Дело № 2а-3064/2023
55RS0007-01-2023-002897-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2023года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании при участии в качестве прокурора старшего помощника прокурора города Омска ФИО5 административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска о признании недействующим постановления в части,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Омска о признании недействующим постановления в части.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 и ФИО2 на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом общей площадью 103,7 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный №, кадастровый (или условный) №. Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:130101:689, площадью 942 кв. м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Распоряжением директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 и ФИО6 было отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 942 кв. м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по тому основанию, что земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок расположен в границах красных линий.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, за разъяснением оснований установления красной линии на ранее названный земельный участок. Согласно ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ за № красная линия на земельном участке кадастровым номером 55:36:130101:689, площадью 942 кв. м., была установлена исходя из Решения Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ которым был утвержден документ территориального планирования - Генеральный план муниципального образования город Омск. В соответствии с утвержденным Генеральным планом, <адрес> является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения.
Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден проект планировки территорий, расположенной в границах: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты <адрес> АО <адрес>, в составе которого установлены красные линии общегородской магистрали по <адрес> в районе жилого <адрес> шириной 84 метра.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 942 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов за административными истцами не зарегистрировано, при этом указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Не соглашаясь с установлением прохождения красных линий относительно земельного участка с кадастровым номером №, административные истцы настаивают на том, что примерное схематичное графическое отображение второй красной линии, которая должна определять расчетные точки границы уличной - дорожной сети ее прохождения по земельному участку с кадастровым номером №, в отсутствие соответствующего разработанного проекта и соответствующих расчетов (конструктивный поперечный профиль <адрес>), не указывает на соблюдение требований раздела 5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ГрК РФ, КАС РФ, уточнения административных исковых требований административные истцы просят суд под пункты 3 и 4 пункта 1 Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ <адрес>» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером №, №, площадью 942 кв. м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> – признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с Администрации г. Омска в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО7, действующий на основании ордера в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнения требований. Настаивали на необоснованности установления красных линий, нарушении права административных истцов, в том числе на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащем им на праве собственности жилым домом. Просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме с учетом их уточнения.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимал о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в суд направлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска ФИО8, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивала на отсутствии оснований для признания обжалуемых положений постановления Администрации г. Омска ДД.ММ.ГГГГ№-п недействующими, ссылалась на соблюдение порядка принятия обжалуемого нормативного правового акта и его опубликования, а также внесения в него изменений, отсутствия нарушения обжалуемыми положениями прав административного истца. На публичных слушаниях каких-либо возражений в отношении земельного участка не поступало. Противоречия между проектом планировки территории и Генеральным планом, правилами землепользования и застройки отсутствуют. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ФИО9, действующий на основании доверенности, выражала несогласие с заявленными требованиями, настаивала на том, что обжалуемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, опубликован в соответствии в установленном законом порядке. Также указала на отсутствие доказательств нарушения прав административного истца, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. указала, что вопреки доводам административного истца представленными материалами подтверждается обоснованность установления красных линий. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо департамент имущественных отношений Администрации г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещена, явка представителей в суд не обеспечен, явка представителя не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения представителей административного истца, ответчика, заинтересованного лица, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.
Заслушав представителя административного истца, ответчика, заинтересованного лиц, заключение прокурора, изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, дополнение к ним, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ является собственником ? доли в общей долевой собственности на домовладение, назначение жилой дом., площадь общая 103,7 кв.м., количество этажей 1, адрес: <адрес> (т. 1 л.д. 15), а также на основании заочного решения Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № собственником ? доли в общей долевой собственности на жилой дом, назначение жилое, площадь, общая 103,7, инвентарный №. Литера: А,А1,А2,А3, этажность 1 (т. 1 л.д. 16).
Сособственником данного жилого дома на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО10 (т. 1 л.д. 17).
Решением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены административные исковые требования ФИО11, за ФИО11 признано право собственности на ? часть индивидуального жилого домостроения, расположенное по адресу: <адрес> под литерой №, инвентарный №, общей площадью 103,7 кв.м., жилой площадью 50,8 в порядке приобретательной давности. Решение вступило в законную силу (т. 1 л.д. 20-22).
