ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3066/2022 от 26.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2022-003583-78

Дело № 2а-3066/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 26 августа 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Маматовой А.И.,

представителя прокуратуры Пермского края Поносова А.В., действующего на основании доверенности,

представителя Министерства образования и науки Пермского края Дочия О.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Пермского края к Министерству образования науки Пермского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

установил:

заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству образования и науки Пермского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к направлению приказов Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г.» для опубликования в установленном порядке, возложении обязанности направления указанных приказов в уполномоченный орган для официального опубликования.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает о том, что прокуратурой Пермского края по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в рамках надзора за законностью нормативных правовых актов проанализированы правовые акты Министерства образования и науки Пермского края (далее по тексту – Министерство), принятые в сфере реализации национального проекта «Образование». Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 31.12.2019 № 3237-р, Концепции по созданию единой федеральной системы сопровождения, утвержденной распоряжением Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ № Р-174, Министерством изданы приказы ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» и от 18.016.2021 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г.». В ходе их изучения установлено, что приказы содержат положения, рассчитанные на неоднократное применение и подлежащие исполнению неопределенным кругом лиц, в том числе образовательными учреждениями, и их профессиональными объединениями, организациями дополнительного профессионального образования педагогических работников, исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и округов края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования. Рассматриваемые приказы отвечают признакам нормативных правовых актов, поскольку в утвержденных ими положениях предусмотрено право неопределенного круга педагогических и иных работников сферы образования на соответствующее обучение, методическую поддержку, повышение квалификации и другое. Указанные нормы рассчитаны на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц и в силу положений ст. 15 Конституции Российской Федерации, абз. 2 ст. 26 Закона ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти ФИО4 края», абз. 6 п. 8 ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ должны были быть официально опубликованы для всеобщего сведения, направлены в департамент документационного обеспечения ФИО1 края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в электронном виде в 2-дневный срок после дня их подписания для опубликования на Официальном интернет- портале правой информации www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края». 15.03.2022 Министру образования и науки Пермского края Кассиной Р.А. вынесено представление об устранении нарушений порядка введения в действие нормативных правовых актов, которое отклонено (письмо министра от ДД.ММ.ГГГГ-исх-74). Учитывая, что неопубликование содержащих нормы права актов влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, указанное бездействие Министерства является незаконным (л.д.2-6).

Заместителем прокурора Пермского края 14.07.2022 в суд направлено заявление об отказе от исковых требований в части признания незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непринятии мер к направлению для официального опубликования приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края», принимая во внимание, что данный приказ признан утратившим силу в связи с изданием приказа Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» (л.д.81-82).

Учитывая изложенное, заместитель прокурора ФИО4 края уточнил заявленные требования, указав о том, что приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г.» изменена преамбула приказа , однако издание данных приказов не изменило их содержания в целом. В ходе их изучения установлено, что приказы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по- прежнему содержат положения, рассчитанные на неоднократное применение, и подлежат исполнению неопределенным кругом лиц, в том числе образовательными учреждениями, их профессиональными объединениями, организациями дополнительного профессионального образования педагогических работников. Так в приказе в редакции от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены мероприятия, возлагающие обязанность на вышеперечисленные органы и организации, которые должны быть исполнены в установленные «дорожной картой» сроки. В частности п. 1.4 приказа определена обязанность исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления по разработке и утверждению в июле-августе 2021 года критериев и показателей системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников. Пунктами 1.5, 2.6, 2.7, 3.2 Приказа установлены ежегодные обязанности по разработке и утверждению критериев и показателей системы научно-методического сопровождения.

В приказе от ДД.ММ.ГГГГ определен функционал вышеупомянутых органов при обеспечении реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», критерии оценки компетенции педагогов.

В нарушение требований абз 2 ст. 26 Закона ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти ФИО4 края», п.1 Порядка вступления в силу и опубликования актов ФИО3 края, Правительства ФИО4 края, актов исполнительных органов государственной власти ФИО4 края, порядка организации опубликования законов ФИО4 края, утверждённого ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФИО2), действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, абз 6 п. 8 ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке опубликования правовых актов ФИО3 края, Правительства ФИО4 края, председателя Правительства ФИО4 края, ФИО1 края, исполнительных органов государственной власти ФИО4 края, организации опубликования законов ФИО4 края» оспариваемые приказы Министерства до настоящего времени не опубликованы (л.д.76-79).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме данное уточненное исковое заявление принято к производству.

На основании вышеизложенного, прокуратура ФИО4 края просит:

-признать незаконным бездействия Министерства образования и науки ФИО4 края, выразившегося в непринятии мер к направлению приказов Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) для опубликования в установленном порядке;

- возложить на Министерство образования и науки ФИО4 края обязанность направить приказы Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г.» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в уполномоченный орган для официального опубликования.

Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель Министерства образования и науки ФИО4 края в судебном заседании и в письменном отзыве на заявленные требования возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что со стороны незаконного бездействия не допущено. Приказы Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ представляют собой концептуально-методологическую основу для принятия управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях по соответствующему направлению работы. Решение об утверждении документа в виде Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края принято также в целях формирования региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования по направлению работы «система обеспечения профессионального развития педагогических работников». Министерство при формировании региональных механизмов управления качеством образования по указанному направлению руководствовалось Методическими рекомендациями Федерального института оценки качества образования по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации. Совершенствование региональных механизмов управления качеством образования является актуальной задачей для органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации в сфере образования, решаемой с использованием установленных действующим законодательством механизмов.

Организация работы по созданию региональной системы научно- методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края предполагает реализацию полного управленческого цикла, который включает в себя компоненты: обоснование цели; формирование системы показателей и методов сбора данных; проведение мониторинга; осуществление анализа данных; разработку рекомендаций; принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, дорожных карт и т.п.); анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования.

Вышеуказанные приказы Министерства носят концептуальный характер и предполагают описание управленческого цикла и его компонентов для дальнейшего руководства муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями по созданию системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края. Также в вышеуказанных приказах описывается установившееся разграничение функций, задач на региональном, муниципальном и институциональном уровнях и определяется формат взаимодействия всех структур, осуществляющих методическое сопровождение, с целью создания эффективной региональной системы научно - методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края.

Изложенное подтверждается также содержанием структурных единиц приказа о концепции: описание системы профессионального развития педагогических работников ФИО4 края; основные концептуальные идеи и механизмы обновления региональной системы; единство научно-методического пространства региона. Структура и субъекты региональной системы; поддержка молодых педагогов; профессиональные сообщества, сети, объединения как механизмы профессионального развития педагогов и методической работы в муниципальных образованиях ФИО4 края; развитие кадрового потенциала; ожидаемые результаты развития и т. о плане мероприятий содержит определенно обозначенные управленческие решения, для которых установлен определенный срок исполнения в целях реализации положений приказа о концепции.

Изложенное выше свидетельствует о том, что приказы Министерства являются по своей правовой природе юридическими предписаниями внутриведомственного характера, направленными на реализацию концепции профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на период 2021-2024 годов. Данные приказы Министерства не изменяют требований действующего законодательства и не содержат новых правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Согласно подп. 3 п. 13.1 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат государственной регистрации акты внутриведомственного характера, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Данные признаки нормативного акта должны наличествовать и действовать в единстве. Приказ об утверждении Концепции и приказ о плане мероприятий не содержат правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, действие этих приказов распространяется на определенный период и утрачивает силу после однократного применения, т.е. после проведения мероприятия, приказы не порождают определенных правовых последствий. Положения приказов рассчитаны на конкретные виды случаев, обстоятельств, определяемых общим признаком, а именно профессиональное развитие и рассчитаны на определенную категорию - педагогических работников.

Приказ об утверждении Концепции содержит предписание руководителя образовательных организаций, подведомственных Министерству руководствоваться в работе данным приказом. В данном приказе содержится рекомендация исполнительно - распорядительным органам муниципальных образований ФИО4 края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования использовать концепцию для развития муниципальных систем научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических и управленческих кадров. В указанном контексте приказы Министерства не являются нормативными правовыми актами, изданными управомоченным органом государственной власти, что в свою очередь, свидетельствует об отсутствии одного из признаков нормативного акта.

Таким образом приказы обладают индивидуальным правовым характером, их действие распространяется на ограниченный круг лиц. Действие во времени данных приказов ограничено. Целью приказов не является урегулирование общественных отношений в сфере образования. В связи с тем, что приказы не обладают в единстве всеми признаками нормативности, они не являются приказами нормативного правового характера, и их опубликование не требуется.

Кроме того, вышеназванные приказы опубликованы Министерством на официальном сайте Министерства образования и науки ФИО4 края в телекоммуникационной сети «Интернет». Против принятия отказа прокуратуры ФИО4 края от иска в части не возражает.

Оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации»),

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами (абзац первый пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством образования и науки ФИО4 края ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» для опубликования в установленном порядке, и возложении на Министерство образования и науки ФИО4 края обязанности по направлению этого приказа в уполномоченный орган для официального опубликования.

Указанный приказ не опубликован и признан утратившим силу в связи с изданием Министерства образования и науки ФИО4 края приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края».

