ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-306/20 от 11.11.2020 Чесменского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-306/2020

УИД 74RS0044-01-2020-000468-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Чесма «11» ноября 2020 г.

Чесменский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Латыпова Р.Х.,

при секретаре Стрельчик В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Чесменского муниципального района Челябинской области ФИО2 о признании незаконным и отмене решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе Чесменского муниципального района Челябинской области ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления от 16 июня 2020 года «О ликвидации муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района».

Административный истец обосновал требования тем, что Главой Чесменского муниципального района Челябинской области принято постановление о ликвидации Муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района. Данное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку указанное в постановлении наименование решения от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Чесменского муниципального района не соответствует его оригинальному наименованию, имеются противоречия в дате принятия постановления 16 и ДД.ММ.ГГГГ, на территории муниципального района отсутствовал утвержденный представительным органом муниципального района порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных казенных учреждений, в связи с чем Глава муниципального района не вправе была принимать решение о ликвидации учреждения. Кроме того, административный истец считает принятие такого постановления нецелесообразным. Поскольку административный истец является работником муниципального казенного учреждения обжалуемое постановление нарушает его права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО3 административные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика главы Чесменского муниципального района ФИО4 административные исковые требования не признал, указав, что Глава Чесменского муниципального района как высшее должностное лицо муниципального района и представитель собственника имущества казенного учреждения уполномочен принимать решение о ликвидации муниципального казенного учреждения.

Представитель заинтересованных лиц Управления культуры администрации Чесменского муниципального района Челябинской области и ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района ФИО5, представитель заинтересованного лица Управления культуры администрации Чесменского муниципального района Челябинской области ФИО6 административные исковые требования не признали, указав, что ликвидация муниципального казенного учреждения обусловлена централизацией учреждений культуры муниципального района и повышением эффективности их работы, вопросы ликвидации и реорганизации муниципального казенного учреждения находятся в исключительной компетенции муниципального района.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образов, относительно заявленных административных исковых требований возражений не представил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Частью 1 статьи 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Муниципальное казенное учреждение культуры Центральный дом культуры создано на основании постановления Главы Чесменского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ и является некоммерческой организацией.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Чесменский муниципальный район» в лице Управления культуры администрации Чесменского муниципального района Челябинской области - отраслевого (функционального) органа Администрации Чесменского муниципального района Челябинской области (л.д. 148-158).

Из представленного в материалы дела трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в должности директора Муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры (л.д. 139-146).

ДД.ММ.ГГГГ Главой Чесменского муниципального района Челябинской области принято постановление о ликвидации Муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района. Текст постановления опубликован в газете «Степные Зори» выпуск от ДД.ММ.ГГГГ, при этом опубликовании была допущена описка в части указания даты принятия постановления. В выпуске газеты от ДД.ММ.ГГГГ данная описка была исправлена (л.д. 10, 210).

На основании постановления Главы Чесменского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ из преамбулы постановления ДД.ММ.ГГГГ было исключено указание на решение от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Чесменского муниципального района. Текст постановления также был опубликован в газете «Степные Зори» выпуск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 200, 209).

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления культуры Администрации Чесменского муниципального района Челябинской области издан приказ о ликвидации Муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района.

Данным приказом определен срок ликвидации Учреждения, утвержден состав ликвидационной комиссии и план мероприятий по ликвидации, с указанием сроков их выполнения (л.д. 130-138).

В этот же день ФИО1 вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Учреждения (л.д.146).

Не согласившись с постановлением Главы Чесменского муниципального района, административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением.

В административном исковом заявлении административный истец указывает, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

С данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Изучив содержание оспариваемого постановления, суд приходит к выводу, что такими признаками постановление не обладает, поскольку не рассчитано на неоднократное применение и не направлено на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. По своему содержанию постановление является ненормативным правовым актом, изданным Главой муниципального образования в пределах своей компетенции (решением должностного лица органа местного самоуправления), содержащим решение о ликвидации муниципального учреждения, поэтому административный спор, касающийся данного акта, подлежит разрешению по правилам главы 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При проверке соответствия постановления нормативным правовым актам, судом установлено следующее.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частями 1, 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Статьей 15 Устава Чесменского муниципального района, принятого постановлением Собрания депутатов Чесменского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, определена структура органов местного самоуправления района, к которым отнесены Глава муниципального образования, являющийся высшим должностным лицом местного самоуправления муниципального образования и Администрация Чесменского муниципального района, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального района.

Частями 1, 3 статьи 28 Устава Чесменского муниципального района определено, что администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Чесменского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Челябинской области.

Администрация возглавляется главой муниципального района, являющимся главой администрации муниципального района.

В силу частей 1, 2 статьи 25 Устава Чесменского муниципального района исполняя полномочия Главы Администрации муниципального района, Глава муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим Уставом и решениями Собрания депутатов, издает постановления Администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения Администрации муниципального района по вопросам организации работы Администрации.

Постановления, изданные в пределах полномочий главы муниципального района, вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено в самом постановлении.

Постановления главы муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с пунктами 2, 20 части 1 статьи 29 Устава Чесменского муниципального района Челябинской области администрация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решениями Собрания депутатов, осуществляет права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, а также создает условия для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Из приведенных положений следует, что Глава муниципального района является Главой Администрации муниципального района и в пределах своей компетенции вправе издавать постановления, в том числе по вопросам в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района.

Статьей 9.1 ГК РФ определено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 15 ГК РФ учредителем муниципального бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.

Пунктом 1 статьи 18 ГК РФ определено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Из содержания пункта 1 статьи 19.1 ГК РФ следует, что принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации муниципального казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Судом установлено, что учредителем Муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района является муниципальное образование «Чесменский муниципальный район».

Из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что на день принятия оспариваемого постановления отсутствовал утвержденный порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных казенных учреждений.

Поскольку на день принятия оспариваемого постановления отсутствовал утвержденный порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных казенных учреждений, постольку в силу положений статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 статьи 19.1 ГК РФ прерогативой в принятии решения о ликвидации муниципального казенного учреждения обладал глава муниципального района как орган местного самоуправления и высшее должностное лицо местного самоуправления муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом и в пределах его компетенции.

Доводы административного истца о несоответствии даты оспариваемого постановления, судом отклоняются, поскольку судом установлено, что имелась описка в указании даты, которая была исправлена.

Также суд отклоняет доводы истца о нецелесообразности принятия оспариваемого постановления, поскольку как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений органов местного самоуправления, принимаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Главе Чесменского муниципального района Челябинской области ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации муниципального казенного учреждения культуры Центральный дом культуры Чесменского муниципального района» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.

Председательствующий<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>