Дело № 2а-99/2020
УИД 26RS0003-01-2019-004796-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Золотухиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, заинтересованные лица Администрация г. Ставрополя, ДНТ «Строитель–2» в лице председателя ФИО2 о признании решения незаконным
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании решения незаконным, обосновав свои требования тем, что по договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в установленном законом порядке, истцом были приобретены объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, назначение: земли населенных пунктов - под сад, площадью 334 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); дом с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, площадью 84,9 кв.м., количество №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>» (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ). Решением заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ садовый дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», признан жилым домом. Далее, являясь полноправным собственником земельного участка и расположенного в пределах земельного участка жилого дома, с целью реализовать свое законное право на присвоение адреса жилому дому и земельному участку, на котором расположен жилой дом, а в дальнейшем зарегистрироваться по указанному адресу (поскольку в настоящее время он проживает по временной регистрации по адресу, указанному в настоящем административном иске), ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление о присвоении адресов объектам адресации: земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> и жилому зданию с кадастровым номером №, расположенному на указанном земельном участке (дело №). Решением №с от ДД.ММ.ГГГГ в оказании муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации» истцу было отказано в связи с отсутствием условий для присвоения объектам адресации адресов. Отказывая в предоставлении муниципальной услуги комитет, указал следующее: невозможно определить, входит ли земельный участок с кадастровым номером № в границы территории ДНТ «Строитель-2»; отсутствует утвержденная схема почтовых адресов, проект организации и застройки территории ДНТ «Строитель-2», проект межевания территории после разделения на два самостоятельных ДНТ: «Строитель-2» и «Приозерное». Считает, что оспариваемое решение нарушает его права, свободы и законные интересы. Он, являясь лицом, обладающим правом на предоставление указанной муниципальной услуги, представил все необходимые документы, согласно требованиям регламента. В связи с чем, законных оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги у комитета не имелось. Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит таких оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги как: невозможность определения нахождения земельного участка в границах ДНТ, отсутствие утвержденной схемы почтовых адресов, отсутствие проекта организации и застройки территории ДНТ, отсутствие проекта межевания территории ДНТ. Решение об отказе не содержит обязательную ссылку на положения п. 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения, в связи с чем, является незаконным. Просил суд признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>№с от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оказании муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации», обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> оказать муниципальную услугу «Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации», а именно: присвоить адрес объектам адресации, принадлежащим административному истцу на праве собственности: земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>», и жилому зданию с кадастровым номером № расположенному на указанном земельном участке.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика КУМИ города Ставрополя ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и просила суд в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя – ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица ДНТ «Строитель – 2» - ФИО2, действующая на основании доверенности просила суд вынести решение об удовлетворении требований.
Выслушав, участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что по договору купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в установленном законом порядке, истцом были приобретены объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, назначение: земли населенных пунктов - под сад, площадью 334 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ); дом с кадастровым номером №, назначение - нежилое здание, площадью 84,9 кв.м., количество <данные изъяты> по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации <адрес>ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ садовый дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> признан жилым домом.
Далее, являясь полноправным собственником земельного участка и расположенного в пределах земельного участка жилого дома, с целью реализовать свое законное право на присвоение адреса жилому дому и земельному участку, на котором расположен жилой дом, а в дальнейшем зарегистрироваться по указанному адресу, поскольку в настоящее время он проживает по временной регистрации по адресу, указанному в административном иске, ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление о присвоении адресов объектам адресации: земельному участку с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> и жилому зданию с кадастровым номером №, расположенному на указанном земельном участке (дело №
Решением №с от ДД.ММ.ГГГГ в оказании муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации» было отказано в связи с отсутствием условий для присвоения объектам адресации адресов.
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, комитет указал следующее: невозможно определить, входит ли земельный участок с кадастровым номером № в границы территории ДНТ «Строитель-2»; отсутствует утвержденная схема почтовых адресов, проект организации и застройки территории ДНТ «Строитель-2», проект межевания территории после разделения на два самостоятельных ДНТ: «Строитель-2» и «<данные изъяты>
Истец ФИО1 считает, что оспариваемое решение нарушает его права, свободы и законные интересы.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садовый земельный участок предоставляется для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.
Из анализа названой нормы следует, что дачный дом предназначен для временного пребывания, и регистрация в нем по месту жительства не предусмотрена.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П положения статей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признаны неконституционными только в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Тем самым Конституционный Суд РФ допускает возможность регистрации по месту жительства в дачном доме при условии, что дом пригоден для постоянного проживания, расположен на землях населенных пунктов и отказ в регистрации по месту жительства нарушает право гражданина на жилище.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.
В пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" указано, что объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.
Присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (п. 6).
Согласно п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5,8-11и14-18 настоящих Правил.
Пунктом 40 указанного административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги: выявление в запросе на представление муниципальной услуги или в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действия которых на момент поступления в Администрацию в соответствии с действующим законодательством истек; подача заявления и документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный законодательством и п. 3 настоящего административного регламента; непредставление заявителем одного или более документов, указанных в пунктах 28-32 настоящего административного регламента; текст в запросе на предоставление муниципальной услуги не поддается прочтению либо отсутствует.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит таких оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги как: невозможность определения нахождения земельного участка в границах ДНТ, отсутствие утвержденной схемы почтовых адресов, отсутствие проекта организации и застройки территории ДНТ, отсутствие проекта межевания территории ДНТ.
Решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 37 указанных Правил).
В случае представления заявления через многофункциональный центр срок, казанный в пункте 37 настоящих Правил, исчисляется со дня передачи многофункциональным центром заявления и документов, указанных в пункте 34 настоящих Правил (при их наличии), в уполномоченный орган (п. 38 указанных Правил).
В силу пункта 41 указанных Правил решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Однако решение об отказе не содержит обязательную ссылку на положения п. 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения, в связи, с чем является незаконным.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административный истец, являясь лицом, обладающим правом на предоставление указанной муниципальной услуги, представил все необходимые документы, согласно требованиям регламента, в связи с чем, законных оснований для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги у комитета не имелось.
Согласно требованиям ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, заинтересованные лица Администрация г. Ставрополя, ДНТ «Строитель–2» в лице председателя ФИО2, о признании решения незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя №с от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в оказании муниципальной услуги «Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации».
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя оказать муниципальную услугу «Присвоение и аннулирование адреса объекту адресации», а именно: присвоить адрес объектам адресации, принадлежащим административному истцу на праве собственности: земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> и жилому зданию с кадастровым номером №, расположенному на указанном земельном участке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Судья А.И.Эминов