекте планировки и проекте межевания территории. В ноябре 2020 года в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска была направлена заявка на получение разрешения на использование земель. В декабре получен отказ (письмо от 09.12.2020 № 02-19/12529). Основной причиной отказа указано, что испрашиваемые земли частично расположены в границах земель лесного фонда (информация подтверждена письмом от 25.12.2020 № 74-11-6953 Департамента лесного хозяйства Томской области). При этом в утвержденном проекте планировки и проекте межевания территории в районе Кузовлевского тракта под индивидуальное жилищное строительство не было информации о том, что проектируемая территория частично расположена на землях лесного фонда. Для решения сложившейся ситуации с января по май 2021 года были организованы и проведены совещания с профильными департаментами администрации Города Томска, а также департаментом лесного хозяйства Томской области. Вопрос по оформлению права пользования на землях лесного фонда на данный момент не решен. ООО «ПроектСервис» проведен анализ объема дополнительных работ при условии, что проектируемые сети будут исключены из границ земель лесного фонда, установлено: коридоры частично выйдут за границы ранее принятого пятна застройки; на данную территорию нет инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерногеологических, археологических и других); определен предварительный перечень земельных участков под ИЖС, к которым не будет возможности подвести сети электроснабжения; необходимо выполнить полное «перепроектирование» объекта; дополнительные работы ориентировочно займут 12 месяцев.
В апреле 2021 были проведены дополнительные мероприятия по вопросу оформления права пользования земельным участком для строительства вышеуказанного объекта. На совещании, проведенном совместно с представителями департамента лесного хозяйства Томской области, был озвучен следующий механизм для возможности выполнения работ на землях лесного фонда:
Департаментом городского хозяйства администрации Города Томска были предприняты следующие действия, по обеспечению указанных земельных участков водоснабжением и водоотведением. Подпрограммой «Развитие инженерной инфраструктуры на 2015-2025 годы» муниципальной программы «Развитие инженерной инфраструктуры для обеспечения населения коммунальными услугами», утвержденной постановлением администрации Г орода Томска № 987 от 30.09.2014, предусмотрена потребность в средствах по строительству сетей инженерной инфраструктуры для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям. В рамках инвестиционной программы ООО «Томскводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы, утвержденной приказом Департамента тарифного регулирования администрации Томской области от 27.12.2018 № 4-715, запланированы мероприятия по объекту: «Строительство сетей водоснабжения в целях подключения объектов ИЖС в районе Кузовлевского тракта (проектирование)». Выполнение указанных мероприятий запланировано в 2023 году.
В связи с отсутствием финансирования в бюджете муниципального образования «Город Томск» на реализацию мероприятий по обеспечению водоснабжения, газоснабжения, транспортной доступности земельных участков под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям, в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 05.09.2019 № 313а (с изменениями) «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации», администрацией Города Томска, были направлены бюджетные заявки в адрес Департамента по социально-экономическому развитию села администрации Томской области на финансирование из областного бюджета объектов капитального строительства муниципальной собственности в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Томской области» (исх. от 27.04.2021 № 3037) и в адрес Департамента архитектуры и строительства администрации Томской области на финансирование из областного бюджета объектов капитального строительства муниципальной собственности в рамках государственной программы «Жилье и городская среда» (исх. от 27.04.2021 № 3040).
Довод прокурора города Томска о том, что включение указанных мероприятий в муниципальные программы не свидетельствует о надлежащем исполнении администрацией Города Томска своих обязанностей, поскольку источник финансирования для проведения проектно-изыскательных работ под строительство автомобильных дорог, сети водоснабжения и сети газоснабжения, а также для непосредственного строительства сети электроснабжения до настоящего времени не определён, так же считают необоснованным. В силу действующего законодательства вопросы по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно семьям, имеющим детей-инвалидов находятся в совместном ведении Администрации Томской области и органа местного самоуправления. Администрация Города Томска множество раз запрашивает денежные средства на исполнение муниципальных программ в отношении объектов, которые, по сути, находятся в совместном ведении органов местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации. Ежегодно администрация Города Томска направляет запросы в Администрацию Томской области о выделении денежных средств для реализации проекта по обеспечению инженерной инфраструктурой, указанных земельных участков. В зависимости от представленного финансирования, администрация Города Томска выполняет предусмотренные муниципальной программой действия.
Согласно отзыву представителя Администрации Томской области, заявленные к ним требования удовлетворению не подлежат, поскольку обжалуемое бездействие относится к полномочиям администрации Города Томска.
Представитель департамента архитектуры и строительства Томской области, надлежащим образом извещенный о дате времени и месте судебного заседания, не явился, согласно представленным пояснениям административные исковые требования удовлетворению не подлежат, т.к. в связи с отсутствием у муниципального образования «Город Томск» документации, необходимой для заключения соглашения с Департаментом архитектуры и строительства Томской области по предоставлению субсидии из областного бюджета, а также финансовым обеспечением мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, было принято постановление администрации Томской области от 10.04.2020 № 163а «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» об уменьшении финансирования в 2020 году ряда программ Томской области, в том числе по строительству сетей электроснабжения на территории Кузовлевского тракта.
