Дело № 2а- 3066 / 2019 КОПИЯ+
24RS0017-01-2019-002584-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Панченко Л.В., при секретаре Колонтай В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об обжаловании действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к Управлению Росреестра по Красноярскому краю с административным иском (в рамках уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) об обжаловании действий, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением об установлении границ данного земельного участка в соответствии с данными проекта межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, однако получила ничем не мотивированный отказ. С учетом изложенного, административный истец просит признать незаконным отказ в установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> участок №, в соответствии с данными проекта межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
В зал суда административный истец ФИО1 свои исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО2 (доверенность имеется в материалах дела) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Управления поступило обращение (вх. № №) ФИО1, в котором она просила установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, в соответствии с данными проекта межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и внести сведения в ЕГРН. К данному обращению были приложены: копия договора на выполнение кадастровых работ, копия паспорта, копия межевого плана, копия выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, копия акта согласования местоположения границ земельного участка, копия плана участка. Согласно статье 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Законодательную основу регулирования указанных правоотношений образует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. На основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом; ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращение ФИО1 рассмотрено Управлением и ДД.ММ.ГГГГ. направлен ответ (исх. №), в котором указано, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес>», участок №, имеет статус «ранее учтенного земельного участка», с декларированной площадью 932,41 кв.м, т.е. координаты характерных точек углов поворота границ земельного участка, позволяющих определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, не определены. Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, в том числе в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Согласно статье 22 Федерального закона № 218-ФЗ при кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка, в том числе описания местоположения границ и площади земельного участка, необходимым для кадастрового учета документом является межевой план, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке». Межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Представленный формат межевого плана на бумажном носителе не соответствовал формату, утвержденному Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № «XML- схема, используемая для формирования XML- документа - межевого плана в форме электронного документа». На основании изложенного, Управление рекомендовало обратиться к кадастровому инженеру, проводившему кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, для подготовки актуального межевого плана в форме электронного документа в виде XML- документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформленного в виде файлов в формате XML, созданного с использованием XML-схемы и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных, для последующего представления в орган регистрации прав. ФИО1 разъяснено, что с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и прилагаемыми к нему документами необходимо обратиться в любой удобный офис КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, обращение ФИО1 рассмотрено Управлением в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 59-ФЗ, нарушений действующего законодательства Российской Федерации не допущено, права и законные интересы заявителя, не нарушены. При этом несогласие заявителя с содержанием ответа не является основанием для признания его незаконным.
Заслушав административного истца, представителя административного овтетчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец ФИО1 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», участок №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, обратилась в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением, составленным ею в произвольной форме, в котором просила административного ответчика установить границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, в соответствии с данными проекта межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ и внести сведения в ЕГРН.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
При этом Приказом Минэкономразвития России от 26 ноября 2015 года N 883 установлен порядок представления заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов.
Форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 920 "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ".
Как установлено статьей 25 Закона "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: 1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования; 2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание; 3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем; 4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, правоотношения связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения таких обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее Закон "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации").
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного Федерального закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Закона "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного Федерального закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
Поскольку заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по своей форме и содержанию не соответствовало требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 920, оно правомерно было рассмотрено Управлением Росреестра по Красноярскому краю в соответствии с Законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"; и ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлен подробный мотивированный письменный ответ с разъяснением положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обращаясь с данным иском в суд, административный истец ФИО1 полагает, что оспариваемым ответом (письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. №) ей было незаконно и необоснованно отказано в установлении границ принадлежащего ей земельного участка.
Между тем, из анализа оспариваемого административным истцом ответа государственного органа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанное письмо не содержит каких-либо властно-распорядительных решений, указаний, либо заключений Управления Росреестра по Красноярскому краю относительно решения вопроса об установлении границ (либо об отказе в их установлении) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, участок №; то есть - оспариваемое письмо (ответ на обращение) не отвечает критериям, предъявляемым к ненормативным правовым актам, решениям органов, осуществляющих публичные полномочия, и по своей сути является просто письменным ответом по существу доводов, изложенных заявителем в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, носящим чисто информационный, но не распорядительный характер.
Поскольку, поступившее от ФИО1 обращение не соответствовало установленной форме и содержанию заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, к нему не были приложены необходимые документы, оно не могло быть рассмотрено административным ответчиком в рамках процедур, предусмотренных Законом "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем, подлежало рассмотрению только в общем порядке, урегулированным Законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации"
Таким образом, учитывая, что ответ Управления Росреестра по Красноярскому краю исх.№от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. руководителя ФИО3 не содержит отказа в установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», участок №, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания этого ответа незаконным решением, действиями (бездействием); при этом поступившее письменное обращение административного истца было рассмотрено государственным органом в установленные сроки и в пределах предоставленных ему полномочий; в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 175-180, 226 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу : <адрес>, участок №, наложении обязанности установить границы указанного земельного участка в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ и внести сведения в единый государственный реестр недвижимости – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Судья Л.В. Панченко
Решение изготовлено в окончательной форме 2 августа 2019 года