Заочным решением Кировского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано право собственности на ? часть индивидуального жилого домостроения, расположенного по адресу: <адрес>, под литерой №, инвентарный №, общей площадью 103,7 кв.м., жилой площадью 50,8 в порядке приобретательной давности. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании договора купли продажи доли жилого дома, заключенного с ФИО10, приобрела в собственность ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 103,7 кв.м., с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 23, 24).
Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 942 +/-11, категория земель: земли населенных пунктов, для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в пределах земельного участка размещены объекты недвижимости с кадастровыми номерами: № – жилой <адрес> года постройки, инвентарный №, по адресу: <адрес>, находящейся в общей долевой собственности: 1/4 и ? долей ФИО1, ? ФИО2, а также объект с кадастровым номером № – жилой <адрес> года постройки, инвентарный №, по адресу: <адрес>, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид права: общая долевая собственность, размер доли в праве ? ФИО1, ? ФИО2, ? ФИО10 (т. 1 л.д. 63-84).
В соответствии с техническим планом жилого дома по адресу: <адрес>, инвентарный №, он состоит: <адрес> (комната (литера А), кухня (литера А2), кладовая (литера а), веранда (литера а); <адрес> (кухня (литера А3), комната (литера А), комната (литера А), веранда (литера а1); <адрес> комната (литера А1), коридор (литера А1), кухня (литера А1), комната (литера А1), кладовая (литера а2), веранда (литера а3) (т. №).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № предварительно согласовано предоставление ФИО1доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 858 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки местоположения, которого установлено по адресу: <адрес>. На ФИО12 возложена обязанность обеспечить уточнение границ испрашиваемого земельного участка. При этом в п. 4 указано, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером № составляет два года (т. 1 л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № в распоряжение № внесены изменения (т. 1 л.д. 50).
В соответствии с заключением кадастрового инженера, изложенного в межевом плане земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка определены по результатам кадастровой съемки масштаб 1:500. Уточняемый земельный участок декларативно учтен в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером №, декларативной площадью 858 кв.м. В результате кадастровых работ фактическая площадь земельного участка составила 942 кв.м. Площадь земельного участка увеличилась на 84 кв.м., что не превышает предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков. На земельном участке с кадастровым номером №, расположен жилой дом с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 37-48).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> направлено письмо № №, в котором указано, что в представленном пакете документов содержатся свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №№, согласно которому ФИО1 принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, от ДД.ММ.ГГГГ серии 55-АА №, согласно которому ФИО1 принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако второй собственник ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность не обращался. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ принято решение об отказе в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 51-52).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации г. Омска №ФИО1, ФИО2 отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 942 кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено: <адрес>, КАО <адрес>, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, поскольку земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. Земельный участок расположен в границах красных линий (т. 1 л.д. 53).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения административного истца ФИО1 об основаниях для установления красной линии по <адрес><адрес> административном округе <адрес>, а также об отказе в оформлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> в адрес заявителя направлено письмо № №, в котором указано, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ <адрес> является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения. В развитие Генерального плана <адрес> разработаны и утверждены проекты планировки территории, в том числе в отношении территорий, в том числе в отношении территорий по <адрес>. В соответствии с п. 1 примечания таблицы №.2 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/пр ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях дл магистральных улиц принимается 10-100 м. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, в составе которого установлены красные линии общегородской магистрали по <адрес> в районе жилого <адрес>, шириной 84 м. Согласно проекту планировки территории индивидуально жилой <адрес> и земельный участок с кадастровым номером № по указанному адрес расположены в красных линиях общегородской магистрали регулируемого движения по <адрес> указано, что вопросы предоставления в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, не входят в функции департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> (т. 1 л.д. 54-55).
Административный истец, полагая, что постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в обжалуемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает ее права, обратилась в суд.
Давая правовую оценку заявленным требованиям применительно к положениям ч.ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ, суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение документации по планировке территории.
