ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3064/2023 от 31.01.2024 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-383/2024

УИД 37RS0010-01-2023-003822-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2024 года г. Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе председательствующего по делу – судьи Афонина Г.В., при секретаре судебного заседания – Пономаревой М.В.,

с участием: административного истца – Денисова Л.А.; представителей административного ответчика Ивановской городской Думы - Цыгановой А.В.; Подковырина А.Н.,

рассмотрев в Ленинском районном суде г. Иваново в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Денисова Леонида Александровича к Ивановской городской Думе, Временной комиссии Ивановской городской Думы о признании незаконными решений, действий/бездействий,

УСТАНОВИЛ:

Денисов Л.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий/бездействий.

Требования мотивированы тем, что на электронную почту Денисова Л.А. 03.11.2023 примерно в 16:00 час. пришло сообщение о проведении заседания «Временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» (далее по тексту допускается сокращение – Комиссия), назначенного на 07.11.2023 в 13:00 час., что не позволило ему до заседания Комиссии ознакомиться с материалами, которые подлежали изучению Комиссией.

Денисов Л.А. 07.11.2023 в 15:30 час. для рассмотрения Комиссией передал заявление об отложении заседания Комиссии, адресованное председателю Комиссии ФИО23, для изучения заявлений и прочих материалов и построения позиции по предъявленному обвинению о нарушении депутатской этики, а также с целью предоставления в Комиссию копий заявлений в правоохранительные органы и видеоматериалов.

На заседании Комиссии Денисову Л.А. отказали в удовлетворении его заявления об отложении заседания для ознакомления с подлежащими изучению материалами, в связи с чем Денисов Л.А. считает, что нарушены его конституционные права, нарушены принципы осуществления любой проверки, проводимой в административном порядке, нарушены положения разделов 2-3 п.п. 3.4 Положения (л.д. 74, 75), ст. 49 Конституции РФ, ст. 24.1 КоАП РФ, иные нормативные акты, устанавливающие обязанность должностных лиц рассматривать конкретные вопросы всесторонне, полно и объективно с безусловным соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина.

Денисов Л.А. указал, что он покинул заседание Комиссии, поскольку не был подготовлен к данному заседанию.

Денисов Л.А. считает также нарушенными его права на мотивированный ответ по поданному заявлению об ознакомлении; ознакомление с составом комиссии и право заявлять отвод отдельным членам Комиссии; нарушена процедура проведения комиссии, поскольку часть заседания проводилась в закрытом режиме и Денисова Л.А. не допускали в зал заседаний, мотивируя это решением процедурных вопросов, что не предусмотрено нормативными документами; нарушено право на открытое рассмотрение имеющихся материалов.

Денисов Л.А. полагает незаконным действие по направлению материалов по месту работы в Международный юридический институт и в партию «Справедливая Россия-Патриоты-За правду».

Административный истец считает, что «временная комиссия по депутатской этике» Ивановской городской Думы не была заинтересована исследовать материалы проверки в полном объеме, умышленно нарушила права Денисова Л.А., Комиссия не имела полномочий на рассмотрение вопроса депутатской этики Денисова Л.А., поскольку рассмотрение данного вопроса относится к компетенции правоохранительных органов, регламентирована Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так же административный истец Денисов Л.А. указывает на незаконность Решения от 26.05.2010 N 48 «Об утверждении положения о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики и порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы», поскольку: «данное решение не является нормативным правовым документом, следовательно, не может распространяться бесконечно долго во времени, действует только в пределах принятой временной комиссии Ивановской городской Думы 5 созыва, не распространяется на Депутатов 7 созыва Ивановской городской Думы, поскольку было принято только для определенного круга лиц;

Не было опубликовано и доведено до всего Депутатского корпуса Ивановской городской Думы 7 созыва, следовательно, невозможно требовать его исполнения Депутатом, который не осведомлен о его содержании и не обязался лично исполнять требования не нормативного документа».

Административный истец считает, что правила депутатской этики являются корпоративным актом, представляющим собой свод нравственно-этических правил профессионального поведения, они не могут рассматриваться в качестве нормативного правового акта, содержащего правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Так же административный истец Денисов Л.А. указывает на незаконность Решения от 23.12.2020 N 66 «О временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» в ред. Решения Ивановской городской Думы от 05.07.2023 N 397, которое нарушает принципы создания комиссий подобного рода, поскольку состав Комиссии утвержден - 4 человека (депутат ФИО21; депутат ФИО22; депутат ФИО23; депутат ФИО10), что прямо противоречит Решению от 26.05.2010 N 48.

Денисов Л.А. считает, что созданная комиссия не легитимна, поскольку нарушает принципы создания подобных структур и противоречит Решению от 26.05.2010 N 48, которое регламентирует ее деятельность, при этом Решение от 23.12.2020 № 66 должно быть отменено.

В соответствии с Решением Ивановской городской Думы от 28.04.2010 N 23 (ред. от 22.05.2019) «О принятии новой редакции Регламента Ивановской городской Думы», Ивановская городская Дума рассматривает решения Комиссии и принимает одно из предусмотренных решений.

Административный истец утверждает, что нарушены его права на своевременное получение материалов для пленарного заседания Ивановской городской Думы, тем, что:

Денисову Л.А. не было вручено решение (заключение) комиссии не менее чем за три дня до пленарного заседания;

Ивановская городская Дума вынесла незаконное необоснованное решение о применении к депутату Ивановской городской Думы мер воздействия, руководствуясь не легитимным решением Комиссии;

Ивановская городская Дума вынесла решение, руководствуясь решением комиссии, за рамками своих полномочий.

Нарушены общие принципы и конкретные нормы права, регламентирующие принятие решений органом местного самоуправления - Ивановской городской Думой.

Административный истец так же указал, что решение «Временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» незаконно, поскольку принято с нарушением процедуры и общих принципов деятельности органов местного самоуправления.

