ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-306/2022 от 04.07.2022 Суджанского районного суда (Курская область)

УИД 46RS0023-01-2022-000344-92

Дело №2а-306/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курская область, г. Суджа 04 июля 2022 года

Суджанский районный суд Курской области в составе: председательствующего и.о. судьи Батуро С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровской Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суджанского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «город Суджа» Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суджанского района Курской области, действуя в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Суджа» Курской области (далее по тексту Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству остановочного пункта на автодороге по ул. К. Маркса г. Суджи, кадастровый , остановочным павильоном, скамьей, урной для мусора, освещением и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование административных исковых требований указывает, что прокуратурой Суджанского района Курской области осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверки произведен осмотр места для остановки автобуса по ул. К.Маркса г. Суджи вблизи дома №23А, которым установлены несоответствия, указанной остановки общественного транспорта требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а именно отсутствует оборудованный павильон для пассажиров и освещение. Собственником данной автодороги является администрация города Суджи Курской области. Со ссылками на ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 3, 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст.ст. 12, 17 Федерального закона от 10.12.2005 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», просит суд признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по обустройству остановочного пункта на автодороге по ул. К.Маркса г. Суджи, кадастровый номер 46:23:000000:1014, остановочным павильоном, скамьей, урной для мусора, освещением; возложить обязанность на Администрацию организовать работы по обустройству остановочного пункта на вышеуказанной автодороге в соответствии с требованиями п. 5.3.3.1, 5.3.3.8, 5.3.3.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.».

В судебном заседании административный истец прокурора Суджанского района Аксёнов М.М. уточнил административные исковые требования, по изложенным в административном иске основаниям просил признать незаконным бездействие администрации МО «город Суджа» Курской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству остановочного пункта на автомобильной дороге по ул. К.Маркса, г. Суджи, кадастровый , остановочным павильоном, скамьей, урной для мусора; обязать Администрацию в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по обустройству указанного остановочного пункта в соответствии с требованиями п. 5.3.3.1, 5.3.3.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.».

Представитель административного ответчика администрации МО «город Суджа» Курской области по доверенности Самойлов А.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования признал, указал, что Администрацией до настоящего требования не выполнены указанные требования законодательства по причине недостатка финансирования. В октябре текущего года будет формироваться бюджет, в который будут заложены денежные средства для оборудования остановочного пункта павильоном, скамьей и урной для мусора.

Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Суджанскому району в судебное заседания не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав административного ситца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992г. №2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на участке автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Суджи вблизи дома за №23А имеется остановка общественного транспорта.

Это же следует из выкопировки Проекта организации дорожного движения муниципального образования «города Суджа» Суджанского района Курской области (л.д. 18-19).

Согласно акта осмотра от 06.06.2022 с фототаблицей к нему, составленного помощником прокурора Суджанского района курской области Лукьянцевой М.С., осмотром установлено, что на остановке общественного транспорта, расположенной по ул. К.Маркса вблизи дома №23А г. Суджи отсутствуют: отдельный оборудованный павильон для пассажиров, а также освещение (л.д. 10-13).

Отсутствие на вышеуказанном остановочном пункте отдельного оборудованного павильона и освещения административным ответчиком не оспаривается.

В соответствии с Приложением №1 к постановлению администрации города Суджи Курской области №233 от 01.10.2021 «О внесении изменений в Постановление Администрации города Суджи Курской области от 18 апреля 2012 года №60 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «город Суджа», автомобильная дорога по ул. К.Маркса г. Суджи, протяженностью 468 м, является автомобильной дорогой общего пользования МО «город Суджа», и ей присвоен идентификационный ОП МП 012 (л.д. 20-21).

Как следует из выписки ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 4086 кв.м. из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: Курская область, г. Суджа, ул. К. Маркса, является Администрация. В пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером – автомобильная дорога по ул. К.Маркса г. Суджи протяженностью 468 м (л.д. 14-17).

В соответствии со ст.1 Устава муниципального образования «город Суджа» Курской области, принятого решением Собрания депутатов города Суджи №1 от 04.08.2005, муниципальное образование «город Суджа» Курской области, образовано в соответствии с Законом Курской области от 21.10.2004 №48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области» и наделено статусом городского поселения.

Согласно ст. 4 Устава МО «город Суджа» Курской области к вопросам местного значения города Суджи относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Суджа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Суджи, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 1, ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе остановочные пункты (п. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Как следует из ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 269-ст, утвержден ГОСТ Р 52765-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», который распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых автомобильных дорог общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.

В соответствии с пунктом 3.24 вышеуказанного ГОСТ Р 52765-2007, остановочные пункты маршрутных транспортных средств: комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров.

Элементы обустройства автомобильных дорог по их функциональному назначению подразделяют на два класса: класс технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения - элементы обустройства, предназначенные для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения; класс зданий и сооружений обслуживания движения - элементы обустройства, предназначенные для обеспечения участников дорожного движения различными видами услуг, необходимыми для создания нормальных условий их работы и отдыха (п. 4.2 ГОСТ Р 52765-2007).

Как следует из пункта 4.5. ГОСТ Р 52765-2007, касс зданий и сооружений обслуживания движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с таблицей 2, данного ГОСТ. Согласно которой остановочные пункты общественного пассажирского транспорта отнесены к группе для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок, классу – здания и сооружения обслуживания движения.

Распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ИС-460-р утвержден ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», который устанавливает общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения.

Согласно п. 3.10.1 ОСТ 218.1.002-2003 автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.)

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», раздел 5 которого устанавливает требования к зданиям и сооружениям обслуживания движения, в частности пункт 5.3.3 указанного раздела определяет требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенного пункта.

Так согласно 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной "карман"; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

В силу вышеуказанного пункта 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен быть оборудован автопавильоном, который должен соответствовать требованиям п. 3.10.3., п. 3.10.4., п. 3.10.5, п. 3.10.6 "Автомобильные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003", и согласно которым автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен. Выбор конструкции павильона осуществляют в зависимости от климатических условий района размещения автобусной остановки. Размер автопавильона определяют с учетом количества одновременно находящихся в час пик на автобусной остановке пассажиров из расчета 4 чел./кв. м. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.

При таких обстоятельствах, оспариваемое бездействие Администрации, как исполнительно-распорядительного органа, выразившееся в несоответствии остановочного пункта требованиям п. 5.3.3.1, 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007, влечет нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц на благоприятные условия для жизни и здоровья, восстановление которых возможно возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершать конкретные действия (ст.227 КАС РФ), в связи с чем, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным с учетом особенностей формирования бюджета и объема выполнения необходимых работ.

Разрешая в порядке статьи 114 КАС РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненное административное исковое заявление прокурора Суджанского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «город Суджа» Курской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «город Суджа» Курской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству остановочного пункта на автомобильной дороге по ул. К.Маркса г. Суджи с кадастровым номером , остановочным павильоном, скамьей, урной для мусора.

Возложить на администрацию МО «город Суджа» Курской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, устранить допущенное нарушение, путем приведения остановочного пункта, расположенного на автомобильной дороге по ул. К.Маркса г. Суджи с кадастровым номером в соответствие с требованиями пунктов 5.3.3.1, 5.3.3.10 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Об исполнении решения сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Суджанский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено – 04.07.2022.

И.о. судьи Батуро С.В.