Пунктом 2 ст. 1, ч. 1 ст. 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрКРФ).
Согласно п. 5 ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (ч. 1 ст. 9 ГрКРФ).
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ положения документов территориального планирования носят обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации ими решений. В частности, из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
К документам территориального планирования муниципального образования относятся генеральные планы поселений (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23ГрК РФ). Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану (ст. 31, 34 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии (пп. а); границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры (пп. б); границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (пп. в); (п. 1); положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии счастью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения (п. 2); положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (п. 3 ч. 3 ст. 43 ГрК РФ).
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Указанные нормы содержатся в разделах 2, 3 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Пунктом 8 ст. 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (п. 1); возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2); функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п. 3); видов территориальных зон (4); требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (п. 5).
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории, состоящих из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч.ч. 1, 2 ст. 42 ГрК РФ).
Согласно пп. а п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила). Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска. Для каждого вида территориальной зоны Правилами устанавливается градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все расположенные в пределах границ территориальной зоны земельные участки и объекты капитального строительства, независимо от форм собственности.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм, документация по планировке территории должна соответствовать имеющим большую юридическую силу, в том числе правилам землепользования и застройки, Генеральному плану.
Кроме того, в соответствии с Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции, действующей в период принятия обжалуемого постановления, Администрация г. Омска учреждала печатные средства массовой информации, являющиеся официальными изданиями органов местного самоуправления города Омска, для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
Муниципальные правовые акты, иная официальная информация также могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации, в том числе доведены до всеобщего сведения по телевидению, радио, через компьютерную сеть «Интернет», а также распространены в ином виде (ст. 7 Устава).
Официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города Омска определены газеты «Вечерний Омск – Неделя» и «Третья столица» (постановление Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иных официальных документов, подлежащих обязательному опубликованию»).
В рамках реализации своих полномочий Администрацией г. Омска принято Постановление Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области», которым утверждены проекты планировки следующих территорий левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах:
1) <адрес> административном округе <адрес>, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № (не приводится) к настоящему постановлению;
2) <адрес> административном округе <адрес>, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № (не приводится) к настоящему постановлению;
3) Ленинградский проспект - <адрес> административном округе <адрес>, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № (не приводится) к настоящему постановлению;
4) Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, в составе: положения о размещении объектов капитального строительства и характеристиках планируемого развития территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № к настоящему постановлению; чертежа планировки территории, расположенной в указанных границах, согласно приложению № (не приводится) к настоящему постановлению (т. 1 л.д. 160-178).
Данное Постановление Администрации города Омска опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № (587), ДД.ММ.ГГГГ, (включая графические приложения) (т. 1 л.д. 160-178).
На основании постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ <адрес>» назначены и проведены ДД.ММ.ГГГГ публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки следующих территорий левобережной части территории муниципального образования городской округ <адрес>:
- территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>;
- территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес>;
- территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - <адрес> административном округе <адрес>;
- территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес> (т. 1 л.д. 179-181).
Данное постановление опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № (553), ДД.ММ.ГГГГ, (включая графические приложения) (т. 1 л.д. 185-186, 219-248).
Материалы дела не содержат сведений об участии правообладателя земельного участка в публичных слушаниях либо о представлении возражений относительно рассматривавшегося проекта планировки территории. Ввиду отсутствия предложений и замечаний в процессе подготовки публичных слушаний по проекту планировки, указанные публичные слушания признаны состоявшимися в соответствии с Заключением по результатам публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102-115).
В соответствии с п. 4 ст. 18 Правил Мэр города Омска по представлению Администрации г. Омска с учетом протокола публичных слушаний по проекту документации по планировке территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Администрацию города Омска на доработку. В рамках реализации полномочий Администрацией г. Омска в порядке ст. 41-43 ГрК РФ принято обжалуемое постановление (т. 1 л.д. 182-183). Заключение о результатах публичных слушаний по вопросам внесения изменений и утверждения документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проводимых в соответствии с постановлением Мэра города Омска №-пм опубликовано в газете «Третья столица» № (558) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 249-250).