Прокуратурой ФИО4 края заявлен отказ от требования о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки ФИО4 края, выразившегося в непринятии мер по направлению приказа Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» для опубликования в установленном порядке, и возложении на Министерство образования и науки ФИО4 края обязанности по направлению данного приказа в уполномоченный орган для официального опубликования.

Как установлено ч. ч. 2 и 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В силу ч. 1 ст. 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Принимая во внимание изложенное, суд считает возможным принять заявленный отказ от вышеуказанных требований и производство по делу в данной части прекратить, поскольку административный истец отказался от заявленных требований добровольно, последствия отказа от заявленных требований ему понятны.

Министерством образования ФИО4 края ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г.

Приказом Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в преамбулу вышеуказанного приказа (л.д. 44), из содержания которой следует, что данный приказ разработан в целях организации работы системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края.

Данным приказом утвержден План мероприятий («дорожной карты») по реализации концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г.

Указанным приказом директору государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования ФИО4 края» ФИО10 приказано обеспечить реализацию Плана в установленные сроки; осуществить координацию деятельности ответственных исполнителей по реализации плана; рекомендовано исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования принять участие в реализации Плана; утвердить план мероприятий («дорожную карту») по реализации концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г. в соответствующем муниципальном образовании на основании плана.

Контроль за исполнением приказа возложена на заместителя министра образования и науки ФИО4 края ФИО11

Данный план включает в себя разделы «нормативно-правовое обеспечение», «общественные мероприятия», «мониторинг управления ходом реализации плана», которые включают в себя указания на конкретные наименования мероприятий, ответственных исполнителей, сроки их исполнения, планируемый результат.

Прокуратурой ФИО4 края ДД.ММ.ГГГГ Министру образования ФИО4 края ФИО9 выдано представление об устранении нарушений порядка введения в действие приказа от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что данные приказы имеют нормативный характер и должны быть официально опубликованы и включены в реестр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (л.д. 20-22).

По результатам рассмотрения данного представления Министром образования и науки ФИО4 края дан ДД.ММ.ГГГГ ответ о том, что данные приказы не обладают признаками нормативности, носят индивидуальный характер, их действие распространяется на ограниченный круг лиц, во времени ограничено, не регулируют общественных отношений в сфере образования, в связи с чем их опубликование как нормативного правового акта субъекта РФ не требуется (л.д.23-27).

Приказ и утверждённый им План мероприятий Министерством опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки ФИО4 края http://minobr.permkrai.ru, ДД.ММ.ГГГГ.

Министерством образования и науки ФИО4 края ДД.ММ.ГГГГ издан приказ , которым утверждена Концепция региональной системы сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края.

Согласно пунктам 2, 3, 5 данного приказа руководителям образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки ФИО4 края приказано руководствоваться в работе данным приказом. Рекомендовано исполнительно-распорядительным органам муниципальных образования ФИО4 края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования, использовать Концепцию для развития муниципальных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управления ких кадров ФИО4 края. Контроль за его исполнением возложен на заместителя министра образования и науки ФИО4 края ФИО11 (л.д. 46-47).

Из раздела «Основных положения» Концепции следует, что настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края (далее - региональная система), методологические, организационные, процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в системе образования ФИО4 края структур и форм научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях создания условий для развития кадрового потенциала, профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров системы образования ФИО4 края.

Концепция разработана в целях реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для обеспечения непрерывного характера профессионального развития педагогических кадров в условиях системных изменений в сфере образования Российской Федерации.

Правоотношения, возникающие при реализации Концепции, регулируются законодательством Российской Федерации и ФИО4 края.

Концепция реализуется в трех направлениях:

научно-методическое обеспечение (сопровождение) профессионального развития педагогических и управленческих кадров, включая систему дополнительного профессионального образования;

система методической деятельности, включая поддержку молодых педагогов, реализацию программ наставничества педагогических работников;

развитие кадрового потенциала (кадровое обеспечение) региональной образовательной системы (выявление кадровых потребностей в образовательных организациях региона).

Данный приказ и Концепция опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки ФИО4 края http://minobr.permkrai.ru, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46-75).

Заявляя требование о признании незаконным бездействия Министерства образования ФИО4 края, выражающегося в непринятии мер к направлению приказов Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) для опубликования в установленном ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ порядке, административный истец указывает на то, что содержание данных приказов отвечает признакам нормативных правовых актов, так как они содержат положения, рассчитанные на неоднократное применение и подлежащие исполнению неопределенными кругом лиц, в том числе образовательными учреждениями, их профессиональными объединениями, организациями дополнительного профессионального образования педагогических работников, исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и округов края, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования.

Вместе с тем, с данными выводами суд не может согласиться на основании следующего.