Нарушена процедура проведения комиссии, а именно, часть заседания проводилась в закрытом режиме и Денисова Л.А. не допускали в зал заседаний, мотивируя это решением процедурных вопросов, что не предусмотрено нормативными документами.

Административный истец считает протокол заседания комиссии составленным с нарушениями, поскольку имел место не полный состав присутствующих - состав комиссии из 4 человек не имел права рассматривать данные материалы, протокол содержит не мотивированное решение, не отражает фактических обстоятельств, являющихся предметом рассмотрения, не отражает фактической процедуры.

Денисов Л.А. указал, что решение от 26.05.2010 N 48 «Об утверждении положения о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики и порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы» не может распространяться на решения, принимаемые 7 созывом Ивановской городской Думы;

На основании изложенного, административный истец просит суд:

Признать незаконным решение «Временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» и протокол заседания комиссии;

Признать незаконным действия, выразившиеся в нарушении: права Денисова Л.А, на защиту; на всестороннее, полное и объективное рассмотрение материалов проверки; на ознакомление с материалами проверки; на мотивированный ответ по поданному заявлению; на ознакомление с составом комиссии и заявление отводов отдельным ее членам; на открытое рассмотрение имевшихся материалов комиссии (ввиду проведения частично закрытого заседания комиссии);

Признать незаконным действие по проведению голосования по процедурным вопросам членов комиссии в закрытом режиме;

Признать незаконным действие по рассмотрению вопроса этики поведения депутата Денисова Л.А.;

Признать незаконным действие Комиссии по голосованию за направление протокола заседания председателю партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» ФИО11 и ректору Международного юридического института ФИО12;

Признать незаконным действие Комиссии по принятию решения составом комиссии из 4 человек;

Требования, предъявляемые к Ивановской городской Думе:

Признать незаконным бездействие по неопубликованию решения от 26.05.2010 N 48 и недоведению его до Депутатского корпуса Ивановской городской Думы 7 созыва Ивановской городской Думы;

Признать незаконным действие по утверждению состава комиссии из 4 человек, в нарушение решения от 26.05.2010 N 48, общих принципов работы комиссий подобного рода;

Признать незаконным действие по применению решения от 26.05.2010 N 48, не является нормативным правовым актом, на депутатов 7 созыва Ивановской городской Думы;

Признать незаконным бездействие по невручению Решения (заключение) комиссии не менее чем за три дня до пленарного заседания;

Признать незаконным Решение Ивановской городской Думы о применении к депутату Ивановской городской Думы Денисову Л.А. мер воздействия, принятым на основании нелегитимного решения Комиссии;

Признать незаконным решение от 23.12.2020 N 66 «О временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» в ред. Решения Ивановской городской Думы от 05.07.2023 N 397, устанавливающее нелегитимный состав комиссии.

Обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его полномочий.

Обязать принести публичные извинения в средствах массовой информации Ивановской городской Думой полным составом и «Временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» полным составом.

Взыскать с административных ответчиков солидарно расходы по оплате государственной пошлины и судебных расходов.

В судебном заседании административный истец Денисов Л.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснил, что при вынесении комиссией решения нарушено его право на защиту, поскольку он не был ознакомлен с материалами, подлежащими рассмотрению на комиссии, документы ему не были направлены, о заседании комиссии его известили перед выходными, комиссия по этике состоялась в понедельник, время для ознакомления ему предоставлено не было.

В решении комиссии, оформленном протоколом, не содержится обоснования обвинения, Денисову Л.А. не ясно, какое нарушение обсуждалось и за какое именно нарушение комиссией рекомендовано Ивановской городской Думе применить к Денисову Л.А. объявление публичного порицания.

Порядок проведения заседания комиссии нарушен, часть заседания проведена в закрытом режиме, что не предусмотрено регламентом.

Решение принимал нелегитимный состав комиссии, поскольку присутствовало четное количество членов.

Незаконно направлено решение в партию и по месту работы в институт.

Фактически Денисов Л.А. нормы депутатской этики не нарушал, каких-либо действий, свидетельствующих о таком нарушении, он не совершал.

Денисов Л.А. просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ивановской городской Думы – действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании Цыганова А.В., с административным исковым заявлением не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ помимо устава муниципального образования в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В силу части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 39 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской от 14.10.2005 № 613 решения Ивановской городской Думы по вопросам организации деятельности Ивановской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ивановской области. Уставом города Иванова считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов Ивановской городской Думы, если иное не установлено настоящим Уставом и Регламентом Ивановской городской Думы.

В соответствии со статьей 30 Устава города Иванова Ивановская городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Иванова.

Основной формой работы Ивановской городской Думы являются ее заседания, на которых коллегиально решаются все вопросы, отнесенные к ее компетенции.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Устава города Иванова Ивановская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ивановской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Иванова, а также решения по вопросам организации деятельности Ивановской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ивановской области, настоящим Уставом.

В соответствии со статьей 32 Устава города Иванова Ивановская городская Дума самостоятельно определяет свою структуру.

В Ивановской городской Думе могут образовываться и осуществлять свою деятельность постоянные комитеты, временные комиссии, рабочие группы, а также депутатские объединения (фракции, депутатские группы) в порядке, установленном Регламентом Ивановской городской Думы.

В соответствии со статьей 34 Устава города Иванова по отдельным направлениям своей деятельности Ивановская городская Дума из числа депутатов Ивановской городской Думы может создавать постоянные комитеты и временные комиссии Ивановской городской Думы.

Решения о создании постоянных комитетов и временных комиссий принимаются Ивановской городской Думой на ее заседаниях в порядке, предусмотренном Уставом города Иванова и Регламентом Ивановской городской Думы.

Организация работы постоянных комитетов и временных комиссий Ивановской городской Думы определяется Регламентом Ивановской городской Думы и положениями о соответствующих комитетах и временных комиссиях, утверждаемыми решениями Ивановской городской Думы.

Нарушение морально-этических норм является основанием для ответственности, которая устанавливается актами органов местного самоуправления и предусматривает определенный порядок привлечения к этой ответственности.

