ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-305/18 от 09.10.2018 Спасского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-305/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 октября 2018 года г.Болгар РТ

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,

при секретаре И.З. Мингазове,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика - Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ – ФИО2,

заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с названным выше административным исковым заявлением к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к руководителю Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ ФИО4 по вопросу разрешения на проведение индивидуального отопления в <адрес> обращения послужило исключение их <адрес> из Программы по переходу на поквартирную систему отопления в 2018 году. За от ДД.ММ.ГГГГ ею получен отказ в выдаче разрешения перевода <адрес> на индивидуальную систему отопления, в котором говорится, что согласно схеме теплоснабжения Болгар до 2030 года, утверждённой постановлением Главы муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, перевод квартир в многоквартирных домах, подключенных к центральным сетям отопления, не предусмотрен. Перевод всех квартир в их доме на индивидуальную систему отопления может быть осуществлен только в случае 100% согласия всех собственников квартир, находящихся в многоквартирном доме. С отказом Болгарского городского Исполнительного комитета она не согласна. В данной квартире они проживают 27 лет с 1991 года. Примерно первые 20 лет в периоды отопительного сезона, ежегодно, минимальная температура в квартире никогда не достигала 20 градусов по Цельсию. Температура в квартире не соответствует нормам температурного режима. Её муж является инвали<адрес> группы, он постоянно нуждается в тепле. Поэтому, если дом исключили из Программы, они хотели бы индивидуально провести отопление в <адрес> для того, чтобы температурный режим соответствовал нормам стандарта. Просила признать отказ Болгарского городского Исполнительного комитета несоответствующим закону и обязать его согласовать переустройство <адрес> части проведения индивидуального отопления.

В ходе судебного заседания административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в её административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования ФИО1 не признала, просила в удовлетворении иска отказать, полагая, что оснований для его удовлетворения не имеется.

Заинтересованное лицо ФИО3 против удовлетворения административных исковых требований ФИО1 не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

На основании ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.

В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Исходя из положений ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 44, 47 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решение по данному вопросу, поставленного на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме либо проводится в форме заочного голосования.

Положениями ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Основания проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации: переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет документы, указанные в части 2 статьи 26 ЖК РФ. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 этой же статьи. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 данной статьи документов.

Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой: отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае, в частности, непредставления определённых частью 2 статьи 26 данного Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учётом части 2.1 статьи 26.1 этого же Кодекса возложена на заявителя, а также в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 этой же статьи.

Согласно п. п. 1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно ч. 15 ст. 14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354. Согласно пп. "е" п. 4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к данным Правилам.

В соответствии с п. 35 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. "в" п. 35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. "е" п. 35 Правил).

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, что подтверждается правовой позицией, указанной в решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

В судебном заседании установлено, что <адрес> муниципального района Республики Татарстан принадлежит на праве общей долевой собственности административному истцу ФИО1 и заинтересованному лицу ФИО3 (доля в праве 2/3 и 1/3 соответственно), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан с заявлением, в котором просила выдать ей разрешение на проведение индивидуального отопления в <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан сообщил ФИО1 о невозможности выдать разрешение на перевод квартиры на индивидуальную систему отопления. В обоснование отказа указано, что схемой теплоснабжения <адрес> до 2030 года, утверждённой постановлением главы муниципального образования "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, перевод квартир в многоквартирных домах, подключенных к центральным сетям отопления, не предусмотрен. Перевод всех квартир в доме на индивидуальную систему отопления может быть осуществлен только в случае 100% согласия всех собственников квартир, находящихся в многоквартирном доме. Кроме того, индивидуальная система отопления, установка которой планируется, будет подключена к системам газоснабжения и водоснабжения многоквартирного дома, являющимся общим имуществом собственников помещений в доме, и потребует увеличения объёма подаваемых по указанным сетям коммунальных ресурсов. Для этого необходимо получение согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, кроме того, не исключается ухудшение или нарушение работы инженерных систем многоквартирного дома и установленного в нём оборудования.

Судом установлено, что при обращении к административному ответчику с заявлением о согласовании переустройства административным истцом не были представлены предусмотренные законом документы, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства жилого помещения, что в силу п.1 ч.1 ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в согласовании переустройства жилого помещения.

Вместе с тем, в качестве доказательства наличия оснований для согласования установки индивидуального отопления административным истцом ФИО1 суду предоставлены: копия заявления, адресованного административному ответчику; копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на <адрес>; сообщение Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении названного выше жилого дома из Программы по переходу на поквартирную систему отопления; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: РТ, <адрес>, согласно которому собрание одобрило проведение индивидуального отопления в <адрес> этого жилого дома за счёт средств собственников данной квартиры; технические условия на подключение <адрес> РТ к сети газораспределения, выданные ООО "Газпром трансгаз Казань", из которых следует, что они не дают право на установку газового котла, необходимо согласовать переустройство жилого помещения с органом местного самоуправления и провести проверочный расчёт пропускной способности существующих газопроводов (газопровода - ввода, фасадного газопровода и внутренних газопроводов), обеспечивающих газоснабжение жилого дома, а также установить кран перед квартирой. Газификацию объекта необходимо начать с разработки проектной документации.

Однако получение технических условий в газоснабжающей организации на установку отопительного газового котла в квартире не освобождает административного истца от необходимости выполнения и согласования проектной документации.

Таким образом, установлено, что жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая ФИО5, подключен к сети центрального отопления, проект дома не предусматривает возможность установки другого источника теплоснабжения, кроме централизованного отопления. Переустройство отопления квартиры административного истца с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры, которое согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Возможность перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в <адрес> схемой теплоснабжения, утверждённой постановлением Главы Спасского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрена. Доказательств обратного ФИО1 не представлено. Кроме того, планируемое истцом отключение от централизованного отопления влияет на качество оказываемых услуг собственникам смежных помещений в многоквартирном доме. Перераспределение между собственниками помещений в доме платы за тепловую энергию может повлечь нарушение прав и законных интересов указанных собственников.

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд Республики Татарстан.

Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин

копия верна: судья Ф.Г. Батыршин