Дело № 2а-305/2021
10RS 0006-01-2021-000732-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 22 сентября 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Члонковской И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Лахденпохского муниципального района о признании незаконным распоряжения и понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
Административный иск обоснован тем, что семья административного истца в период с сентября 2010 года по февраль 2021 года состояла в списке молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Лахденпохскому муниципальному району. На основании распоряжения администрации Лахденпохского муниципального района (далее - АЛМР) от 15.02.2021 №58-П семья административного истца была исключена из указанного списка в связи с достижением административным истцом предельного возраста. С принятым решением административный истец не согласна по следующим основаниям. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 семья административного истца была включена в вышеуказанный список, в связи с чем, административный истец приобрела право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Ссылку административного ответчика на достижение предельного возраста полагает несостоятельной, поскольку в момент включения в данный список семья административного истца удовлетворяла всем требованиям. Неисполнение органами государственной власти взятых на себя обязательств не могут негативным образом влиять на законные права и интересы граждан. Административным истцом были приняты все необходимые меры для включения ее семьи в программу и получения соответствующих социальных выплат, соответственно ее права не могут быть поставлены в зависимость от исполнения своих обязанностей государством.
На основании вышеизложенного, административный истец просила: признать незаконным распоряжение АЛМР от 15.02.2021 № 58-П; возложить на АЛМР обязанность по восстановлению семьи административного истца в списке молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Лахденпохскому муниципальному району с момента принятия оспариваемого решения; признать за административным истцом право состоять в указанном списке.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержала по основаниям, изложенным в нем. Отметив, что ее семья каждый год представлял все необходимые документы.
Представитель административного ответчика администрации Лахденпохского муниципального района, действующая на основании доверенности ФИО2, административный иск не признала, пояснив, что указанная программа действовала на всей территории Республики Карелия. В программу вошло большое количество семей. Между тем, соответствующие выплаты получили всего 5 семей. Последняя выплата была в 2016 году. С этого момента выплат не осуществлялось. Списки участников программы формируются каждый год. Достижение участником программы 35 летнего возраста является основанием для исключения из списков вне зависимости от того получена выплата или нет, так как указанный возраст является пресекательным. Иных условий программа не содержит.
Заинтересованное лицо ФИО3 полагал исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Муниципального учреждения «Районное управление образования и по делам молодежи», действующая на основании доверенности ФИО4, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что списки участников программы формируются каждый год. Порядок формирования списков утвержден Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 03.08.2016 № 197. В силу п.п. 3 п. 10 указанного приказа при достижении предельного возраста участие в программе прекращается.
Заслушав лиц участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что семья административного истца ФИО1 в период с сентября 2010 года по февраль 2021 года состояла в списке молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Лахденпохскому муниципальному району.
29.12.2020 состоялось заседание рабочей группы по реализации государственной программы Республики Карелия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на территории Лахденпохского муниципального района, на котором было принято решение об исключении из данного списка семей, изъявивших желание получить субсидию в 2021 году по Лахденпохскому муниципальному району, и достигших предельного возраста для участия в программе, в том числе семьи ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
15.02.2021 администрацией Лахденпохского муниципального района принято оспариваемое распоряжение № 58-П, которым семья административного истца исключена из вышеназванного списка в связи с достижением ФИО1 предельного возраста для участия в программе.
Административный истец, не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат) закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения.
Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из части 1 статьи 38, статьи 40 и пунктов «в», «ж» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (пункт 6).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 03.08.2016 № 197 утвержден порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанного Порядка орган местного самоуправления в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует список и представляет его в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. В список включается молодая семья, признанная решением органа местного самоуправления участником мероприятия.
Орган местного самоуправления формирует список на основании письменных заявлений молодых семей мероприятия, зарегистрированных до 1 июня года, предшествующего планируемому (п. 9 ).
В силу п.п. 3 п. 10 Порядка основанием для внесения органом местного самоуправления изменений в список является, в том числе, достижение одним из членов молодой семьи - участника мероприятия предельного возраста участия в подпрограмме.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент формирования указанного списка достигла предельного возраста (35 лет), то она утратила право на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных.
Вопреки доводам административного истца о том, что исключение из списка на получение социальной выплаты возможно только после фактической выплаты, Правительство Российской Федерации предусмотрело иные основания для участия в Программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в том числе путем установления возрастного критерия, что отнесено к компетенции данного органа и не признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение АЛМР об исключении семьи административного истца из списка молодых семей-участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Лахденпохскому муниципальному району в связи с достижением административным истцом 35-летнего возраста является законным и обоснованным.
Следовательно, административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Жданкина
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021.