В соответствии со статьей 23 Регламента Ивановской городской Думы для подготовки к рассмотрению Ивановской городской Думой вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики. Ивановская городская Дума на срок полномочий Ивановской городской Думы данного созыва образует временную комиссию Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики.

В соответствии с положениями Устава города Иванова и Регламента Ивановской городской Думы в целях установления единых этических норм и правил поведения для депутатов Ивановской городской Думы принято решение Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48 «Об утверждении положения о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики и порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы», которым определяются полномочия, цели и функции Комиссии, а также порядок соблюдения норм этики и поведения депутата, которые должен соблюдать депутат Ивановской городской Думы при осуществлении своих полномочий, определены меры ответственности.

Данный акт является действующим муниципальным правовым актом и содержит в себе признаки нормативности правового акта, так как содержит общепринятые и обязательные для исполнения нормы этического поведения, распространяет свое действие не только на лиц, являющихся депутатами Ивановской городской Думы, но и на граждан города Иванова, которые обладают правом подачи заявления в Комиссию о нарушении депутатом Ивановской городской Думы норм депутатской этики, рассчитан на неоднократное применение, принят уполномоченным органом, опубликован в официальных источниках опубликования правовых актах города Иванова, определенных Уставом города Иванова (<данные изъяты>), а также размещен на официальном сайте Ивановской городской Думы <адрес>

В соответствии с Уставом города Иванова, Регламентом Ивановской городской Думы решением Ивановской городской Думы от 23.12.2020 № 66 «О временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» была создана Комиссия, данным решением определен персональный состав из числа депутатов Ивановской городской Думы 7 созыва.

Первоначально в состав Комиссии вошли 5 депутатов Ивановской городской Думы, за которых проголосовало большинство депутатов Ивановской городской Думы. В дальнейшем решением Ивановской городской Думы от 23.07.2023 № 397 в состав Комиссии были внесены изменения в связи со сложением депутатом Ивановской городской Думы ФИО14 своих полномочий.

Решения о создании Комиссии и решение о внесении изменений в состав Комиссии опубликованы в официальном источнике для опубликования муниципальных правовых актов города Иванова. (Сборник «Правовой вестник города Иванова», 30.12.2020, N 51(261); официальный вестник газеты «Рабочий край» № 26(27210) от 07.07.2023).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Комиссии численный состав Комиссии определяется Ивановской городской Думой, но не может быть, как правило, менее 5 депутатов Ивановской городской Думы.

Понятие «как правило», содержащееся в п.1.4 Положения о Комиссии не содержит императивного указания к безусловному соблюдению требования именно о наличии пяти членов Комиссии, при определенных случаях их может быть больше или меньше, является одной из общепринятых форм юридической техники, принята именно для тех случаев, когда полномочия депутата прекращаются по каким-либо причинам, а процедура вхождения депутата в Комиссию является довольно длительной процедурой, связана с назначением и проведением заседания Ивановской городской Думы, периодичность между которыми в соответствии с Регламентом может быть около трех месяцев.

Учитывая, что в данный период может возникнуть необходимость рассмотрения Комиссией вопроса о соблюдении норм депутатской этики. Ивановской городской Думой было принято решение именно с такой формулировкой - «как правило».

Или иной случай, когда депутаты Ивановской городской Думы, обладая равными правами по исполнению депутатских полномочий в составе комитетов, временных комиссий, рабочих групп и иных органов, создаваемых Ивановской городской Думой, изъявили желание работать в составе Комиссии, обратились с соответствующими заявлениями о включении их в состав Комиссии и их заявления были удовлетворены депутатами на заседании Ивановской городской Думы. В этом случае, состав Комиссии может быть шесть и более человек.

В юридической технике данное понятие означает – «обычно делается так», но допускаются иные случаи». В данном случае: «как правило, менее пяти депутатов». Эта фраза означает, что может быть больше или меньше пяти депутатов, но стандартно - пять.

Таким образом, доводы о незаконности проведения заседания Комиссии в составе четырех членов Комиссии являются несостоятельными.

Кроме того, в соответствии с п. 5.1.2 Положения о Комиссии заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

В заседании Комиссии 7 ноября приняло участие четверо депутатов Ивановской городской Думы, являющихся членами Комиссии, вследствие чего заседание Комиссии является правомочным.

В соответствии с п. 5.1.8 Положения о Комиссии на заседание Комиссии приглашается депутат, действия которого являются предметом рассмотрения.

Сотрудниками Аппарата Ивановской городской Думы, осуществляющими организационное сопровождение работы Комиссии на электронную почту административного истца 03 ноября 2023 года в 12 часов 59 минут было направлено приглашение на заседание Комиссии, которое должно состояться в 15 часов 7 ноября 2023 в здании Администрации города Иванова (каб.1008).

Кроме того, после этого сотрудником Аппарата Ивановской городской Думы был осуществлен звонок на телефон административного истца, в ходе которого он был дополнительно уведомлен о предстоящем заседании Комиссии и рассмотрении вопроса, который явился основанием для проведения заседания Комиссии.

Административный истец с заявлением в Комиссию об ознакомлении с материалами, послужившими основанием для проведения заседания, не обращался.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении его прав, связанных с невозможностью подготовиться к заседанию, ознакомления с материалами являются несостоятельными.

Относительно доводов истца о нарушении Комиссией его права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение вопроса, вынесенного на заседание Комиссии, представитель пояснила следующее.

Административный истец, явившись на заседание Комиссии вручил председателю Комиссии ходатайство, в котором требовал отложения заседания Комиссии, приобщения копий его заявлений в правоохранительные органы, а также снятые им видеоматериалы.

На разъяснение членов Комиссии о том, что данное ходатайство будет рассмотрено после проведения процедурных вопросов, связанных с работой Комиссии, административный истец покинул заседание Комиссии, сообщив следующее: - «встретится со всеми в суде».

Ходатайство, поданное административным истцом, было рассмотрено членами Комиссии в ходе заседания, о чем имеется ссылка в протоколе.

Данный факт никаким образом не препятствовал дальнейшей работе Комиссии и рассмотрению вопроса, включенного в повестку работы заседания Комиссии.

В соответствии с абзацем четвертым подпункта 5.1.8 Положения о комиссии отсутствие кого-либо из лиц указанным в рассматриваемом подпункте, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии, не препятствует проведению заседания Комиссии по рассмотрению обращения о нарушении правил депутатской этики по существу.

Никаких решений о проведении заседания в закрытом режиме Комиссия не принимала, и данный вопрос не рассматривался.

В соответствии с подпунктами 5.1.10 5.1.11 в начале заседания Комиссии утверждается порядок работы заседания, а также избирается секретарь Комиссии, данные вопросы являются процедурными вопросами.

В случае участия административного истца в заседании Комиссии в соответствии с утвержденным Порядком ему было бы предоставлено право ознакомиться с материалами заседания Комиссии и дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса.

Представитель административного ответчика не согласна с доводом административного истца в части нарушения его прав, связанных с ознакомлением с составом Комиссии и нарушения его прав на отвод членов Комиссии, полагает, что они не могут быть приняты судом во внимание, так как состав Комиссии утвержден решением Ивановской городской Думы с соблюдением всех установленных процедур. На заседании Ивановской городской Думы, на котором рассматривался данный вопрос, административный истец присутствовал лично и участвовал в голосовании. Кроме того, Положением не предусмотрена процедура отвода членов Комиссии, которым коллегиально и публично выражено доверие большинством депутатов Ивановской городской Думы.

В отношении доводов административного истца о неправомочности Комиссии рассматривать вопросы этики депутата, так как она регламентируется уголовным и административным законодательством представитель пояснила, что в соответствии с пунктом 1.1 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48, к области депутатской этики относятся не урегулированные законодательством или нормативными правовыми актами Ивановской городской Думы отношения между депутатами, депутатами и избирателями, а также между депутатами и органами, организациями и должностными лицами.

Морально-этические обязательства, являющиеся предметом муниципального правового регулирования, выходят за пределы уголовного, гражданского, административного или иного законодательства.

Соблюдение морально-этических норм является неотъемлемой частью правового статуса депутата представительного органа муниципального образования. Именно в целях установления единых этических норм и правил поведения представительными органами местного самоуправления принимаются соответствующие правовые акты.

Направление протокола Комиссии по месту работы и осуществления политической деятельности связано с публичностью принятого решения и особого правового статуса депутата Ивановской городской Думы.

В части не предоставления административному истцу решения Комиссии, представитель пояснила, что все материалы, подготовленные к Пленарному заседанию Ивановской городской Думы, в том числе и решение Комиссии, сразу же после подготовки протокола Комиссии и его подписания членами Комиссии, были представлены административному истцу путем рассылки документов на его электронную почту 13.11.2023 как депутату Ивановской городской Думы, а также представлены в печатном виде 15 ноября 2023 года перед пленарным заседанием Ивановской городской Думы.

В соответствии с подпунктом 5.1.13 Положения о Комиссии решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

По итогам рассмотрения материалов, поступивших в Комиссию и послуживших основанием для рассмотрения вопроса в отношении административного истца, решением Комиссии принято следующее решение: «рекомендовать Ивановской городской Думе применить к депутату Ивановской городской Думы Л.А. Денисову пункт 2 части 5 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48: «Объявить депутату публичное порицание на заседании Ивановской городской Думы» (протокол заседания Комиссии от 07 ноября 2023 года)».

Далее на заседании Ивановской городской Думы 15.11.2023 решением Ивановской городской Думы депутату Ивановской городской Думы Денисову Л.А. было объявлено публичное порицание.

Данное решение принято большинством голосов после заслушивания доклада членов Комиссии и обсуждения выводов Комиссии о рекомендуемой мере ответственности.

Представитель административного ответчика Цыганова А.В. полагает, что какихлибо оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, просит суд в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Ивановской городской Думы – действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, Подковырин А.Н. с административным исковым заявлениям не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, подписанных представителем Цыгановой А.В., пояснив, что депутаты сами приняли нормы, предусматривающие процедуру порицания депутатов за нарушение этических норм, порицание Денисову Л.А. объявлено как депутату. Ивановская городская Дума утверждает рекомендации, которые высказала Комиссия. Ознакомление Денисова Л.В. с материалами, представленными Комиссии для рассмотрения вопроса, было возможно во время заседания Комиссии, оснований для отложения заседания Комиссии ее члены не усмотрели. Денисов Л.А. покинул комиссию, что не являлось основанием для отложения заседания Комиссии. Закрытого заседания комиссии не проводилось, доводы о закрытом заседании необоснованы, организация заседания комиссии – не является закрытой частью заседания комиссии. Решение комиссии принято путем голосования, на комиссии обсуждалось поведение Денисова Л.А., на встрече ветеранов с депутатами и Главой города Иванова Шарыповым В.Н. Денисов Л.А. допустил некорректное поведение, без очереди пытался пройти к столу, где Глава города Иванова принимал ветеранов, у стола собралась очередь из ветеранов, при этом Денисов Л.А. прошел к столу, где принимал Глава города Иванова ветерана и спровоцировал конфликт, это поведение было обсуждено на заседании Комиссии и принято решение в рамках ее компетенции. Процедура заседания Комиссии не была нарушена.

Представитель административного ответчика Подковырин А.Н. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Заинтересованное лицо ФИО27 в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ходе рассмотрения дела с административным исковым заявлением не соглашался, пояснял, что на заседании городского клуба «Ветеран» Денисов Л.А. вел себя с нарушением этических норм, без очереди прошел к столу, за которым принимал Глава города Иванова Шарыпов В.Н., спровоцировал конфликт, поставил себя выше ветеранов, ожидающих приема Главы города Иванова в очереди, чем нарушил этические нормы.

Административный ответчик Временная комиссия Ивановской городской Думы в судебное заседание представителя не направила, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.

В судебное заседание заинтересованные лица: депутаты Ивановской городской Думы ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО10 не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили письменные отзывы на административное исковое заявление, которые по своему содержанию повторяют отзыв Ивановской городской Думы.

В судебное заседание заинтересованные лица: Председатель Ивановской городской Думы ФИО24; руководитель фракции ВПП «Единая Россия» в Ивановской городской Думе ФИО26; депутат Ивановской городской Думы ФИО25 не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили письменные отзывы на административное исковое заявление, которые по своему содержанию повторяют отзыв Ивановской городской Думы.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном данным Кодексом в рамках подведомственных им административных дел.

В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объеме, выясняя при этом нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статья 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Частью 2 статьи 43 Федерального закона предусмотрено, что Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьей 8 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 N 613:

1. В систему муниципальных правовых актов города Иванова входят:

1) Устав города Иванова, правовые акты, принятые на местном референдуме;

2) нормативные и иные правовые акты Ивановской городской Думы;

3) постановления и распоряжения Главы города Иванова;

4) постановления и распоряжения Администрации города Иванова;

5) постановления и распоряжения Председателя Ивановской городской Думы;

6) приказы и распоряжения Председателя Контрольно-счетной палаты города Иванова;

7) приказы и распоряжения иных должностных лиц местного самоуправления города Иванова, предусмотренные настоящим Уставом.

Представительным органом местного самоуправления города Иванова в соответствии со ст. 30 Устава города Иванова является Ивановская городская Дума.

Основной формой работы Ивановской городской Думы являются ее заседания, на которых коллегиально решаются все вопросы, отнесенные к ее компетенции.

Статьей 32 Устава города Иванова определено что:

1. Ивановская городская Дума самостоятельно определяет свою структуру.

2. Деятельностью Ивановской городской Думы руководит Председатель Ивановской городской Думы.

3. Из числа депутатов Ивановской городской Думы по представлению Председателя Ивановской городской Думы избираются заместители Председателя Ивановской городской Думы.

4. В Ивановской городской Думе могут образовываться и осуществлять свою деятельность постоянные комитеты, временные комиссии, рабочие группы, а также депутатские объединения (фракции, депутатские группы) в порядке, установленном Регламентом Ивановской городской Думы.

Согласно ст. 34 Устава города Иванова по отдельным направлениям своей деятельности Ивановская городская Дума из числа депутатов Ивановской городской Думы может создавать постоянные комитеты и временные комиссии Ивановской городской Думы.

Решения о создании постоянных комитетов и временных комиссий принимаются Ивановской городской Думой на ее заседаниях в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и Регламентом Ивановской городской Думы (часть 2).

Организация работы постоянных комитетов и временных комиссий Ивановской городской Думы определяется Регламентом Ивановской городской Думы и положениями о соответствующих комитетах и временных комиссиях, утверждаемыми решениями Ивановской городской Думы (часть 3).

В соответствии со статьей 39 Устава города Иванова, решения Ивановской городской Думы по вопросам организации деятельности Ивановской городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Ивановской области. Уставом города Иванова считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов Ивановской городской Думы, если иное не установлено настоящим Уставом и Регламентом Ивановской городской Думы.

Статьей 23 Регламента Ивановской городской Думы установлено:

1. Для подготовки к рассмотрению Ивановской городской Думой вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, Ивановская городская Дума на срок полномочий Ивановской городской Думы данного созыва образует временную комиссию Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики.

2. Председатель временной комиссии по вопросам депутатской этики, его заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания председателя комитета Ивановской городской Думы и его заместителя.

3. В состав временных комиссий Ивановской городской Думы не могут быть избраны Председатель Ивановской городской Думы и заместители Председателя Ивановской городской Думы.

В соответствии с положениями Устава города Иванова и Регламента Ивановской городской Думы принято решение Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48 «Об утверждении положения о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики и порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы», которым определяются полномочия, цели и функции Комиссии, а также порядок соблюдения норм этики и поведения депутата, которые должен соблюдать депутат Ивановской городской Думы при осуществлении своих полномочий, определены меры ответственности.

Административный истец Денисов Л.А. считает незаконным бездействие Ивановской городской Думы по не опубликованию решения Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48 «Об утверждении положения о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики и порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы», не доведению его до Депутатского корпуса Ивановской городской Думы 7 созыва Ивановской городской Думы, считает, что данное решение не является нормативным правовым актом, следовательно, не может распространяться бесконечно долго во времени, действует только в пределах принятой временной комиссии Ивановской городской Думы 5 созыва, не распространяется на Депутатов 7 созыва, поскольку было принято только для определенного круга лиц и на определенный период действия.

Анализируя доводы о незаконности оспариваемых бездействий, суд полагает, что решение Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48 является действующим, не отменено, является нормативно правовым актом, так как распространяет свое действие на депутатов Ивановской городской Думы, граждан города Иванова, которые обладают правом подачи заявления в Комиссию о нарушении депутатом Ивановской городской Думы норм депутатской этики, рассчитано на неоднократное применение, принято уполномоченным органом, опубликовано в официальных источниках опубликования правовых актах города Иванова, определенных Уставом города Иванова, а именно: ), а также размещено на официальном сайте Ивановской городской Думы: <данные изъяты>

Таким образом, порядок соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы, к решению Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48 распространяется на Депутатов 7 созыва, в том числе на Денисова Л.А.

При указанных обстоятельствах доводы Денисова Л.А. о действиях, бездействии по неопубликованию решения Ивановской городской Думы судом во внимание не принимаются, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок его опубликования и доведения до сведения Депутатов Ивановской городской Думы соблюден.

Так же в соответствии с Уставом города Иванова, Регламентом Ивановской городской Думы решением Ивановской городской Думы от 23.12.2020 № 66 «О временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» была создана Комиссия, данным решением определен персональный состав из числа депутатов Ивановской городской Думы 7 созыва.

Решением Ивановской городской Думы от 23.07.2023 № 397 в состав Комиссии были внесены изменения в связи со сложением депутатом Ивановской городской Думы ФИО14 своих полномочий.

Решение о создании Комиссии и решение о внесении изменений в состав Комиссии опубликованы в официальном источнике для опубликования муниципальных правовых актов города Иванова:

Таким образом, данные решения доведены до сведения, в том числе до депутата Денисова Л.А., путем опубликования в официальном источнике для опубликования муниципальных правовых актов города Иванова.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Комиссии ее численный состав определяется Ивановской городской Думой, но не может быть, как правило, менее 5 депутатов Ивановской городской Думы.

Денисов Л.А. просил суд признать, решение Ивановской городской Думы от 23.12.2020 № 66 незаконным в связи с тем, что оно устанавливает нелегитимный состав комиссии.

Анализируя доводы Денисова Л.А. о незаконности оспариваемого решения, суд принимает во внимание, что оно принято в установленном законом порядке и уполномоченным органом.

Оспариваемое решение, вопреки доводам Денисова Л.А., не нарушает принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, правовых актов города Иванова.

Пункт 1.4 Положения о Комиссии не содержит императивного указания к безусловному соблюдению требования о наличии в комиссии пяти ее членов, запрета на количество членов менее 5 депутатов Ивановской городской Думы не имеется.

В соответствии с п. 5.1.2 Положения о Комиссии заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

В связи чем, доводы административного истца о незаконности проведения заседания Комиссии в составе четырех членов Комиссии не обоснованы.

Из материалов дела следует, что 07.11.2023 состоялось заседание временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики, которое началось в 15 часов 00 минут, что подтверждено протоколом № 2.

В заседании Комиссии приняло участие четверо депутатов Ивановской городской Думы - членов Комиссии: председатель временной комиссии ФИО23, депутаты Ивановской городской Думы ФИО21, ФИО22, ФИО10, являющихся членами Комиссии, то есть более половины от общего числа членов Комиссии, что указывает на правомочность состава комиссии.

Денисов Л.А. в соответствии с п. 5.1.8 Положения о Комиссии был уведомлен о предстоящем заседании временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики 03 ноября 2023 года в 12 часов 59 минут, уведомлением он был приглашен на заседание данной Комиссии в здание Администрации города Иванова (каб.1008).

Денисов Л.А. на заседание временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики 07.11.2023 явился, что следует из представленной им видеозаписи, не отрицается им самим, заявил ходатайство об отложении заседания комиссии, ввиду того, что с материалами не знаком, его заявление о переносе заседания было отклонено, что следует из протокола заседания временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики № 2.

Денисов Л.А. в качестве основания незаконности решения временной комиссии указывал, что он не был ознакомлен с материалами, подлежащими рассмотрению Комиссией, в то же время до заседания Комиссии Денисовым Л.А. заявлений об ознакомлении не было подано, он имел возможность ознакомиться до заседания комиссии, либо ознакомиться в ходе проведения комиссии, доказательств непредставления ему такой возможности суду не представлено, уведомление Денисова Л.А. накануне выходных не свидетельствует об отсутствии у него возможности ознакомиться с материалами до заседания комиссии 07.11.2023 до 15:00 час.

Членами Комиссии Денисову Л.А. было разъяснено, что его ходатайство будет рассмотрено после проведения процедурных вопросов, связанных с работой Комиссии, административный истец покинул заседание Комиссии, то есть воспользовался своим правом не принимать участие в заседании Комиссии по своему усмотрению.

В протоколе № 2 имеются сведения о разрешении заявления Денисова Л.А. об отложении заседания комиссии, данное заявление отклонено.

В соответствии с подпунктами 5.1.10 - 5.1.11 в начале заседания Комиссии утверждается порядок работы заседания, а также избирается секретарь Комиссии, данные вопросы являются процедурными вопросами.

Доводы о том, что заседание временной комиссии незаконно, поскольку часть заседания комиссии по процедурным вопросам проводилось в закрытом режиме, судом во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении конкретной нормы закона, не свидетельствует о незаконности процедуры принятия решения комиссией.

Какого-либо запрета на решение процедурных вопросов в отсутствие депутата, в отношении которого поставлен вопрос о применении мер воздействия в закрытом режиме в Положении о временной комиссии не содержится.

Согласно протоколу от 07.11.2023 № 4 на комиссии рассматривался вопрос о поведении руководителя фракции политической партии «Справедливая Россия -Патриоты - За правду», депутата Ивановской городской Думы Л.А. Денисова 26.10.2023 на заседании городского клуба «Ветеран» в муниципальном бюджетном учреждении «Центр культуры и отдыха города Иванова».

В протоколе № 4 от 07.11.2023 содержатся сведения о том, какой именно вопрос обсуждался депутатами, а именно обсуждено, что Денисов Л.А. не был приглашен на заседание городского клуба «Ветеран», которое проходило в муниципальном бюджетном учреждении «Центр культуры и отдыха города Иванова». Придя на данное мероприятие, он вел себя по-хамски, разговаривал грубо.

Денисов Л.А., минуя очередь, не обращая внимания на то, что жители стоят на прием к Главе города Иванова Шарыпову В.Н., пробрался к столу, прервал Главу города Иванова и жителей, начал задавать свои вопросы, фиксируя все на видеокамеру.

В протоколе содержатся сведения о том, что депутат ФИО26 поддержала предшествующие выступления заявителей и сообщила о том, что Глава города Иванова принимает всех желающих. Поведение Денисова Л.А. на данном мероприятии было неподобающим. Необходимо уведомить региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ», Председателя Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» о данном поведении Денисова Л.А., а также направить материалы по месту работы в Международный юридический институт.

Депутат Бакакин А.Б. сообщил на заседании комиссии о том, что после просмотра видеозаписи с данного мероприятия разговоров с людьми, которые присутствовали на данном мероприятии, он возмущен тем, что Денисов Л.А. своим поведением ставит себя выше своих избирателей, простых людей, которые пришли на прием к Главе города Иванова с целью решения своих проблем. Денисов Л.А. начал задавать вопросы к Главе города Иванова, которые он мог бы решить, записавшись к нему на прием. Денисов Л.А. своим некрасивым поведением дискредитирует всех депутатов, создает им отрицательный имидж.

Депутат ФИО23 прокомментировал сложившуюся ситуацию, сказав, что Денисов Л.А. ставит себя выше окружающих, тем самым он формирует мнение у жителей нашего города о том, что депутаты якобы находятся выше жителей, хотя это не так. Данное поведение вызывает яркое неприятие.

В соответствии с подпунктом 5.1.13 Положения о Комиссии решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. (л.д. 76).

Депутат Ивановской городской Думы Денисов Л.А. на заседании Комиссии не потребовал от Комиссии оценки предъявленных ему обвинения, предусмотренной пунктом 5.4. статьи 5 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы (Приложение к решению Ивановской городской Думы от 25.05.2016 № 216).

Также суд не усматривает оснований полагать о нарушении статьи 2, 3, пункта 3.4. Положения о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики, Денисов Л.А. о приятом решении был информирован, общие принципы и цели Комиссии были соблюдены.

Из протокола заседания временной комиссии от 07.11.2023 № 4 следует, что по итогам рассмотрения материалов, поступивших в Комиссию и послуживших основанием для рассмотрения вопроса в отношении административного истца, решением Комиссии принято следующее решение: «рекомендовать Ивановской городской Думе применить к депутату Ивановской городской Думы Л.А. Денисову пункт 2 части 5 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 26.05.2010 № 48: «Объявить депутату публичное порицание на заседании Ивановской городской Думы» (протокол заседания Комиссии от 07 ноября 2023 года)».

Временная комиссия приняла указанное решение в соответствии с предоставленной ей компетенцией и Положением о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики.

Решение вопроса об уведомлении регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ», Председателя Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» о данном поведении Денисова Л.А., направлении материалов по месту работы в Международный юридический институт не свидетельствуют о нарушении комиссией положений о временной комиссии, а также положений действующего законодательства, не нарушает права административного истца, поскольку не является мерой воздействия, предусмотренной статьей 5 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы.

Действия по голосованию членов Комиссии по поставленному вопросу являются законными.

Из протокола заседания временной комиссии от 07.11.2023 № 4 усматривается, что Комиссия в рамках предоставленной ей законом компетенции, изучив сложившуюся ситуацию и поведение Денисова Л.А. на заседании 26.10.2023 городского клуба «Ветеран» в муниципальном бюджетном учреждении «Центр культуры и отдыха города Иванова», усмотрела в действиях Денисова Л.А. нарушение морально этических норм, в связи с чем приняла вышеприведенное решение, что не свидетельствует о допущении комиссией каких - либо нарушений.

В ходе судебного заседания были исследованы, в том числе, видеоматериалы, на которых усматривается поведение Денисова Л.А. на заседании городского клуба «Ветеран» в муниципальном бюджетном учреждении «Центр культуры и отдыха города Иванова», которое было оценено на заседании Комиссии.

Анализируя видеозапись, предоставленную Денисовым Л.А., заявления ФИО27, депутатов ФИО25, ФИО21, ФИО26, суд не усматривает оснований полагать, о необоснованности приятого комиссией, в рамках ее компетенции, решения, поскольку из видеозаписи усматриваются действия депутата Денисова Л.А. по созданию конфликтной ситуации, который на заседании городского клуба «Ветеран», минуя очередь из приглашенных ветеранов, в момент нахождения за столом на приеме у Главы города Иванова Шарыпова В.Н. пожилой женщины, обойдя очередь из граждан (ветеранов), не обращая внимание на замечания ветеранов по соблюдению очередности, присел на свободный стул и начал в неуважительной форме с повышением тона в голосе, с претензионным характером общения, обращаться к ведущему прием Главе города Иванова Шарыпову В.Н., не обращая внимания на замечания, стоящих в очереди ветеранов об организации очередности прохода на прием к Главе города Иванова, установленной и определенной самими гражданами (ветеранами).

То обстоятельство, что рядом со столом, за которым осуществлял прием Глава города Иванова, находился свободный стул, не свидетельствует о том, что Глава города Иванова не был занят приемом гражданки (ветерана), сидевшей на соседнем стуле и о том, что стоящие в очереди ветераны были согласны с изменением организованной приглашенными ветеранами очередности приема граждан – пропустили вперед, вне очередности, депутата Денисова Л.А.

В ходе рассмотрения дела Денисов Л.А. сообщал, что он как депутат Ивановской городской Думы имеет право внеочередного приема Главы города Иванова, в то же время, из видеозаписи усматривается, что Главы города Иванова находился за столом для беседы с пришедшей на прием и отстоявшей очередь женщиной, которая сообщила депутату Денисову Л.А. о своем несогласии с его поведением – проходом к столу, за который она уже присела для беседы с Главой города Иванова. На видеозаписи слышны высказывания стоявших в очереди граждан, о несогласии с поведением депутата Денисова Л.А.

Анализируя видеозапись и поступившие председателю Ивановской городской Думы заявления депутата ФИО21, ФИО26, ФИО27 о проверке действий депутата Денисова Л.А., даче им оценки, суд не усматривает изложения в заявлениях ложной оценки поведения депутата Денисова Л.А. заявителями.

Из заявления ФИО27 следует, что 26.10.2023 в Центре культуры и отдыха г. Иваново прошло очередное заседание клуба «Ветеран». По сложившейся традиции перед началом заседания для ветеранов в фойе прошли консультации специалистов структурных подразделений Администрации города Иванова. Также приём проводили Председатель Ивановской городской Думы Кузьмичёв А.С., Глава города Иванова Шарьшов В.Н. и депутаты Ивановской областной Думы.

ФИО27 указал в заявлении, что ветераны и пенсионеры с различными вопросами выстроились в очередь, чтобы лично их задать Главе города Иванова. Внезапно появился депутат Ивановской городской Думы от политической партии «Справедливая Россия», Денисов Л.А. который, вместо того, чтобы также, как и другие депутаты проводить приём граждан, в грубой форме растолкал очередь и подсел к Главе города Иванова вел себя вызывающе, кричал, размахивал руками, вел видеосъемку, выкрикивал обвинения в адрес Главы города Иванова, разговаривал грубо. В дальнейшем, когда сотрудники Администрации города Иванова сделали ему замечание и попросили прекратить неадекватные действия, Денисов Л.А. устроил потасовку.

В заявлении указано, что подобное неадекватное поведение депутата вызвало возмущение ветеранов и гостей, некоторые пенсионеры почувствовали себя нехорошо, поднялось давление. В завершении мероприятия по традиции Центр культуры и отдыха г. Иваново организует бесплатную концертную программу с выступлением лучших творческих коллективов города, однако, в результате действий депутата Денисова Л.А. праздничное настроение ветеранам было испорчено. За всю историю клуба «Ветеран» подобных ситуаций не происходило.

Обсуждение такого поведения депутата Денисова Л.А. нашло отражение в протоколе заседания комиссии № 4, в котором указано, что «Денисов Л.А. своим поведением ставит себя выше своих избирателей, простых людей, которые пришли на прием к Главе города Иванова с целью решения своих проблем».

Оспариваемое решение Комиссии принято в соответствии с Положением, оснований для признания его немотивированным не имеется.

Несогласие Денисова Л.А. с принятым решением, не свидетельствует о его незаконности.

При принятии решения какие-либо права Денисова Л.А., в том числе право на защиту не были нарушены. Денисов Л.А. воспользовавшись своим усмотрением, покинул заседание комиссии, не ознакомился с изучаемыми материалами, составом Комиссии, не заявил о несогласии участия в составе комиссии ее членов.

Доводы Денисова Л.А. о том, что решение незаконно, поскольку данный вопрос подлежал разрешению в порядке, установленном законодательством об уголовной либо административной ответственности, судом во внимание не принимается, поскольку решение принято в соответствии с вышеприведенными нормативными актами, не противоречащими уголовному закону, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключают их применение.

Таким образом, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

Оспариваемое решение в форме протокола от 07.11.2023 № 4 содержит ссылки на нарушение пунктов 1.3 и 1.4. статьи 1 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы (Приложение к решению Ивановской городской Думы от 25.05.2016 № 216).

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 1 Порядка депутат в своей деятельности должен исходить из безусловного приоритета прав и свобод человека и гражданина, обязан осуществлять депутатские полномочия добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

В соответствии с пунктом 1.4 статьи 1 Порядка 1.4. депутат должен в равной мере соблюдать собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, а также должностных лиц и граждан, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских обязанностей.

Комиссия посчитала, что депутатом Ивановской городской Думы Денисовым Л.А. данные принципы нарушены, что относится к компетенции Комиссии.

На заседании Ивановской городской Думы 15.11.2023 решением Ивановской городской Думы (протокол № 34) депутату Ивановской городской Думы Денисову Л.А. было объявлено публичное порицание.

Данное решение принято единогласно после заслушивания доклада членов Комиссии и обсуждения выводов Комиссии о рекомендуемой мере ответственности.

К депутату Ивановской городской Думы Денисову Л.А. применена мера воздействия, предусмотренная подпунктом 2 пункта 5.3. статьи 5 Порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении полномочий депутатами Ивановской городской Думы (Приложение к решению Ивановской городской Думы от 25.05.2016 № 216).

Суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 5.4. статьи 5 указанного Порядка, в случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий он имеет право требовать от Комиссии оценки предъявленных ему обвинения. Комиссия обязана дать такую оценку в письменном виде.

Депутат Ивановской городской Думы Денисов Л.А. не воспользовался таким правом, покинул заседание Комиссии и не потребовал оценки, предусмотренной пунктом 5.4. статьи 5 указанного Порядка, в связи с чем ссылки на неполноту оценки обвинения несостоятельны.

Право Денисова Л.А. на ознакомление с составом комиссии не было нарушено, он такую возможность имел, как и право на подачу любых заявлений, подлежащих разрешению Комиссией, в том числе заявление об отводе ее членов.

Членам Комиссии было понятно существо рассматриваемого вопроса, по которому вынесено оспариваемое решение в соответствии с установленным Порядком, оснований полагать, что члены Комиссии не владели предметом рассмотрения у суда не имеется (л.д. 84-87).

Денисов Л.А. оспаривает данное решение, считает его незаконным, вынесенным на основе нелегитимного решения Комиссии, указывает на невручение ему копии решения не позднее чем за три дня до пленарного заседания Ивановской городской Думы.

Анализируя данные доводы, суд принимает во внимание, что решение Комиссии являлось легитимным, согласно вышеприведенной оценке, следовательно, решение Ивановской городской Думы по данному основанию не может быть признано незаконным. Невручение Денисову Л.А. протокола заседания Комиссии за три дня до пленарного заседания Ивановской городской Думы не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и не является самостоятельным бездействием, поскольку срок для вручения решения Комиссии после его вынесения не определен.

На заседании Ивановской городской Думы Денисов Л.А., ходатайств об отложении рассмотрения вопроса не заявлял, доказательств нарушения его прав суду не представлено.

В рамках судебного нормоконтроля, нельзя прийти к выводу о незаконности оспариваемых Денисовым Л.А. решений, действий из чего следует, что права и законные интересы административного истца не нарушены, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Иные доводы изложенные Денисовым Л.А. не могут являться основаниями для удовлетворения его административного искового заявления.

Административный истец, обратился в суд с иском 22.11.2023, не пропустил установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии от 07.11.2023, решения Ивановской городской Думы 15.11.2023, при этом административный истец пропустил срок оспаривания решения от 23.12.2020 N 66 «О временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики» в ред. Решения Ивановской городской Думы от 05.07.2023 N 397, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку Денисову Л.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления, судебные расходы в его пользу взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Денисова Леонида Александровича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Афонин

Мотивированное решение составлено 14.02.2024.