На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга, прокурор ссылается на то, что до настоящего времени выделенные земельные участки объектами транспортной и инженерной инфраструктуры не обеспечены, на значительной части земельных участков произрастают зеленые насаждения, в связи с чем, у граждан отсутствует доступ к своим земельным участкам, и, как следствие, возможность для реализации льготным категорий граждан права на индивидуальное жилищное строительство на предоставленных земельных участках, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (часть 1 статьи 7), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (часть 2 статьи 7), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (часть 1 статьи 38, статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязях со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей); организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
Случаи предоставления земельных участков на территории Томской области для индивидуального жилищного строительства во внеочередном порядке закреплены в статье 14 Закона Томской области от 09.07.2015 № 100-03 «О земельных отношениях в Томской области» (далее - Закон № 100-03), в соответствии с которой названное право предоставлено: 1) гражданам, имеющим на день постановки на учет для получения земельного участка трех и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с ними, а также состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) лицам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо являющимся полными кавалерами ордена Славы; 3) семьям, имеющим детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 17 Порядка постановки на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, основания отказа в постановке на учет и снятия с такого учета, а также предоставления указанным гражданам земельных участков, являющегося приложением 1 к Закону №100-03 (далее - Порядок), ежегодно, не позднее 20 декабря, Администрацией Томской области, органами местного самоуправления определяется местоположение и общее количество земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году гражданам, имеющим согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также гражданам из числа категорий, перечисленных в части 1 статьи 7 Закона № 100-03, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
Местоположение указанных земельных участков должно определяться Администрацией Томской области, органами местного самоуправления с учетом местоположения земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году для индивидуального жилищного строительства гражданам, не указанным в абзаце первом пункта 17 Порядка.
Таким образом, в силу действующего законодательства вопросы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно льготным категориям граждан находятся в совместном ведении Администрации Томской области и органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, дорожной деятельности.
Так, согласно статье 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочияморганов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ следует, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно статье 38 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04 мая 2010 № 1475, администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет, в том числе, полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.
В силу подпунктов 1.4, 1.5 пункта 1 статьи 8 Устава Города Томска к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Согласно положениям подпунктов 1.9, 1.10 пункта 1 статьи 40 Устава Города Томска администрация Города Томска организует в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании было установлено, что на территории в районе Кузовлевского тракта г.Томска, в отношении которой постановлением администрации Города Томска от 30.11.2011 № 2047-3 утверждены проект планировки и проект межевания территории, под индивидуальное жилищное строительство образовано и направлено для распределения 590 земельных участков для льготных категорий граждан, в том числе семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов и многодетным семьям. С 2013 года по 2020 год всего согласились с предложенными земельными участками 542 семьи. В настоящее время не распределенными остались 47 земельных участков, что подтверждается постановлением от 30.11.2011, ответом администрации Города Томска от 11.08.2021.
Проверкой, проведенной прокуратурой города Томска по поручению прокуратуры Томской области, установлено, что до настоящего времени выделенные земельные участки объектами транспортной и инженерной инфраструктуры не обеспечены, на значительной части земельных участков (в частности, земельные участки с кадастровыми номерами: 70:14:0200033:1721, 70:14:0200033:1708, 70:14:0200033:1709, 70:14:0200033:1710, 70:14:0200033:1911) произрастают зеленые насаждения, в связи с чем у граждан отсутствует доступ к своим земельным участкам, и, как следствие, возможность для реализации льготным категорий граждан права на индивидуальное жилищное строительство на предоставленных земельных участках. Необеспеченность сформированных земельных участков транспортной и инженерной инфраструктурой также является обстоятельством, которое вынуждает льготных категорий граждан отказываться от предлагаемых в районе Кузовлевского тракта г. Томска земельных участков, что подтверждается актом осмотра от 11.08.2021, фотоматериалом, проектами планировки территории.
Кроме того, 04.08.2020 и 15.06.2021 прокуратурой г. Томска были выданы представления мэру Города Томска об устранении нарушений законодательства по фактам ненадлежащего осуществления полномочий по проектированию сети электроснабжения в районе Кузовлевского тракта г.Томска, которые до настоящего времени не исполнены.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.
Нашедший отражение в Земельном кодексе РФ подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).
Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном выше определении указал, что понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В соответствии с ответом департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от 24.09.2021 в целях обеспечения инженерной инфраструктурой и транспортом территории Кузовлевского тракта Департаментом поставлено на государственный кадастровый учет 115 земельных участков с видом разрешенного использования – улицы, дороги, иные пешеходно-транспортные коммуникации, инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации. Департаментом проведены работы по исключению земельных участков из государственного лесного реестра.
На основании изложенного, поскольку представленными сторонами доказательствами подтвержден факт неисполнения обязанности по обеспечению земельных участков в районе Кузовлевского тракта г.Томска инженерной и транспортной инфраструктурой, находящейся в совместном ведении Администрации Томской области и администрации Города Томска, суд полагает правомерным возложение на административных ответчиков обязанности принять соответствующие меры.
Учитывая, что требования прокурора связаны с возложением обязанности по обеспечению инфраструктуры, отсутствие которой угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а предоставление многодетным семьям меры социальной поддержки является социально значимым обстоятельством, суд находит срок для принятия мер по исполнению указанной обязанности один год разумным.
При таких обстоятельствах требования прокурора города Томска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска, Администрации Томской области о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Томска, Администрации Томской области в части неисполнения обязанности по обеспечению земельных участков, расположенных на территории Кузовлевского тракта в г. Томске инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с проектом планировки и проектом межевания, утвержденными постановлением администрации Города Томска от 30.11.2011 №2047-з.
Обязать администрацию города Томска, Администрации Томской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению земельных участков, расположенных на территории Кузовлевского тракта в г. Томске инженерной и транспортной инфраструктурой в соответствии с проектом планировки и проектом межевания, утвержденными постановлением администрации Города Томска от 30.11.2011 №2047-з.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: (подпись) А.М. Зезюн
Мотивированный текст решения изготовлен 25 октября 2021 года.
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий судья: А.М. Зезюн
Секретарь:
«___»_________2021г.
Подлинный документ подшит в деле 2а-3056/2021 в Октябрьском районном суде г.Томска