РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02 октября 2018 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 октября 2018 г.
г.Выборг 02 октября 2018 года
Дело N2а-3069/2018
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., с участием представителя административного истца адвоката Ганичевой В.Ю., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, к администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области об оспаривании постановления органа местного самоуправления,
установил:
ФИО2, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее - МО) «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.06.2018 N 604 «Об отмене постановления администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 «О признании различными семьями и единой семьей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО «Приморское городское поселение».
В обоснование требований ФИО2 указал, что на основании решения исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов Ленинградской области от 14.07.1989 N62 его мать ФИО5 была поставлена на очередь для получения жилой площади граждан города Приморска.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 26.04.2012 N62 было определено считать состав семьи ФИО5 3 человека (она, сын ФИО2 и внучка ФИО3).
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 он и его мать ФИО5 были признаны различными семьями и определен состав семей: ФИО5 с составом семьи 1 человек (она) и ФИО2 с составом семьи 2 человека (он и дочь ФИО3, впоследствии в его очередь был включен сын ФИО4).
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 06.10.2017 N995 его мать ФИО5 с составом семьи 4 человека (она, сын ФИО2, внучка ФИО3, внук ФИО4) была снята с очереди нуждающихся в жилых помещениях, в связи с предоставлением ей в соответствии со ст.ст.86-88 и п.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ жилого помещения – отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью кв.м на семью с составом 5 человек (она, бывший супруг ФИО6, сын ФИО2, внучка ФИО3, внук ФИО4).
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.06.2018 N604 отменено постановление администрации от 03.12.2012 N211 о признании различными семьями и единой семьей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО «Приморское городское поселение».
Считает оспариваемое постановление от 22.06.2018 N 604 незаконным, поскольку не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления.
По мнению административного истца, отменяя не противоречащее действующему законодательству постановление, администрация тем самым лишило его и семью возможности получить отдельное жилье, чем нарушила его права и законные интересы.
В ходе рассмотрения дела, исходя из характера возникших между сторонами спорных правоотношений к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена мать несовершеннолетних – ФИО7
Административный истец ФИО2 участия в суде не принимал, в судебном заседании представитель административных истцов адвокат Ганичева Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск ФИО2
Заинтересованное лицо ФИО5 в заседании суда требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении разбирательства дела и (или) о рассмотрении дела в ее отсутствие, не представила.
В соответствии с положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По указанной категории споров, в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, - наличия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдения сроков обращения в суд.
На административного ответчика в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагаются обязанности доказывания следующих обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Условия вынесения решения об удовлетворении требований о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, по спорам, разрешаемым в порядке главы 22 КАС РФ, определены в пункте 1 части 2 ст. 227 КАС РФ, к которым относится следующая совокупность: признание их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО5 приходится матерью ФИО2
На основании решения исполкома Приморского городского Совета народных депутатов Выборгского района от 30.05.1989 N84б и решения исполнительного комитета Выборгского районного Совета народных депутатов Ленинградской области от 14.07.1989 N239 ФИО5, проживающая по адресу: <...>, с составом семьи из трех человек была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий, так как дом капитальному ремонту не подлежит, поражен жучком.
Постановлением главы администрации МО «Выборгский район» от 02.04.2003, утвержден акт межведомственной комиссии о признании жилого, расположенного по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания.
20.06.2006 в администрацию МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области поступило заявление от ФИО5 с просьбой разделить очередь на получение жилой площади между ней и ее супругом ФИО6, в связи с разводом, ребенка просила оставить на очереди с ней.
Решением жилищной комиссии администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области было решено разделить очередь с бывшим мужем ФИО6 и присвоить номера ФИО5 с составом семьи 2 человека (она и сын) под N55; ФИО6 под N55а, состав семьи 1 человек (он).
Постановлением администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 14.06.2011 N4211 ФИО6 был предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в аренду на 49 лет.
В связи с предоставлением в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка под ИЖС, постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.09.2011 N153, ФИО6 был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
24.04.2012 в администрацию МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области поступило заявление от ФИО5 с просьбой включить в очередь на получение жилой площади внучку ФИО3, Дата года рождения.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 26.04.2012 N62 внучка ФИО3 Дата года рождения, была включена в очередь на получение жилого помещения к ФИО5, считать состав семьи 3 человека (она, сын ФИО2, внучка ФИО3).
20.11.2012 года в администрацию МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области поступило заявление от ФИО2 с просьбой разделить очередь на получение жилой площади между ним и ФИО5 его матерью, так как они ведут раздельное хозяйство и являются различными семьями.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 были признаны различными семьями ФИО5 (состав семьи 1 человек), ФИО2 (состав семьи 2 человека, он и его дочь ФИО3, Дата года рождения).
