Дело № 2а-3063/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2018 г. г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.С.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре судебного заседания Шалонько О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Псковской таможне ФТС России об оспаривании акта и требования об уплате таможенных платежей и пеней,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Псковской таможне ФТС России об оспаривании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10225000/223/040615/А2044 от 04.06.2015 и требования об уплате таможенных платежей от 17.06.2015 № 2004.
В обоснование иска указано, что ФИО2, выполняя просьбу знакомого по перегону автомашины, 26.10.2012 временно ввез на таможенную территорию Таможенную союза через таможенный пост МААП «Бурачки» Себежской таможни автомашину «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска. 27.10.2012 на данной автомашине он пересек Российско-Казахстанскую границу на таможенном посту войсковой части № 2029, доехал до г.Шымкент, где передал автомашину будущему владельцу.
По результатам проведенной таможенной проверки сотрудниками Себежской таможней был составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 08.06.2015 № 10225000/080615/0001930 и ФИО2 выставлено требование № 2004 от 17.06.2015 об уплате таможенных платежей в сумме 723880, 67 руб.
13.08.2015 Себежская таможня обратилась в Первомайский районный суд г.Бишкек Кыргызской Республики с иском о взыскании с ФИО2 задолженности по таможенным платежам в размере 583868,91 руб. и пени в сумме 149163,91 руб., ссылаясь на то, что временно ввезенное ФИО2 транспортное средство «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска, не было в установленный срок вывезено с таможенной территории Таможенного союза.
Поскольку автомашина «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска, была вывезена с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан 27.10.2012, административный истец полагал, что требование об уплате таможенных платежей и пеней выставлено ему незаконно и необоснованно, кроме того, данное требование он не получал. Проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, по результатам которой составлен акт № 10225000/223/040615/А2044 от 04.06.2015, проведена таможенным органом спустя длительное время после истечения срока временного ввоза транспортного средства, что также свидетельствует о незаконности принятых таможенным органом решений. Поскольку административный истец собственником автомашины «Мерседес Бенц» не является, 27.10.2012 вывез данное ТС за пределы РФ, машина поставлена на регистрационный учет в г.Шымкент республики Казахстан новым собственником, оснований для выставления ему требования об уплате таможенных платежей не имелось. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным административным иском.
Административный истец, проживающий в Кыргызской Республике, в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явился.
Представитель административного ответчика Псковской таможни ФТС России ФИО1 в судебном заседании и письменных возражениях иск не признала, пояснив, что ФИО2 по пассажирской таможенной декларации 26.10.2012 временно ввез на таможенную территорию Таможенную союза через таможенный пост МААП «Бурачки» Себежской таможни автомашину «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска, срок временного ввоза установлен до 26.01.2013. В установленный срок транспортное средство не было вывезено с таможенный территории Таможенного союза, сведений о завершении либо продлении временного ввоза ТС не имеется, что подтверждается справкой Государственной таможенной службы при правительстве Кыргызской Республики от 19.09.2016 № 25-04-11/7098, справкой Департамента государственных доходов по Жамбылской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 24.11.2016 № 14499. Поскольку обязанность по уплате таможенных платежей у физического лица, временно ввезшего иностранное транспортное средство, не прекратилась, ФИО2 является лицом ответственным за уплату таможенных платежей, в связи с чем требование таможенного органа об уплате таможенных платежей от 17.06.2015 № 2004 является законным и обоснованным.
Оспариваемый административным истцом акт от 04.06.2015 проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств является внутренним документом таможни, для сведения заинтересованным лицам не направляется, права и интересы административного истца данным документом не затрагиваются, поскольку акт не порождает для административного истца возникновение прав и обязанностей.
Не признавая иск по праву, представитель административного ответчика ходатайствовала о применении судом срока исковой давности. Полагала, что административный истец, получив требование об уплате таможенных платежей 07.08.2015, с настоящим иском в суд обратился только в августе 2018. Уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представил. Поскольку установленный п. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд административным истцом пропущен, просила в иске отказать в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, гражданин Кыргызской Республики ФИО2 26.10.2012 по пассажирской таможенной декларации № 102250/261012/В1346037 временно ввез на таможенную территорию Таможенную союза через таможенный пост МААП «Бурачки» Себежской таможни автомашину «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска, на срок до 26.01.2013 /л.д.35/.
На момент рассматриваемого события действовал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), утративший силу с 01.01.2018 в связи с вступлением в силу Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписан в г. Москве 11.04.2017).
Поскольку согласно п. 1 ст. 444 ТК ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу, при разрешении настоящего спора суд руководствуется нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", действующим до издания Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 с даты вступления в силу Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107, и Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. 4 ст. 351 ТК ТС транспортным средством для личного пользования является автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза (п.1 ст. 352 ТК ТС).
В силу п. 1 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (п. 5 ст. 358 ТК ТС).
Частью 3 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (ст. 152 ч. 5).
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 152 ч. 6).
В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения (п. 4) и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 6 названной статьи Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
Пунктом 5 ст. 283 ТК ТС предусмотрено, что ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 4 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По смыслу закона данная обязанность не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.
Но при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (п. 4 ст. 91 Таможенного кодекса).