Согласно ст. 26 Закона ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти ФИО4 края» исполнительные органы государственной власти ФИО4 края по вопросам своей компетенции издают правовые акты на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и ФИО4 края.

Правовые акты исполнительных органов государственной власти ФИО4 края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.

Датой официального опубликования правовых актов исполнительных органов государственной власти ФИО4 края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается дата первой публикации текста правового акта в одном из официальных печатных изданий, определенных в качестве таковых для официального опубликования законов ФИО4 края, а также в иных средствах массовой информации, учрежденных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти ФИО4 края, или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются тексты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти ФИО4 края, включенные в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, доступ к которым обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Иные правовые акты исполнительных органов государственной власти ФИО4 края вступают в силу со дня подписания, если самими правовыми актами исполнительных органов государственной власти ФИО4 края не предусмотрен иной порядок вступления их в силу, и в обязательном порядке рассылаются заинтересованным органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, должностным лицам, гражданам и их объединениям, которых непосредственно касаются принятые правовые акты

Согласно п.1 ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края, действующего на 14.12.2021, указы губернатора Пермского края, постановления Правительства Пермского края, акты исполнительных органов государственной власти Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования.

Согласно п. 2 данного Указа указы и распоряжения губернатора Пермского края, постановления и распоряжения Правительства Пермского края, распоряжения председателя Правительства Пермского края, акты исполнительных органов государственной власти Пермского края, не требующие опубликования, вступают в силу со дня их подписания, если иное не определено в самом акте.

В соответствии с пунктами 2, 3 Указа Губернатора Пермского края от 14.12.2021 № 170 «О Порядке опубликования правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, председателя Правительства Пермского края, Администрации губернатора Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, организации опубликования законов Пермского края» Опубликованию подлежат: законы Пермского края; указы губернатора Пермского края; постановления Правительства Пермского края; нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. Опубликованию также подлежат содержащие положения об официальном опубликовании: распоряжения губернатора Пермского края; распоряжения Правительства Пермского края; распоряжения председателя Правительства Пермского края; распоряжения руководителя Администрации губернатора Пермского края; правовые акты исполнительных органов государственной власти Пермского края.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных вышеуказанных правовых норм, обязательному опубликованию на Официальном интернет- портале правой информации www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» подлежат правовые акты исполнительных органов государственной власти Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, из содержания приказов Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и утверждённых ими Концепции системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края и Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г. не следует, что данными правовыми актами затрагиваются права и свободы человека и гражданина.

Указанные приказы изданы в целях формирования и организации работы системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров и организации работы системы научно-методического сопровождения и обеспечения, являются по своей сути и содержанию организационными документами, не содержат правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Положения данных правовых актов не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Приказы Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для исполнительно-распорядительных органов муниципальных образования ФИО4 края, осуществляющим муниципальное управление в сфере образования носит рекомендательный характер. В данных приказах определены лица, уполномоченные органы, на которых возложена обязанность, сроки по их исполнению и реализации. Приказы Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ опубликованы на официальном сайте в сети «Интернет» Министерства образования и науки ФИО4 края, в связи с чем доступен для ознакомления и пользования неограниченным кругом лиц, в том числе для заинтересованных лиц, на которых данными приказами возложены какие-либо обязанности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что со стороны Министерства образования и науки ФИО4 края не допущено незаконного бездействия, выражающего в ненаправлении приказов Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для официального опубликования на официальном интернет- портале правой информации www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании «Бюллетень законов ФИО4 края, правовых актов ФИО3 края, Правительства ФИО4 края, исполнительных органов государственной власти ФИО4 края», поскольку данные приказы Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ относятся к иным правовым актам исполнительных органов государственной власти ФИО4 края, которые вступают в силу со дня подписания, и в обязательном порядке рассылаются заинтересованным органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, должностным лицам, гражданам и их объединениям, которых непосредственно касаются принятые правовые акты.

Поскольку на момент рассмотрения данного дела приказы Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки ФИО4 края, суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения судом дела законные права и интересы административного истца не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворении заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

прекратить производство по делу по иску о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки ФИО4 края, выразившегося в непринятии мер по направлению приказа Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» для опубликования в установленном порядке, и возложении на Министерство образования и науки ФИО4 края обязанности по направлению этого приказа в уполномоченный орган для официального опубликования.

В удовлетворении требований прокуратуры ФИО4 края о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки ФИО4 края, выразившегося в непринятии мер к направлению приказов Министерства образования и науки ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Концепции региональной системы научно методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края» и от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации концепции региональной системы научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров ФИО4 края на 2021-2024 г.г. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) для опубликования в установленном порядке, возложении обязанности отказать в полном объеме.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано ввой суд через Ленинский районный суд .

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Манько А.В.