ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-305/2018 от 18.01.2018 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-305/2018

Решение

Именем Российской Федерации

18 января 2018 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Казакова М.В.,

При секретаре Головниной И.А..

С участием помощника прокурора Пермского района Леушиной Е.М., представителя административного ответчика Кучумовой Ю.Р., представителя заинтересованного лица Свечникова К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Пермского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондратовского сельского поселения о признании бездействия незаконным,

Установил:

Прокурор Пермского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Кондратовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о сроках отселения граждан из аварийного <адрес>, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующего распоряжения, а также путем предоставления гражданам, приобретшим право пользования жилыми помещениями в аварийном доме, жилые помещения маневренного фонда. В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации поселения названный дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом каких-либо мер по расселению дома не предпринято.

В судебном заседании административный истец настаивал на заявленных требованиях по изложенным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Администрации Пермского муниципального района в судебном заседании поддержал требования прокурора, доводы изложены в письменном отзыве на иск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение), на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Установлено, что постановлением администрации Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, при этом собственникам помещений в многоквартирном доме предложено принять меры по сносу или реконструкции аварийного дома не позднее 4 квартала 2016 года. Основания для признания дома аварийным установлены межведомственной комиссией, что сторонами не оспаривается, равно как и названное постановление.

Каких-либо иных властных решений либо действий в отношении данного аварийного дома администрацией поселения не принималось, что установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком. В том числе администрацией поселения не принято предусмотренное п. 49 указанного выше Положения распоряжение о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ таковым не является, поскольку содержит только решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также предписание собственникам помещений снести либо реконструировать данный дом в определенные сроки, при этом решение об отселении и сроках такого отселения в данном постановлении отсутствует.

Отсутствие указанного решения свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, при этом следует учесть, что речь идет о многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2015 года, хотя соответствующие основания были установлены межведомственной комиссией еще в 2012 году. С этого времени состояние жилого дома не улучшалось, а только ухудшалось, при этом в течение всего времени люди живут в аварийном доме, грозящем обрушением, при этом не принято решение об их отселении, что является безусловным нарушением как лиц, проживающих в данном доме, так и широкого круга лица, которые вправе пользоваться данным домом. В связи с этим обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным.

При указанных обстоятельствах, требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о сроках отселения граждан из аварийного <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Восстановление нарушенного права в данном случае обеспечивается за счет принятия предусмотренного законодательством решения (распоряжения) о сроках отселения граждан из аварийного дома. Требование об этом также подлежит удовлетворению.

Что касается срока принятия такого решения, то при этом следует исходить из того факта, что аварийные строения представляют угрозу для жизни и безопасности людей, соответственно решение о дальнейшем использовании аварийного и непригодного для проживания жилья, сроках отселения физических лиц должно приниматься в возможно короткий разумный срок. В связи с этим не имеется оснований не согласиться с требованиями прокурора об установлении ответчику срока для устранения выявленного нарушения в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Что касается требования о возложении обязанности на административного ответчика предоставить гражданам, приобретшим право пользования жилыми помещениями в аварийном <адрес> жилые помещения маневренного фонда в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, то в удовлетворении данного требования следует отказать. В ходе судебного разбирательства участвующий в деле прокурор пояснил, что данное требование не относится к числу требований в отношении неопределенного круга лиц, при этом заявлено как способ восстановления нарушенного права. Действительно, требование о предоставлении жилых помещений, в том числе маневренного фонда, не может быть заявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку нуждается в точном определении лица, которому следует предоставить конкретное жилое помещение. При этом заявленный в данном случае прокурором способ восстановления права по сути таковым не является, поскольку нарушение права обусловлено бездействием в виде непринятия решения, которое устраняется путем принятия решения, но не путем предоставления жилого помещения. Вместе с тем, способ защиты права в рамках рассматриваемого дела определен, при этом прокурор не лишен возможности предъявить при наличии оснований соответствующие требования о предоставлении жилого помещения в интересах конкретного лица, равно как и сами физические лица, приобретшие право пользования жилыми помещениями в аварийном доме, не лишены права защищать свои права в суде.

Доводы административного ответчика о том, что распоряжение о сроках отселения должна принимать администрация Пермского муниципального района, подлежат отклонению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, помимо прочего, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4).

В силу п. 3 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплен, помимо прочего, следующий вопрос местного значения, а именно: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, помимо прочих, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (пункт 4); признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8); утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 9.3); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10).

Из анализа указанных законоположений следует вывод о том, что полномочия по расселению многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, отнесены к компетенции сельских поселений, а не муниципальных районов.

Аналогичные вывод следует из анализа п. 6 ч. 1 ст. 3 Устава Кондратовского сельского поселения, согласно которому к вопросам местного значения сельского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Следует отметить, что в Уставе муниципального образования «Пермский муниципальный район» соответствующих положений не содержится.

Таким образом, именно администрация сельского поселения должна решать вопросы о судьбе аварийного дома и отселении граждан из такого дома, а также дальнейшей реализации жилищных прав таких граждан.

Следует отметить, что в силу действующего законодательства администрации поселений вправе делегировать отдельные свои полномочия администрации муниципального района. Вместе с тем, как следует из документов, которые обозревались в судебном заседании по ходатайству представителя администрации Пермского района, в отличие от прочих сельских поселений, входящих в состав Пермского муниципального района, Кондратовское сельское поселение не передало свои полномочия по управлению аварийными домами в администрацию Пермского муниципального района, что безусловно является правом административного ответчика. Однако данное право влечет, кроме того, и определенные обязанности, в том числе обязанность принять указанное выше распоряжение, чего в данном случае сделано не было. В связи с этим доводы о бездействии администрации Пермского муниципального района со ссылкой на имевшую место переписку между администрациями Кондратовского сельского поселения и Пермского муниципального района подлежат отклонению.

По указанным выше основаниям подлежат отклонению доводы ответчика о том, что распоряжение об отселении жильцов должен принимать орган, принявший решение об изъятии земельного участка. Иное из положений действующего законодательства не следует, какой-либо взаимосвязи либо взаимообусловленности между решением об отселении жильцов и решением об изъятии земельного участка законодатель не устанавливает, это различные по своему содержанию решения, которые принимаются на различных этапах работы с аварийным домом. В настоящее время такое решение не принято, что не может влиять на права неопределенного круга лиц в связи с признанием дома аварийным, т.е. с учетом признания того факта, что данный дом может обрушиться в любой момент.

Вид судопроизводства избран прокурором правильно исходя из содержания спорных правоотношений. Равно как и предмет и основания иска, за исключением излишне заявленного требования о возложении обязанности предоставить жилые помещения маневренного фонда, что не препятствует дальнейшей судебной защите соответствующих прав в случае их нарушения. В связи с этим предусмотренных законом (КАС РФ) оснований для оставления иска без рассмотрения или прекращения производства по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Пермского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Кондратовского сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о сроках отселения граждан из аварийного <адрес>.

Возложить на администрацию Кондратовского сельского поселения обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять распоряжение о сроках отселения физических лиц, проживающих в аварийном <адрес>.

В остальной части заявленных требований о возложении обязанности предоставить гражданам, приобретшим право пользования жилыми помещениями в аварийном <адрес> жилые помещения маневренного фонда в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (23 января 2018 года).

Судья Подпись М.В. Казаков

Копия верна. Судья: