Дело № 2а-306/2020
86RS0020-01-2020-000306-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гп. Приобье 11 сентября 2020 года
Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующий судья Юсуфов Ш.М.
при секретаре – помощнике судьи Чупруновой Ю.А.,
с участием процессуального истца –
заместителя прокурора Октябрьского района Митиной Ю.В.,
представителей ответчика Перескоковой Е.В., Калдиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации гп. Приобье, межведомственной комиссии администрации гп. Приобье, о признании незаконным бездействия, понуждении организовать обследование дома и принятии решения об оценке соответствия многоквартирного дома установленным требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, мотивировав требования тем, что по коллективному обращению жильцов многоквартирного <адрес>, проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Согласно доводам заявителей многоквартирный дом построен в 1973 году, фундамент и крыша пришли в непригодное состояние, на стенах плесень, каркас дома перекошен, брус, из которого выполнен дом, сгнил; дальнейшее проживание в доме угрожает жизни и здоровью жильцов, поскольку дом в любой момент может разрушиться; несмотря на наличие муниципальных квартир в доме, органы местного самоуправления бездействуют. Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию гп. Приобье от жильца многоквартирного дома <данные изъяты> поступило заявление с просьбой признать дом аварийным в связи с неудовлетворительным состоянием конструктивных элементов. По результатам рассмотрения обращения в адрес заявителя администрацией гп. Приобье направлен ответ от 16.01.2020, согласно которому жилые помещения № № 2, 3, 5, 8, 9, 10 находятся в частной собственности, для признания дома аварийным необходимо заключение специализированной организации, денежные средства в бюджете отсутствуют, при наличии средств в бюджете будет рассмотрен вопрос о признании многоквартирного дома аварийным. В нарушение ст. 2, 14, 15 Жилищного кодекса РФ администрацией гп. Приобье обследование многоквартирного дома на предмет оценки технического состояния в рамках жилищного контроля не проводилось; будучи собственником муниципальных жилых помещений вопрос об оценке и обследовании жилых помещений многоквартирного дома на Межведомственную комиссию не выносился. По данным администрации процент износа многоквартирного дома составляет 0%, который установлен на основании технического паспорта многоквартирного дома от 1977 года. По факту нарушения процедуры признания жилых помещений непригодными, 22.05.2020 прокуратурой района главе гп. Приобье внесено представление, в котором поставлен вопрос о необходимости установления реального состояния многоквартирных домов, выделении бюджетных средств на проведение обследований домов специализированными организациями на предмет их аварийного состояния. Согласно ответу на представление администрацией до 31.12.2020 запланировано провести обследование в 8 многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме заявителей. Из объяснений представителя администрации гп. Приобье Перескоковой Е.В., данных в прокуратуре 02.07.2020, следует, что денежные средства для обследования многоквартирного <адрес> бюджетом поселения не предусмотрены, соответствующие изменения в план – график закупок администрации гп. Приобье не внесены, источники финансирования планируемых мероприятий по обследованию не определены. Согласно Акту от 30.06.2020 осмотра многоквартирного <адрес> установлено, что несущие и ограждающие конструкции дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, имеется повреждение стен фасада и постепенное разрушение фундамента, брус наружных стен подвержен намоканию и гниению, имеется деформация внутренних перегородок, уклон, прогибы и просадки пола; многоквартирный дом не соответствует п.п. 10, 14, 15, 16 Раздела II Положения и на основании п. 7.5 СП 13-102-2003, п. 34 Положения имеет признаки исчерпания несущей способности, вероятности аварийного состояния, необходимости привлечения специализированной организации для дачи заключения по результатам обследования многоквартирного дома для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о наличии (отсутствии) оснований для признания многоквартирным домом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Просит суд признать незаконным бездействие администрации гп. Приобье, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома по адресу <адрес>, специализированной организации для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков аварийности многоквартирного дома, обязать в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать обследование данного дома, специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков аварийности многоквартирного дома, и обязать в течение 30 дней после обследования принять межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение № 47), в отношении данного дома.
