РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июля 2018 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Галата С.В.,
при секретаре Дудкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3062/2018 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании решения незаконным, устранении нарушенных прав
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратились ФИО1, ФИО2 с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Иркутской области о признании решения незаконным, устранении нарушений прав.
В основание административного иска административные истцы указали, что Иркутским областным судом от <Дата обезличена> принято решение о признании наличия кадастровой в государственном кадастровом реестре ошибки в отношении земельного участка кадастровый <Номер обезличен>.
В управление Росреестра по иркутской области <Дата обезличена> истцами было подано заявление об исправлении кадастровой (реестровой) ошибки на основании решения Иркутского областного суда от <Дата обезличена>, по результатам рассмотрения которого, в ответе управления Росреестра но Иркутской области от <Дата обезличена> истцам было сообщено, что оснований для возложения на орган регистрации в принудительном порядке исправления кадастровой (реестровой) ошибки в данном решении иркутского областного суда от <Дата обезличена> не имеется, поэтому в исправлении кадастровой (реестровой) ошибки в отношении земельного участка кадастровый <Номер обезличен> было отказано, и предложено обратится в апелляционную комиссию управления Росреестра по иркутской области.
В апелляционную комиссию управления Росреестра по Иркутской области было направленно заявление от <Дата обезличена> об обжаловании ответа управления Росреестра по иркутской области от 07 03.2018, по результатам которого апелляционной комиссией управления Росреестра по иркутской области было принято решение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе в заявленных требованиях в связи с тем, что в решении иркутского областного суда от <Дата обезличена> отсутствует указание на исправление кадастровой (реестровой) ошибки в принудительном порядке. Данный отказ истцы считают безосновательным, так как орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, наличие кадастровой (реестровой) ошибки в сведениях кадастрового учета установлено решением Иркутского областного суда от <Дата обезличена>.
В связи с чем, административные истцы (с учетом уточненного административного искового заявления) просят суд признать действие апелляционной комиссии, управления Росреестра по <адрес обезличен> незаконным, обязать Управление Росреестра по Иркутской области, совершить действия направленные на устранение нарушения п.3 ст.61 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для восстановления в полном объеме нарушенных прав налогоплательщиков ФИО1 и ФИО2, об обязании Управление Росреестра по <адрес обезличен> исключить ошибочно определенный 5 вид разрешенного использования земельного участка кадастровый <Номер обезличен> из сведений Единого государственного реестра недвижимости, исправить кадастровую ошибку в архивных сведениях за 2014 по настоящее время, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель по 13 виду разрешенного использования 308,33 руб./кв.м, а кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равную 1 222 528,45 рублей, установить срок исполнения данного действия один месяц.
Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились о дате месте и времени судебного заседания извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного ответчика в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Представитель административных истцов ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Иркутской области ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требования, предоставила возражения на иск.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции Российский Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 35 Конституции Российский Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается штампом ФГУП «Почта России», после получения отказа апелляционной комиссии Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от <Дата обезличена>, то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ, с учетом ч. 2 ст. 93 КАС РФ.
В судебном заседании установлено, что <Дата обезличена> в Единый государственный реестр недвижимости была внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> на основании договора купли-продажи земельного участка от <Дата обезличена><Номер обезличен>; Постановления Администрации городского округа муниципального образования город Саянск от <Дата обезличена><Номер обезличен>.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области № 239-пп от 05.05.2014 «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области»», земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> отнесен к 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).
18.07.2014 внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости - 1409,12 руб. за 1 кв.м., о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, 80 руб.
18.06.2015 в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации перехода права собственности к ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка от <Дата обезличена>.
24.07.2015 ФИО2 обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере рыночной.
03.09.2015 внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> руб. на основании решения Комиссии от <Дата обезличена><Номер обезличен>.25, которая подлежит применению с 01.01.2015 в соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Административные истцы не согласившись с отнесение земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> к 5 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) обратились в Иркутский областной суд с административным исковым заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительству Иркутской области о признании ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Иркутским областным судом 02.10.2017 вынесено решение, согласно которому административные исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворены частично. Признано наличие ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в результате государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп). В удовлетворении остальной части административных исковых требований, в том числе судебных расходов, ФИО1, ФИО2 отказано.
Решение вступило в законную силу 21.12.2017 года.
28.02.2018 ФИО3, действующий от имени ФИО2, обратился в Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:6 и исправлении реестровой ошибки. В качестве необходимых документов представлены: решение Иркутского областного суда от 21.10.2017 и апелляционное определение суда от 21.12.2017.
07.03.2018 осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, т.к. не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
Административные истцы не согласившись с отказом в осуществление государственного кадастрового учета об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:6 обратились 15.03.2018 в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от 07.03.2018.
05.04.2018 вынесено решение заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, согласно которому, по итогам рассмотрения заявления административных истцов установлено, что представленное заявление не содержит информации о выборе правообладателем земельного участка иного вида разрешенного использования. Представленный судебный акт - решение Иркутского областного суда от 02.10.2017 не устанавливает обязанность орган регистрации прав внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части исправления реестровой ошибки о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:28:010413:6. В связи, с чем принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановления.
07.06.2018 в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано на основании ст. 27 Закона о регистрации, в связи с тем, что заявителем по собственной инициативе не представлены документы о выборе вида разрешенного использования, а также документы, содержащие необходимые для исправления реестровой ошибки сведения.
Обсуждая доводы административных истцов о незаконности действий апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно статье 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" порядке.
Главой 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентируется порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст. 61 названного Федерального закона различаются техническая и реестровая (ранее - кадастровая) ошибки.
Как следует из п. 1 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав.
В п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В судебном заседании установлено, что административными истцами в качестве основания для исправления реестровой ошибки представлены следующие документы: решение Иркутского областного суда от 02.10.2017 и апелляционное определение суда от 21.12.2017.
Согласно решению Иркутского областного суда от 02.10.2017 признано наличие ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в результате государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области»(в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 239-пп).Решением суда установлено, поскольку отнесение земельного участка при проведении государственной регистрации кадастровой оценки к к5-ой группе видов разрешения использования является реестровой ошибкой, которая повлекла неправильное определение и внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, допущенная ошибка подлежит исправлению уполномоченным органом на основании решения в порядке, предусмотренной названной нормой закона.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что решению Иркутского областного суда от <Дата обезличена> о наличии реестровой ошибки, вступившее в законную силу являлось основанием для Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, совершить действия направленные на устранение нарушения п.3 ст.61 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для восстановления в полном объеме нарушенных прав налогоплательщиков ФИО1 и ФИО2
Рассмотрев довод представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, о том, что предложений о выборе иного вида разрешенного использования не представлены, является необоснованным, поскольку представленным решением Иркутского областного суда установлено наличие реестровой ошибки.
Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 35 Конституции РФ, ст.ст. 4, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст.223 ГК РФ, требования Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, поскольку решения о приостановлении государственной регистрации является незаконно и принято без учета п.3 ст.61 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем, административные исковые требования о признать действий апелляционной комиссии, управления Росреестра по Иркутской области незаконными, об обязании Управление Росреестра по Иркутской области, совершить действия направленные на устранение нарушения п.3 ст.61 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для восстановления в полном объеме нарушенных прав налогоплательщиков ФИО1 и ФИО2 подлежат удовлетворению.
Рассмотрев требование административных истцов об обязании Управления Росреестра по Иркутской области исключить ошибочно определенный 5 вид разрешенного использования земельного участка кадастровый <Номер обезличен> из сведений Единого государственного реестра недвижимости, исправить кадастровую ошибку в архивных сведениях за 2014 по настоящее время, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель по 13 виду разрешенного использования 308,33 руб./кв.м, а кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равную 1 222 528,45 рублей, установить срок исполнения данного действия один месяц суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 КАС РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так согласно представленному решению Иркутского областного суда от 02.10.2017 административным истцам отказано в удовлетворении требования о возложении по внесению соответствующих изменений, а именно «исключить ошибочно определенный 5 вид разрешенного использования земельного участка кадастровый <Номер обезличен> из сведений Единого государственного реестра недвижимости, исправить кадастровую ошибку в архивных сведениях за 2014 по настоящее время, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель по 13 виду разрешенного использования 308,33 руб./кв.м, а кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равную 1 222 528,45 рублей» в государственный кадастр недвижимости не имеется.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования административных истцов об обязании Управление Росреестра по Иркутской области исключить ошибочно определенный 5 вид разрешенного использования земельного участка кадастровый <Номер обезличен> из сведений Единого государственного реестра недвижимости, исправить кадастровую ошибку в архивных сведениях за 2014 по настоящее время, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель по 13 виду разрешенного использования 308,33 руб./кв.м, а кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равную 1 222 528,45 рублей, установлении срока исполнения данного действия один месяц, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требований ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично
Признать действие апелляционной комиссии, управления Росреестра по Иркутской области незаконным,
Обязать Управление Росреестра по Иркутской области, совершить действия направленные на устранение нарушения п.3 ст.61 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для восстановления в полном объеме нарушенных прав налогоплательщиков ФИО1 и ФИО2
В удовлетворении требований обязать Управление Росреестра по Иркутской области исключить ошибочно определенный 5 вид разрешенного использования земельного участка кадастровый <Номер обезличен> из сведений Единого государственного реестра недвижимости, исправить кадастровую ошибку в архивных сведениях за 2014 по настоящее время, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель по 13 виду разрешенного использования 308,33 руб./кв.м, а кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> равную 1 222 528,45 рублей, установить срок исполнения данного действия один месяц - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено 01 августа 2018 года.
Председательствующий: Галата С.В.
Решение изготовлено 01.08.2018 года.