21.02.2014 в администрацию МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области поступило заявление от ФИО2 с просьбой включить в очередь на получение жилой площади его сына ФИО4, Дата года рождения.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 05.03.2014 N31 в очередь к ФИО2 был включен его сын ФИО4, Дата года рождения.
В связи с признанием жилого дома по адресу: <...> не пригодным для проживания ФИО5, на основании постановления администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 05.07.2017 N547 предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью кв. м, жилой – кв.м. и 05 июля 2017 г. между ФИО5 и администрацией МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области заключен договор социального найма N478 в отношении указанного жилого помещения.
В соответствии с п. 3 договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: бывший супруг ФИО6, сын ФИО2, внучка ФИО3 и внук ФИО4.
Постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 06.10.2017 N995 ФИО5, состоящая на учете с 14.07.1989 с составом семьи 4 человека (она, сын ФИО2, внучка ФИО3 и внук ФИО4) снята с жилищного учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Оспариваемым в рамках настоящего административного дела постановлением администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.06.2018 N604 отменено постановление администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о разделении и признании различными семьями ФИО5 (состав семьи 1 человек - она), ФИО2 (состав семьи 3 человека, он и его дочь ФИО3, сын ФИО4).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнений в достоверности не вызывают.
Полагая постановление администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.06.2018 об отмене постановления о признании различными семьями незаконным, ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском.
В силу положений статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, из приведенных положений следует, что по общему правилу предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, и не является формой улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 указанного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Что касается граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., то основания прекращения их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены статьей 6 (часть 2) Вводного закона.
Согласно части 2 статьи 6 названного Закона граждане, принятые на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом положений названной части.
На момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовала ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (пункт 2 части 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Соответственно, снятие административного истца с учета, учитывая положения части 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таким образом, из содержания части 2 статьи 6 Вводного закона во взаимосвязи с перечисленными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что указанная норма не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с действиями администрации, осуществившей их переселение в другое жилое помещение в порядке, предусмотренном статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть не с целью улучшения жилищных условий, и при этом жилищные условия таких граждан с учетом норм Жилищного кодекса Российской Федерации фактически улучшены не были.
Законом Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено, что учетная норма площади жилого помещения, определяющая минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается представительным органом местного самоуправления (п. 4 ст. 1).
Пунктом 2 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрено, что граждане, постоянно проживающие в одном помещении, связанные родством и (или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исходя из содержания данного закона право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве отдельной семьи возникает у лиц (семей), которые постоянно проживают в одном жилом помещении с другим лицом, связаны с ним родством, но имеют свои источники дохода, отдельный бюджет, ведут с этим лицом раздельное хозяйство.
Таким образом, право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве отдельной семьи возникает у лиц (семей), которые постоянно проживают в одном жилом помещении с другим лицом, связаны с ним родством, но имеют свои источники дохода, отдельный бюджет, ведут с этим лицом раздельное хозяйство.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2 фактически проживает отдельно от семьи ФИО5 в квартире, предоставленной его матери.
Объективные данные, свидетельствующие о том, что ФИО5 вела общее хозяйство с административным истцом, имели общий источник дохода, отсутствуют. Доказательства об обратном в дело не представлены.
При постановке на учет ФИО2 также указывал на то, что является отдельной семьей, поскольку просил поставить на учет его семью, состоящую первоначально из двух человек, а в последующем из 3 человек.
То обстоятельство, что ФИО2 с детьми зарегистрирован вместе с ФИО5 в одном жилом помещении, само по себе не свидетельствует о наличии между ними семейных отношений.
Между тем, оспариваемое постановление не содержит ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым оно было вынесено, не приведены доказательства несоответствия закону ранее изданного постановления.
При таких обстоятельствах оснований для принятия оспариваемого постановления от 22.06.2018 N604 об отмене постановления от 03.12.2012 N211 о признании различными семьями и единой семьей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО «Приморское городское поселение» у органа местного самоуправления не было.
Удовлетворяя административный иск ФИО2 и признавая незаконным постановление администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.06.2018 N 604 «Об отмене постановления администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 «О признании различными семьями и единой семьей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО «Приморское городское поселение», суд исходит из того, что у администрации отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого постановления, поскольку ФИО2 и его дети членами семьи ФИО2 не являются, а действия администрации по предоставлению ФИО2 другого жилья взамен непригодного для проживания, не могут влечь неблагоприятные последствия для ФИО2 и его семьи.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление от 22.06.2018 N 604 не соответствует требованиям действующего законодательства, принято административным ответчиком без учета фактических обстоятельств, нарушает права административного истца.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, к администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области об оспаривании постановления органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.06.2018 N 604 «Об отмене постановления администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 03.12.2012 N211 «О признании различными семьями и единой семьей граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях МО «Приморское городское поселение».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков