ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3059/19 от 26.06.2019 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-3059/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июня 2019 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Мэрии г.Кызыла, Департаменту архитектуры градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла о признании незаконным отказа в изменении территориальной зоны незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца,

с участием представителя административного истца ФИО5, представителя административного ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО6, представителя административного ответчика Департамента архитектуры градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Мэрии г.Кызыла о признании незаконным отказа в изменении территориальной зоны незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г. Кызыла отказала во внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Кызыл Республики Тыва в связи с установлением оснований для заключения договора аренды земельного участка у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Отказ Мэрии г. Кызыла считает необоснованным и незаконным, так как земельный участок сформирован, индивидуализирован в пространстве и во времени, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. В договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством земельных и имущественных отношений и арендатором ФИО10 не имеется пункта, который бы запрещал изменение территориальной зоны. Земельный участок используется в соответствии с целью его предоставления: для индивидуального жилищного строительства. Отказ в изменении территориальной зоны земельного участка нарушает права законные интересы истца в оформлении прав на возведенный истцом жилой дом. Земельные участки зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается выписками из ЕГРН. Просит суд признать незаконным отказ в изменении территориальной зоны незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.

Судом к участию в деле в качестве второго соответчика в силу ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечен Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла.

Также судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица в силу ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлечена Комиссия по землепользованию и застройке городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представители административного ответчика Департамента архитектуры градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла ФИО7, Мэрии г. Кызыла ФИО6 просили отказать в удовлетворении требований истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством земельных и имущественных отношений и ФИО11. заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: юго-восточное от станции орбита, с кадастровым номером

На основании распоряжения о согласии на передачу земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО8-С. заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренду земельного участка, согласно которому ФИО12. передает земельный участок ФИО2 и к нему переходят все права и обязанности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , о чем составлен акт приема-передачи земельного участка.

На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и ФИО13 расторгнут договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мэрии г. Кызыла утвержден и зарегистрирован градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Согласно заключению комиссии по землепользованию и застройке городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявление ФИО2 об изменении территориальной зоны Правила землепользования и застройки вида и границ части территориальной зоны природного ландшафта на территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами, земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1365,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в связи с необходимостью направления запроса в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении информации, на каком основании был заключении договор аренды земельного участка.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки предусмотрен в статье 33 Градостроительного кодекса РФ.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1). Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4).

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5).

Как установлено статьей 32 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", утв. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 27.11.2012 N 432 внесение изменений в Правила осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 1). Основаниями для рассмотрения мэром города Кызыла вопроса о внесении изменений в Правила являются: поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2). Предложения о внесении изменений в Правила в Комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения Правил земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 4 части 3).

Частью 1 статьи 20 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей г. Кызыла Хуралом представителей г. Кызыла, Главой города Кызыла могут проводиться публичные слушания.

В соответствии с частью 2 Устава публичные слушания проводятся по инициативе населения, Хурала представителей г. Кызыла или Главы города Кызыла.

Пунктом 5 статьи 20 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» предусмотрено, что по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется настоящим Уставом и (или) нормативным правовым актом Хурала представителей г. Кызыла с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Решением Хурала представителей г. Кызыла от 08.09.2009 N 147 утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в городском округе (далее - Положение).

Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что на публичные слушания должны выноситься: 1) проект Устава г. Кызыла, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав; 2) проект бюджета г. Кызыла и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития г. Кызыла; 4) проекты правил землепользования и застройки г. Кызыла; 5) проекты планировки территорий и проекты межевания территорий г. Кызыла; 6) проекты правил благоустройства территорий; 7) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства; 8) вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 9) вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 10) вопросы формирования новых земельных участков; 11) проект Генерального плана города, а также проект муниципального правового акта о внесении в него изменений; 12) вопросы о преобразовании г. Кызыла; 13) иные вопросы, в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 9.6 Положения установлено, что Комиссия с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект мэру г. Кызыла. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Пунктом 9.7. Положения установлено, что Мэр г. Кызыла в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в п. 8.6 настоящего Положения обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта для утверждения в Хурал представителей г. Кызыла или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Из заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 подано заявление, из содержания которого следует, что последний просит внести изменения в части территориальной зоны в Правила землепользования и застройки городско округа «город Кызыл Республики Тыва». Рассмотрение данного заявления вынесено на публичные слушания ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола заседания комиссии по землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассмотрение вопроса об изменении вида и границ территориальной зоны по заявлению ФИО2 отложено для направления запроса в Министерство земельных и имущественных отношений о предоставлении информации, на каком основании был заключен договор аренды земельного участка.

Согласно заключению комиссии по землепользованию и застройке городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявление ФИО2 об изменении территориальной зоны Правила землепользования и застройки вида и границ части территориальной зоны природного ландшафта на территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами, земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1365,0 кв.м., расположенного по адресу: юго-восточное от станции орбита в связи с необходимостью направления запроса в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о предоставлении информации, на каком основании был заключении договор аренды земельного участка.

Постановлением Мэрии города Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ отклонено предложение по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Кызыл Республики Тыва», утв. Решением Хурала представителей г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ в части территориальной зоны природного ландшафта (Р-1) на территориальную зону застройки индивидуальным жилыми домами (Ж-3), земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1365,0 кв.м., расположенного по адресу: юго-восточное от станции орбита в связи с установлением оснований заключения договора аренды земельного участка у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Из исследованных документов следует, что Мэрия города Кызыла, отклонив заявление ФИО2, в нарушение статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации не указал причину отклонения, в то время как, на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ Комиссией принято решение об отложении рассмотрения вопроса по заявлению ФИО2, а не об отклонении его заявления.

Так представитель административного ответчика, несмотря на требования ст. 226 КАС РФ не представил суду доказательств законности принятого решения по заявлению административного истца, а именно отклонении заявления административного истца, то есть непонятно, на основании чего, основываясь на каких именно документах и доказательствах, административный ответчик пришел к выводу, что заявление подлежит отклонению.

Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик так не представил документов, обосновывающих свою правовую позицию, то суд находит, что отклонение предложения ФИО2 об изменении территориальной зоны Мэрией города Кызыла не может быть признан законным и обоснованным.

В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку суд пришел к выводу, что при рассмотрении заявление ФИО2 административными ответчиками допущены нарушения, а также учитывая, что первоначально заявление подано в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии г. Кызыла, то на указанный орган возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца об изменении территориальной зоны и принять решение в установленном законом порядке.

Вместе с тем, оснований для возложения обязанности на ответчика обязанности изменить территориальную зону земельного участка в настоящее время не имеется в связи с тем, что ответчик фактически заявление по существу не рассмотрел.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного производства РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2 к Мэрии г.Кызыла, Департаменту архитектуры градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла о признании незаконным отказа в изменении территориальной зоны незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца удовлетворить частично.

Признать незаконным и нарушающим законные интересы ФИО2 постановление заместителя мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отклонения его предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

Обязать Департамент архитектуры градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, повторно рассмотрев его заявление об изменении территориальной зоны земельного участка по адресу: юго-восточное от станции орбита, с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать административных ответчиков сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 3 июля 2019 года.

Председательствующий Монгуш Р.С.