ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3057/2021 от 27.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-004294-63

Дело № 2а-3057/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2021 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Корольковой А.А.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения о прекращении действия решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, включая информационное письмо о прекращении действия решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу на праве пользования был предоставлен земельный участок, находящийся в государственной (или муниципальной) собственности, расположенный по адресу: <Адрес>, общей площадью кв.м., кадастровый , на срок год.

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик направил информацию о прекращении действия решения о размещении объектов, указав, что при подготовке к судебному разбирательству, на основании которых выдано решение о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что приложенная к заявлению схема размещения объектов лодочной станции не соответствует схеме предполагаемой к использованию земли. Различается конфигурация, место использования земель (на разных берегах реки Камы).

Поскольку указанные замечания в установленные сроки приостановления рассмотрения заявления не устранены, Департамент принял решение о прекращении действия решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктами 8.1.3, 8.2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Об оспариваемом решении административный истец узнал из информационного письма, вместе с тем на сегодняшний день само решение у административного истца отсутствует.

С данным решением административный истец не согласен, считает его незаконным.

Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ООО «Фрегат». (л.д. 111).

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представители административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании выразил несогласие с административным иском по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.27).

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, мнение по иску не представило.

Заслушав пояснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;

7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

8) возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства.

Согласно пункту 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

К таким объектам в силу пункта 20 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, отнесены лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Положениями пункта 2.6. Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации г. Перми муниципальной услуги «Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

2.6.1. заявление и документы, установленные частью 6 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и представляемые Заявителем лично:

направленное в Департамент в письменной форме или в форме электронного документа заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (далее - заявление);

копии документов, удостоверяющих личность Заявителя и представителя Заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя Заявителя, в случае, если заявление подается представителем Заявителя.

2.6.2. документы, являющиеся результатом услуг необходимых и обязательных, включенные в соответствующий перечень, утвержденный решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг функциональными и территориальными органами администрации города Перми»:

схема предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов (далее - Схема).

Схема представляет собой документ на бумажном носителе, в котором в текстовой и графической форме отражены сведения о землях или части земельного участка на кадастровом плане территории, необходимые для размещения объектов без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.

Схема составляется по форме согласно приложению 1 к Положению в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, в масштабе 1:500-1:10000, обеспечивающем читаемость графической информации, с использованием сведений государственного кадастра недвижимости;

документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов, за исключением размещения объектов, указанных в пунктах 1-3, 5-7, 12 Перечня (проектная документация, схема монтажа (установки, размещения);

в случае размещения объектов, указанных в пунктах 1-3, 5-7, 11 Перечня:

материалы контрольной геодезической съемки таких объектов на бумажном и электронном носителях;

для размещения объектов, указанных в пункте 10 Перечня:

проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, утвержденной в порядке, установленная законодательством о недрах;

2.6.3. документы, получаемые в рамках межведомственного взаимодействия:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости;

для размещения объектов, указанных в пункте 10 Перечня:

копия лицензии на пользование недрами;

копии документов, подтверждающих оформление геологического отвода в порядке, установленном законодательством о недрах.

Заявитель вправе представить указанные документы в Департамент по собственной инициативе.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выдаче решения о размещении объектов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу <Адрес> с целью размещения лодочной станции (л.д. 41-42).

Из справки по градостроительным условиям участка, расположенного в <Адрес> общей площадью следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационных и специальных объектов (л.д. 47-57).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявлений до ДД.ММ.ГГГГ в связи с не предоставлением схемы размещения объектов лодочной станции (л.д. 62-63).

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано заявление об устранении нарушений, указанных в решении о приостановлении срока рассмотрения заявления о выдаче решения о размещении объектов на земельном участке с кадастровым номером , на землях, расположенных по адресу <Адрес>, ошибочно приложив схему размещения объектов лодочной станции на ином земельном участке (л.д. 65-67).

Департаментом земельных отношений администрации г. Перми, несмотря на представленную ФИО4 схему размещения объектов лодочной станции на ином земельном участке, принято решение о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО4 разрешено размещение объекта лодочной станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство на землях государственная собственность на которые не разграничена на срок год по адресу <Адрес>, кадастровый номер земельного участка (л.д. 69-70).

В рамках рассмотрения гражданского дела в Орджоникидзевском районном суде г. Перми по иску ФИО4 к ООО «Нептун» об освобождении земельного участка, Департаментом земельных отношений администрации г. Перми при подготовке к судебному разбирательству и повторному анализу документов, выявлено, что приложенная к заявлению ФИО4 схема размещения объектов лодочной станции не соответствует схеме предполагаемой к использованию земель. Различается конфигурация, место использования земель. Указанные замечания в решении о приостановлении срока рассмотрения заявлений от ДД.ММ.ГГГГ не устранены, в с вязи с чем принято оспариваемое решение о прекращении действия решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.п. 8.1.3, 8.2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитут. (л.д. 7,8, 103-104).

Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.

В соответствии с п. 8.1 вышеуказанного Положения действие решения о размещении объектов прекращается в следующих случаях:

8.1.1. срок, на который выдано решение о размещении объектов, истек;

8.1.2. объекты, о размещении которых принято решение, не эксплуатируются, а также если указанные объекты снесены или демонтированы;

8.1.3. имеются нарушения земельного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов;

8.1.4. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

8.1.5. со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8.2. Положения со дня получения информации от органов, указанных в пункте 12 настоящего Положения, о возникновении случаев, указанных в пунктах 8.1.2 и 8.1.3 настоящего Положения, а также при возникновении случаев, предусмотренных пунктами 8.1.4, 8.1.5 настоящего Положения, Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней принимает решение о прекращении действия решения о размещении объектов и направляет письмо, содержащее такое решение, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявителю и в органы, указанные в пункте 12 настоящего Положения.

В случае прекращения действия решения о размещении объектов размещенные объекты демонтируются заявителем за счет собственных средств в срок не позднее 14 календарных дней с даты получения письма Уполномоченного органа о прекращении действия решения о размещении объектов.

Согласно расписке в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 подано в Департамент земельных отношений администрации г. Перми заявление и соответствующая схема для выдачи решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории г. Перми, без предоставления земельных участков и установления сервитутов указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается (л.д. 102, 107).

Проанализировав положения приведенных выше правовых норм, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия решения о размещении объектов (лодочной станции) на земельном участке с кадастровым номером является незаконным, поскольку указанные в оспариваемом решении основания для прекращения действия решения о размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными и не соответствующими действующему земельному законодательству.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств о предоставлении территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, а также органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, осуществляющего муниципальный земельный контроль какой-либо информации о том, что ФИО4 при использовании предоставленного ему земельного участка, допущены нарушения земельного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Таким образом, при фактическим наличии соответствующей схемы размещения объектов лодочной станции (л.д. 102) предоставлении ее административному ответчику непосредственно после обнаруженной ошибки, допущенной специалистом административного ответчика, при приеме документов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца.

Оснований для прекращения действия решения о размещении объектов (лодочной станции) на земельном участке по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренных действующим законодательством, у административного ответчика не имелось.

С учетом предмета заявленных требований, необходимости возложения обязанности по принятию административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий, судом не усматривается.

На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия решения о размещении объектов (лодочной станции) на земельном участке по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером , признать незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом.

Председательствующий подпись Н.В. Подгайная

Копия верна, судья Н.В. Подгайная

Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-3057/2021.