Впоследствии в указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения, последние на основании Постановлений Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> "<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ, которые также были опубликованы в газете «Третья столица».
По сведениям Администрации г. Омска в проект планировки территории в отношении территорий, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, были внесены изменения в редакциях постановлений Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Постановление Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-пм «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросам внесения изменений и утверждения документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» опубликовано в газете «Третья столица» № (968) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 187-188).
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросам внесения изменений и утверждения документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проводимых в соответствии с постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-пм опубликовано в газете «Третья столица» № (975) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 189-195).
Замечания и предложения к документации по планировке территории в ходе проведения общественных обсуждений в отношении рассматриваемой территории не поступили.
Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений и утверждении документации по планировке левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № (997) ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 1-45).
Постановление Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-пм «Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в проект планировки части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проекту внесения изменений в проект межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, проекту межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» опубликовано в газете «Третья столица» № (1253) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 196-200, 212, т. 2 л.д. 63).
Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете «Третья столица» № (1258) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 201-210, т. 2 л.д. 61-62).
Замечания и предложения к документации по планировке территории в ходе проведения общественных обсуждений в отношении рассматриваемой территории не поступили.
Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты города Омска и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» опубликовано в газете «Третья столица» № (1261) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 46-60).
Постановление Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-пм «Об организации и проведении общественных обсуждений по проектам внесения изменений в проекты планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» опубликовано в газете «Третья столица» № (1326) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 213-217, 218).
Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете «Третья столица» № (1332) ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 67).
Замечания и предложения к документации по планировке территории в ходе проведения общественных обсуждений не поступили.
Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п» опубликовано в установленном законом порядке в газете «Третья столица» № (1342) от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 64-66).
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое постановление является нормативным правовым актом, принято Администрацией г. Омска в пределах предоставленных полномочий, поскольку правовое регулирование вопросов подготовки градостроительной документации возложено на орган местного самоуправления, нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления не имеется, оспариваемое постановление обличено в надлежащую форму, опубликовано в официальном печатном издании. В данной части обжалуемое постановление административным истцом не оспаривается.
Доводы административных истцов заключаются в наличии нарушения прав обжалуемым постановлением в части установления красных линий в отношении земельного участка, на котором расположен принадлежащий административным истцам дом, несоответствии обжалуемых красных линий требованиям Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, оценивая которые суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с положениями п. 11 ст. 1 ГрК РФ, красные линии это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
Согласно ч. 4 ст. 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
По смыслу ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ устанавливает, что генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования. Генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области утвержден решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утверждены поименованные правила, в том числе карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Согласно ст. 30 ГрК РФ к целям разработки правил землепользования и застройки относятся: создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Данная позиция содержится в ч. 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ.
В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (ч. 1 ст. 41.1 ГрК РФ).
При этом подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
Целью подготовки проектов планировки территории является выделение элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определение характеристик и очередности планируемого развития территории в соответствии со ст. 42 ГрК РФ. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Согласно п. 7 ч. 4 ст. 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
Частью 10 ст. 45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска.
Таким образом, исходя из смысла ч. 10 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
В силу ч.ч. 1,4 ст. 16 Решения Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, определения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Администрация г. Омска обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании Генерального плана, настоящих Правил.
В силу п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава г. Омска документация по планировке территории утверждается на основе Генерального плана г. Омска. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно карте функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№) (приложение №) земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:124 находится в пределах одной функциональной зоны: в зоне застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами, пересечения с границами зоны транспортной инфраструктуры не имеет (л.д. 197).
При этом суд отмечает, что в силу п. 7 ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 85 ЗК РФ.
Частью 2 ст. 34 ГрК РФ определено, что границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков, границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований, границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, естественным границам природных объектов, иным границам.
В соответствии с картой (схемой) Генерального плана муниципального образования городской округ г. Омск Омской области (в редакции, действовавших на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), а также в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:689 определялся в зоне планируемой территории развития города, многоэтажной и средней этажной жилой застройки (т. 2 л.д. 87, 97).
Согласно фрагменту Схемы развития объектов транспортной инфраструктуры города Омска Схема размещения объектов транспорта местного значения (в редакции, действовавших на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), а также в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок определялся в границах магистрали общего значения непрерывного движения (т. 2 л.д. 88, 98).
При этом в соответствии с фрагментом карты функциональных зон муниципального образования городской округ город Омск Омской области Приложение № Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный решением Омского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, в действующей редакции, а также в редакции на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок одновременно находится в функциональных зонах (существующие) зона застройки индивидуальными малоэтажными жилыми домами, зоне транспортной инфраструктуры (т. 2 л.д. 89, 99).
В соответствии с Фрагментом карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ город Омск Омской области в области автомобильных дорог местного значения Приложение № Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный решением Омского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№, в действующей редакции, а также в редакции на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок одновременно находится в границах магистральной улицы общего значения регулируемого движения и границах зоны индивидуальными малоэтажными жилыми домами.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок определялся большей частью в зоне ИТ-2 зона городского наземного транспорта, и частично в зоне жилой застройки высокой этажности Ж-4, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок определялся в зоне ИТ-2 зона городского наземного транспорта, в редакции по состоянию как на ДД.ММ.ГГГГ, так и на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок определяется в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-1.
В соответствии с Проектом планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - улица 1-я Любинская - улица Волгоградская в Кировском административном округе <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п, Экспликация зон элемента планировочной структуры №. ИТ32 – зона планируемого размещения линейных объектов (улично-дорожной сети), земельный участок определяется в границах красных линий <адрес> (т. 2 л.д. 91, 101).
Согласно Проектом планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п, так и в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п, земельный участок также определяется в границах красных линий <адрес> (т. 2 л.д. 92, 93, 102, 103).
В соответствии с фрагментом схемы расположения элементов планировочной структуры Проекта планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п, земельный участок определяется в границах проекта планировки территории, границах красных линий, в зоне элемента планировочной структуры №. ИТ32 – улично-дорожной сети.
В соответствии с фрагментом чертежа планировки территории, расположенной в граница: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п) с нанесением земельных участков учтенных в ЕГРН на декабрь 2021 года, земельный участок земельный участок определяется в границах красных линий элемента планировочной структуры №. ИТ32 зона планируемого размещения линейных объектов (улично-дорожной сети) (т. 2 л.д. 104).
В соответствии с фрагментом чертежа красных линий проекта планировки территории, расположенной в граница: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п), земельный участок определяется в границах установленных действующих красных линий. Из материалов, представленных департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>, в скриншоте программной системы ИНГЕО-Омск, следует, что красная линия не пересекает объект недвижимости принадлежащий административным истцам (т. 2 л.д. 105).
В соответствии с фрагментом схемы организации транспорта и улично-дорожной сети проекта планировки территории, расположенной в граница: Ленинградский проспект - граница полосы отвода железной дороги - граница городской черты - <адрес> административном округе <адрес>, утвержденный Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п с отражением элементов планировочной структуры земельный участок расположен в границах территории перспективной улично-дорожной сети, внутриквартальные проезды, меньшей частью в границах территории улицы общегородского значения регулируемого движения (<адрес>).
В соответствии с фрагментом схемы организации движения транспорта и пешеходов, улично-дорожной сети проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес>, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п), в границах красных линий определено к размещению следующих объектов: тротуаров, велодорожки, зеленых насаждений, проходы проезды внутриквартальные, магистральная улица общегородского значения (т. 2 л.д. 106).
В соответствии с Фрагментом схемы вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес>, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п), сечение 2-2, ширина 84 м., в состав определены: тротуар – 3м., газон – 1 м., велосипедная дорожка – 1,5 м, газон – 14,5 м., освещение – 1 м., проезжая часть 7 м., газон с размещением проектируемых сетей ливневой канализации – 6 м., проезжая часть по 11 м. в оба направления, линии наружного освещения – 1 м., существующая переходно-скоростная полоса – с линией нарущного освещения составляет 3,5 м. газон – 2,5 и., проезжая часть – 7 м., газон – 10,5 м., велосипедная дорожка – 1,5 и., газон 1 м., тротуар – 3 м. (т. 2 л.д. 107).
В соответствии с представленным скриншотом Информационной системы ИНГЕО-Омск, ширина границ красных линий в районе земельного участка с кадастровым номером № составляет 84 м.
Таким образом, Проектом планировки территории в редакции от ДД.ММ.ГГГГ поперечный профиль <адрес> уменьшен до 84 метров. Красная линия в районе земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:689 не изменилась.
Согласно своду правил «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12. 2016 №/пр, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях для магистральных улиц составляет 40 - 100 метров.
По сведения департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, на территорию, в границах которой расположен земельный участок, утвержденный проект межевания территории отсутствует.
В соответствии с информацией представленной Управлением инженерно-транспортной инфраструктуры, согласно карте планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования городской округ <адрес> в области автомобильных дорог местного значения (Приложение №), содержащейся в составе Генерального плана, в районе дома по <адрес>, предусмотрена магистральная <адрес>. В соответствии с СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12. 2016 №/пр, улица – это территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети населенного пункта. Улично-дорожная сеть представляет собой систему объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения транспорта и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория занимаемая улично-дорожной сети, относится к землями общего пользования транспортного назначения. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава, размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц в красных линиях для магистральных улиц принимается 40-100 м. В материалах по обоснованию «Схема вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории» проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес> административном округе <адрес>, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№-п), отражены существующие и перспективные инженерные коммуникации. Существующие инженерные коммуникации (сечение 1-1): водопровод диаметром 800 мм, напорная канализация диаметром 2х63 мм, водопровод диаметром 110 мм, электрические сети. Существующие инженерные коммуникации (сечение 2-2) газопровод диаметром 110 мм, водопровод диаметром 150 мм. Перспективные инженерные коммуникации (сечение 1-1, 2-2) ливневая канализация диаметром 1 000 мм, водопровод диаметром 400 мм, теплотрасса диаметром 400 мм.
Применительно к изложенному, суд полагает обоснованными доводы представителя департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о том, что установленная ширина обжашуемых красных линий является допустимой, а также соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ <адрес>, предусматривающим магистральную улицу общегородского значения, а также нормативам градостроительного проектирования.
Таким образом, в обжалуемой части Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ <адрес>» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:689 принято Администрацией <адрес> с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных полномочий, в отсутствии противоречий имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Из пояснений представителя административного истца следует, что Генеральный план в действующей редакции административным истцом не обжаловался. Доказательств обратному не представлено.
Утверждения представителя административного истца об имеющихся препятствиях в фактическом использовании земельного участка в соответствии с его назначением, о нарушении прав административных истцов, как собственников жилого дома, расположенного в границах земельного участка основаны на неверном толковании норм права и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления.
Суд полагает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о том, что отображение на картах Генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этим объектами.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ч.ч. 1, 4 ст. 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
В силу положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О.
Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту.
Вопреки доводам административного истца и ее представителя, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, не нарушает прав административного истца. Установление факта нахождение земельного участка в границах красных линий, не свидетельствует само по себе в рассматриваемом случае о наличии оснований для признания нормативно правового акта в оспариваемой части незаконным.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Применительно к изложенному и установленным обстоятельствам, административные исковые требования ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером №, площадью 942 кв. м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено: <адрес>, <адрес>, <адрес>, удовлетворению не подлежат.
Относительно заявленных требований административного истца о взыскании с Администрации города Омска в пользу ФИО1 расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, суд полагает необходимым указать следующее. Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, что следует из содержания главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъясняется в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
В приведенной связи, применительно к положениям ч. 1 ст. 103, ч. 4 ст. 106, ч. 1 ст. 111 КАС РФ, определяющих, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины, также не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца о взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в части установления красной линии по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером №, площадью 942 кв. м., относящемся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, местоположение которого установлено: <адрес>, <адрес>, <адрес>, взыскании с Администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.
Председательствующий судья О.Г. Покричук
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.