В судебном заседании административный истец Митина Ю.В. иск поддержала по изложенным в нём доводам
Представители административного ответчика администрации гп. Приобье иск не признали, суду пояснили, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> состоит из 12 жилых помещений. В реестре муниципального имущества МО гп. Приобье состоят 6 квартир по номерами 1,4,6,7,11,12, остальные находятся в частной собственности. В администрацию обратилась собственник квартиры № 5 с заявлением о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Письмом от 16.01.2020 заявителя уведомили о необходимости предоставления заключения специализированной организации в отношении многоквартирного дома при постановке вопроса об аварийности многоквартирного дома, а также в письме сообщено, что в связи с наличием в указанном доме муниципальных квартир, многоквартирный <адрес> включен в реестр предварительного порядка определения очередности по признанию МКД аварийными и подлежащими сносу. Очередность проведения обследования № 8. Исходя из положений пункта 42 Положения № 47 с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным может обратиться собственник помещения, правообладатель или гражданин (наниматель), либо орган государственного надзора (контроля). Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным, заявитель представляет в комиссию заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома заявления, письма, жалобы граждан, на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя. Согласно пункту 45.2 Положения Комиссия на основании межведомственных запросов получает: а) сведения из ЕГРН; б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. Поскольку признание межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование, соответственно при обращении с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным такое заключение должно быть в перечне подаваемых документов. При обращении с вопросом о признании многоквартирного <адрес>, заключение специализированной организации жильцы спорного дома не представили, в связи с чем было отказано в предоставлении услуги по рассмотрению вопроса о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> пгт Приобье аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 24 Административного регламента «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением администрации гп. Приобье от 16.12.2019 № 667 (далее по тексту - Административный регламент) в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае непредставления заявителем документа(ов), предусмотренного(ых) пунктом 16 Административного регламента, и невозможности их истребования, документов, запрашиваемых на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного взаимодействияри этом в связи с наличием в многоквартирном жилом доме по <адрес> муниципальных жилых помещений, указанный дом включен в реестр предварительного порядка определения очередности по признанию МКД аварийными и подлежащими сносу. Очередность проведения обследования №. При таких обстоятельствах, у администрации гп. Приобье отсутствует обязанность инициировать обследование многоквартирного дома на предмет аварийности в связи с поступившим заявлением, без предоставления заявителем соответствующего заключения специализированной организации, тем самым отсутствует бездействие с их стороны, выраженное в не проведении обследования многоквартирного жилого <адрес> того, в подтверждение отсутствия бездействия отметили, что администрация гп Приобье в своем ответе на представление прокуратуры <адрес> от 22.05.2020 №26.06.2020 № ОИ- 2562 обязалась провести обследование на предмет аварийности 8 многоквартирных домов, в которых имеются муниципальные квартиры в том числе многоквартирный дом по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время заключен муниципальный контракт на проведение обследование трех многоквартирных домов. Срок исполнения обязательства, данного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ не истек. Также не согласны с 3 пунктом исковых требований, поскольку при наличии заключения специализированной организации свидетельствующего об аварийности многоквартирного <адрес> межведомственной комиссией в соответствии с Административным регламентом, будет принято решение, предусмотренное п. 47 Положения в течение 30 дней с момента поступления заключения.
Представитель межведомственной комиссии администрации гп. Приобье в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, об уажительных причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения, следует, что администрация гп. Приобье обладает полномочиями по обследованию жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с названным Положением.
На орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
Пунктами 44 - 47 Положения установлена процедура проведения оценки соответствия помещения, многоквартирного дома установленным требованиям, срок рассмотрения поступившего заявления, а также принятие решения по результатам работы комиссии.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 данного положения (пункт 45(1) Положения).
В соответствии с пунктом 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведения дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
В целях исполнения национального проекта «Жилье и городская среда» на территории автономного округа осуществляется реализация регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Для этого постановлением Правительства автономного округа от 01.04.2019 № 104-п утверждена Адресная программа ХМАО - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, постановлением Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 346-п утверждена Государственная программа ХМАО - Югры «Развитие жилищной сферы». Условиями включения многоквартирных домов в названные программы является признание многоквартирных домов в установленном порядке аварийными.
Постановлением администрации гп. Приобье от 05.08.2019 № 425 создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории гп. Приобье (далее – Межведомственная комиссия), которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.
В 2003 году во исполнение решения Думы Октябрьского района от 23.05.2000 № 193 «Об утверждении районной целевой программы «Ликвидация ветхого, аварийного, фенольного жилищного фонда в Октябрьском районе» многоквартирный <адрес> включен в сводный список ветхого жилья (распоряжение главы Октябрьского района № 505-р). С 2009 г. жилые помещения №№ 1, 4, 6, 7, 11, 12 указанного дома находятся в муниципальной собственности МО гп. Приобье.