Общий порядок начисления пени установлен статьей 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, учитывая приведенные выше нормы права, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза.
Как следует из акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10225000/223/040615/А2044 от 04.06.2015, в ходе проведения таможенным органом проверки документов и сведений представленных при таможенном оформлении на таможенном посту МААП Бурачки, сведений, имеющихся в электронных базах данных таможенных органов с целью соблюдения порядка и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, тарифных преференций, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей установлено, что в отношении транспортного средства «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска, отсутствует информация о завершении временного ввоза или о наступлении обстоятельств, допускающих признание транспортного средства не находящимся под таможенным контролем по иным обстоятельствам /л.д.34/.
По результатам таможенной проверки принято решение о начислении ФИО2 таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 358 ТК ТС, в соответствии с приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2708 «Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей» таможенным органом составлен акт № 10225000/223/080615/0001930 от 08.06.2015 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей в сумме 583868,91 руб. /л.д.33/.
В установленный законом десятидневный срок со дня обнаружения неуплаты таможенных платежей ФИО2 18.06.2015 по месту жительства по адресу: Киргизия, <данные изъяты>, заказным письмом с уведомлением направлено требование № 2004 17.06.2015 об уплате таможенных платежей и пеней за период с 27.01.2013 по 17.06.2015 в общей сумме 723880,67 рублей (исходящий номер 18-12/14109) /л.д.28, 30/.
Как следует из уведомления о получении адресатом почтового отправления, требование об уплате таможенных платежей вручено ФИО2 07.08.2015 /л.д.29/.
Таким образом, доводы административного истца о неполучении им требования опровергаются материалами дела.
Приведенные положения закона свидетельствуют о соблюдении таможенным органом как порядка, так и сроков выставления и направления требования.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (ч. 11 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ ).
В добровольном порядке требование таможенного органа административный истец не исполнил.
В связи с неуплатой ФИО2 таможенных платежей 13.08.2015 Себежская таможня обратилась в Первомайский районный суд г.Бишкек Кыргызской Республики с иском о взыскании с ФИО2 задолженности по таможенным платежам, данное дело в настоящее время находится на стадии рассмотрения.
Доводы ФИО2 о завершении временного ввоза ТС путем въезда транспортного средства «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, **** года выпуска, 27.10.2012 на территорию республики Казахстан суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.
Не вывоз ФИО2 временно ввезенного транспортного средства с территории Таможенного союза подтверждается сведениями Государственной таможенной службы при правительстве Кыргызской Республики от 19.09.2016 № 25-04-11/7098, справкой Департамента государственных доходов по Жамбылской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 24.11.2016 № 14499, согласно которым информация о вывозе с таможенной территории Таможенного союза, либо совершении иных таможенных процедур в отношении транспортного средства «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, отсутствует /л.д.42, 44/.
Факт пересечения 27.10.2012 ФИО2 Государственной границы Республики Казахстан на транспортном средстве «Мерседес Бенц», г.р.з. ******, подтвержденный командиром войсковой части 2029 Пограничной службы национальной безопасности республики Казахстан /л.д.45/, не имеет юридического значения, т.к. не свидетельствует о вывозе транспортного средства с единой территории Таможенного союза.
В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, (Кыргызская Республика присоединилась в соответствии с Протоколом от 08.05.2015), а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
В соответствии с п.3 ст. 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза действует на таможенной территории Таможенного союза и состоит, в том числе, из международных договоров государств – членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а именно Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Поскольку Республика Казахстан, на территорию которой ФИО2 вывез 27.10.2012 г. транспортное средство, входит в единую таможенную территорию Таможенного союза, не имеется оснований полагать об исполнении им обязанности вывоза временно везенного транспортного средства.
Таким образом, требование таможенного органа об уплате таможенных платежей № 17.06.2015 № 2004 является законным, так как обязанность по уплате таможенных платежей у физического лица, временно ввезшего иностранное транспортное средство, не прекратилась.
Оспариваемый административным истцом акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10225000/223/040615/А2044 от 04.06.2015, составленный должностными лицами МАПП Бурачки в рамках проведения камеральной проверки в порядке ст. 131 ТК ТС, в выводах содержит предложение провести проверку факта неуплаты таможенных платежей ФИО2, каких-либо обязанностей на административного истца не возлагает, следовательно, не затрагивает его права и интересы и не порождает для административного истца возникновение прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Доводы административного истца о неполучении им требования от 17.06.2015 опровергаются материалами дела. Как указано выше, данное требование административный истец получил 07.08.2015 лично, что подтверждается почтовым уведомлением /л.д. 29/.
С настоящим иском в суд ФИО2 обратился 10.08.2018, следовательно, установленный законом трехмесячный срок обращения в суд им пропущен. Уважительности причин пропуска процессуального срока административный истец не привел, ходатайств о его восстановлении не заявлял.
Согласно п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного иска как по праву, так и на основании пропуска им срока обращения в суд за защитой нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Псковской таможне ФТС России об оспаривании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10225000/223/040615/А2044 от 04.06.2015 и требования об уплате таможенных платежей от 17.06.2015 № 2004 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.С. Захарова