ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3065/2022 от 02.08.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-3065/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2022 года г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Н.Ю.,

при секретаре Лобушкиной Ю.Н.,

с участием представителя административных ответчиков Администрации г. Пскова, УГХ Администрации г. Пскова ЖИЮ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЕВГ к Администрации г. Пскова об обязании обустроить тротуар,

УСТАНОВИЛ:

ЕВГ обратился в суд с административным иском к Администрации г. Пскова, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие административного ответчика по устройству тротуаров на автомобильной дороге общего пользования местного значения, проходящей по ул. Плехановский посад в г. Пскова и обязать обустроить тротуар в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Требование обосновано тем, что проходящая по ул. Плехановский посад в г. Пскове дорога местного значения не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку на участке дороги от дома № 40 до дома № 14 по четной стороне и от дома № 3/35 до дома № 25 по нечетной стороне отсутствуют тротуары. В связи с этим административный истец вынужден передвигаться по проезжей части, что нарушает положения части 1 ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Административный истец уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УГХ Администрации г. Пскова

Представитель административных ответчиков Администрации г. Пскова, УГХ Администрации г. Пскова ЖИЮ возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в настоящее время разработана проектная документация на реконструкцию перекрестка ул. Кузнецкой с ул. К. Маркса, премыкание ул. Плехановский посад к ул. Кузнецкой в г. Пскове, в рамках которой предусмотрено устройство тротуара по нечетной стороне ул. Плехановский посад от дома 3/35 до дома № 25. указанные работы буду выполнены не ранее 2024 года после выделения денежных средств из федерального бюджета в соответствии с планом мероприятий «Дорожная сеть», утвержденного заместителем Губернатора Псковской области и согласованного с Федеральным дорожным агентством. Устройство тротуара по четной стороне ул. Плехановский посад не представляется возможным из-за плотности застройки.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.

Исходя из требований п. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание автомобильных дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии со статьей 17 п. 1 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.Согласно п.5 ч.1 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Псков», принятого постановлением Псковской городской Думы от 06.03.1997 № 132, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия реализуются Администрацией г. Пскова (п.9.3 ст. 32 Устава муниципального образования «Город Псков»).

В пункте 1.1. Положения об Управлении городского хозяйства Администрации города Пскова, утвержденного решением Псковской городской Думы от 14.09.2007 № 140 (далее – Положение), установлено, что Управление городского хозяйства Администрации города Пскова является органом Администрации города Пскова.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения основной целью деятельности Управления является обеспечение стабильного функционирования и развития городского хозяйства, в том числе, осуществление мероприятий по реконструкции и строительству автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Город Псков» (п.2.2.26).

Соответственно, надлежащим ответчиком по данному иску является УГХ Администрации г. Пскова.

Как установлено судом и следует из материалов дела, дорога «Плехановский посад» включена в реестр муниципального имущества г. Пскова. Строительство данной дороги осуществлено в 1917 году (л.д.84).

Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что в настоящее время дорога относится к категории «улицы и дороги местного значения, в жилой застройке», имеет две полосы для движения, песчано-гравийные обочины по 1,5 м с каждой стороны.

На основании муниципального контракта № 154 от 07.11.2017, заключенного между УГХ Администрации г. Пскова и ООО «СтройДорМост Проект» разработана проектная документация на реконструкцию перекрестка ул. Кузнецкой с ул. К. Маркса, премыкание ул. Плехановский посад к ул. Кузнецкой в г. Пскове, в рамках которой предусмотрено устройство тротуара по нечетной стороне ул. Плехановский посад от дома 3/35 до дома № 25 (л.д.41-65, 79).

Согласно региональному проекту «Дорожная сеть», утвержденному заместителем Губернатора Псковской области и согласованному с Федеральным дорожным агентством, мероприятия по реконструкции ул. Кузнецкой в г. Пскове запланированы на 2024 год (л.д.89).

Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник УГХ Администрации г. Пскова ГАВ пояснил, что устройство новых тротуаров на ул. Плехановский посад возможно только в рамках реконструкции или капитального ремонта, поскольку дорога существует еще до принятия ГОСТ Р 52766-2007. Проект реконструкции, предусматривающий устройство тротуара по нечетной стороне дороги, разработан и будет реализован за средств федерального бюджета в 2024 году.

Представитель административных ответчиков ЖИЮ пояснила в судебном заседании, что устройство тротуаров по четной стороне дороги не представляется возможным из-за плотности застройки и примыкания к дороге земельных участков, находящихся не в муниципальной, что видно на снимке публичной кадастровой карты (л.д.91).

В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения п.4.1 Правил дорожного движения регламентировано движение пешеходов в случае отсутствия тротуара или пешеходной дорожки. В этой ситуации пешеход должен двигаться по обочине.

Таким образом, из установленных обстоятельств следует, что УГХ Администрации г. Пскова приняты меры по соблюдению требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 и устройству тротуара на ул. Плехановский посад в г. Пскове. То обстоятельство, что работы по реконструкции запланированы на 2024 год, не свидетельствует о бездействии административного ответчика. Срок выполнения работ обусловлен планированием при распределении средств федерального бюджета для финансирования соответствующего мероприятия. Сам по себе факт отсутствия тротуара у дороги по ул. Плехановский посад, построенной до введения в действие ГОСТ Р 52766-2007 при принятии органом местного самоуправления мер, направленных на приведение муниципальной дороги в состояние, соответствующее действующим нормативным требованиям, также не свидетельствует о нарушении прав административного истца на обеспечение безопасности дорожного движения при наличии у административного истца как пешехода встречной обязанности по соблюдению Правил дорожного движения.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ЕВГ к Администрации г. Пскова, УГХ Администрации г. Пскова о признании незаконным бездействия по устройству тротуаров на автомобильной дороге общего пользования местного значения, проходящей по ул. Плехановский посад в г. Пскова и обязании обустроить тротуар отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Ю. Грачева

Решение в окончательной форме изготовлено 03.08.2022.