ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-305/18 от 03.07.2018 Заокского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2018 года пос. Заокский Тульской области

Заокский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.Ю.,

при секретаре Ким В.В.,

рассмотрев в судебном заседании в здании суда административное дело №2а-305/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

В обосновании заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, Заокский район, <данные изъяты>. В ходе освоения земельного участка ему стало известно, что улица <данные изъяты> включена в перечень улиц села <данные изъяты>, но не находит должного содержания со стороны органа местного самоуправления - администрации МО Страховское, в частности на ней отсутствует система уличного освещения. Обладая информацией о том, что Постановлением администрации муниципального образования Страховское Заокского района от 28.12.2016 №790 утверждена программа «Благоустройство территории муниципального образования Страховское Заокского района на 2017 - 2019 годы» и план финансирования работ по благоустройству территории муниципального образования Страховское Заокского района, утвержденный в рамках данной программы, в п.1 предусматривает проведение работ по организации уличного освещения, он обратился с заявлением об организации освещения улицы <данные изъяты>, которая полностью лишена централизованной системы уличного освещения. Продлят

Ответом от 20 февраля 2018 года №140 администрация МО Страховское Заокского района отказала в удовлетворении обращения, ввиду того, что установленные на улице <данные изъяты> опоры ЛЭП, на которых возможно смонтировать систему освещения, расположены на земельном участке, находящемся в частной собственности.

Административный истец полагает, что бездействие органа местного самоуправления в обеспечении улицы в населенном пункте освещением под надуманным предлогом в условиях целевого выделения денежных средств на эти нужды нельзя признать законным и обоснованным.

Считает, что положенный в основу отказа довод не убедителен, надуман и не относится к поставленному в обращении вопросу. Указанная выше программа благоустройства не ограничивает круг улиц, подлежащих оснащению системой освещения по признаку принадлежности земельного участка. Установленные на улице <данные изъяты> опоры ЛЭП принадлежат знергоснабжающей организации - Тулэнерто, которая тесно сотрудничает с муниципалитетом и может осуществить монтаж системы уличного освещения в случае оплаты этих работ. Именно Тулэнерго осуществляло установку опор ЛЭП на земельном участке, на котором расположена улица Березовая, несмотря на то, что он находится в частной собственности СНП «Велегож-4». Кроме того, самим же ответчиком установлен публичный сервитут на землю под улицей <данные изъяты>, предусматривающий беспрепятственный проход и проезд по ней, что обеспечит возможность установки системы освещения. При этом собственник земельного участка СНП «Велегож-4» сам заинтересован в проведении работ по организации освещения улицы Березовая и никогда не препятствовало проведению таких работ.

Указал, что никаких препятствий по монтажу системы уличного освещения на улице <данные изъяты> не имеется, ввиду чего отказ муниципального органа в организации освещения улицы <данные изъяты> является необоснованным и нарушающим его права на безопасность, надлежащее содержание уличной сети населенного пункта, а также дискриминирует ее жителей по сравнению с жителями других улиц села <данные изъяты>.

Административный истец, с учетом уточнения, просит суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования Страховское Заокского района в проведении работ по организации уличного освещения на улице <данные изъяты> в селе <данные изъяты> в рамках программы «Благоустройство территории муниципального образования Страховское Заокского района на 2017 - 2019 годы» утвержденной. Постановлением администрации муниципального образования Страховское Заокского района от 28.12.201 б №790. Обязать администрацию муниципального образования Страховское Заокского района провести работы по организации освещения улицы <данные изъяты> в селе <данные изъяты> Заокского района Тульской области.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Представил в суд возражения, в котором указал, что дорога по <данные изъяты>, расположена на земельном участке, находящемся в частной собственности. Проведение работ, а также размещение имущества (системы уличного освещения) на частных землях находится в ведении собственника земельного участка, на котором планируется организация уличного освещения. Предлагают административному истцу обратиться по организации уличного освещения к собственнику земельного участка – КП «Велегож-4».

Представитель заинтересованного лица – председатель СНП «Велегож-4» ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. Ранее представил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению. Указал, что земельный участок с кадастровым <данные изъяты>, площадью 55641 кв.м, принадлежит на праве собственности СНП «Велегож-4». На данном земельном участке расположена улица <данные изъяты>, в связи с чем Постановлением администрации муниципального образования Страховское Заокского района от 29.10.2012 №711 в целях обеспечения интересов местного населения для организации прохода и проезда на данный земельный участок установлен постоянный публичный сервитут. СНП «Велегож-4» исполняет режим публичного сервитута, никаких препятствий для передвижения по улице Березовая не имеется. По границе улицы <данные изъяты> установлены опоры линий электропередач (железобетонные столбы) на которых закреплены кабели линии электропередач, обеспечивающие энергоснабжение домовладений, расположенных по улице <данные изъяты>. Данные опоры установлены по договорам с Тулэнерго и не являются собственностью ни СНП «Велегож-4» ни других собственников домохозяйств. Обслуживанием опор и линий электропередач, размещенных на них, занимается Заокский РЭС, являющийся филиалом Тулэнерго. В отсутствии освещения проезд по улице в вечернее и ночное время не безопасен, а обеспечить сохранность имущества домохозяйств затруднительно.

Полагает, что при наличии утвержденной Постановлением администрации муниципального образования Страховское Заокского района от 28.12.2016 №790 программы «Благоустройство территории муниципального образования Страховское Заокского района на 2017 - 2019 годы» и наличия в плане финансирования работ по данной программе расходов на организацию уличного освещения отказ ответчика в организации освещения улицы <данные изъяты> не может быть признан обоснованным и законным.

В соответствии с ч.5 ст. 213 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, явка которых не была признана обязательной.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа приведенной нормы закона следует, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как установлено судом и следует из представленных документов СНП «Велегож-4» зарегистрировано в качестве юридического лица 03 марта 2011 в форме садоводческого некоммерческого партнерства.

На основании договора купли-продажи земельного участка от 24 августа 2012 года СНП «Велегож-4» является собственником земельного участка площадью 55641 кв.м. с К№<данные изъяты>, расположенном на землях населенных пунктов для общего пользования территорией по адресу: Тульская область, Заокский район, <данные изъяты>.

ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка без строений на нем от 31.08.2011 г. принадлежит земельный участок площадью 803 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов для жилищного строительства по адресу: Тульская область, Заокский район, <данные изъяты>.

Указанные обстоятельства подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11 октября 2011 года и 22 марта 2016 года.

Постановлением главы администрации МО Страховское от 29.10.2012 г. №711, в целях обеспечения интересов местного населения для организации проезда через земельный участок, установлен постоянный публичный сервитут на земельном участке с К№<данные изъяты> площадью 55641 кв.м.

Как следует из ответа администрации МО Страховское Заокского района от 20.02.2018 г на обращение ФИО1 об организации уличного освещения по <данные изъяты> Заокского района, что в рамках программы «Благоустройство территории муниципального образования Страховское Заокского района на 2017 - 2019 годы» для организации уличного освещения необходимо наличие муниципальной земли под установку столбов. Имеющиеся опоры ЛЭП в с.Велегож находятся на частной территории.

Из пояснений сторон, изложенных в письменных отзывах на административный иск, судом установлено, что по границе улицы <данные изъяты> установлены опоры линий электропередач (железобетонные столбы) на которых закреплены кабели линии электропередач, обеспечивающие энергоснабжение домовладений, расположенных по улице Березовая с.Велегож. Данные опоры установлены по договорам с филиалом ПАО «МРСК Центра и Приволжья» «Тулэнерго» и не являются собственностью ни СНП «Велегож-4», ни иных лиц. Обслуживанием опор и линий электропередач, размещенных на них, занимается Заокский РЭС, являющийся филиалом «Тулэнерго».

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся организация в границах поселения электроснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.

При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей.

Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что на территории <данные изъяты> Заокского района Тульской области расположено СНП «Велегож-4», в указанном партнерстве имеется земельный участок с К№<данные изъяты>, находящийся в частной собственности СНП «Велегож-4», однако, предназначенный для размещения на нем улично-дорожной сети, линий электропередач и иных инженерных сетей. Категория данного земельного участка – земли населенных пунктов. В указанной части с.<данные изъяты> на улице <данные изъяты> отсутствует уличное освещение, что влечет нарушение прав граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток.

Доводы административного ответчика о том, что обязанность по установлению освещения улиц должна возлагаться на СНП «Велегож-4» в рамках ФЗ № от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», суд находит несостоятельными, так как земельный участок с К№<данные изъяты>, находящийся в частной собственности партнерства, предназначен для размещения на нем улично -дорожной сети, линий электропередач и иных инженерных сетей. Категория данного земельного участка – земли населенных пунктов. А поскольку указанные земли являются землями населенных пунктов, в частности, с.<данные изъяты>, то публичная обязанность по организации в этой части села на вышеназванной улице должна быть возложена на органы местного самоуправления в лице администрации МО Страховское Заокского района Тульской области.

Кроме того, наличие определенной очередности в организации уличного освещения законом не предусмотрено и не может нарушать права граждан, проживающих на территории муниципального образования Страховское Заокского района.

Доводы о том, что администрация МО Страховское Заокского района не может против воли собственника осуществлять какие-либо работы на принадлежащем СНП «Велегож-4» земельном участке, суд также находит несостоятельными, так как заявленные требования касаются организации уличного освещения, при этом, способ этой организации администрация вправе выбирать самостоятельно.

Таким образом, суд находит заявленные ФИО1 требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, согласно Бюджетному кодексу РФ решение задач и реализация функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования (местного бюджета). При этом, местное образование самостоятельно обеспечивает сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, определяет формы и направления расходования средств бюджетов.

Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов и носит строго целевой характер. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

Органы местного самоуправления свободны в планировании данной работы, при которой они исходят из реальных финансовых возможностей. Вмешательство в хозяйственную деятельность органов власти не допустимо.

Поскольку ненадлежащее уличное освещение указанной административным истцом спорной улицы ведет к нарушению его прав, свобод и законных интересов, то суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 о возложении на административного ответчика обязанности по организации уличного освещения по указанному им адресу подлежат удовлетворению. Однако, при этом суд считает, что конкретный способ реализации данной обязанности вправе избирать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим нормам.

С учетом объема работ, связанных с устранением недостатков организации уличного освещения по улице Березовая с.Велегож Заокского района, суд считает, что возложенные на административного ответчика обязанности по организации уличного освещения должны быть им исполнены в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО1 к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области по организации уличного освещения по улице <данные изъяты> села <данные изъяты> Заокского района Тульской области.

Обязать администрацию муниципального образования Страховское Заокского района Тульской области организовать уличное освещение освещения по улице Березовая села Велегож Заокского района Тульской области в соответствии с установленными техническими требованиями в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В остальной части административных исковых требований ФИО1 в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2018 года.

Председательствующий Т.Ю.Семенова