Многоквартирный дом не включен в государственную программу капитального ремонта по причине превышения предельной стоимости комплекса работ и отсутствие экономической целесообразности проведения капитального ремонта.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию гп. Приобье от жильца многоквартирного дома <данные изъяты> поступило заявление с просьбой признать дом аварийным в связи с неудовлетворительным состоянием конструктивных элементов (л.д.15). По результатам рассмотрения обращения администрацией гп. Приобье заявителю направлен ответ от 16.01.2020, согласно которому жилые помещения № № 2, 3, 5, 8, 9, 10 находятся в частной собственности, для признания дома аварийным необходимо заключение специализированной организации, денежные средства в бюджете отсутствуют, при наличии средств в бюджете будет рассмотрен вопрос о признании многоквартирного дома аварийным <данные изъяты>). Администрацией гп. Приобье обследование многоквартирного дома на предмет оценки технического состояния в рамках жилищного контроля не проводилось; будучи собственником муниципальных жилых помещений вопрос об оценке и обследовании жилых помещений, многоквартирного дома на Межведомственную комиссию не выносился, что при рассмотрении дела не опровергнуто. По данным администрации процент износа многоквартирного дома составляет 0%, который установлен на основании технического паспорта многоквартирного дома от 1977 года. Постановлением администрации гп. Приобье от 29.05.2020 № 237 все жилые помещения дома <данные изъяты> включены в Реестр жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания на территории гп. Приобье по состоянию на 25.05.2020 без соответствующего решения Межведомственной комиссии на основании распоряжения главы Октябрьского района от 01.07.2003 № 505-р <данные изъяты>
По факту нарушения процедуры признания жилых помещений непригодными 22.05.2020 прокуратурой района главе гп. Приобье внесено представление, в котором поставлен вопрос о необходимости установления реального состояния многоквартирных домов, выделении бюджетных средств на проведение обследований домов специализированными организациями на предмет их аварийного состояния. Согласно ответу на представление администрацией до 31.12.2020 запланировано провести обследование в 8 многоквартирных домах, в том числе в многоквартирном доме заявителей. Из объяснений представителя администрации гп. Приобье Перескоковой Е.В., данных в прокуратуре 02.07.2020, следует, что денежные средства для обследования многоквартирного <адрес> бюджетом поселения не предусмотрены, соответствующие изменения в план – график закупок администрации гп. Приобье не внесены, источники финансирования планируемых мероприятий по обследованию не определены. Из Акта от 30.06.2020 истца составленного с участием госжилинспектора Жилстройнадзора Югры в ходе проведенного осмотра многоквартирного <адрес>, установлено, что несущие и ограждающие конструкции дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии, имеется повреждение стен фасада и постепенное разрушение фундамента, брус наружных стен подвержен намоканию и гниению, имеется деформация внутренних перегородок, уклон, прогибы и просадки пола; многоквартирный дом не соответствует п.п. 10, 14, 15, 16 Раздела II Положения и на основании п. 7.5 СП 13-102-2003, п. 34 Положения имеет признаки, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности, вероятности аварийного состояния, необходимости привлечения специализированной организации для дачи заключения по результатам обследования многоквартирного дома для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о наличии (отсутствии) оснований для признания многоквартирным домом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции <данные изъяты>
Таким образом, учитывая вышеперечисленные нормы материального права, положения п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что администрация гп. Приобье, являясь собственником части жилых помещений в спорном доме, учитывая фактическое состояние дома, при наличии обращений граждан, а также то, что непринятие своевременных мер по рассмотрению вопроса о его аварийности может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома, усматривается надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, и как следствие, бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности, при том, что у администрации гп. Приобье отсутствуют препятствия для обращения в межведомственную комиссию по данному вопросу.
Таким образом, нашли подтверждения доводы истца о признании незаконным бездействия администрации гп. Приобье, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности, что влечёт возложение обязанности по устранению выявленного нарушения.
Непринятие своевременных мер к устранению нарушений закона и бездействие со стороны ответчика, создает препятствие к реализации на территории муниципального образования национального проекта «Жилье и городская среда», может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций дома или его части, создает угрозу жизни и здоровью не только проживающих в нем граждан, нанимателей муниципального жилищного фонда, но и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться в момент его разрушения или иного повреждения, как непосредственно в данном доме, так и около него.
При этом суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца об обязании в течение 30 дней после обследования принять межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилого фонда решение, предусмотренное п. 47 Положения в отношении спорного дома, т.к. оно заявлено преждевременно, поскольку при наличии заключения специализированной организации свидетельствующего об аварийности многоквартирного <адрес> не исключается принятие межведомственной комиссией самостоятельно решения, предусмотренного п. 47 Положения в течение 30 дней с момента поступления заключения, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения в этой части административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации гп. Приобье, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования дома по адресу: ХМАО <адрес> специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности.
Обязать администрацию гп. Приобье в течение двух месяцев с даты вступления данного решения суда в законную силу организовать обследование дома по адресу: ХМАО <адрес> специализированной организацией для дачи заключения на предмет наличия (отсутствия) признаков его аварийности.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований прокурора Октябрьского района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Октябрьский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 14.09.2020.
Судья Ш.М. Юсуфов
=согласовано=
Судья Октябрьского районного суда ______________ Ш.М. Юсуфов